Урок - КВН по русскому языку "Люби и знай русский язык"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Столярова Наталья Григорьевна

На уроке учитель в игровой форме имеет возможность научить детей отличать звуки от букв, соблюдать нормы правильного произношения,помочь учащимся расширить словарный запас, научить правильно определять лексическое значение слова.Ненавязчиво воспитывается любовь к русскому языку, бережное отношение к родному слову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kvn.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – КВН по русскому языку

5 класс

Учитель Столярова Н.Г.

Тема: «Люби и знай русский язык».

Цели урока:

1.Уметь отличать звуки от букв, соблюдать нормы правильного произношения, расширить словарный запас учащихся, научить правильно определять лексическое значение слова, углубить знания о роли логического ударения.

2. Воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к родному слову, развивать интерес к глубокому изучению предмета.

Наглядность: На доске с помощью магнитных фиксаторов размещаются высказывания писателей о русском языке:

- «Дивишься драгоценности нашего языка, что ни звук, то и  подарок». (Н.В.Гоголь);

- «…Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей». (М.Горький);

- «С русским языком можно творить чудеса». (К.Г.Паустовский).

Ход урока.

 Вступительное слово учителя.

Учитель. Сегодня у нас необычный урок – урок- КВН, на котором мы постараемся расширить свои знания в области русского языка. (Учитель сообщает цели урока.) Русский язык – это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира.

     К слову нужно относиться бережно. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом полки за собой повести»,- писал поэт В.Шефнер. Наш урок особенный. Это урок удивления, открытия, на котором все почувствуют радость от участия в нём. О красоте и богатстве русского языка высказывались многие писатели. (Учитель читает высказывания). Какие, ребята, пословицы и поговорки о языке вы знаете?

             Ведущий.  Грамматика, грамматика-

                                Наука очень строгая!

                                Учебник по грамматике

                                Всегда беру с тревогой я.

                                Она трудна, но без неё

                                Плохое было бы житьё.

                                Не составишь телеграмму.

                                С днём рожденья не поздравишь!

                                Отправляя поздравленье,

                                Помни правило склоненья.

                                Род, число и падежи!

                                А приставки и частицы

                                Вроде хитреньких зверьков:

                                Им охота порезвиться,

                                Обмануть учеников!

                                Ты к себе их приручи,

                                Их привычки изучи!

                                Ударение над гласной

                                Может букву сделать ясной,

                                Будь внимателен, и только!

                               Будь старательным, и только!

                               Всё запомнишь, всё поймёшь!

Выбираются члены жюри из числа учащихся.

Приветствие команды «Восклицательный знак», состоящей из 5 учащихся.

1-й ученик. Друзья мои, приятели!

                      Живу я много лет.

                      Примите восклицательный

                      Наш пламенный привет!

2- й ученик. Ребята, в предложениях

                       Стою я для того,

                       Чтоб выделить

                       Волнение, тревогу, восхищение,

                       Победу, торжество.

3-й ученик. Не зря я от рождения

                      Противник тишины,

                      Где я, те предложения

                      С особым выражением

                      Произносить должны

Все вместе. Ура!

                      Мы победим

                      И лучше всех экзамен

                      На грамотность сдадим!

Приветствие команды «Междометие».

1-й ученик. Ах, как трудно жить на свете,

                      Не усвоив междометий!

                      Сердце так и гложет страх

                      Ах!

2-й ученик. Эх, ведь спросят как назло!

                      Вот бы нынче повезло!

                      Я по списку дальше всех!

                      Эх!

3-й ученик. Ох, беда уже близка,

                      Так и ждёт меня доска,

                      Если б кто-нибудь помог!

                      Ох!

4-й ученик. Ух, захватывает дух!

                      Притворюсь-ка я, что глух!

                      Хоть бы в классе свет потух,

                      Ух! Ах! Эх! Ох! Не вызвали!

Все вместе. Охать, ахать мы не будем,

                       И победу мы добудем!

Члены жюри подводят итоги приветствия. Команды получают задание.

Конкурс «Смекалистых»

Задания находятся в конвертах, которые выбирают капитаны команд.

Команде «Восклицательный знак»:

1. Правильно произнеси: депо, пресса, отель, проект, темп.

2. Расставь ударение в словах: красивее, столяр, каталог, жалюзи, цемент, досуг.

3. Записать 5 сложных слов с корнем «вод».

4. Преврати данные глаголы в существительные: окуни, село, пропасть, пряди.

5. Сколько раз в предложении встречается звук [ш].

Не тот хорош, кто для дела пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

6. Подобрать синонимы к словам: недостаток, прочный.

7. Подобрать антонимы к словам: отсутствие, удаться.

8. Определить род имён существительных: овощ, рельс, мозоль, фамилия, тюль.

9. Объясните значение слов «песочный» и «песчаный».

10. Какие словари вам известны? Перечислите их, назовите автора.

Команде «Междометие».

1. Правильно произнеси: скучно, тест, интервью, термин, штепсель.

2. Расставьте ударение в словах: Свёла, сироты, щавель, положил, договор, обеспечение.

3. Записать 5 сложных слов с корнем «ход».

4. Какими частями речи могут быть слова: жгут, пила, стих, покрой.

5. Сколько раз в предложении встречается звук [т].

Доктор подписал документ.

6. Подобрать синонимы к словам: антракт, колоссальный.

7. Подобрать антонимы к словам: простой, ложь.

8. Определить род имён существительных: хранилище, кофе, средство, рояль, шампунь.

9. Объясни значение слов: импорт, экспорт.

10. Запиши пословицы и поговорки об учебе, учении, школе.

Команды выполняют задание, а в это время проводится игра с болельщиками.

Ведущий задаёт вопросы:

  1. Какие местоимения самые чистые? (Вы, мы, ты).
  2. Какую строчку не может прочитать ни один человек? (Строчку, прошитую портнихой).
  3. Кто больше? Дом – том, сом, лом, ком… Дым - …
  4. На  доске вывешивается плакат с надписью:

   Ушол щас вирнус занит сщасвирнус.

                                                            К. Р.

Найти и исправить ошибки, записать верно.

             Я ушёл. Сейчас вернусь.

                                  Кролик.

  1. Я у дуба, я у зуба, я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту, я не вверх, а вниз расту.

                                       (Корень).

  1. Третье лишнее: сожаление, сочувствие, жалость; ветер, вихрь, безветренный; учить, изучить, зубрить.
  2. Начало – голос птицы.

Конец на дне пруда,

А целое в музее найдёте без труда. (Картина).

  1. Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь… (медвежью услугу).

  1. Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес… (кто по дрова)

Ребята слушать их не станут:

От этой песни…(уши вянут).

  1. Как это правильно сказать?

а) у рыбов нет зубов;

б) у рыб нет зубьев;

в) у рыбей нет зубей;

г) у рыб нет зубов.

Конкурс капитанов

  1. Составить возможные слова от слова «повествовательный».
  2. Произнести предложение «Я люблю свой город» в разных интонациях (4 варианта).
  3. Какое художественное изобразительное средство спряталось в этих клеточках?

(метафора)                                                                                 (эпитет)

Члены жюри подводят итоги конкурсов. Домашнее задание.

 Показать командам сцену из школьной жизни.

Итоги КВНа, вручение призов.

Ведущий: Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего,

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево!

(С. Маршак)

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Интеллект-кофейня" Урок-игра по русскому языку для 11 класса "ЗРЯ!! ("Знаю русский язык!")

Урок-игра содержит разнообразные, в том числе творческие, задания по русскому языку для 11 класса, нацеленные на подготовку детей к сдаче ЕГЭ....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Люби и знай русский язык"

Внеклассное мероприятие направлено на формирование познавательного интереса к русскому языку.В ходе мероприятия учащиеся принимают участие в разных конкурсах. В увлекательной форме они узнают много но...

Игра по русскому языку " Как мы знаем русский язык"

Цели: расширить  знания учащихся по русскому языку,  развивать внимательность, сообразительность, собранность; воспитывать интерес к урокам русского языка, любознательность....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Люби и знай русский язык"

В игровой форме закрепить знания по русскому языку, развивать интерес к русскому языку, научить работать как самостоятельно,так и в команде....

Конкурс знатоков русского языка "Люби и знай русский язык"

Данный материал может быть использован для проведения внеклассного мероприятия в рамках Недели русского языка и литературы...