Урок - КВН по русскому языку "Люби и знай русский язык"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
На уроке учитель в игровой форме имеет возможность научить детей отличать звуки от букв, соблюдать нормы правильного произношения,помочь учащимся расширить словарный запас, научить правильно определять лексическое значение слова.Ненавязчиво воспитывается любовь к русскому языку, бережное отношение к родному слову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kvn.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – КВН по русскому языку
5 класс
Учитель Столярова Н.Г.
Тема: «Люби и знай русский язык».
Цели урока:
1.Уметь отличать звуки от букв, соблюдать нормы правильного произношения, расширить словарный запас учащихся, научить правильно определять лексическое значение слова, углубить знания о роли логического ударения.
2. Воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к родному слову, развивать интерес к глубокому изучению предмета.
Наглядность: На доске с помощью магнитных фиксаторов размещаются высказывания писателей о русском языке:
- «Дивишься драгоценности нашего языка, что ни звук, то и подарок». (Н.В.Гоголь);
- «…Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей». (М.Горький);
- «С русским языком можно творить чудеса». (К.Г.Паустовский).
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Учитель. Сегодня у нас необычный урок – урок- КВН, на котором мы постараемся расширить свои знания в области русского языка. (Учитель сообщает цели урока.) Русский язык – это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира.
К слову нужно относиться бережно. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом полки за собой повести»,- писал поэт В.Шефнер. Наш урок особенный. Это урок удивления, открытия, на котором все почувствуют радость от участия в нём. О красоте и богатстве русского языка высказывались многие писатели. (Учитель читает высказывания). Какие, ребята, пословицы и поговорки о языке вы знаете?
Ведущий. Грамматика, грамматика-
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё.
Не составишь телеграмму.
С днём рожденья не поздравишь!
Отправляя поздравленье,
Помни правило склоненья.
Род, число и падежи!
А приставки и частицы
Вроде хитреньких зверьков:
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!
Ты к себе их приручи,
Их привычки изучи!
Ударение над гласной
Может букву сделать ясной,
Будь внимателен, и только!
Будь старательным, и только!
Всё запомнишь, всё поймёшь!
Выбираются члены жюри из числа учащихся.
Приветствие команды «Восклицательный знак», состоящей из 5 учащихся.
1-й ученик. Друзья мои, приятели!
Живу я много лет.
Примите восклицательный
Наш пламенный привет!
2- й ученик. Ребята, в предложениях
Стою я для того,
Чтоб выделить
Волнение, тревогу, восхищение,
Победу, торжество.
3-й ученик. Не зря я от рождения
Противник тишины,
Где я, те предложения
С особым выражением
Произносить должны
Все вместе. Ура!
Мы победим
И лучше всех экзамен
На грамотность сдадим!
Приветствие команды «Междометие».
1-й ученик. Ах, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий!
Сердце так и гложет страх
Ах!
2-й ученик. Эх, ведь спросят как назло!
Вот бы нынче повезло!
Я по списку дальше всех!
Эх!
3-й ученик. Ох, беда уже близка,
Так и ждёт меня доска,
Если б кто-нибудь помог!
Ох!
4-й ученик. Ух, захватывает дух!
Притворюсь-ка я, что глух!
Хоть бы в классе свет потух,
Ух! Ах! Эх! Ох! Не вызвали!
Все вместе. Охать, ахать мы не будем,
И победу мы добудем!
Члены жюри подводят итоги приветствия. Команды получают задание.
Конкурс «Смекалистых»
Задания находятся в конвертах, которые выбирают капитаны команд.
Команде «Восклицательный знак»:
1. Правильно произнеси: депо, пресса, отель, проект, темп.
2. Расставь ударение в словах: красивее, столяр, каталог, жалюзи, цемент, досуг.
3. Записать 5 сложных слов с корнем «вод».
4. Преврати данные глаголы в существительные: окуни, село, пропасть, пряди.
5. Сколько раз в предложении встречается звук [ш].
Не тот хорош, кто для дела пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
6. Подобрать синонимы к словам: недостаток, прочный.
7. Подобрать антонимы к словам: отсутствие, удаться.
8. Определить род имён существительных: овощ, рельс, мозоль, фамилия, тюль.
9. Объясните значение слов «песочный» и «песчаный».
10. Какие словари вам известны? Перечислите их, назовите автора.
Команде «Междометие».
1. Правильно произнеси: скучно, тест, интервью, термин, штепсель.
2. Расставьте ударение в словах: Свёла, сироты, щавель, положил, договор, обеспечение.
3. Записать 5 сложных слов с корнем «ход».
4. Какими частями речи могут быть слова: жгут, пила, стих, покрой.
5. Сколько раз в предложении встречается звук [т].
Доктор подписал документ.
6. Подобрать синонимы к словам: антракт, колоссальный.
7. Подобрать антонимы к словам: простой, ложь.
8. Определить род имён существительных: хранилище, кофе, средство, рояль, шампунь.
9. Объясни значение слов: импорт, экспорт.
10. Запиши пословицы и поговорки об учебе, учении, школе.
Команды выполняют задание, а в это время проводится игра с болельщиками.
Ведущий задаёт вопросы:
- Какие местоимения самые чистые? (Вы, мы, ты).
- Какую строчку не может прочитать ни один человек? (Строчку, прошитую портнихой).
- Кто больше? Дом – том, сом, лом, ком… Дым - …
- На доске вывешивается плакат с надписью:
Ушол щас вирнус занит сщасвирнус.
К. Р.
Найти и исправить ошибки, записать верно.
Я ушёл. Сейчас вернусь.
Кролик.
- Я у дуба, я у зуба, я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту, я не вверх, а вниз расту.
(Корень).
- Третье лишнее: сожаление, сочувствие, жалость; ветер, вихрь, безветренный; учить, изучить, зубрить.
- Начало – голос птицы.
Конец на дне пруда,
А целое в музее найдёте без труда. (Картина).
- Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь… (медвежью услугу).
- Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес… (кто по дрова)
Ребята слушать их не станут:
От этой песни…(уши вянут).
- Как это правильно сказать?
а) у рыбов нет зубов;
б) у рыб нет зубьев;
в) у рыбей нет зубей;
г) у рыб нет зубов.
Конкурс капитанов
- Составить возможные слова от слова «повествовательный».
- Произнести предложение «Я люблю свой город» в разных интонациях (4 варианта).
- Какое художественное изобразительное средство спряталось в этих клеточках?
(метафора) (эпитет)
Члены жюри подводят итоги конкурсов. Домашнее задание.
Показать командам сцену из школьной жизни.
Итоги КВНа, вручение призов.
Ведущий: Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего,
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево!
(С. Маршак)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Интеллект-кофейня" Урок-игра по русскому языку для 11 класса "ЗРЯ!! ("Знаю русский язык!")
Урок-игра содержит разнообразные, в том числе творческие, задания по русскому языку для 11 класса, нацеленные на подготовку детей к сдаче ЕГЭ....
Обобщающий урок в 4 классе по теме: "Песня русская в березах, песня русская в хлебах..."
Развернутый конспект урока в 4 классе...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Люби и знай русский язык"
Внеклассное мероприятие направлено на формирование познавательного интереса к русскому языку.В ходе мероприятия учащиеся принимают участие в разных конкурсах. В увлекательной форме они узнают много но...
Игра по русскому языку " Как мы знаем русский язык"
Цели: расширить знания учащихся по русскому языку, развивать внимательность, сообразительность, собранность; воспитывать интерес к урокам русского языка, любознательность....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Люби и знай русский язык"
В игровой форме закрепить знания по русскому языку, развивать интерес к русскому языку, научить работать как самостоятельно,так и в команде....
Конкурс знатоков русского языка "Люби и знай русский язык"
Данный материал может быть использован для проведения внеклассного мероприятия в рамках Недели русского языка и литературы...