Интерактивные формы обучения, применяемые при обучении учащихся русскому языку.
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему
Мастер-класс по использованию интерактивных форм обучения на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс в 5-ом Б классе МОУ АСОШ №3 им. Г. С. Боровикова, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Евланова А. Ф.
Тема: «Интерактивные формы обучения, применяемые при обучении учащихся русскому языку».
Цель: продемонстрировать некоторые интерактивные формы обучения, применяемые в 5-ом классе при обучении учащихся русскому языку.
1.Сообщение темы и цели мастер-класса учащимся «Скажи о том, что ты собираешься сделать»
-Ребята, на сегодняшнем занятии мы покажем, какие приёмы используем, чтобы добиться прочных знаний по русскому языку.
Вспомним правила, необходимые для успешной работы:
-Быть активным.
-Уважать мнение участников.
Быть доброжелательным.
-Быть пунктуальным и отзывчивым.
-Не перебивать.
-Быть открытым для взаимодействия.
-Быть заинтересованным.
-Стремиться найти истину.
-Придерживаться регламента.
- Проявлять творчество.
-Уважать правила работы в группе.
Основная часть. Снятие эмоционального зажима ( «игра – ледокол», используется для создания атмосферы доверия в группе. «Игра- ледокол»- «Сказка».
Ход игры: ведущий рассказывает группе начало сказки. Знакомит с её героями. А затем предлагает группе придумать кульминацию и развязку сказки. Каждый участник группы пишет предложение на листке бумаги. Заворачивает часть листка с предложением, чтобы его нельзя было прочитать следующему участнику, который в свою очередь пишет своё предложение. Все участники пишут по фразе. Затем учитель представляет группе получившуюся сказку.
У: - Сегодня мы создадим свою неповторимую сказку о весне, ведь мы её ждем с нетерпением. Зачин сказки: - В нашем родном посёлке Алексеевском жила- была суровая зима…
Действующие герои: Зима, Весна, Солнышко, Ветерок, Зелёная Травка, Река Кама (по числу героев в группе).
Выводы (рефлексия)- «Скажи о том, что сделано».
Работа в парах.
- Проверка усвоения правил. Взаимопроверка ( устный опрос): ученик рассказывает изученное правило соседу по парте. Приводит примеры. Объясняет их .Затем учащиеся меняются ролями. Оценивают друг друга. После завершения работы учитель заслушивает 2-3 учеников и подводит итоги.
- Опрос изученного правила у доски. У доски два ученика. Один из них задаёт вопросы. А другой отвечает. Потом они меняются ролями. Класс оценивает ответы одноклассников. При необходимости внося дополнения и изменения.
Работа в группах.
1. Игра-эстафета. С последней парты передаётся учителю листок, на котором написаны слова с изученной орфограммой. Выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием и допускает меньшее количество ошибок.
2. Рассказ правила по цепочке даёт хороший результат, так как учащиеся бояться подвести товарищей. Цель этой работы - логически правильно рассказать изученное правило. Побеждает та команда, которая правильно и не нарушая логику изложения, даёт полный ответ.
3. Инсценирование ситуации. На каждом уроке предусматриваю работу по развитию и формированию правильной речи. Удачно проводится эта работа в форме « сюрприза для одноклассников», так как готовится от них в тайне и содержит в себе вопрос для решения.
На данном занятии была использована сценка «На приёме у доктора».Вопрос для решения: Почему доктор выписал такой рецепт?
Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?
Вася: Захворнул я малость, доктор. Только и делов. Что в роте что- то пухнет и в горлу дерёт.
Доктор : Во рту , говоришь? Сейчас посмотрим. (Ставит Васе градусник). А каком классе учитесь, молодой человек?
Вася: В шестом «Ды».
Доктор: В шестом «Ды»? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?
Вася: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело…
Доктор: Жутко весело?! Гм…А учитесь как?
Вася: Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут…Их учителка в пух и прах хвалит.
Доктор :Порядочек…Железно… Учителка…(Берёт у Васи градусник). Ну-ка , открой рот. (Вася открывает рот, высовывает язык) Я так и знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач ничем не поможет. Вылечиться ты сможешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он (извлекает из стола и показывает учебник русского языка). Чаще заглядывай в него и ты, я надеюсь, вылечишься.
Вывод учащихся по ситуации (рефлексия). Знакомство с нормами языка.
Общий вывод по занятию «Скажи, чему ты научился».
Справка по итогам предметной недели русского языка и литературы, проведённой в школе с 4-10 февраля 2010 года
Цель проверки: проверить , как « Неделя предмета» влияет на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, повышение образовательного уровня , обучение детей самостоятельности и творчеству. Выявление способных учащихся для вовлечения в общешкольные мероприятия.
Срок : с 5-10 февраля 2010 года.
Комиссия: зам. директора школы по УВР, председатель ММО школы.
В
ходе недели были проведены следующие мероприятия:
- открытые уроки , внеклассные мероприятия ;
-выпущены газеты о русском языке;
-проведены открытые уроки в 5-10 классах;
-проведены конкурсы сочинений, стихотворений о русском языке;
-проведено внеклассное мероприятие , посвящённое творчеству А. П. Чехова в 6, 8, 10 классах.
Рекомендации: предметная неделя по русскому языку и литературе прошла со 100% охватом учащихся, мероприятия были интересными и направлены на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету. Учителям : Галявеевой Р. Я. и Евлановой обобщить опыт работы по проведению методической недели и оформить рабочую папку
« Из опыта работы учителей русского языка и литературы. Предметная неделя».
Подписи :
Справка
по итогам классно- обобщающего контроля 4 класса
В соответствии с годовым планом учебно- воспитательной работы в течение апреля администрация школы проводила классео- обобщающий контроль за уровнем обученности и воспитанности учащихся 4 класса, способность класса к учебно- познавательной деятельности. Данный вид контроля традиционный в нашем школе. В ходе контроля ставились следующие задачи:
1.пронаблюдать, насколько организованны учащиеся на уроке ( дисциплина, внимание, выполнение домашнего задания, работоспособность на уроке, утомляемость).
2.Проявление интереса к учёбе, к различным учебным предметам
( активность на уроке, желание работать, умение слушать учителя, друг друга, вопросы к учителю и т. д.)
3.Взаимодействие учащихся на уроке ( уважение к ответу одноклассника, умение оценить свой ответ и ответ одноклассников. Доброжелательное отношение к оцениванию ответов).
4 Степень усвоения программного материала.
5. Умение учителей организовать учебную деятельность учащихся на уроке.
6.Изучить, какие приёмы используют учителя для поддержания интереса к своему предмету и активного внимания учащихся на протяжении всего урока.
7.Использование учителями элементов развивающего обучения и дифференциации.
В ходе проверки были посещены уроки, классные часы, проведены срезы пор русскому языку и математике, проверены тетради, дневники учащихся.
Результаты контрольных работ таковы:
Русский язык- контрольный диктант с дополнительными заданиями по теме «Правописание окончаний глаголов».Писали работу-24 ученика из 28, 1 ученик находится на надомном обучении (Пономарёв И.)
Справились на «5»-2
на «4»-11
на «3»-9
на «2»-2
Успеваемость-92 %, качественная успеваемость-54 %.
Справились с дополнительным заданием
на «5»- 8 учащихся
на «4»-11
на «3»-3
Успеваемость-100%, качественная успеваемость-79 %.
Математика- контрольная работа по теме «Деление на многозначные числа».
Писали работу-26 уч-ся из 27.
Справились на «5»-1
на «4»-21
на «3»-3
на «2»-1 ученик, Ерёмин Е.
Успеваемость-96 %, качественная успеваемость-85 %.
Выводы и предложения: уровень организованности и воспитанности учащихся , способность класса к учебно-познавательной деятельности на хорошем уровне, на уроках учащиеся дисциплинированны, внимательны, домашнее задание выполняют почти все (за редким исключением- Ерёмин Е., Калашникова М.) Работоспособность на уроке у 70 % учащихся высокая, есть очень активные ученики: Москвичёва Е., Казанцева М., Ищенко А., Лобова А., Вальщиков Р.У учащихся в основном сформированы общеучебные навыки, желание работать, умение слушать учителя, друг друга, правильно оценивать свои и ответы одноклассников. Необходимо ответить доброжелательность самого учителя, старательность и целенапрвленность действий в достижении учебно- воспитательных задач.
С целью поддержания интереса к учёбе и активного внимания учащихся Ольга Николаевна применяет на каждом уроке наглядность, вовлекает в работу весь класс, используя разноуровневые, дифференцированные задания, элементы развивающего обучения.
Подпись:
Справка по итогам проверки 10-го класса
Цель: проверить успеваемость учащихся 10-го класса, их готовность к продолжению образования.
Сроки: декабрь 2009 года.
Комиссия: зам. директора по УВР, председатель ММО.
С целью проверки успеваемости учащихся 10 –го класса в декабре 2009 года проводилась проверка успеваемости 10-го класса и готовности класса к дальнейшему обучению. С этой целью были посещены уроки, проведены контрольные срезы, проверены тетради и дневники учащихся, классный журнал.
По русскому языку проведён срез знаний учащихся в форме тестирования 24 декабря. Результаты тестирования:
в классе-9 учащихся, выполняли работу-9 учащихся.
Справились с работой на:
«5»-5 уч-ся
«4»-1
«3»-3
«2»-0
Успеваемость-100%, качественная успеваемость-67%.
По математике была проведена контрольная работа по теме «Перпендикулярность прямой и площади» была проведена 11.12.2009 года. Результаты контрольной работы:
Выполняли работу 9 учащихся из 9.
Справились на:
«5»-1 уч-ся
«4»-4
«3»-3
«2»-1(Секалина Н.)
Успеваемость-89%, качественная успеваемость-56 %.
По химии проведена контрольная работа по теме «Углеводороды» 8. 12. 2009 года. Результаты контрольной работы: выполняли работу-9 учащихся из 9.
Справились на
«5»-2 уч-ся.
«4»-4
«3»-3
«2»-0
Успеваемость-100 %, качественная успеваемость-67 %.
По физике проведена контрольная работа по теме «Механика» 13 января. Учитель Мустафин И. М. в декабре 2009 года находился на стационарном лечении, осуществлялась замена уроков физики учителем Гилязовой Р. Н. Результаты контрольной работы: писали контрольную работу-8 уч-ся из 9.Справились на
«5»-0 учащихся
«4»-7
«3»-3
«2»-0
Успеваемость-100%, качественная успеваемость-88 %.
Выводы и предложения: исходя из результатов посещения уроков, проверки документации, результатов контрольных работ можно сделать вывод о том, что учащиеся 10 –го класса готовы к дальнейшему обучению в школе. Учителя-предметники ведут целенаправленную подготовку к экзаменам в форме ЕГЭ, учащиеся в основном успешно усваивают программный материал. Классный руководитель Галявеева Р. Я. держит постоянную связь с родителями учащихся, регулярно проводит классные родительские собрания.
Подпись:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные формы проведения контроля знаний на уроках русского языка как способ повышения эффективности обучения.
Нетрадиционные формы наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, активизиру...
Формы и приемы работы на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов
Формы и приемы работы на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов...
Интерактивные формы и методы работы на уроках русского языка и литературы
Interact – «находиться во взаимодействии» или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или с чем-либо(например, компьютером).Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обу...
Мастер-класс "Интерактивные формы и методы работы на уроках русского языка"
Все мы работаем в школе с одной целью: создание условий для повышения качества образовательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий ведущую роль должны играть творческие формы и ме...
Особенности подготовки учащихся индивидуальной формы обучения к итоговой аттестации по русскому языку и математике.
Методика и практика подготовки учащихся с ОВЗ к итоговой аттестации. Проблемы и пути их решения....
Использование интерактивных форм и методов в обучении иностранному языку
Аннотация: В статье рассматриваются особенности преподавания иностранных языков при помощи интерактивных форм и методов обучения, как наиболее актуальные на современном этапе преподавания. Рассма...
Формы и приёмы обучения подбору аргументов на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе
В презентации рассматриваются формы, методы и приёмы обучения учащихся подбору аргументов на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе, особенности аргументативных текстов....