Рабочие программы
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Данные рабочие программы помогут учителю организовать свою педагогическую деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.ya_._9_klass.doc | 276.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
- Цели и задачи.
Настоящая рабочая программа по русскому языку разработана применительно к учебной программе по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Бабайцевой и ориентирована на использование учебного комплекса:
1.«Русский язык. Теория» 5-9 кл., автор В.В. Бабайцева, 2010.
2.«Русский язык. Практика» 9 класс. Пособие для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Ю.С. Пичугова, М., «Дрофа», 2010.
3.«Русская речь». Учебник для общеобразовательных учреждений. Составитель Е.И. Никитина, М., «Дрофа», 2010
А также дополнительных пособий для учителя:
- Поурочное планирование для 5-9 классов, «Дрофа», 2000г., под редакцией В.В. Бабайцевой.
- Л.А.Жердева Русский язык в средней школе, дидактический материал для 9 класса, Новосибирск, 1998г.
- Е.К. Францман Сборник диктантов по русскому языку 5-9 кл., М., 1996г.
- А.Б. Малюшкин, С.Г. Айрапетова. Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями. 9 класс. М, 2001г.
- З.Д. Гольдин Русский язык в таблицах. М., 1998г.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Специальной задачей преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.
Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.
Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности:
дидактико-технологическое оснащение включает:
- тестовые задания;
- раздаточный материал;
- таблицы;
- материалы для итогового и промежуточного контроля;
- мультимедийное сопровождение уроков.
2. Нормативно-правовое обеспечение программы:
- - Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 (ред. от 01.04.2012 г.) «Об образовании»;
- - Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Указом Президента РФ от 4 февраля 2010 г., № 271;
- - Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089;
- - Приказ МО РФ от 27.12.2011г. №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 год»;
- - Программа развития МБОУ лицея с.Хлевное;
- - Образовательная программа МБОУ лицея с. Хлевное.
3. Сведения о программе, которая взята за основу.
Данная рабочая программа создана на основе Примерной учебной программы основного общего образования по русскому языку; авторской Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5 – 9 классов под редакцией В. В. Бабайцевой (авторский коллектив: А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова), которая полностью соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и федеральному базисному плану, являясь утверждённой и рекомендованной для работы МО РФ (Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5—9 классы, 10—11 классы. Составитель Е.Харитонова Издательство «Дрофа», 2008)
Выбор именно этой авторской программы обусловлен тем, что в ней содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Основными механизмами формирования данных компетенций являются проектная деятельность, исследовательская деятельность, применение ИКТ.
4. Информация о внесенных изменениях.
В связи с наличием в учебном плане лицея дополнительных часов в модулях 9а и 9б классов (1 час в неделю – 34 часа в год) в данных модулях организовано попутное повторение учебного материала для подготовки к ГИА по русскому языку. Данные изменения отражены в учебно-тематическом и календарно-тематическом планировании.
5. Место и роль учебного курса, предемета.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
- Информация о количестве часов.
Согласно действующему в лицее учебному плану 9 «Б» классе предполагается обучение в объеме 3 часов в неделю. В соответствии с этим реализуется типовая программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Бабайцевой.
7. Формы организации образовательного процесса.
При изучении русского языка в 9 классе предполагается использование следующих технологий обучения:
- технология формирования критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- проектная технология;
- технологии личностно-ориентированного обучения.
Процесс изучения русского языка в 9 классе предусматривает использование
классно-урочной системы: фронтальной, парной, групповой, индивидуальных форм учебной деятельности (урок-консультация, урок-практическая работа, уроки-деловые игры, уроки-соревнования, уроки взаимообучения учащихся, уроки творчества, уроки-конкурсы, уроки-общения, уроки-игры, уроки-диалоги, уроки-конференции,
уроки-семинары, интегрированные уроки, уроки-экскурсии).
8. Основными формами контроля являются:
- Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, словарно-орфографический)
- Диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический)
- Сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку)
- Изложение (подробное, выборочное, сжатое)
- Тест
- Словарный диктант
- Терминологический диктант
- Устное монологическое высказывание на лингвистическую тему
Виды контроля
- предварительный
- текущий
- тематический
- итоговый
9. Планируемый уровень подготовки обучающихся.
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать / понимать:
- - роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- - смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- - основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- - особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- - признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- - основные единицы языка, их признаки;
- - основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
- - фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- - формулировать вопросы по содержанию текста;
- - замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:
- - понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- - составлять конспект прочитанного текста;
- - оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- - прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- - создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- - владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- - строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:
- - владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- - писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- - вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
- - писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- - составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- - совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ:
- - проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- - правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- - анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- - владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- - толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
- - пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- - опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- - разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
- - пользоваться разными видами толковых словарей;
- - верно использовать термины в текстах научного стиля;
- - оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- - проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
- - распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- - правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- - определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- - опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
- - применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- - пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- - проводить орфографический анализ текста; СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- - различать изученные виды простых и сложных предложений;
- - интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- - составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- - уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- - правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- - проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- - устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- - использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- - применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
- - строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- - самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- - проводить пунктуационный анализ текста;
- - аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
10. Информация об используемом учебнике.
1.«Русский язык. Теория» 5-9 кл., автор В.В. Бабайцева, 2008.
2.«Русский язык. Практика» 9 класс. Пособие для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Ю.С. Пичугова, М., «Дрофа», 2008.
3.«Русская речь». Учебник для общеобразовательных учреждений. Составитель Е.И. Никитина, М., «Дрофа», 2008
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Введение
- Богатство, образность, точность русского языка .
- Синтаксис и пунктуация
- Сложное предложение
- Основные виды сложных предложений .
- Сложносочиненные предложения
- Союзы и значения сложносочиненных предложений.
- Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
- Умения и навыки:
- различать основные группы сложносочиненных предложений по союзам и значениям;
- заменять бессоюзные предложения сложносочиненными, а сложносочиненные — простыми предложениями с однородными членами.
- Сложноподчиненные предложения
- Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова. Роль указательных слов в подчинении предложений.
- Виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные.
- Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
- Запятая в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.
- Синонимия простых осложненных и сложных союзных предложений.
- Умения и навыки:
- различать главные и придаточные предложения, определяя их границы (с одним и несколькими придаточными);
- определять значение придаточных по сумме признаков: вопросу, союзу или союзному слову;
- заменять сложные бессоюзные и сложносочиненные предложения синонимичными сложноподчиненными предложениями и выявлять различия в их строении и значении;
- заменять сложные предложения простыми осложненными.
- Сложные бессоюзные предложения
- Значения сложных бессоюзных предложений.
- Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.
- Умения и навыки:
- видеть границы частей сложного бессоюзного предложения, определять смысловые отношения между ними (значения);
- различать и воспроизводить интонацию перечисления, пояснения, противопоставления;
- производить замену бессоюзных предложений союзными и наоборот; объяснять различия в их строении и значении.
- Сложные предложения с различными видами связи
- Понятие о сложных предложениях с различными видами связи.
- Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.
- Умения и навыки:
- разбирать сложные предложения с указанием количества частей и видов связи между ними;
- заменять сложные предложения с различными видами связи более простыми конструкциями и наоборот.
- Предложения с чужой речью
- Способы передачи чужой речи
- Предложения с прямой речью.
- Предложения с косвенной речью.
- Цитаты. Способы цитирования.
- Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
- Знаки препинания в предложениях с косвенной речью.
- Знаки препинания при цитатах.
- Умения и навыки:
- опознавать различные способы передачи чужой речи;
- правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью;
- использовать в речи предложения с прямой и косвенной речью с учетом содержания, стиля высказывания;
- пользоваться различными способами цитирования в тексте в соответствии с задачами и характером высказывания.
- Общие сведения о русском языке
- Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков.
- Русский язык как первоэлемент великой русской литературы.
- Русский язык как развивающееся явление.
- Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах
Учебно-тематический план (105 часов)
№ п/п | Система уроков | Дидактическая модель обучения | Педагогические средства | Вид деятельно-сти обучаю-щихся | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, вид самостоятельной работы | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
1. | Вводный урок о русском языке | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ, работа с книгой, беседа | Индивидуальная, групповая | Знать основные средства художественной изобразительности, находить их в тексте. Уметь использовать ИВС в текстах собственного сочинения | |||
2. | Повторение изученного в 8 классе. | Репродуктивная | Тренинг, прохождение материала быстрым темпом | Парная, групповая | Знать опознавательные признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова.Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи. | Словарный диктант | ||
3. | Повторение изученного в 8 классе. | Репродуктивная | Тренинг, прохождение материала быстрым темпом | Парная, групповая | Знать опознавательные признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова.Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи. | |||
4. | Сложное предложение. Основные виды сложных предл. | Проблемное изложение | Проблемные задания | Индивидуальная, парная | Знать признаки сложных предложений. | |||
5. | Р\р Текст. Композиционные формы сочинений. Рецензия на книгу. | Объяснительно-иллюстративная, частично | Работа с книгой, проблемные задания. | Индивидуальная, парная. | Знать отличительные черты рецензии как одного из основных видов информационной переработки текста | Сочинение-рецензия | ||
6. | Р\р Текст. Композиционные формы сочинений. Рецензия на книгу. | Объяснительно-иллюстративная, частично | Работа с книгой, проблемные задания. | Индивидуальная, парная. | Знать отличительные черты рецензии как одного из основных видов информационной переработки текста | Сочинение-рецензия | ||
7. | Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. | Объяснительно-иллюстративная, частично | Мини-лекция, практикум | Индивидуальная, парная. | Уметь находить микротемы исходного текста. | |||
8. | Союзные сложные предложения. Сложносочиненное предложение(ССП) | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Знать основные группы ССП по значению и союзам. | |||
9. | Задание С1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. | Объяснительно-иллюстративная, частично | Мини-лекция, практикум | Индивидуальная, парная. | Знать приёмы сжатия текста | |||
10. | Совершенствование умений и навыков уч-ся в определении смысловых отношений в ССП и расстановке знаков препинания в нем | Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | Практикумы, тренинги | Групповая | Уметь вычленять из текста ССП, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи. | |||
11. | Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. | Поисковая | Мини-лекция, практикум | Индивидуальная, парная. | Знать приёмы сжатия текста | |||
12. | Примечание к правилу о знаках препинания в ССП. Обобщение по теме «ССП» | Объяснительно-иллюстративная | Практикумы, тренинги | Групповая, индивидуальная | Уметь находить в тексте ССП с общим второстепенным членом, производить их пунктуационный и синтаксический разбор. | Тест | ||
13. | Примечание к правилу о знаках препинания в ССП. Обобщение по теме «ССП» | Репродуктивная | Практикумы, тренинги | Групповая, индивидуальная | Уметь грамотно писать текст, видеть орфограммы, правильно использовать изученные орфографические и пунктуационные правила | |||
14. | Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. | Поисковая | Мини-лекция, практикум | Индивидуальная, парная. | Знать приёмы сжатия текста | |||
15. | Повторение орфографии | Репродуктивная | Мини-лекция, практикум | Групповая, индивидуальная | Знать изученные орфографические правила Уметь грамотно писать текст, видеть орфограммы, правильно использовать изученные орфографические и пунктуационные правила | Словарный диктант | ||
16. | Задание С1. Выбор приемов сжатия. | Поисковая | Мини-лекция, практикум | Индивидуальная, парная | Уметь выбирать приёмы сжатия текста | |||
17. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «ССП». | Репродуктивная | Контроль | Фронтальная | Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками | Контрольный диктант | ||
18. | Сложноподчиненное предложение. Строение сложноподчиненных предложений (СПП). Подчинительные союзы и союзные слова в СПП | Частично | Работа с книгой, проблемные задания | Индивидуальная, парная | Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным | |||
19. | Р\Р Стили речи (обобщение изученного). Понятие об аннотации. | Объяснительно-иллюстративная, частично | Работа с книгой, проблемные задания. | Индивидуальная, парная. | Знать отличительные черты аннотации как одного из основных видов информационной переработки текста | |||
20. | Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному | Частично | Работа с книгой, проблемные задания | Индивидуальная, парная | ||||
21. | Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному | Частично- | Работа с книгой, проблемные задания | Индивидуальная, парная | Уметь видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с этим вид придаточного, находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос. | |||
22. | Написание сжатого изложения | Поисковая | Контроль | |||||
23. | Написание сжатого изложения | Контроль | ||||||
24. | Работа над ошибками | Контроль | ||||||
25. | Выполнение тестовых заданий (подготовка к ГИА) | Поисковая | Работа с к нигой | Групповая | Уметь выполнять тестовые задания | |||
26. | Выполнение тестовых заданий (подготовка к ГИА) | Поисковая | Работа с книгой | Групповая | Уметь выполнять тестовые задания | |||
27. | Выполнение тестовых заданий (подготовка к ГИА) | Поисковая | Работа с книгой | Групповая | Уметь выполнять тестовые задания | |||
II ч е т в е р т ь | ||||||||
28. | СПП с несколькими придаточными. | Объяснительно-иллюстративная, поисковая | Работа с книгой, проблемные задания. Опорные схемы | Групповая | Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор | |||
29. | СПП с несколькими придаточными. | Объяснительно-иллюстративная, поисковая | Работа с книгой, проблемные задания. Опорные схемы | Групповая | Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор | |||
30. | Виды придаточных предложений. | Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | Работа с книгой, проблемные задания | Групповая | Знать виды придаточных предложений. | |||
31. | Виды придаточных предложений. | Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | Работа с книгой, проблемные задания | Групповая | Знать виды придаточных предложений. | |||
32. | Р/р Портретный очерк. Подготовка к домашнему сочинению-портретному очерку | Объяснительно-иллюстративная , поисковая | Работа с книгой, проблемные задания | Индивидуальная, парная | Знать основные элементы портретного очерка. | Сочинение | ||
33. | Придаточные подлежащные и сказуемные. | Объяснительно-иллюстративная , частично поисковая | Работа с книгой, проблемные задания | Парная | Знать особенности структуры СПП с придаточными подлежащными и сказуемными. | |||
34. | Придаточные подлежащные и сказуемные. | Объяснительно-иллюстративная , частично поисковая | Работа с книгой, проблемные задания | Парная | Знать особенности структуры СПП с придаточными подлежащными и сказуемными. | |||
35. | Придаточные определительные | Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | Работа с книгой, проблемные задания | Групповая | Знать отличительные особенности СПП с придаточными определительными. | Словарный диктант | ||
36. | Придаточные определительные | Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | Работа с книгой, проблемные задания | Групповая | Знать отличительные особенности СПП с придаточными определительными. | |||
37. | Придаточные дополнительные | Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | Работа с книгой, проблемные задания | Групповая | Знать особенности структуры СПП с придаточными дополнительными. | Сам.раб. по вариантам | ||
38. | Придаточные дополнительные | Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | Работа с книгой, проблемные задания | Групповая | Знать особенности структуры СПП с придаточными дополнительными. | |||
39. | Придаточные обстоятельственные | Объяснительно-иллюстративная , частично поисковая | Работа с книгой, проблемные задания | Групповая | Знать особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными. | |||
40. | Придаточные обстоятельственные | Объяснительно-иллюстративная , частично поисковая | Работа с книгой, проблемные задания | Групповая | Знать особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными. | |||
41. | Задание С2. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2. Структура сочинения на лингвистическую тему. | Объяснительно-иллюстративная , частично поисковая | Работа с книгой, проблемные задания | Групповая, индивидуальная | Знать структуру и критерии оценивания сочинения на лингвистическую тему | |||
42. | Обобщение изученного по теме «СПП» | Репродуктивная | Организация совместной учебной деятельности Проблемные задания | Групповая, индивидуальная | Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения. | Словарный диктант Тест | ||
43. | Задание С2. Учимся формулировать тезис. | Репродуктивная | Организация совместной учебной деятельности | Групповая, индивидуальная | Уметь формулировать тезис | |||
44. | Задание С2. Учимся аргументировать. | Репродуктивная | Организация совместной учебной деятельности | Групповая, индивидуальная | Уметь аргументировать | |||
45. | Задание С2. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. | Репродуктивная | Организация совместной учебной деятельности | Групповая, индивидуальная | Уметь писать вывод сочинения на лингвистическую тему | |||
46-47. | Написание сочинения на лингвистическую тему | Поисковая | Работа с книгой | Индивидуальная | ||||
48 | Работа над ошибками | Репродуктивная | Организация совместной учебной деятельности | Групповая, индивидуальная | ||||
РЕЗЕРВ | ||||||||
III ч е т в е р т ь | ||||||||
49. | Бессоюзное сложное предложение Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП. | Частично поисковая | Проблемные задания | Парная, групповая | Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП, | Словарный диктант | ||
50. | Тире в БСП. | Частично поисковая | Проблемные задания | Парная, групповая | Знать правила постановки тире, выразительные возможности БСП, | |||
51. | Двоеточие в БСП | Частично поисковая | Проблемные задания | Парная, групповая | Знать правила постановки двоеточия, выразительные возможности БСП, | |||
52. | Р/р Стили речи. Обобщение изученного. Разговорный стиль | Поисковая | Проблемные задания | Парная | Знать отличительные особенности разговорного стиля речи, его основные жанры (рассказ, беседа, спор). | |||
53. | Выполнение тестовых заданий (подготовка к ГИА) | Репродуктивная | Работа с книгой, проблемные задания | Парная, групповая | Уметь выполнять тестовые задания | |||
54. | Обобщающий урок по теме «БСП» | Репродуктивная | Тренинг | Индивидуальная | Уметь соблюдать нормы постановки запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в БСП | Сам.раб. тест | ||
55. | Повторим орфографию | Репродуктивная | Тренинг | Групповая, индивидуальная | Знать изученные орфографические правила Уметь грамотно писать текст, видеть орфограммы, правильно использовать изученные орфографические и пунктуационные правила | Словарный диктант | ||
56. | Повторим орфографию | Репродуктивная | Тренинг | Групповая, индивидуальная | Знать изученные орфографические правила Уметь грамотно писать текст, видеть орфограммы, правильно использовать изученные орфографические и пунктуационные правила | |||
57. | Повторим орфографию | Репродуктивная | Тренинг | Групповая, индивидуальная | Знать изученные орфографические правила Уметь грамотно писать текст, видеть орфограммы, правильно использовать изученные орфографические и пунктуационные правила | |||
58. | Повторим орфографию | Репродуктивная | Работа с книгой, проблемные задания | Групповая, индивидуальная | Знать изученные орфографические правила Уметь грамотно писать текст, видеть орфограммы, правильно использовать изученные орфографические и пунктуационные правила | Тест | ||
59. | Выполнение тестовых заданий (подготовка к ГИА) | Репродуктивная | Работа с книгой, проблемные задания | Групповая, индивидуальная | Уметь выполнять тестовые задания | |||
60. | Выполнение тестовых заданий (подготовка к ГИА) | Репродуктивная | Работа с книгой, проблемные задания | Групповая, индивидуальная | Уметь выполнять тестовые задания | |||
61. | Выполнение тестовых заданий (подготовка к ГИА) | Репродуктивная | Работа с книгой, проблемные задания | Групповая, индивидуальная | Уметь выполнять тестовые задания | |||
62. | Сложные предложения с разными видами связи | Поисковая | Проблемные задания | Парная | Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей. | Тест | ||
63. | Сложные предложения с разными видами связи | Поисковая | Проблемные задания | Парная | Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей. | |||
64. | Сложные предложения с разными видами связи | Поисковая | Проблемные задания | Парная | Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей. | |||
65. | Сложные предложения с разными видами связи | Поисковая | Проблемные задания | Парная | Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей. | |||
66. | Обобщение по теме «Сложное предложение». | Поисковая | Контроль | Индивидуальная | Знать основные группы сложных предложений, их отличительные признаки, особенности предложений с разными видами связей. | Графический диктант | ||
67. | Выполнение тестовых заданий (подготовка к ГИА) | Поисковая | Работа с книгой, проблемные задания | Парная | Уметь выполнять тестовые задания | |||
68. | Предложения с чужой речью Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. | Объяснительно- | Работа с книгой | Индивидуальная, групповая | Знать основные способы передачи чужой речи. Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора. | |||
69. | Предложения с косвенной речью. | Частично поисковая | Проблемные задания | Групповая | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью. | |||
70. | Выполнение тестовых заданий (подготовка к ГИА) | Поисковая | Работа с книгой, проблемные задания | Индивидуальная, групповая | Уметь выполнять тестовые задания | |||
71. | Цитаты и способы цитирования. | Частично поисковая | Проблемные задания | Групповая | Знать основные способы цитирования. | |||
72. | Выполнение тестовых заданий (подготовка к ГИА) | Поисковая | Работа с книгой, проблемные задания | Индивидуальная, групповая | Уметь выполнять тестовые задания | |||
73. | Выполнение тестовых заданий (подготовка к ГИА) | Поисковая | Работа с книгой, проблемные задания | Индивидуальная, групповая | Уметь выполнять тестовые задания | |||
74. | Выполнение тестовых заданий (подготовка к ГИА) | Поисковая | Работа с книгой, проблемные задания | Индивидуальная, групповая | Уметь выполнять тестовые задания | |||
75-76 | Написание сжатого изложения | Репродуктивная | Контроль | Индивидуальная | Уметь выполнять данный вид работы | |||
77. | Работа над ошибками | Контроль | Индивидуальная | |||||
78 | Резерв | |||||||
IV ч е т в е р т ь | ||||||||
79 | Общие сведения о языке. | Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | Работа с книгой | Парная | Знать основные функции языка в обществе. | |||
80 | Язык как развивающееся явление. | Объяснительно-иллюстративная , частично поисковая | Работа с книгой | Парная | Знать: русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари. | Сочинение-миниатюра на лингвистическую тему | ||
81 | Русский язык в современном мире. | Объяснительно-иллюстративная | Работа с книгой | Индивидуальная | ||||
82. | Р/р Стили речи. Обобщение изученного. Научный и официально-деловой стили речи. | Поисковая | Проблемные задания | Парная | Знать отличительные особенности научного и официально-делового стилей речи, их основные жанры (отзыв, реферат, выступление; расписка, заявление). | |||
83 | Выполнение тестовых заданий (подготовка к ГИА) | Поисковая | Работа с книгой | Индивидуальная | Уметь выполнять данный вид работы | |||
84-85 | Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему | Поисковая | Работа с книгой | Индивидуальная | Уметь выполнять данный вид работы | |||
86 | Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах. Правописание гласных в корнях. Правописание согласных в корнях и приставках | Репродуктивная | Прохождение материала быстрым темпом | Индивидуальная | Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы | Тест | ||
87 | Систематизация и обобщение изученного по морфемике | Репродуктивная | Прохождение материала быстрым темпом | Индивидуальная | Знать виды морфем: корень, приставку, суффикс, окончание, основу слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания | |||
88 | Выполнение тестовых заданий (подготовка к ГИА) | Поисковая | Работа с книгой | Индивидуальная | Уметь выполнять данный вид работы | |||
89 | Систематизация и обобщение изученного по морфологии | Реподуктивная | Прохождение материала быстрым темпом | Индивидуальная | Знать грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка. | |||
90 | Выполнение тестовых заданий (подготовка к ГИА) | Поисковая | Работа с книгой | Индивидуальная | Уметь выполнять тестовые задания | |||
91 | Выполнение тестовых заданий (подготовка к ГИА) | Поисковая | Работа с книгой | Индивидуальная | Уметь выполнять тестовые задания | |||
92 | Выполнение тестовых заданий (подготовка к ГИА) | Поисковая | Работа с книгой | Индивидуальная | Уметь выполнять тестовые задания | |||
93 | Выполнение тестовых заданий (подготовка к ГИА) | Поисковая | Работа с книгой | Индивидуальная | Уметь выполнять тестовые задания | |||
94 | Выполнение тестовых заданий (подготовка к ГИА) | Поисковая | Работа с книгой | Индивидуальная | Уметь выполнять тестовые задания | |||
95 | Выполнение тестовых заданий (подготовка к ГИА) | Поисковая | Работа с книгой | Индивидуальная | Уметь выполнять тестовые задания | |||
96-97 | Контрольная работа (тестирование) | Поисковая | Работа с раздаточным материалом | Индивидуальная | ||||
98 | Работа над ошибками | Поисковая | Работа с раздаточным материалом | Индивидуальная | ||||
99 | Контрольный диктант | Репродуктивная | Контроль | Фронтальная | Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками | Контрольный диктант | ||
100 | Анализ диктанта | Репродуктивная | Классификация допущенных ошибок | Групповая, индивидуальная | Уметь грамотно писать текст, видеть орфограммы, правильно использовать изученные орфографические и пунктуационные правила | |||
101-105 | Резерв |
5. Требования к уровню подготовки
учащихся
должны знать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
должны уметь:
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
- адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая СМИ; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения ;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др. ); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой.
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;
- увеличение словарного запаса; расширение круга используемых грамматических средств; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
6.Литература и средства обучения
1.«Русский язык. Теория» 5-9 кл., автор В.В. Бабайцева, 2008.
2.«Русский язык. Практика» 9 класс. Пособие для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Ю.С. Пичугова, М., «Дрофа», 2008.
3.«Русская речь». Учебник для общеобразовательных учреждений. Составитель Е.И. Никитина, М., «Дрофа», 2008
А также дополнительных пособий для учителя:
- Поурочное планирование для 5-9 классов, «Дрофа», 2000г., под редакцией В.В. Бабайцевой.
- Л.А.Жердева Русский язык в средней школе, дидактический материал для 9 класса, Новосибирск, 1998г.
- Е.К. Францман Сборник диктантов по русскому языку 5-9 кл., М., 1996г.
- А.Б. Малюшкин, С.Г. Айрапетова. Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями. 9 класс. М, 2001г.
- З.Д. Гольдин Русский язык в таблицах. М., 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...