Проектирование современного урока.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Разработана технологическая карта урока, результаты освоения содержания программы, представлены универсальные учебные действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_sovr._uroka.rar | 238.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Уршельская СОШ
Проектирование современного урока
на основе системно-деятельностного подхода.
Подготовила: Рожкова Марина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы.
2014 год.
« Единственный путь, ведущий к знанию-
это деятельность».
Б. Шоу.
Эти слова раскрывают суть системно – деятельностного подхода в обучении, который является основой ФГОС 2 поколения. Российский академик А.Г. Асмолов , один из разработчиков ФГОС 2поколения, считает, что «задача школы не дать объем знаний , а научить учиться».
Отсюда меняется отношение к учителю, ученику и процессу обучения. Новый учебный процесс предусматривает новые роли:
- учителя - организатора и консультанта,
- ученика – творческого активного исследователя, использующего информационные технологии.
Меняется и качество образования, в котором ценится результат, и результаты освоения содержания учебных программ, которые подразделяются на 3 типа:
- предметные;
- метапредметные;
- личностные.
Появляются новые цели образования:
- научить получать новые знания (учить учиться);
- научить работать и зарабатывать (учение для труда);
-научить жить (учение для бытия);
- научить жить в обществе (учение для совместной жизни).
Реализовывать эти цели можно, используя систему определенных действий, которые применимы на всех этапах жизни человека, т.е. универсальны. Это универсальные учебные действия (УУД). Существует 4 основных вида УУД, на основе которых строится современный урок:
- личностные (самопознание, самоопределение);
-регулятивные (организация учебной деятельности);
-познавательные (логические, творческие);
-коммуникативные (умение выражать свои мысли).
Какова же типология современного урока и как он должен быть построен? В настоящее время выделяется 4 типа уроков:
- урок открытия нового знания;
- урок рефлексии;
- урок общеметодологической направленности ( систематизации знаний);
- урок контроля знаний.
Значительно легче строить урок, имея технологическую карту. Конструирование технологической карты направлено на достижение результатов, заявленных в стандартах 2 поколения, которые отвечают на вопрос: « Чему учить?», а технологическая карта отвечает на вопрос: «Как учить?», как помочь ребенку лучше освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.
В технологической карте раскрывается тема изучения материала, решается единая цель и задачи достижения предметных, метапредметных и личностных результатов. Хочется отметить, что труднее всего сформулировать цель и задачи. Я предлагаю для формулировки цели использовать отглагольное существительное « формирование», а для формулировки задач - глаголы « формировать», « совершенствовать», «развивать», « способствовать формированию». Также как образец я предлагаю 2 вида технологической карты, один из которых разработан мною. Современный системно - деятельностный подход в образовании можно сравнить с традиционным и сделать определенные выводы.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА (образец)
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организационный момент |
| Проверяет готовность к уроку | Проверяют готовность своего рабочего места | 1 |
2 | Актуализация знаний
1) Повторение изученной темы
|
| Предъявляет задание и форму его выполнения, предлагает учащимся проверить свою работу по образцу, исправить ошибки | Выполняют задание на применение правила правописания гласных в корнях слов, проверяют по образцу и исправляют ошибки | 5 |
2) Постановка проблемы |
| Предлагает, выполняя упражнения, понаблюдать, в каких случаях пишутся гласные Е-И, А-О в корнях слов. Задаёт вопрос: - Подумайте, какая связь между правописанием гласной в корне и последующим суффиксом, ударением |
Отвечают на вопросы. Предлагают свои Ответы. Приводят примеры | ||
3 |
Изучение нового материала | ЭОР 1)Презентация | 1)выборочный диктант
2)распределить слова на две группы (от чего зависит правописание чередующейся гласной в корне) | Выполняют в тетради, пишут на доске, работают со словарем Формулируют сами тему урока | 10 |
4. | Закрепление | 2.ЭОР тесты | Предлагает учащимся выполнить тесты | Выполняют задания индивидуально, проверяют результат | 5 |
5. | Проверка знаний. Самостоятельная работа | 3.ЭОР выполнение заданий по теме | Предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу по вариантам. Фиксирует полученные результаты | Выполняют задания индивидуально, проверяют результат | 5 |
6. | Постановка домашнего задания |
| Объявляет домашнее задание: Дает необходимые пояснения, отвечает на вопросы учащихся | Записывают задание в дневники Слушают учителя, задают вопросы | 2 |
7. | Подведение итогов урока |
| Предлагает учащимся продолжить фразы: «Сегодня на уроке я узнал…»; «Сегодня на уроке я научился…» | Отвечают на вопросы, графически выделяют орфограмму | 2 |
Ключевые характеристики | Традиционный “знаниевый” подход | Системно-деятельностный подход |
Основная задача данной системы образования | обеспечение высокого уровня знаний; совершенствование структуры образования | обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности |
Цели школьного образования | сформировать основные знания, умения, навыки; формировать у учащихся сознательную дисциплину; повышать ответственность учащихся за качество учебы | научить учиться: определять цели, пользоваться источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать, научить объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь; научить ориентироваться в ключевых проблемах современности (экологических, политических, национальных) |
Все это достигается | за счет приобретения основ знаний по предметам, увеличения объема изучаемого материала, издания новых учебников и учебных пособий, введения новых предметов в учебные планы | за счет получения личного опыта самостоятельного решения проблемы |
Ожидаемые результаты | формирование знаний, умений, навыков | модель выпускника; освоение видов деятельности, затребованных любыми жизненными ситуациями; личностный рост обучающихся |
Технологическая карта урока русского языка
Учитель: Рожкова Марина Анатольевна.
Школа: Уршельская средняя общеобразовательная.
Учебник: Русский язык. 7 класс. Под редакцией Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др.- М. Просвещение, 2010 г.(175 ч в год, 5 ч в неделю)
Тема урока: Подготовка к написанию подробного изложения с элементами сочинения.
Класс: 7
Дата проведения: 26 февраля 2014 год.
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель: совершенствование речевых умений учащихся в написании подробного изложения с элементами сочинения на примере отрывка из литературного произведения Ю. П. Казакова « Арктур»;
Задачи:
Предметные: формировать умения учащихся правильно воспринимать текст, передавая его содержание в соответствии с планом, полно и последовательно излагать свои мысли, активизируя творческое мышление;
Метапредметные: совершенствовать способности правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с современными реалиями;
Личностные: способствовать формированию морально – нравственных качеств через сопоставление понятий « добра и зла», « терпения и жестокости».
Оборудование урока: Классная доска;
Ноутбук, проектор, экран;
Раздаточный материал для учащихся.
Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная, работа в группах.
Структура и ход урока:
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Познавательная деятельность учащихся | Коммуникативная деятельность учащихся | Регулятивная деятельность учащихся |
Орг. Момент мотивация. (3 минуты) | Создание проблемной ситуации | Приветствует учащихся, объявляет тему урока, организует мотивацию, задает вопросы: -Изложение с элементами сочинения это новый для вас вид работы? - Чему вас учит написание изложения? -Чему учит написание сочинения? | Фиксируют проблему | Вступают в беседу: - Нет, мы и раньше писали такие изложения. - Изложение учит запоминать текст и пересказывать его. - Сочинение учит излагать свои мысли, высказывать свое мнение. | Принимают проблему. |
Актуализация знаний. (12 минут) | Закрепление полученных знаний | Первое прочтение текста изложения (текст изложения распечатан каждому учащемуся и выведен на экран). (ЭОР) (приложение 1). После прочтения задает вопросы, проверяя первичное восприятие текста: - Какова тема текста? - Какова идея текста? -Определите стиль? Почему? - Определите тип речи? Почему? - Текст назван « Арктур – гончий пес», а кто такие гончие? - Значение какого слова неизвестно? Проверка индивидуального домашнего задания по определению значения слова «палевый» с применением интернет – ресурсов(ЭОР) (приложение 2) Организует работу в группах по предупреждению орфографических и пунктуационных ошибок. (Приложение 3) (ЭОР) | Повторяют изученные сведения о теме, идее, стиле текста, типах речи, о синонимах, корнях с чередованием гласных, о проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова, о знаках препинания в сложных предложениях и в предложениях с причастным и деепричастным оборотом. | Вступают в беседу, отвечают на вопросы: - Случай с Арктуром. - Арктур не понимал, почему так с ним поступили? - Художественный, потому что это отрывок из художественного произведения Ю. П. Казакова « Арктур». - Повествование, здесь рассказывается о том, что произошло с Арктуром. - Это порода охотничьих собак по цвету шерсти похожих на волка. - Палевый. | Демонстриру-ют знания по стилистике, лексике, орфографии, пунктуации, работая в группах. |
Открытие нового знания. (20 минут) | Поиск решения проблемы. | Второе прочтение теста. Формулирует проблемную ситуацию, предлагая продолжить проблему, поставленную в изложении - Почему Арктур не скулил? Предлагает составить план изложения (записывается на доске) ( приложение 4) Третье прочтение текста изложения. | Анализируют, доказывают и аргументируют ход и способ действий. - Я думаю, что Арктур не скулил, потому что не хотел показать свою слабость перед стадом коров. - Я думаю, что Арктур не скулил, потому что не понимал, за что с ним так поступили. - Я думаю, что Арктур не скулил, потому что от боли не мог скулить. | Осмысленно читают текст, извлекая нужную информацию, составляют план, записывают в черновик. Один представитель от группы подробно пересказывает текст изложения. | Осуществляют самоконтроль с использованием элементов самооценки. |
Словесная рефлексия. (5 минут) | Оценка своей деятель-ности на уроке | Задает вопросы: - Что было трудным в работе над изложением с элементами сочинения? - Чему научил этот текст? На втором уроке вы продолжите письменную работу с этим текстом. А пока « спасибо» за урок. Молодцы! | Анализируют, оценивают свою работу. | Отвечают на вопросы: - Было трудно выразить свое мнение, правильно его сформулировать. -Этот текст научил быть терпеливым, выносливым, сильным. Такие качества помогают выстоять в трудной ситуации. | Осуществляют пошаговый контроль по результату. |
ЭОР- электронно-образовательные ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование современного урока. Целеполагание.
Данный материал разработан с целью организации деятельности Школы молодого специалиста. Целеполагание - достаточно сложный и один из самых проблемных аспектов работы учителя. В педагогической практике...
Статья "Проектирование современного урока на примере урока информатики."
Проектирование современного урока на примере урока информатики« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»....
Технологическая карта урока: основа проектирования современного урока
Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы ра...
Требования к современному уроку: причины потери времени на уроке, проектирование современного урока в реализации ФГОС. Матричное оценивание деятельности учителя как способ профессионального развития педагога.
Методические материалы круглого стола. Взаимодействие с коллегами....
Всероссийский семинар "Современный урок в контексте требований ФГОС". Тема выступления "Новые результаты образования как основа проектирования современного урока географии"
Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать об...
Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».
Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...
Новые результаты оброзования как основа проектирования современного урока обществознания современного урока обществознания
Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельный, т.е....