Проектирование современного урока.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Рожкова Марина Анатольевна

Разработана технологическая карта урока, результаты освоения содержания программы, представлены универсальные учебные действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_sovr._uroka.rar238.04 КБ

Предварительный просмотр:

                       МБОУ Уршельская СОШ

Проектирование современного урока

на основе системно-деятельностного подхода.

                                           Подготовила: Рожкова Марина Анатольевна,                        

                                                                   учитель русского языка и литературы.

                                        2014 год.

                     « Единственный путь, ведущий к знанию-        

                        это деятельность».

                                                             Б. Шоу.

Эти слова раскрывают суть системно – деятельностного подхода  в обучении, который является основой ФГОС 2 поколения. Российский академик   А.Г. Асмолов , один из разработчиков ФГОС 2поколения, считает, что «задача школы не  дать объем знаний , а научить учиться».

Отсюда меняется отношение к  учителю, ученику и процессу обучения. Новый учебный процесс предусматривает новые роли:

- учителя - организатора и консультанта,

- ученика – творческого активного исследователя, использующего информационные технологии.

Меняется и качество образования, в котором  ценится результат, и результаты освоения содержания учебных программ, которые подразделяются на 3 типа:

- предметные;

- метапредметные;

- личностные.

Появляются новые цели образования:

- научить получать новые знания (учить учиться);

- научить работать и зарабатывать (учение для труда);

-научить жить (учение для бытия);

- научить жить в обществе (учение для совместной жизни).

Реализовывать эти цели можно, используя систему определенных действий, которые применимы на всех этапах жизни человека, т.е. универсальны. Это универсальные учебные действия (УУД). Существует 4 основных вида УУД, на основе которых строится современный урок:

- личностные (самопознание, самоопределение);

-регулятивные (организация учебной деятельности);

-познавательные (логические, творческие);

-коммуникативные (умение выражать свои мысли).

Какова же типология современного урока и как он должен быть построен? В настоящее время выделяется 4 типа уроков:

- урок открытия нового знания;

- урок рефлексии;

- урок общеметодологической направленности ( систематизации знаний);

- урок контроля знаний.

Значительно легче строить урок, имея технологическую карту. Конструирование технологической карты направлено на достижение результатов, заявленных в стандартах 2 поколения, которые отвечают на вопрос: « Чему учить?», а технологическая карта отвечает на вопрос: «Как учить?», как помочь ребенку лучше освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.

В технологической карте раскрывается тема изучения материала, решается единая цель и задачи достижения предметных, метапредметных и личностных результатов. Хочется отметить, что труднее всего сформулировать цель и задачи. Я предлагаю для формулировки цели использовать отглагольное существительное « формирование», а для формулировки задач - глаголы « формировать», « совершенствовать», «развивать», « способствовать формированию». Также как образец я предлагаю 2 вида технологической карты, один из которых разработан мною. Современный  системно - деятельностный подход в образовании можно сравнить с традиционным и сделать определенные выводы.

 

       

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА (образец)

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент

 

Проверяет готовность к уроку

Проверяют готовность своего рабочего места

1

2

Актуализация  знаний

 

1)      Повторение изученной  темы

 

 

 

Предъявляет задание и форму его выполнения,  предлагает учащимся проверить свою работу по образцу, исправить ошибки

Выполняют задание на применение правила правописания гласных в корнях слов, проверяют по образцу и исправляют ошибки

5

2)       Постановка проблемы

 

 

Предлагает, выполняя упражнения, понаблюдать, в каких случаях пишутся гласные Е-И, А-О в корнях слов. Задаёт вопрос:

- Подумайте, какая  связь между правописанием гласной в корне и последующим суффиксом, ударением

 

Отвечают на вопросы. Предлагают свои

Ответы.

 Приводят примеры

3

 

Изучение нового материала

ЭОР

1)Презентация

1)выборочный диктант

 

 2)распределить слова на две группы (от чего зависит правописание чередующейся гласной в корне)

Выполняют в тетради, пишут на доске, работают со словарем

Формулируют сами тему урока

10

4.

Закрепление

2.ЭОР  

тесты      

Предлагает учащимся  выполнить тесты

Выполняют задания индивидуально, проверяют результат

5

5.

Проверка знаний. Самостоятельная работа

 

3.ЭОР выполнение заданий по теме

Предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу по вариантам.

Фиксирует полученные результаты

Выполняют задания индивидуально, проверяют результат

5

6.

Постановка домашнего задания

 

Объявляет домашнее задание:

Дает необходимые пояснения, отвечает на вопросы учащихся

Записывают задание в дневники

Слушают учителя, задают вопросы

2

7.

Подведение итогов урока

 

Предлагает учащимся продолжить фразы:

«Сегодня на уроке я узнал…»; «Сегодня на уроке я научился…»

Отвечают на вопросы, графически выделяют орфограмму

2

Ключевые характеристики

Традиционный “знаниевый” подход

Системно-деятельностный  подход

Основная задача данной системы образования

обеспечение высокого уровня знаний; совершенствование структуры образования

обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной  образовательной программы и  создаёт основу  для самостоятельного успешного усвоения  обучающимися новых  знаний,  умений, компетенций, видов  и  способов деятельности

Цели школьного образования

сформировать основные знания, умения, навыки; формировать у учащихся сознательную дисциплину; повышать ответственность учащихся за качество учебы

научить учиться: определять цели, пользоваться источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать,  научить объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь; научить ориентироваться в ключевых проблемах современности (экологических, политических, национальных)  

Все это достигается

за счет приобретения основ знаний по предметам, увеличения объема изучаемого материала, издания новых учебников и учебных пособий, введения новых предметов в учебные планы

за счет получения личного опыта самостоятельного решения проблемы

Ожидаемые результаты

формирование знаний, умений, навыков

модель  выпускника; освоение видов деятельности, затребованных любыми жизненными ситуациями; личностный рост обучающихся

Технологическая карта урока русского языка

Учитель: Рожкова Марина Анатольевна.

Школа: Уршельская средняя общеобразовательная.

Учебник: Русский язык. 7 класс. Под редакцией Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др.- М. Просвещение, 2010 г.(175 ч в год, 5 ч в неделю)

Тема урока: Подготовка к  написанию подробного изложения с элементами сочинения.

Класс: 7

Дата проведения:  26 февраля 2014 год.

Тип урока:  Открытие нового знания.

Цель: совершенствование речевых умений учащихся  в написании подробного изложения с элементами сочинения на примере отрывка из литературного произведения Ю. П. Казакова « Арктур»;

Задачи:

Предметные: формировать умения учащихся правильно воспринимать текст, передавая его содержание в соответствии с планом, полно и последовательно излагать свои мысли, активизируя творческое мышление;

Метапредметные: совершенствовать способности правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме  в соответствии с современными реалиями;

Личностные: способствовать формированию морально – нравственных качеств через сопоставление понятий « добра и зла», « терпения и жестокости».

Оборудование урока: Классная доска;

                                        Ноутбук, проектор, экран;

                                        Раздаточный материал для учащихся.

Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная, работа в группах.

                                     

                                Структура и ход урока:

Этап  урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Познавательная деятельность учащихся

Коммуникативная деятельность учащихся

Регулятивная деятельность учащихся

Орг. Момент мотивация.

(3 минуты)

Создание проблемной ситуации

Приветствует учащихся, объявляет тему урока, организует мотивацию, задает вопросы:

-Изложение с элементами сочинения это новый для вас вид работы?

- Чему вас учит написание изложения?

-Чему учит написание сочинения?

Фиксируют проблему

Вступают в беседу:

- Нет, мы и раньше писали такие изложения.

- Изложение учит запоминать текст и пересказывать его.

- Сочинение учит излагать свои мысли, высказывать свое мнение.

Принимают проблему.

Актуализация знаний.

(12 минут)

Закрепление полученных знаний

Первое прочтение текста изложения (текст изложения  распечатан каждому учащемуся и выведен на экран).  (ЭОР)

(приложение 1). После  прочтения задает вопросы, проверяя первичное восприятие текста:

- Какова тема текста?

- Какова идея текста?

-Определите стиль? Почему?

- Определите тип речи? Почему?

- Текст назван « Арктур – гончий пес», а кто такие гончие?

- Значение какого слова неизвестно?

Проверка индивидуального домашнего задания  по определению значения слова «палевый» с применением интернет – ресурсов(ЭОР) (приложение 2)

Организует работу в группах по предупреждению орфографических и пунктуационных ошибок.

 (Приложение 3) (ЭОР)

Повторяют изученные сведения о теме, идее, стиле текста, типах речи, о синонимах, корнях с чередованием гласных, о проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова, о знаках препинания в сложных предложениях и в предложениях с причастным и деепричастным оборотом.

Вступают в беседу, отвечают на вопросы:

- Случай с Арктуром.

- Арктур не понимал, почему так с ним поступили?

- Художественный, потому что это отрывок из художественного произведения Ю. П. Казакова « Арктур».

- Повествование, здесь рассказывается о том, что произошло с Арктуром.

- Это порода охотничьих собак по цвету шерсти похожих на волка.

- Палевый.

Демонстриру-ют знания по стилистике, лексике, орфографии,

пунктуации, работая в группах.

Открытие нового знания.

(20 минут)

Поиск решения проблемы.

Второе прочтение теста. Формулирует проблемную ситуацию, предлагая продолжить проблему, поставленную в изложении

- Почему Арктур не скулил?

Предлагает составить план изложения

(записывается на доске)

( приложение 4)

Третье прочтение текста изложения.

Анализируют, доказывают и аргументируют ход и способ действий.

- Я думаю, что Арктур не скулил, потому что не хотел показать свою слабость перед стадом коров.

- Я думаю, что Арктур не скулил, потому что не понимал, за что с ним так поступили.

- Я думаю, что Арктур не скулил, потому что от боли не мог скулить.

Осмысленно читают текст, извлекая нужную  информацию, составляют план, записывают в черновик.

Один представитель от группы подробно пересказывает текст изложения.

Осуществляют самоконтроль с использованием элементов самооценки.

Словесная рефлексия.

(5 минут)

Оценка своей деятель-ности на уроке

Задает вопросы:

- Что было трудным в работе над изложением с элементами сочинения?

- Чему научил этот текст?

На втором уроке  вы продолжите письменную работу с этим текстом. А пока « спасибо» за урок. Молодцы!

Анализируют, оценивают свою работу.

Отвечают на вопросы:

- Было трудно выразить свое мнение, правильно его сформулировать.

-Этот текст научил быть терпеливым,

выносливым, сильным. Такие качества помогают выстоять в трудной ситуации.

Осуществляют пошаговый контроль по результату.

ЭОР- электронно-образовательные ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока. Целеполагание.

Данный материал разработан с целью организации деятельности Школы молодого специалиста. Целеполагание - достаточно сложный и один из самых проблемных аспектов работы учителя. В педагогической практике...

Статья "Проектирование современного урока на примере урока информатики."

Проектирование  современного урока на примере урока информатики« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»....

Технологическая карта урока: основа проектирования современного урока

Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы ра...

Всероссийский семинар "Современный урок в контексте требований ФГОС". Тема выступления "Новые результаты образования как основа проектирования современного урока географии"

Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать об...

Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».

Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...

Новые результаты оброзования как основа проектирования современного урока обществознания современного урока обществознания

Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.     Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельный, т.е....