Фразеологизмы и их роль в жизни человека
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Фразеологизмы. Какое место занимают устойчивые сочетания в нашей речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy_i_ih_rol.docx | 24.63 КБ |
frazeologizmy.rar | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №93
г. Краснодар
Подготовка к олимпиаде.
Урок русского языка по теме:
«Фразеологизмы и их роль в жизни человека».
учитель русского языка и
литературы
Скоробогатая М.М.
2013-2014 уч. год
Цель урока: закрепить у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
Задачи урока:
1) развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
2) формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи;
3) развивать творческие способности и образное мышление школьников;
4) обогащать словарный запас школьников;
5) воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.
Тип урока: урок –обобщение знаний
Оборудование урока: тетради, словарики, фразеологический словарь.
Ход урока.
1. Организационный момент, формулирование задач урока.
2. Объяснение нового материала.
3.Закрепление изученного материла.
4.Итоги урока.
Слайд №2…Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Н.В.Гоголь
1.Оргмомент.
2. Объяснение нового материала:
1) Вступительное слово учителя:
«Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…
Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? (Ответы.)
В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых
мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть и устойчивые конструкции.
Слайд №3 2) Учитель: Изучением таких выражений занимается фразеология – особый раздел науки о языке. Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение». Этим термином называют и весь состав таких выражений в языке. Отдельные выражения называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами».
СЛАЙД №4 3) Запись в тетрадь: «Фразеология – от греч. фразис – «выражение» и логос – «учение» – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы».
4)Учитель: «Знакомство с фразеологией помогает понять историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам. Определите отношение к человеку во фразеологизмах; мастер на все руки (одобрение трудолюбивого и умелого человека), работать спустя рукава (осуждение недобросовестного отношения к труду), семи пядей во лбу (очень умный), ни то, ни се (ничем не выделяющийся).
СЛАЙД №5 Фразеологизмы, как и слова, являются единицами языка, имеют самостоятельное значение, в речи выступают в качестве членов предложения. Как и слова, фразеологизмы и их значение мы должны помнить. Но вместе с тем фразеологизмы заметно отличаются от слов: фразеологизмы представляют собой сочетание двух и более слов. Во фразеологизме нельзя произвольно заменять слова, потому что в нем они теряют свою смысловую самостоятельность. Это можно подтвердить, например, тем, что в составе таких выражений используются слова, которые не всем понятны. Говорят, например, точить лясы, задать стрекача, хотя не знают, что такое лясы или стрекач.
Таким образом, слова в составе фразеологизма теряют свою смысловую самостоятельность, а отсюда вытекает вторая особенность фразеологизмов, отличающая их от свободных словосочетаний, - целостность значения фразеологизма, В его составе смысл имеют не отдельные слова, а лишь все выражение в целом. Это значит, что фразеологизмы, как и слова, используются в речи готовыми, т.е. их надо помнить, знать в том виде, в каком они установились в языке, и с тем значением, которое закрепилось за ними. Чтобы лучше представить, чем отличаются свободные словосочетания от фразеологизмов сопоставим еще раз их признаки».
СЛАЙДЫ 6,7,8,9,10,11
СЛАЙД 12 6) Учитель на доске, а ученики в тетрадях-справочниках чертят и заполняют схему.
Признаки свободных Признаки
словосочетаний фразеологизмов
1. Любое из слов можно заменить 1. В их составе нельзя заменять
другими словами. одно слово другим.
2, Слова сохраняют свою смы- 2. Слова теряют свою смысло-
словую самостоятельность. вую самостоятельность.
3. Создаются в процессе речи, не 3. Как и слова, используются
требуют запоминания. готовыми, запоминаются.
7) Узнать фразеологизм по рисунку СЛАЙД13
1. грызть гранит науки
2.заблудиться в трёх соснах
3.Вавилонское столпотворение
4.соврать в три короба
4. Закрепление пройденного материала.СЛАЙД 14
Ученикам предлагаются следующие задания:
1.Заменить данные фразеологические сочетания одним словом и записать это слово, составить предложение с одним из фразеологизмов:
1) делать из мухи слона, ( преувеличивать) 2) кровь с молоком,(здоровый)
3) мозолить глаза,- (надоедать) 4) как две капли воды,(похожи) 5) бить баклуши;(бездельничать)
2) Слово:Кровь с молоком
Описание:
о румяном, здоровом человеке. Выражение из русского фольклора, где соединились народные представления о красоте цвета: красного как кровь и белого как молоко. На Руси издавна признаком красоты считались белое лицо и румянец на щеках, что было свидетельством хорошего здоровья.
2.СЛАЙД 15 Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:
1) рукой подать 1) мастер на все руки
2) на вес золота 2) спустя рукава
3) семи пядей во лбу 3) у черта на куличках
4) песок сыплется 3) взять себя в руки
5) в час по чайной ложке 5) грош цена
6) мастер кислых щей 6) хоть кол на голове теши
7) засучив рукава 7) молоко на губах не обсохло
3. Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм:
Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …; взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … . Совсем ничего не сделать (обычно для достижения какой-либо цели).альфа и…
СЛАЙД 16 Затем следует проверка по очереди и объяснение встретившихся орфограмм.
СЛАЙД 17За одну минуту объясните значение как можно большего количества фразеологизмов
СЛАЙД 18
Объясни значение фразеологизма
7. Подведение итогов урока.
Подписи к слайдам:
фразеологизмы бывают
РАЗГОВОРНЫМИ
дать
по шапке
валиться со смеху
КНИЖНЫМИ
камень
преткновения
сложить оружие
6
Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:
1) рукой подать 1) мастер на все руки
2) на вес золота 2) спустя рукава
3) семи пядей во лбу 3) у черта на куличках
4) песок сыплется 3) взять себя в руки
5) в час по чайной ложке 5) грош цена
6) мастер кислых щей
6
) хоть кол на голове теши
7) засучив рукава 7) молоко на губах не обсохло
11
Слово
ФРАЗЕОЛОГИЯ
произошло путем сложения двух греческих слов
phrasis
(
фрасис
) +
logos
(логос)
выражение, оборот речи
,
слово, понятие, учение
По значению выделяются
фразеологизмы-синонимы
1)тёртый
калач,
2)стреляный
воробей
(в значении «опытный человек»)
фразеологизмы-антонимы
1)непочатый
край
(в значении «много»)
2)раз-два
и обчёлся
(в значении «мало»)
5
Закрепление пройденного материала.
Заменить
данные фразеологические сочетания одним словом и записать это слово, составить предложение с одним из фразеологизмов:
бить баклуши
делать
из мухи
слона
кровь
с
молоком
мозолить
глаза
как
две капли
воды
10
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
могут быть
Однозначными
«почивать на лаврах» -
удовлетворяться достигнутым
Многозначными
«вертится на языке» -
1) очень хочется сказать;
2) никак не вспоминается
4
Узнай
фразеологизм по
рисунку
9
Роль
в языке:
как и слова,
называют предметы, признаки,
действия
Строение:
состоят из двух и
более самостоятельных слов, по
значению, в отличие от
словосочетания, равны одному
слову
Синтаксическая роль:
в
предложении выступают в роли
одного члена предложения
Для чего используются:
для
выразительности речи
3
СОПОСТАВЬТЕ
Признаки
свободных
Признаки
словосочетаний
фразеологизмов
1. Любое из слов можно заменить 1. В их составе нельзя заменять
другими словами. одно слово другим.
2.
Слова сохраняют свою
смыс
- 2
. Слова теряют свою
смысло
-
ловую
самостоятельность.
вую
самостоятельность.
3. Создаются в процессе речи, не
3
. Как и слова, используются
требуют запоминания.
готовыми
, запоминаются.
8
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – (фразеологическая единица, идиома), выполняющее функцию отдельного слова устойчивое сочетание слов,
значение которого
невыводимо
из значений составляющих его компонентов.
2
ПОМНИТЕ!
Используя фразеологизмы,
не нарушайте их цельности
7
За одну минуту объясните значение как можно большего количества фразеологизмов
Яблоку негде упасть
Кануть в лету
В двух словах
Семь пятниц на неделе
В час по чайной ложке
На всех парусах
Кривить душой
Душа в душу
Себе на уме
Ни свет ни заря
С три короба
Без году неделя
На широкую ногу
Ни пуха ни пера
По щучьему велению
Казанская сирота
Ахиллесова пята
Открывать Америку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обществознания "Семья, её роль в жизни человека и в обществе" 8 класс
Тема изучена учащимися в 8 и 10 классе. По итогам опроса общественного мнения она названа одной из наиболее интересных тем, т.е. лично значимой, поэтому выбрана учителем в качестве темы дл...
Воспитанность, общение и его роль в жизни человека.
План-конспект воспитательного мероприятия Тема: « Воспитанность, общение и его роль в жизни человека?»....
Тесты по теме "Мировоззрение и его роль в жизни человека" 2 варианта.
Тестовый контроль знаний учащихся в 2-х вариантах....
Гормоны как химические вещества и их роль в жизни человека
ХимияПрезентация...
Литература как искусство слова и её роль в жизни человека
Отличный вводный урок литературы в 9 классе с презентацией...
Литература как искусство слова и её роль в жизни человека
отличный вводный урок по литературе в 9 классе...
Литература как искусство слова и её роль в жизни человека
отличный вводный урок по литературе в 9 классе...