КИМ 9
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему

Сенчукова  Юлия Сергеевна

КИМ к рабочей программе и ктп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kim_9_klass.docx38.71 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольный тест по теме

«Повторение изученного в 5-8 классах»

Цель: проверяет уровень усвоения материала за курс 5-8 класса и позволяет выявить пробелы в знаниях учащихся, над которыми предстоит работать в течение учебного года. 

I вариант

  1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) перепрыгивать;                                  3) попутный;

2) разбрасываться;                                 4) лукоморье.

  1. Какое из перечисленных ниже слов имеет значение «не умеющие сосредоточиться, выражающий невнимательность»?

1) Равнодушный;                                     3) ленивый;

2) апатичный;                                          4) рассеянный.

  1. Укажите верный вариант количества букв и звуков в словах:

1) вечный - 6 букв, 7 звуков;               3) въезд - 5 букв, 4 звука;  

2) каюта — 5 букв, 6 звуков;               4) дорогое — 7букв, 7 звуков.

  1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква е?

1) К виднеющ_йся деревн_, в соседн_м болот_, ты се_шь рожь;

2) о белеющ_м парус_, вздрагивающ_м голосом, снег та_т;

3) у пролегающ_й транше_, из охотничь_х руж_й, мы бор_мся за мир;

4) о дремуч_м лес_, в открывш_мся санатири_, ненавид_шь врага.

  1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?  

1) Объед_нение, соб_рать, изм_рять, пр_открыть;

2) заг_релый, отр_сль, подск_чить, выбр_сить;

3) и_жарить, бе_вкусица, чре_мерный, сколь_кий;

4) холщ_вый, кумач_вый, запряж_нный, крыж_вник.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь?

А. Мне нездоровит_ся.

Б. Они решили отправит_ся в путь.

В. Он справит_ся о пароходе на пристани.

Г. Спряч_тесь скорее от дождя.

1) А, В;                                3) В, Г;

2) Б, Г;                                 4) Б, В, Г.

7. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (Юго)восток, (лево)бережный, все(таки);              

2)(светло)синий, (по)медвежьи, (пол)окна;

3)(авиа)связь, (как)либо, (русско)французский

4)(полу)остов, (во)первых, (высоко)качественный.

 8. Укажите правильное объяснение написания н и нн в суффиксах.

1)Книга прочитанна — нн в суффиксе краткого причастия;

2) путанный след — нн в суффиксе прилагательного, образованного от бесприставочного  глагола совершенного вида;

3) балованный ребенок — нн в прилагательном, образованном от страдательного причастия на - ованный;

4) возбуждено спорить — в суффиксе краткого причастия.

 9. В каком предложении не с последующим словом пишется раздельно?

1) (Не) законченный мною чертеж я оставил на столе.

2) Справка была выписана (не) правильно.

3) Сквозь (не) занавешенное окно была видна вся комната.

4)Река, которая встретилась отряду, была (не) глубока, и все легко перешли вброд.

 10. На месте каких(ой) цифр(ы) пишется е (частица не)?

Сколько н_ (1) прислушивался Алексей, н_(2) мог он уловить н_(3) шума боя, н_(4) стрельбы, н_(5) даже гула канонады.

1)1                     2)2      3)1, 2                     4)1,3,4,5.

 11. В каком предложении нужно поставить только одну запятую?

1) Океан словно замер и тихо и ласково рокочет.

2) Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдает.

3) Он пишет быстро грамотно да и красиво.

4)Утром ребята работали или в саду или в огороде.

 12.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1)Утомившись в дороге, я крепко заснул.

2)Всю четвертую, последнюю, ночь слева и справа гремела отчаянная канонада.

3)Друзья мои, прекрасен наш союз!

4)Кажется ваша история там наделала много шуму.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Дождь (1) казалось (2) зарядил надолго. Море на сотни миль вокруг (3) казалось (4) пустынным.

1)1, 2;                        3) 3,4;

2)1, 2, 3, 4;                4) 2,4.                                                                                                

14. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

       Самовар бы я вам поставил ( ) да чаю у меня нет.

1)Сложное предложение, перед союзом да запятая не ставится.

2)Сложносочиненное предложение, перед союзом да ставится запятая.

3)Простое предложение с однородными членами, перед союзом да ставится запятая.

4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом да не ставится запятая.

 15. В каком предложении не допущено стилистических ошибок?

1)Подъезжая к городу, между ними зашел деловой разговор.

2)У обоих героинь романа брак оказался несчастливым.

3)Мелкий дождь льет, не переставая, и ветер дует все в одну сторону.

4)Большая часть участников конференции осталось на концерт.

16. В каком слове ударение падает на второй слог?

1)закупорить;               3)предпринять;

2)каталог                     4)принят;

Прочитайте предложения и выполните задания 17-20

А. Один таскал сначала легкие камни, а потом принялся за тяжелые, так что последних камней уже не смог дотащить.

Б. Однажды я вспомнил с детства знакомую мне притчу о двух работниках, переносивших камни.

В. Другой же поступил наоборот и окончил свою работу благополучно.

Г. И вдруг открылся мне глубокий смысл этой бесхитростной истории.

 17. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился   текст?

1)БГВА                          3)БГАВ

2)АВБГ                          4)БАВГ

 18. Определите стиль и тип речи.

1)разговорный стиль, повествование и описание;

3)художественный стиль, рассуждение;

3)публицистический стиль, описание;

4)художественный стиль, повествование;

 19. Укажите правильную характеристику слова благополучно (предложение  В)

1)наречие;                                3)деепричастие;

2)краткое прилагательное;     4) краткое причастие;

 20. Дайте полную синтаксическую характеристику предложения Б.

                                                          II  вариант

    1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?                                                                       

    1) побеждая;                                           3) гололед;                                                                        

    2) переписываться;                                4) прабабушка.

   2.Какое из перечисленных ниже слов имеет значение «столкновение противоположных сторон, мнений, сил»?

    1) обида;                                                  3) конфликт;

    2) апатия;                                                 4) проблема. 

         3) Укажите верный вариант количества букв и звуков в словах:                                              1)  вьюга — 6 букв, 7 звуков;                3) пробежаться — 11 букв, 11 звуков;                       2) обезьяна — 8 букв, 8 звуков;            4) красная — 7 букв, 7 звуков.

4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква е?

    1) на  подросш_м дерев_, без пишущ_й машинк_, покупа_м ботинк_;

2) о ближайщ_м объект_, до соседн_й деревн_, по новейш_й технологи_;

   3) мы бор_мся за мир, с засидевш_мся мечтател_м, от последн_й заметк_;

   4) в гаснущ_м камин_, по лучш_й дорог_, на последн_м педсовет_.

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

   1) ра_задорить, бе_дельничать, бе_предел, бе_вкусица;

   2) заг_рать, пл_вунец, изл_гать, пл_вчиха;

   3) обм_реть, подб_ру, выл_чить, изм_нение;

   4) девч_нка, волч_нок, грош_вый, кош_лка.

   6. В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска    пишется Ь?

   А. Мы решили подписат_ся на газету.

   Б. Мне кажет_ся.

   В. Как убереч_ся от простуды.

   Г. Она задумывает_ся о будущем.

   1) А,Б;                                        3) А,В,Г;

   2) А,В;                                        4) Б,В,Г.

   7. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (Кое)как, (право)сторонний, (по)всюду;            

   2) (Юго)западный, (пол)лимона, (по)бережье;    

3) (пол)апельсина, (пол)ночи,       (по)волчьи;  

   4) (пол)Европы, (во)вторых,   (темно)красный

8. Укажите правильное объяснение написания Н и НН в суффиксах?

1) скошенная трава - нн в суффиксе причастия, образованного от бесприставочного глагола совершенного вида;

   2) на улице ветрено - н в суффиксе краткого причастия;

   3) брошенный камень - нн в суффиксе причастия, образованного от бесприставочного  глагола совершенного вида;

   4) задание проверенно — нн в суффиксе краткого причастия.

9. В каком предложении не с последующим словом пишется слитно?

1) забор был (не)окрашен.

   2) мы шли (не)замечая дороги.

   3) ответ был (не)правильным.

   4) (не)потушенная с вечера лампа.

10. На месте каких(ой) цифр(ы) пишется е (частица не)?

Н_(1) слышно было н_(2) веселых песен, н_(3) смеху, н_(4) звонких голосов.

   1) 2,3,4;                            3) 1,2;

2)1;                                  4) 1,3,4.

11. В каком предложении нужно поставить только одну запятую?

1)Мне нравятся собаки кошки рыбки и хомячки.

2)Петя возьми тетрадь выпиши слова подчеркни глаголы.

3)Как мальчики так и девочки сдали спортивные нормы.

4)Утром ребята работали в саду или в городе.  

12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.                                                 1)Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.

2)Единственным попутчиком не слушавшим лесничего была  Наташа, застенчивая худенькая девушка.

3)Чуть дрожат, качаясь, сосны.

4)Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых  в предложениях должны стоять запятые?

       1) 1,2 ;                                3) 3, 4;

       2) 1, 2, 3, 4 ;                       4) 2, 4;

14. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

       Я старался взглянуть в окно ( ) да оно все было бело от снега и льда.

       1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом да запятая не ставится.

       2)Сложное предложение, перед союзом да запятая не ставится.

       3)Простое предложение с однородными членами, перед союзом да ставится запятая.

       4)Сложносочиненное предложение, перед союзом да ставится запятая

15. В каком предложении не допущено стилистических ошибок?

       1)Большинство учеников хорошо сдало выпускные экзамены.

       2)Не рассчитывая попасть на поезд, было решено заночевать в лесу.

       3)Молодой человек, проходя мимо сада, увидел пятилетнюю девочку, которая стояла и плакала.

       4)Щенок лопал с такой жадностью, что скоро тарелка кончилась, и он влез на нее   обеими лапами.

16) В каком слове ударение падает на второй слог?

       1)Километр                         3)ожили

       2)красивее                           4)положила

Прочитайте предложения и выполните задания 17-19.

       А.Посветлевшее от цветения старое дерево гудит, шумит  пчелами, мелькающими  среди цветов и листьев.

       Б.Когда повеет ветерок, за версту услышишь, как цветет липа.

       В.Незримая река медового аромата льется от нее по яркому июльскому разнотравью.

       Г.В тихую, безветренную погоду несметное количество пчел слетятся сюда на работу.

17. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

       1)АБГВ                                 3)ВАБГ

       2)БВГА                                 4)ГАБВ

18. Определите стиль и тип речи.

       1)Художественный стиль, повествование;

       2)художественный стиль, рассуждение ;  

       3)публицистический стиль, описание;

       4)разговорный стиль, повествование и  описание

19. Укажите правильную характеристику слова посветлевшее (предложение А).

       1)Прилагательное;                                      3)деепричастие;

       2)причастие;                                                4)наречие;

20. Дайте полную синтаксическую характеристику предложения А.

Контрольный диктант по теме «СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

*

  Озеро простиралось в темной раме вечерних сумеречных берегов. Плотной стеной темнели по сторонам камыши, чернела причаленная кем-то лодка, чернели верши, выброшенные на сухое, и только сама вода была еще светла. Лежа на спине на середине озера, Варька не замечала ни берегов, ни обступивших камышей, она видела только небо, огромное и высокое, а в его безмерной глубине, на неподвижно замерших кучеряшках облаков еще розовевший свет давно угасшей зари. И еще видела она воду, начинавшуюся у самых ее глаз. Зеркальная ясная гладь озера, чуткая ко всему, простиравшемуся над ним, была заполнена подрумяненными облаками и уже не казалась озером, а таким же, как небо, бездонным пространством, и нельзя было сказать, где кончались настоящие облака и где было их отражение. Два мира, вода и небо, охваченные вечерним задумчивым покоем, слились воедино, и Варьке было радостно и жутковато вот так, одной, неподвижно парить в самой середине этой сомкнувшейся светлой бездны, и снизу и сверху заполненной облаками.

(По Е. Носову) (152 слова)

 

  Дополнительное задание:

  Подчеркните в сложносочиненном предложении грамматические основы. Укажите вид сказуемых.

  Подчеркните деепричастные обороты.

ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ  «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы. 

ТАИНСТВЕННЫЙ ВСАДНИК

  Путник ехал, не подгоняя своего коня ни хлыстом, ни шпорами, пока не исчез в туманной дали, едва освещенной месяцем. Почти в ту же самую минуту на окраине поселка появился другой путник и поехал по той же дороге. 

  Он, вероятно, тоже отправился в дальний путь. На нем был темный плащ с капюшоном, ниспадавший сзади свободными складками на круп лошади.

  В отличие от первого, этот всадник куда-то торопился. Казалось, он хотел кого-то догнать. Время от времени он наклонялся вперед и внимательно всматривался в даль, как будто ждал, что увидит силуэт, вырисовывающийся на фоне неба.

  Вскоре второй всадник тоже исчез, и как раз в том же месте, где скрылся из виду его предшественник. Так показалось бы тому, кто наблюдал бы за ним из поселка. Но вот на окраине селения показался третий всадник, он стал продвигаться в том же направлении. На нем был ярко-красный плащ, скрывавший его фигуру. Из-под широкой полы виднелось охотничье ружье, лежащее поперек седла.

(153 слова)

  Дополнительное задание:

  Обведите средства связи простых предложений в составе сложноподчиненных.

  Составьте из слов текста словарный диктант на тему: "Правописание предлогов", при необходимости добавьте свои примеры. 

ДИКТАНТ ПО  ТЕМЕ "БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ"

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы. 

Хорошо ехать ночью в поезде!

  Вздрагивает, качается вагон на стыках рельсов, неярко горят матовые лампочки под потолком. Скажет кто-то невнятное слово во сне, слезет кто-нибудь с полки, сядет у окна, закурит, задумается. Все приглушенно в этот час, все тихо, только внизу длинный гул и перестук колес.

  А за окнами темная безлунная ночь: промелькнет изредка слабый огонек в путевой будке обходчика, проплывет мимо, как видение, глухой полустанок с непонятным названием, с единственным фонарем на перроне и березами в палисаднике, и снова подступает к окнам непроглядная тьма, и не понять - лес ли за окном, поле ли.

  Промчится с пронзительным гудком встречный поезд: рванутся, затрепещут под напором ветра занавески, плотной струей пронесутся мимо освещенные окна, искрой промелькнет красный фонарь на заднем вагоне. И странно тогда думать: ведь в прогудевшем минуту назад встречном поезде тоже едут люди, едут туда, откуда ты, может быть, только вчера уехал, так же сидят в вагонах, негромко разговаривая, мечтают о чем-нибудь, или спят - снятся им особенные сны, - или смотрят в окна, и у каждого своя судьба за плечами, у каждого своя жизнь впереди. Кто все эти люди? Куда едут они, что им снится, о чем так глубоко задумываются, о чем говорят и чему смеются?

  Хорошо ехать ночью в поезде!..

(По Ю. Казакову) (200 слов)

  Дополнительное задание:

  Составьте схемы бессоюзных сложных предложений.

ДИКТАНТ ПО  ТЕМЕ "СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ"

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

*

  Самые первые предметы, которые уцелели на ветхой картине давно прошедшего, картине, сильно полинявшей в иных местах от времени и потока шестидесятых годов, предметы и образы, которые еще носятся в моей памяти, - кормилица, маленькая сестрица и мать; тогда они не имели для меня никакого определенного значенья и были только безыменными образами.

  Кормилица представляется мне сначала каким-то таинственным, почти невидимым существом. Я помню себя лежащим ночью то в кроватке, то на руках матери и горько плачущим: с рыданием и воплями повторял я одно и то же слово, призывая кого-то, и кто-то являлся в сумраке слабоосвещенной комнаты, брал меня на руки, клал к груди... и мне становилось хорошо. Потом помню, что уже никто не являлся на мой крик и призывы, что мать, прижав меня к груди, напевая одни и те же слова успокоительной песни, бегала со мной по комнате до тех пор, пока я засыпал. Кормилица, страстно меня любившая, опять несколько раз является в моих воспоминаниях, иногда вдали, украдкой смотрящая на меня из-за других, иногда целующая мои руки, лицо и плачущая надо мною.

  Кормилица моя была господская крестьянка и жила за тридцать верст; она отправлялась из деревни пешком в субботу вечером и приходила в Уфу рано поутру в воскресенье; наглядевшись на меня и отдохнув, пешком же возвращалась в Касимовку, чтобы поспеть на барщину.

(По С. Аксакову) (210 слов)

   Дополнительное задание:

  В выделенном предложении укажите части речи, составьте его схему.

Контрольная работапо теме «Способы передачи чужой речи»

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО

Вошла (не)м_л_дая женщина в красном жакете, прич_са_ная по_стари_ному гла_ко, с деревя_ными бусами на шее. Директор встал, должно быть желая, чтобы она села в его неудобное кресло с высокой спинкой, но женщина по_хозяйски передвинула

стулья_села у окна и_заметив меня_вопросительно прищурилась. Алексей Алексеевич сделал короткий жест, будто предлагая мне встать, и я встала. Прямое ваше начальство_____ сказал он без улыбки_____ Наш завуч и пр_под_вательница физики Анна Дмитриевна.

Анна Дмитриевна вн_мательно оглядела меня и проговорила приветливо___Садитесь_милая_садитесь. Рада вид_ть молодое поп_лнение. Мы все любим молодёж_, это самое лу_шее, что у нас есть. У вас — (не)истраче_ные силы, у нас — опыт. Буд_м работать вместе и помогать друг другу, пока вы не смен_те нас___ она чуть улыбнулась кра_шками губ____ у штурвала. Очень рады.

(Е. Анучина) (125 слов)

Грамматическое задание:

1.Выполнить синтаксический разбор:

Вошла (не)м_л_дая женщина в красном жакете, прич_са_ная по_стари_ному гла_ко, с деревя_ными бусами на шее. (________________________________________________________________________________________________________________________________________________________)

2.Преобразовать прямую речь в косвенную:

Прямое ваше начальство_____ сказал он без улыбки_____ Наш завуч и пр_под_вательница физики Анна Дмитриевна.

  1. Записать цитату тремя способами: Пиши правильно, даже если диктуют ошибочно. (Юзеф Булатович, современный польский афорист):
  1. ______________________________________________________________________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________________________________________________________________
  3. ____________________________________________________________

Контрольное изложение (по форме ОГЭ)

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

*

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, возникают новые ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом принято провожать в дальнюю дорогу. С хлебом принято встречать солдат, вернувшихся с войны. Хлебом принято поминать тех, кто уже никогда не вернется. И каждый по-своему помнит и ценит хлеб. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

      Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества. О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб, в народе уважительно говорят, что он ест свой хлеб. И, наоборот, пренебрежительно отзываются о нахлебниках, живущих за чужой счет..

       Хлеб, доставшийся даром, не заработанный трудом ,человека портит, потому что лишает его нравственной основы .Чем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного колоса, каждого кусочка этого чудесного дара, тем уважительнее, благоговейнее относится человек к хлебу и тем чище душа его, тем совестливее и добрее сам человек.

(По Н.В. Беседину) (161 слово)