КИМ 5
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Сенчукова  Юлия Сергеевна

КИМ к рабочей программе и ктп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kim_russkiy_5.docx45.04 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по русскому языку по теме

«Повторение изученного в начальной школе».

Цель: проверяет уровень усвоения материала начальной школы и позволяет выявить пробелы в знаниях учащихся, над которыми предстоит работать в течение учебного года. 

1. Расшифруйте запись. Запишите предложения грамотно.

Молчаливзимнийлестихоивполяхбудтоприродапогрузиласьвсонносильнеегреетсолнышкоиднистановятсядлиннее.

2. Распределить слова по столбикам:

Орфограммы

в приставке

Орфограммы

в корне

Орфограммы

в суффиксе

Орфограммы

в окончании

 

 

 

 

Дома, тянул, часы, водяной, земляной, колодец, весна, в озере, на вершине, веете, шепот, ротик, носик, переделать, полюбить, сжечь.

3. От слов: ездить, есть, явление – образуйте однокоренные (сколько сможете) с Ъ разделительным знаком.

4. Составьте три предложения, в которых описывался бы цветок роза (или поляна с цветами). Используйте для этого как можно больше прилагательных. Прилагательные подпишите.

5. Кроссворд с заданием.

http://iumka.ru/images/stories/6t64.gif

По горизонтали. 1. Путешествие в лес.

По вертикали. 2. Близкий ваш приятель.

По диагонали. 2-3. Строения, в которых живут люди.

* Задание. Составьте слово, используя приставку от первого слова, корень от второго, окончание от третьего. Слово запишите и разберите по составу.

6. Контрольное списывание.

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, тихие, без ветра. Настоящие дни поздней осени.

В такой день идешь по лесной тропинке, кругом тишь. Не слышно даже шума деревьев, шелеста листвы. Только иногда раздается звук падающих шишек. На голых сучьях повисли капли росы от ночного тумана.

Легко дышит осенней свежестью грудь. Приятно идти по мягкому ковру из листьев.

Вдруг среди листвы мелькает пестрый комок. Это птица. Она жива, но едва дышит. Ребята решают взять бедняжку домой, а то ее найдет лисица и съест.

Контрольный диктант  по теме: «Имя существительное»

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

Переполох в лесу

На большой лесной полянке играют лисята,  радостно кувыркаются в траве. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисёнка упала шишка.

Малыш испугался и кинулся с поляны. От страха он не заметил откоса и кубарем покатился к реке.

По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисёнок свалился прямо на поросят. Завизжали, захрюкали поросята и разбежались. Один бросился в кусты малины, а там медведь лакомится ягодами.

Он заревел и ринулся через лес к реке. Мчится медведь, только подошвы сверкают. Остановился на поляне, где раньше лисята играли. Поднял голову, замер.

На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.

Не знал медведь, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила. 

Грамматическое задание: 

  1. Выпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает.

Синтаксический разбор предложения «На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.» - 1в , «На большой лесной полянке играют лисята,  радостно кувыркаются в траве.» - 2в  .

  1. Морфологический разбор слова  «в траве» - 1 в , «на полянке»- 2 в.
  2. Разобрать слова по составу «лисёнок »,  «сосновой»,  «бросился» - 1 в. «полянке»,  «колючий»,  «поднял» – 2 в.

Контрольное тестирование по теме  "ГЛАГОЛ".

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

Вариант 1.

А1. Глагол – часть речи, которая обозначает

1)            предмет

2)            действие предмета

3)            признак предмета

4)            признак признака

А2. В каком случае НЕ пишется СЛИТНО

1)            не\мог

2)            не\доумевал

3)            не\видел

4)            не\нравится

А3. Найдите ИНФИНИТИВ

1)            борется

2)            бороться

3)            боролись

4)            борюсь

А4. В каком случае нужно поставить букву Е

1)            се…л

2)            ла…л

3)            кле…л

4)            ненавид…л

А5. В каком случае НЕ НУЖЕН Ь

1)            читаеш…

2)            освещает…ся

3)            стрич…ся

4)            катат…ся

А6. В каком случае нужно поставить букву И

1)            бл…стит

2)            соб…ру

3)            зам…рать

4)            зап…реть

А7. Найдите глагол, стоящий в форме НАСТОЯЩЕГО времени:

1)            разожгу

2)            строить

3)            кушаю

4)            сжевал

А8. В каком случае нужно поставить букву Е

1)            посматр…вать

2)            вытаск…вать

3)            танц…вать

4)            перечит…вать

А9. Укажите ряд, в котором все глаголы изъявительного наклонения:

1)            варю, буду варить, сварила

2)            не уходи, сходил бы, уйди

3)            спешишь, не спеши, сходи-ка

4)            сделал бы, пойду, пусть ответит

А10. Укажите глагол I спряжения

1)            лет…шь

2)            смотр…т

3)            кле…м

4)            бор…тся

В1. Из данных предложений выпишите глагол СОВЕРШЕННОГО ВИДА

Солнце по небу гуляло и за тучу забежало.

А мохнатые боятся: где нам с этаким сражаться.

В2. Укажите способ образования глагола ПРИЕХАТЬ. Ответ запишите словом. 

В3. Укажите, в каком времени употреблены глаголы в предложениях. Ответ запишите словами.

Она её хлестала палкой и кнутом. И под гору, и в гору гнала её бегом.

В4. Выпишите ВОЗВРАТНЫЙ глагол.

Завёл я вместо ёжика маленького осьминожка: он с рыбой в сетях запутался. Посадил я его в банку от варенья и поставил на стол.

В5. Разберите по составу глагол РАССЫПАТЬСЯ.

С1. Объясните, используя тип речи – рассуждение, почему НЕ ВИДЕТЬ пишется раздельно, а НЕНАВИДЕТЬ – слитно.

 Вариант 2.

А1. Глагол в предложении чаще всего бывает

1)            подлежащим

2)            сказуемым

3)            дополнением

4)            обстоятельством

А2. В каком случае НЕ пишется ОТДЕЛЬНО

1)            не\навидеть

2)            не\здоровится

3)            не\выучить

4)            не\годовать

А3. Найдите ИНФИНИТИВ

1)            смеюсь

2)            смеяться

3)            смеются

4)            смеялись

А4. В каком случае нужно поставить букву И

1)            завис…л

2)            та…л

3)            кле…л

4)            раска…лся

А5. В каком случае НЕ НУЖЕН Ь

1)            начинат…ся

2)            купаеш…ся

3)            обжеч…ся

4)            смеёт…ся 

А6. В каком случае нужно поставить букву Е

1)            бл…стать

2)            расст…лить

3)            выж…гать

4)            подп…рать

А7. Найдите глагол, стоящий в форме БУДУЩЕГО времени:

1)            разорву

2)            писать

3)            читаю

4)            засмотрелся

А8. В каком случае нужно поставить букву Ы

1)            волн…ваться

2)            танц…вать

3)            совет…вать

4)            загляд…вать

А9. Укажите ряд, в котором все глаголы ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО наклонения:

1)            рисую, пошёл бы, купить

2)            давайте играть, принеси, запишите

3)            спою, смотреть, выучил бы

4)            посмотри, буду шить, блестишь

А10. Укажите глагол II спряжения

1)            смотр…т

2)            ве…т

3)            стел…т

4)            шага…шь

В1. Из данных предложений выпишите глагол НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА

Света утром чай пила.

Села, с мамой посидела, встала, к бабушке пошла.

В2. Укажите способ образования глагола КАМЕНЕТЬ. Ответ запишите словом.

В3. Укажите, в каком времени употреблены глаголы в предложении. Ответ запишите словами.

Царь Гвидон зовёт их в гости, их он кормит и поит.

В4. Выпишите НЕВОЗВРАТНЫЙ глагол.

Солнце показывается из-за облаков. В низинах поднимается туман и быстро рассеивается. Ласточки с весёлым криком высоко летают в небе.

В5. Разберите по составу глагол ПРОНОСИЛСЯ.

С1. Объясните, используя тип речи – рассуждение, почему однокоренные глаголы СОБЕРУ и СОБИРАТЬ пишутся по-разному.

Контрольный диктант  с грамматическим заданием по теме «Простое предложение»

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

Щур

Я никогда не был большим любителем содержания птиц в неволе. Но иногда зимою у меня жили лесные певчие птицы. Больше всех полюбился мне щур. Это весёлая птичка с брусничного цвета грудью. Клетка всегда была открыта, и щур мог летать по комнате свободно. Он часто прилетал в просторную клетку. Здесь для него лежал вкусный корм. Каждый день я ставил на пол небольшую ванночку с чистой водой. Щур радостно плескался в ней. Он часто присаживался на мой стол, а я каждый раз угощал его сладким орешком.

Когда лес готовился одеваться, я вынес Щурку на опушку и выпустил на волю. Он сел на сучок ближнего дерева и запел свою тихую песенку. На прощание я помахал ему рукой. Птица скрылась в вершинах густого тёмного леса. (И. М.Соколов-Микитов «Щур» («Найдёнов луг»); 110 слов)

Грамматическое задание:

1.Сделать разбор предложения

1 вариант: Он часто прилетал в просторную клетку. 2 вариант: Здесь для него лежал вкусный корм.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: в просторную клетку; 2 вариант: вкусный корм

3.Подчеркните главные члены в сложном предложении

1 вариант: Клетка всегда была открыта, и щур мог летать по комнате свободно. 2 вариант: Он часто присаживался на мой стол, а я каждый раз угощал его сладким орешком.

4.Посчитайте количество букв и звуков в словах

1 вариант: весёлая; 2 вариант: радостно

5. Морфемный разбор

1 вариант: полюбился, 2 вариант: выпустил

Контрольный диктант  с грамматическим заданием по теме

«Синтаксис. Пунктуация»

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

Предзимье

Отшумела золотая осень, и наступило холодное ненастье. Солнце редко выглядывает из-за туч и не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на земле. Сквозь голые ветки далеко видны окрестности.

Деревья в лесу потемнели от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются вкусными орехами, грибами, съедобными семенами. Медведь отъелся за лето, набрал толстый слой подкожного жира. Впереди у него зимняя спячка. Охотники говорят: «Опасно будить косолапого зимой!»

Зайцы – робкие лесные жители. Они ждут первого снега. С появлением снега они поменяют летние серые шубки на белые. Зайца в лесу подстерегает много бедствий, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши. Косой хорошо чувствует опасность и не подпускает близко к себе лисицу и волка.

Скоро леса и поля побелеют, и зима вытеснит осень. (Н. Сладков «Лесные тайнички» («Рассказы и сказки»);125 слов)

Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор простого предложения

1 вариант: Солнце редко выглядывает из-за туч и не согревает озябшую землю

2 вариант: Листья не кружатся в воздухе, а лежат на земле.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: выглядывает из-за туч; 2 вариант: лежат на земле

3. Синтаксический разбор сложного предложения

1 вариант: Отшумела золотая осень, и наступило холодное ненастье. 2 вариант: Скоро леса и поля побелеют, и зима вытеснит осень.

4. Морфемный разбор

1 вариант: отшумела, грустные

2 вариант: потемнели, вкусными

Контрольный диктант  с грамматическим заданием по теме «Фонетика»

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

Герда

Окна были из разноцветных стёклышек, и от этого комната старушки была освещена удивительным радужным светом. На столе стояла корзинка с чудесными вишнями. Пока Герда ела, старушка расчёсывала ей волосы золотым гребешком. Волосы вились кудрями и золотым сиянием окружали милое, приветливое личико девочки.

Старушка умела колдовать. Она пошла в сад, дотронулась до розовых кустов. Они подумали и ушли глубоко в землю. Колдунья боялась, что Герда вспомнит о Кае и убежит от неё.

Потом старушка повела Герду в цветник. Тут росли цветы всех родов и времён года. Герда прыгала от радости и играла, пока солнце не село за высокими деревьями. Тогда её уложили в чудесную постельку с шелковыми перинками, и девочка заснула.

(Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»; 110 слов)

Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор простого предложения

1 вариант: Она пошла в сад, дотронулась до розовых кустов. 2 вариант: Они подумали и ушли глубоко в землю.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: до розовых кустов; 2 вариант: ушли в землю.

3.Фонетический разбор слов:

1 вариант: боялась; 2 вариант: чудесную.

4. Морфемный разбор

1 вариант: старушка, подумали; 2 вариант: корзинка, прыгала.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика»

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

Васютка

Опускался вечер. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину. Васютка взглянул в воду и замер: около травы копошились рыбы, пошевеливали жабрами и хвостами. Рыбы было так много, что Васютку взяло сомнение, он подумал: «Водоросли, наверное?»

Небо уже потемнело, в лес опускались сумерки. Середина озера сейчас напоминала раскалённую печку. Заря догорала. В тёмной синеве неба стыли редкие и грустные облака. Начали прорезаться звёзды. Показался маленький, похожий на ноготок, месяц.

Устал Васютка за день, но сон не шёл. Он подбросил в костёр дров, снова лёг на спину. Облака исчезли. Подступила дремота.

(В. П.Астафьев «Васюткино озеро»; 110 слов)

Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор простого предложения

1 вариант: В тёмной синеве неба стыли редкие и грустные облака. 2 вариант: Он подбросил в костёр дров, снова лёг на спину.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: грустные облака; 2 вариант: лёг на спину.

3.Фонетический разбор слов:

1 вариант: звёзды; 2 вариант: костёр

4. Морфемный разбор

1 вариант: прибрежные, пошевеливали; 2 вариант: маленький, прорезаться.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография».

Цели урока: проверить знания учащихся по морфемике, словообразованию и орфографии; проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся; развивать орфографическую зоркость; воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

История одной яблоньки.

Росла в лесу дикая яблоня. Осенью упало с неё кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зёрнышки. Одно только зёрнышко спряталось в землю.

Зиму пролежало зёрнышко под снегом. А весной, когда пригрело солнце, зерно стало расти…  Из почки наверху вышли зелёные отростки. Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой – и лет через пять хорошенькая яблонька проросла на том месте, где упало зёрнышко.

Пришёл в лес садовник с заступом, выкопал яблоньку осторожно, перенёс её в сад и посадил в хорошую землю…

Года через три приходили из других садов брать от выращенной яблоньки  побеги для прищепа.

                                     ( По К.Ушинскому)

2.Грамматическое задание.

            1 вариант

           2 вариант

1.Выпишите слова с нулевым  окончанием (например, пришёл, в лес, садовник)

1.Выпишите слова, которые не имеют окончаний (например, только, когда).

2.Выпишите 5 слов с приставками.

2.Выпишите 5 слов с суффиксами.

3.Выполните морфемный разбор слов зёрнышко, проросла.

3.Выполните морфемный разбор слов: яблоньку, посадил.

4.Выполните синтаксический разбор предложения: Росла в лесу дикая яблоня.

4.Выполните синтаксический разбор предложения: Осенью упало с неё кислое яблоко.

Контрольный диктант  по теме «Лексика и фразеология»

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

Указание учителю. Предупредить учащихся, что текст надо писать как диалог.

Встретились два друга: Саша и Матвей. Саша сказал:

— А у меня дома овсянка!

- Подумаешь,— сказал Матвей,— у меня дома тоже овсянка.

- Люблю я овсянку! — добавил Саша.— Она желтая такая!

— И вкусная. Особенно с молоком,— добавил Матвей.

— Как это — с молоком? — удивился Саша.

— Еще она хороша с маслом или с сахаром.

— Да ты про что говоришь? — удивленно спросил Саша.

- Как про что? Про овсянку обыкновенную. А ты про какую?

- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и пела. Птица овсянка. Не слыхал про такую? Пойдем ко мне мою овсянку слушать.

- Пойдем! — согласился Матвей.— А потом ко мне — мою овсянку кушать!

(103 сл.)

Задание.

  1. Кратко напишите, почему друзья сначала не понимали друг друга.
  2. Подберите синонимы: Вариант I - горе - ..., холод - ... .

Вариант II- бежать - ..., веселый- .. .

  1. Объясни значение фразеологизмов: вешать лапшу на уши, висеть на телефоне, работать спустя рукава.

Итоговый контрольный диктант

Цели: проверить знания, умения и навыки учащихся; выявить пробелы в знаниях с целью предупреждения ошибок; совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся.

*  * *  *  *

Я родился в Москве у Никитских ворот. Мои детские годы прошли в пригороде столицы, в большом доме, хозяйкой которого была бабушка.

Дом стоял поблизости от железнодорожной станции3. По утрам нас будили гудки пассажирских и товарных поездов4.

Я рос в полных света, солнца и буйной зелени местах, и у меня большой интерес вызывало каждое живое существо: собака, курица, кролик или кошка7.

Я стал наблюдать их повадки, мимику, угадывать настроение. Если, например, Буран вилял хвостом, прыгал на лавку, это означало, что пес пребывал в превосходном расположении2 духа.

Человек должен стремиться понять живое существо, распознать его нрав. Для этого людям нужны любовь, терпение и милосердие к «братьям нашим меньшим».

(По А. Баркову.)

Дополнительное задание.

Произведите указанные в тексте цифровыми индексами виды разбора.