Выступление на ММО учителей русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку на тему
В соответствии с новыми стандартами нужно усилить мотивацию ребенка к познанию, продемонстрировать ему, что школьные занятия - это необходимая подготовка к жизни, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Шесть шагов к успеху - требования к современному уроку в условиях введения и реализации ФГОСООО
Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
Современный урок в условиях введения ФГОС должен включать следующие шесть основных этапов:
- мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
• целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить — узнать — научиться»);
- осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
• коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
- взаимопроверка, взаимоконтроль;
- рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Какие же требования предъявляются к современному уроку в условиях введения ФГОС:
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока — дети;
- учёт уровня и возможностей учащихся;
- умение учителем демонстрировать методическое искусство;
- урок должен быть добрым.
В соответствии с новыми стандартами нужно усилить
мотивацию ребенка к познанию, продемонстрировать ему, что школьные занятия - это необходимая подготовка к жизни, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Упор должен делаться на взаимодействие учащихся _и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного _процесса.
Современный урок, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно - диалогический урок
Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.
1-й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие.
2-й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы прийти к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением».
Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока
. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения,
противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке
проблемы урока.
3-й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов.
4-йшаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во - вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Это может быть работа с текстом, таблицей, схемой, рисунком, из которых логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки
. В - третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу ), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания. В идеале - каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.
5-йшаг. Планирование результата. Учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»
6-йшаг. Планирование заданий для применения нового знания. Задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами | |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей:
|
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков | Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся | |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в |
образовательный процесс | образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета | |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио | |
Основная оценка - оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по - новому готовиться к уроку, учиться по - новому проводить урок, учиться по - новому оценивать достижения обучающихся, учиться по - новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги, а их шесть, обязательно придет к успеху.
Информационные источники:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.-31 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования Москва «Просвещение» 2013
- http://www.school2100.ru/upload/iblocky - А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Как готовить учителей к введению ФГОС.
- ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ
Личностные результаты должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, ценностям народов России и народов мира, готовности к диалогу;
5) освоение социальных норм, правил поведения, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
9) формирование основ экологической культуры;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий, корректировать их;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты;
10) умение осознанно использовать речевые средства; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в социальной практике и профессиональной ориентации.
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:
1) личностные УУД;
2) регулятивные УУД;
3) познавательные УУД;
4) коммуникативные УУД.
Личностные УУД: умение выделить нравственный аспект в предмете изучения и поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД:
целеполагание как постановка цели и учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного, ценностных смыслов;
планирование –составление плана (или алгоритма) и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, контроль в форме сличения способа действия и его результата;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- знаково-символические действия, включая моделирование;
- умение структурировать знания;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения, осмысление и оценка текста;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров и стилей;
- определение основной и второстепенной информации;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров и стилей;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, доказательств; выдвижение гипотез и их обоснование.
- формулирование проблемы и самостоятельное решение проблем.
Коммуникативные УУД обеспечивают
- социальную компетентность и учет позиции других людей;
- умение слушать и вступать в диалог,
- участвовать в коллективном обсуждении проблем,
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- владение ИКТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ГМО учителей русского языка и литературы "Гениями не рождаются" работа с одаренными детьми
Выступление на ГМО учителей гуманитарного цикла с темой "Гениями не рождаются" по системе работы с одаренными детьми...
Выступление на РМО учителей русского языка и литературы Волгодонского района по теме: "Культуроведческий подход в методике преподавания русского языка"
Культуроведческий подход в методике преподавания русского языка приобретает особое значение и рассматривается сейчас как важнейший компонент культуры и основной канал её передачи под...
Выступление на ГМО учителей русского языка и литературы по теме "Использование текстов художественной литературы на уроках русского языка как фактор подготовки к ЕГЭ"
Материал, раскрывающий технологию опыта работы учителя при подготовке к ЕГЭ на примерах открытого текста...
Выступление на секции учителей русского языка и литературы. Август 2015
Описание применения кейс-технологий на уроках русского языка и литературы...
Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...
Выступление на МО учителей русского языка и литературы по теме «Критерии отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ по русскому языку (совершенствование пунктуационной компетенции)»
Данный материал будет интересен для учителей, работающих в выпускных классах, т.к. содержит материал для отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ...