Подготовка к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochineniya_i_argumenty_ege_11_klass.docx | 122.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Человек способен руководить своими чувствами, имеет нравственные силы побороть алкоголизм, - вот проблема, над которой рассуждает Д. Новоселов.
Автор на примере героя, вернувшегося из мест заключения, показывает нам, как важно искоренять вредные привычки, бороться с порочными инстинктами. Ведь что бы было, если бы отец не бросил пить?! Д. Новоселов уверен, что тот никогда бы не нашел взаимопонимания с сыном.
Алкоголизм – это одна из главных социальных трагедий, приносящая множество проблем в каждую семью. Суметь побороть свой недуг – это совершить поступок, действительно, заслуживающий уважения. В этом уверен автор.
Я полностью согласен с мнением Д. Новоселова. Судьба человека, который не может одолеть свои вредные привычки, трагична. А если герой победил свой нравственный недуг, как персонаж рассказа, сколько счастливых моментов подарит ему жизнь!
Ярким примером трагической судьбы человека, не способного руководить своими чувствами, является жизнь великого актера, мастера авторской песни Владимира Высоцкого. Его творчество знаменито на весь мир, а песни популярны и по сей день. Но он не смог подавить в себе тягу к спиртному и наркотикам, не смог выбраться из «колеи», края которой «скользки и высоки»…
Не менее ярким примером трагедии человека, не сумевшей справиться со своими порочными инстинктами, является жизнь великого писателя Стивена Кинга. Его романы известны во всем мире, по ним сняты не менее популярные кинофильмы. Но именно то, что писатель не смог справиться с тягой к наркотикам, и привело его к нравственной гибели.
Что позволяет человеку оставаться человеком в нечеловеческих условиях - вот вопрос, над которым размышляет Е.Г.Макарова.
Эту проблему автор раскрывает на конкретном случае из жизни, рассказывая, как художница Фридл попадает в концлагерь. Женщина не думает о себе, она старается помочь маленьким узникам Освенцима. Е.Г.Макарова преклоняется перед подвигом Фридл, которая «создала педагогическую систему душевной реабилитации детей посредством рисования». Понятно, что ребятам было страшно в лагере, но рядом с ними была их учительница рисования, которая и в страшную минуту, «голая, остриженная» ,шагнула вместе с ними в газовую камеру.
Позицию Е.Макаровой определить не сложно: даже в нечеловеческих условиях Освенцима находились такие смелые и гуманные люди, как Фридл.
Я разделяю точку зрения автора: именно в экстремальных условиях проявляется человеческое в человеке. Об этом не раз рассказывалось в книгах, на радио, телевидении. Приведу примеры, касающиеся учителей.
Весь мир знает о подвиге польского педагога Януша Корчака, принявшего смерть в газовой камере вместе со своими воспитанниками, не оставившего детей, несмотря на предложение фашистского офицера. А сколько учителей приняли смерть, оставшись неизвестными миру?
Вспомним повесть Василя Быкова «Обелиск», реплику учителя Мороза : « Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется”. Эти слова Алеся Ивановича оказались пророческими. Он действительно сделал для своих учеников все, что смог: на казнь ребята шли вместе со своим учителем. Несомненно, Алексей Мороз понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге с целью убить местного полицая, если явится их учитель, — ложь. Но не сомневался он и в другом: если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют все то, чему он учил детей.
Таким образом, могу сделать вывод, что человеку оставаться человеком в нечеловеческих условиях позволяют сила воли, милосердие и великодушие.
Можно ли в нечеловеческих условиях сохранить гуманное отношение к людям - вот вопрос, над которым задумывается Е. Г. Макарова.
Автор повествует о том, как художница Фридл Диккер-Брандейсова в условиях концлагеря, в «голоде, холоде, страхе», «создала педагогическую систему душевной реабилитации … посредством рисования»: «обучала детей приёмам композиции…, изобретала для них постановки из скудной барачной утвари…, знакомила их с законами цветовой» гаммы. Может, женщина сама не испытывала страха? Наверное, испытывала! Но детям было еще страшнее… Е. Г. Макарова, преклоняясь перед подвигом художницы, восторгается ее мужеством и человеколюбием.
Позицию автора определить не сложно: гуманное отношение к людям можно сохранить в годину лихих испытаний, находясь, казалось бы, за пределом человеческого терпения.
Я полностью разделяю точку зрения прозаика. Можно и нужно быть милосердным даже в самые сложные минуты жизни. Об этом свидетельствуют примеры из художественной литературы и публицистики.
На одном из сайтов Интернета нашла очень интересную информацию о женщине по имени Ирина Сандлер. Во время Второй мировой войны Ирина, будучи немкой, получила разрешение на работу в Варшавском гетто в качестве сантехника. Эта должность ей была нужна для того, чтобы спасать детей, которых она стала выносить на дне сумки для инструментов и вывозить в задней части грузовичка. За время своей работы Ирине удалось спасти 2500 детей. Её поймали; нацисты сломали ей ноги и руки, жестоко избили. Но что эта боль по сравнению с чувством удовлетворения, которое испытала гуманная женщина?!
Иногда, уставая везде за все платить, всем помогать, мы в сердцах говорим: «Хватит, я не Мать Тереза!». Самая щедрая женщина в мире, не имея ничего за душой, имела огромное сердце. Маленькая и хрупкая, она со стойкостью выносила страдания не только свои, но и чужие. В нее верили отчаявшиеся и умирающие, называли ангелом милосердия. Ее подвиг состоял в том, что в нечеловеческих условиях она являла миру человеколюбие! Так, для больных проказой, которых было много в Индии, она смогла организовать целый поселок, систему лечения и реабилитации. Сколько еще милосердных дел на счету у этой женщины!
Таким образом, могу сделать вывод, что и в нечеловеческих условиях люди могут оставаться милосердными.
Какова сила материнской любви – вот проблема, над которой размышляет В. А. Сухомлинский.
Рассуждения автора о любви матери к своему ребенку зиждутся на старинной украинской легенде. Известный педагог с горьким сочувствием рассказывает о судьбе бедной матери, которую сын, ослепленный любовью к молодой жене, убивает. Автор, потрясенный силой любви матери, чье растерзанное сердце все равно чувствует боль сына, призывает нас, молодых, быть благодарными детьми.
Авторская позиция четко сформулирована в предложении 43: «Нет любви сильнее материнской…»
Я разделяю точку зрения автора.Десятки прочитанных книг, просмотренных кинофильмов убеждают меня, что материнская любовь сильна и бескорыстна,она не требует никакой платы за свое чувство.
Великолепные воспоминания о своей горячо любимой матери оставил А. Фадеев. Словно прося у неё прощения, он рассказывает о горестных минутах, которые пережил у её могилы. Известный писатель предупреждает нас, молодых, не совершать по отношении к матерям или отцам того, о чём мы будем жалеть до конца своих дней.
«Берегите матерей так, как они берегут нас!» - вот строки, с которых начинает свое обращение к читателям писатель А. Алексин. Автор пишет о жертвенности материнского чувства, говорит, что она естественна, но естественной должна быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот. А. Алексин размышляет над тем, что сейчас мы порой чересчур бездумно принимаем жертвы своих матерей и что когда-нибудь об этом пожалеем…
Таким образом, могу сделать вывод, что дети должны ценить любовь, подаренную матерью, потому что нет ничего прекраснее ее…
Материнская любовь неисчерпаема - вот проблема, которую ставит в своем эссе знаменитый советский писатель А. Фадеев.
Этот вечный нравственный вопрос, над которым размышляет автор, очень злободневен. Злободневен потому, что мать, как и в средние века, так и теперь - единственный человек для сына или дочери, который никогда не предаст, не подведёт, не обманет.
А. Фадеев глубоко проникает в самую суть проблемы. Автор рассказывает о своём прошлом и о горячо любимой матери. Словно прося у неё прощения, он рассказывает о горестных минутах, которые пережил у её могилы. А. Фадеев предупреждает нас, молодых, не совершать по отношении к матерям того, о чём мы будем жалеть до конца своих дней.
Я согласен с мнением автора: мать - это тот человек, который в любую минуту нашей жизни утешит, поймет и простит. Любовь ее - великая сила, которая помогает нам в самые тяжелые мгновения жизни.
В газете «Аргументы и факты» я недавно познакомился с дневниковыми записями Юрия Никулина. Меня потрясли слова замечательного артиста о том, что он перестал себя чувствовать ребёнком только тогда, когда ушла из жизни его мать. Ю. Никулину в те годы было за 60!
Никогда не напишет подобного герой рассказа Е. Карпова, ставропольского писателя, «Меня зовут Иваном». Не напишет потому, что он, не поверив в силу материнской любви, после страшного ранения на войне принял решение не возвращаться домой. Мать, случайно встретив в электричке слепого, постаревшего человека, по голосу узнает сына, бросается к нему. Семён оттолкнёт её, назовётся другим именем. Когда он придёт в себя, осознает, кого он оттолкнул, матери не будет уже в живых… Не хочу даже представлять, что думал герой, бросая горсть земли в могилу женщины, которая его так любила...
Духовные отношения между матерью и сыном – вот проблема, над которой размышляет А. Геласимов.
Данный вопрос автор раскрывает на конкретном жизненном примере. А Геласимов, сочувствуя своему герою, рассказывает о том, как однажды в юности тот встретил в Москве мать и сестренку и не нашел нужных слов и правильных действий по отношению к самым близким людям. И только в конце повествования автор с радостью говорит, что парень, уже спустившись в метро, вдруг осознал, кого он сейчас не понял и обидел, с кем разорвал духовную цепочку…
Авторская позиция четко выражена: мать – это единственное существо, у которого мы всегда в долгу, это человек, которого мы должны не только любить и уважать, но и понимать. Вот тогда отношения между членами семьи будут приносить всем радость.
Я разделяю позицию А. Геласимова: духовное родство между матерью и детьми должно сохраняться от рождения ребёнка и до той трагической минуты, когда взрослый сын или дочь бросят горсть земли на могилу самого дорогого и близкого человека.
У моего земляка Евгения Карпова есть очень сильный рассказ «Меня зовут Иваном», в котором повествуется о том, как сын предал мать, разорвал ту незримо существующую цепочку, которая связывает ребенка с матерью. Ослепнув на войне, герой не вернулся к человеку, который его родил, вырастил и ждал. Неожиданная встреча в поезде, когда Семён кричит в лицо узнавшей его по голосу матери другое имя, делает своё дело. Предательство сына, горечь и обида останавливают сердце любящей матери…
Совсем по-другому предстает передо мной герой рассказа Ирины Курамшиной «Сыновий долг», который отдает своей матери собственную почку. Отдает, не размышляя о том, что та, кажется, и не заслуживает такой жертвы: плохой была матерью. Максим, не думая долго, принимает решение: Рэна – его мать, и её надо спасать!
Вот оно, духовное родство между самыми близкими людьми, которое связывает их от рождения до смерти.
Какое место в ряду наших родственников, друзей, знакомых занимает мать - вот проблема, которую рассматривает И.Ф.Гончаров.
Известный российский педагог убеждает нас, читателей, в том, что мать всегда остается для ребенка самым близким человеком, потому что «место ее в нашей жизни совершенно особое, исключительное». И это не случайно: «материнство, убежден автор, - это миссия, от рождения данная женщине».
Позицию автора определить не сложно: именно мать в ряду всех родственников является главной для ребенка.
Я разделяю точку зрения И.Ф.Гончарова. Действительно, от матери зависит, станет ли жизнь ребенка счастливой или будет исковеркана, она в ответе за то, вырастет ли ее сын или дочь настоящим человеком. Об этом не раз писали в своих книгах русские классики.
Вспомним знаменитый роман Л.Н.Толстого «Война и мир», любимую героиню автора . К кому в минуты радости и печали бежит Наташа Ростова? К маменьке. Кому она рассказывает о первой любви, о своем большом чувстве к Андрею Болконскому? Конечно, матери! И сама Наташа, выйдя замуж, становится прекрасной матерью, лучшим другом и советчиком своих детей, занимая в их жизни важнейшее место.
В наши дни литература дает совсем другие примеры взаимоотношений матери и ребенка. Вспомним рассказ И.Курамшиной «Сыновний долг», где рассказывается о том, как мать из-за собственных забав и развлечений забывает о сыне, пристроив его в элитный интернат. А мать-кукушка, героиня повести Ю.Короткова «Седой», ради устройства своего семейного счастья отдает двух нормальных, ласковых и добрых детей в детдом! Какое место эти горе-матери будут занимать в их жизни? Как они, эти несчастные дети, будут относиться к женщине, которая бросила их?
Наверное, И.Ф.Гончаров был бы глубоко шокирован последними примерами, которые я привела. Но все же он оказался прав: мать, даже плохая, остается для ребенка самым близким человеком. И герои указанных выше произведений: и Ден, и Олег, прощают своих матерей только потому, что те подарили им жизнь.
Чудес природы очень много. Это и удивительное по красоте северное сияние, и необычайно красочное шоу падающих звезд, и, даже, самая простая, знакомая с детства нам радуга тоже является чудом природы.
Все чудеса чем-то поражают нас. Это и необыкновенная красота и необычность явления, его масштабность и страшная сила, это и уникальное сочетание растений и животных.
Величественность и некоторая мистичность отличают Северное сияние – непредсказуемый феномен, для которого характерна внезапность появления и исчезновения. Северное сияние представляет собой свечение разреженных атмосферных слоев под воздействием активных солнечных частиц.
Еще один уникальный природный феномен - падающие звезды. В народе говорят, что звезды падают к счастью, при виде падающих звезд принято загадывать желания и верить в то, что они сбудутся. И это прекрасное явление, если его разложить на части и выявить его сущность, оказывается простым природным явлением. Оказывается, из пространства космоса падают не звезды, а небольшие камни, которые, раскаляясь, светятся при взаимодействии с воздушной оболочкой. Эти камни – метеоры – сгорают и не достигают земли, гаснут. Метеоры больших размеров называют болидами. Сотни миллионов таких звезд падает в течение один суток, заставляя биться сердца людей, верить, надеяться и загадывать счастливые желания.
Необыкновенна по красоте и радуга. С детства многие из нас твердят: «Каждый охотник желает знать…». Стихотворение помогает малышам выучить названия радужных цветов. Радуга появляется в виде двух дуг, одна дуга более яркая, внешний край ее имеет красный цвет, внутренний – фиолетовый. Внутри расположено много других цветов. Вторая дуга радуги окрашена в обратном порядке, обычно она более светлая.
А еще есть очень редкое и, наверное, самое удивительное из чудес природы явление - "рыбные и лягушачьи дожди". Это когда во время дождя с неба вместе с каплями воды падают рыбы с лягушками. Такому невероятному явлению ученые до сих пор не могут дать точное объяснение, но вероятней всего, причина в торнадо, которые поднимают живность в облака и переносят в другие районы, где выпадают такие вот необычные дожди. Неразгаданный феномен этого явления в том, что воздушные потоки переносят лягушек с рыбешками на огромные расстояния, а выпадают они вместе с дождем в строго ограниченных местах.
Чудо природы не перестает быть необычным явлением, даже если мы и знаем его физическую природу – красота, великолепие, величественность уникальных природных явлений не перестает действовать на нас потрясающе.
(1)На этого человека нельзя было смотреть без смеха. (2)Низенький, толстенький, нос — картошкой, на голове — пучок коричневых волос, похожих на слипшуюся малярную кисточку. (3)У него был неприятный, какой-то каркающий голос, отчего казалось, что он все время задорно спорит или чем-то горячо возмущается. (4)Одевался бог весть как: человеку уже за сорок, а у него то майка из-под рубашки торчит, то из рукава конец шарфа выглядывает, то он шапку задом наперед нахлобучит. (5)«Беспутный» — так с ворчливой укоризной называли его пожилые женщины. (6)Беспутный жил один в ветхом домике, работал кочегаром в школьной котельной, после смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем свое радостное лицо, испачканное сажей.
— (7) Сашка, ты бы умылся, что ли! (8) Чего ты чумазым по улице ходишь, детей пугаешь! — кричали женщины и сердито качали головой.
(9) Не только семейные женщины, строгие хранительницы морали, — любой житель деревни, от мала до велика, считал себя обязанным дать Сашке какой-нибудь очень полезный совет, язвительно пошутить над его нелепой жизнью, снисходительно поучить уму-разуму. (10)Родители, ругая своих детей за нерадивую учебу, непременно поминали школьного кочегара:
— (11)Вот не будешь учиться — станешь таким, как этот Сашка Бозин!
(12)Умер Бозин, как и жил, как-то нелепо. (13)Когда были первые морозцы, шел по дороге, поскользнулся и ударился затылком. (14)Несколько дней ходил, ощущая неприятное головокружение, но все, кому он жаловался, только смеялись:
— (15)Сашка, у тебя голова не может болеть: она же у тебя пустая.
(16)На работе потерял сознание, пока бегали за фельдшером, он помер. (17)Местный плотник на другой день сколотил крест, начал вырезать имя умершего, но тут выяснилось, что никто не знает его отчества. (18)Пришли в школу, нашли трудовую книжку покойного, выяснили, что по батюшке его величали Григорьевич.
(19) Вечером несколько учителей пошли в избушку Бозина, чтобы там прибраться перед похоронами. (20)В маленькой каморке была печь, пружинная кровать, накрытая пикейным одеялом, у окна деревянный стол. (21)А над столом большая картина. (22)На ней изображено небо, большое и ясное, как взгляд ребенка. (23)Среди неба — пушистое, мягкое облако, в котором, будто в перине, лежит маленький круглолицый ангел. (24)Одну ручку он положил себе под голову, а другой кому-то машет, словно зовет к себе или, наоборот, прощается. (25)И вся картина: и ровная синева, и белоснежное облако, и пухлое личико ангела — освещена невидимым золотистым светом, как будто лучи закатного солнца проникают в комнату сквозь стены. (26)Откуда у Бозина эта картина — купил он ее, нашел где-то или, может быть, сам нарисовал — никто не знал. (27)Только вдруг почему-то всем представилось, как приходил Бозин домой, как садился за стол, ел суп или пил чай и как на него, закутавшись в мягкий пух облака, своими чистыми и добрыми глазами смотрел ангел, словно сыночек, дождавшийся своего отца. (28)А теперь эти голубые очи смотрят в комнату и не могут найти родного лица. (29)Женщины не выдержали и в голос заплакали, а пришедший вместе с ними директор опустил голову.
1. Проблема влияния на человека подлинного искусства
1.В русской литературе найдется немало великих произведений, способных воспитать человека, сделать его лучше, чище. Читая строки повести Пушкина «Капитанская дочка», мы вместе с Петром Гриневым проходим путь испытаний, ошибок, путь познания истины, постижения мудрости, любви и милосердия. Не случайно автор предваряет повесть эпиграфом: « Береги честь смолоду». Читая великие строки, хочется следовать этому правилу.
2. Проблема нравственности
1.Проблема нравственности – одна из ключевых в русской литературе, которая всегда учит, воспитывает, а не просто развлекает. «Война и мир» Толстого – это роман о духовных исканиях главных героев, идущих к высшей нравственной правде через заблуждения и ошибки. Для великого писателя духовность – главное качество Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского. Стоит прислушаться к мудрым советам мастера слова, учиться у него высшим истинам.
2. На страницах произведений русской литературы найдется немало героев, главное качество которых – духовность, нравственность. Вспоминаю строки рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор». Главная героиня - простая русская женщина, которая «не гналась за обзаводом», была безотказной и непрактичной. Но именно такие, по мнению автора, - праведники, на которых держится наша земля.
3. К сожалению, современное общество больше стремится к материальному, чем к духовному. Неужели все повторяется? Вспоминаю строки В.В. Маяковского, который сетовал на то, что «из Петрограда исчезли красивые люди», что многих не волнует чужая беда, они думают «нажраться лучше как», спрятаны, подобно дамочке из стихотворения «Нате!» в «раковину вещей».
3 Проблема отношения человека к родине, малой родине
1 Проблему отношения к своей малой родине поднимает В.Г. Распутин в повести «Прощание с Матерой». Защищают свой остров от затопления те, кто истинно любит родную землю, а чужаки готовы надругаться над могилами, сжечь хаты, которые для других, например для Дарьи, не просто жилище, а родной дом, где умирали родители и рождались дети.
2 Тема родины – одна из главных в творчестве Бунина. Покинув Россию, он до конца своих дней писал только о ней. Вспоминаю строки «Антоновских яблок», проникнутые грустным лиризмом. Запах антоновских яблок стал для автора олицетворением родины. Россия показана Буниным многообразной, противоречивой, где вечная гармония природы сочетается с человеческими трагедиями. Но какой бы ни была Отчизна, отношение к ней Бунина можно определить одним словом - любовь .
3.Тема родины - одна из главных в русской литературе. К родной земле обращается безымянный автор «Слова о полку Игореве». Родина, Отчизна, ее судьба волнуют летописца. Автор не сторонний наблюдатель, он скорбит о ее судьбе, призывает князей к единству. Только о милой родине все мысли воинов, восклицающих: «О Русская земля! Уже ты за холмом!»
4.«Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца!» - восклицает в одной из своих публицистических статей К.Паустовский. Он никогда не смог бы променять розовеющий закат на Ильинском омуте на прекрасные пейзажи Франции или улицы древнего Рима.
5. В одной из своих статей В. Песков приводит примеры нашего бездумного, непростительного отношения к родной земле. Мелиораторы оставляют ржавые трубы, дорожники – рваные раны на теле земли «Хотим ли мы видеть такой свою родину? – приглашает нас В.Песков к раздумью.
6. В своих письмах о добром и прекрасном» Д.С. Лихачев призывает сохранять памятники культуры, считая, что любовь к родине, родной культуре, языку начинается с малого _ «с любви к своей семье, к своему жилищу, своей школе». История, по мнению публициста – это «любовь, уважение, знание»
4. Проблема одиночества
1.Наверное, человеку свойственно быть иногда одиноким, непонятым. Хочется порой вскрикнуть вслед за лирическим героем В.В. Маяковского : Нет людей. Понимаете крик тысячедневных мук. Душа не хочет немая идти, А сказать кому?
2. Мне кажется, иногда в одиночестве виновен сам человек, отделивший себя, подобно Родиону Раскольникову, герою романа Достоевского, гордыней, стремлением к власти или преступлением. Надо быть открытым, добрым, тогда найдутся люди, которые избавят тебя от одиночества. Искренняя любовь Сони Мармеладовой спасает Раскольникова, дает надежду на будущее.
3. Страницы произведений русской литературы учат нас быть внимательными к родителям, старикам, не делать их одинокими, как Катерина Ивановна из рассказа Паустовского «Телеграмма». Настя опоздала на похороны, но, мне кажется, она будет наказана судьбой, потому что больше у нее никогда не будет возможности исправить свои ошибки.
4. Читаю строки М. Ю. Лермонтова: « Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить…: Это строки из стихотворения «Одиночество», написанные в 1830 году. События жизни, характер поэта способствовали тому, что мотив одиночества стал одним из главных в творчестве гения русской поэзии.
5. Проблема отношения к родному языку, слову
1. Вспоминаю строки из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Одно из лирических отступлений говорит о бережном отношении автора к русскому слову, которое «так замашисто и бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало». Гоголь восхищается русским словом и признается в любви к его создателю – русскому народу.
2. Гимном слову звучат строки гениального стихотворения Ивана Бунина «Слово». Поэт призывает: Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь.
3. К. Паустовский в одной из своих статей рассказывает о волшебных свойствах и богатстве русского слова. Он считает что «русские слова сами по себе излучают поэзию». В них, по мнению писателя, скрыт многовековой опыт народа. Надо учиться у писателя бережному и вдумчивому отношению к родному слову.
4. «Россияне убивают русский язык» - так называется статья М. Молиной, которая с возмущением говорит о том, что в нашу речь проникают жаргонные слова, всякого рода «блатнячина». Порой к многомиллионной аудитории обращаются на языке, больше уместном в тюремной камере, чем в цивилизованном обществе. М.Молина считает, что первейшая задача нации - не дать погибнуть языку.
6. Проблема состояния современного телевидения, влияния телевидения на человека
1.Как жаль, что так мало показывают действительно стоящих программ, спектаклей, фильмов. Никогда не забуду впечатления от фильма «Чучело» по повести В. Железникова. Подростки часто бывают жестокими, а повесть, как и фильм, учит добру, справедливости, терпимости по отношению к другому, пусть и непохожему на тебя.
2. Хотелось бы, чтобы на телевидении показывали больше добрых, светлых фильмов. Сколько раз смотрю фильм «А зори здесь тихие», созданный по повести Бориса Васильева, а впечатление остается таким же сильным, как в первый раз. Старшина Федот Васков и пять юных девушек принимают неравный бой с шестнадцатью немцами. Особенно потряс меня эпизод смерти Жени:красота схлестнулась со смертью в борьбе за свободу и победила. Именно такие произведения учат нас быть патриотами, а не эгоистами, думать о важном, а не о том, сколько модных вещей у очередной эстрадной звезды.
7. Проблема экологии, влияния природы, ее красоты на внутренний мир человека, влияние природы на человека
1. Роман Чингиза Айтматова «Плаха»- предупреждение человечеству о том, что мир может исчезнуть .Вечные Моюнкумы поражают красотой пейзажей. Здесь тысячи лет обитали животные и птицы в полной гармонии. Но вот человек изобрел оружие, и льется кровь беспомощных сайгаков, гибнут в огне звери. Планета погружается в хаос, зло берет верх. Писатель просит нас задуматься о том, что хрупкий мир природы, его существование в наших руках.
2. Читая повесть В.Г. Распутина «Прощание с Матерой», понимаешь, как неотделимы друг от друга природа и человек. Писатель предупреждает нас, как хрупки озера, реки, острова, леса – все, что мы зовем Родиной. Меч судьбы занесен над Матерой, прекрасным островом, обреченным на затопление. Дарья Пинигина, героиня повести, чувствует личную ответственность перед умершими предками за все, что происходит вокруг. Писатель говорит о неразрывности экологических и нравственных проблем. Если нет любви к земле, родившей тебя, если не ощущаешь кровную связь с природой, не видишь ее красоту, тогда плоды цивилизации становятся злом, а человек из царя природы становится, по мнению писателя, безумцем.
3. В одной из своих публицистических статей В.Солоухин говорит о том, что мы не замечаем чистоты воздуха, изумрудного цвета травы, воспринимая все как должное: «Трава она и есть трава, ее много». Но как страшно смотреть на обожженную антифризом землю, зияющую чернотой. Надо беречь такой привычный и хрупкий мир – планету Земля.
8. Проблема милосердия, гуманизма
1.Страницы произведений русской литературы учат нас быть милосердными к тем, кто в силу разных обстоятельств или социальной несправедливости оказались на дне жизни или в трудной ситуации. Стоки повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», повествующие о Самсоне Вырине, впервые в русской литературе показали, что любой человек заслуживает сочувствия, уважения, сострадания, на какой бы ступени социальной лестницы он не находился.
2.В одной из своих публицистических статей Д. Гранин рассуждает о том, что милосердие, к сожалению, уходит из нашей жизни. Мы разучились сострадать, сочувствовать. «Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности», пишет публицист. Он уверен, что это чувство надо воспитывать в человеке с детства, потому что, если оно не употребляется, то «слабеет и атрофируется».
3.Вспомним рассказ Шолохова «Судьба человека». «Присыпанные пеплом» глаза солдата увидели горе маленького человека, не очерствела русская душа от бесчисленных потерь
9. Проблема отношения «отцов» и «детей» 1.Вечную проблему конфликта поколений рассматривает на страницах романа «Отцы и дети» И. С. Тургенев. Базаров, представитель молодого поколения, стремится исправить общество, но пожертвовать при этом кое-какими «мелочами» -любовью, традициями предков, искусством. Павел Петрович Кирсанов не может увидеть положительных качеств своего соперника. В этом и есть конфликт поколений. Молодежь не прислушивается к мудрым советам старших, а «отцы», в силу возраста, не могут принять новое, часто прогрессивное. Каждому поколению, на мой взгляд, надо идти на компромисс, чтобы избежать противоречий.
2. Героиня повести В. Распутина «Последний срок» старуха Анна мучается не от того, что ей скоро умирать, а оттого, что фактически распалась семья. Что между ее детьми чувствуется отчуждение. .
11 Проблема жестокости современного мира, людей; проблема насилия
1. Строки романа Достоевского «Преступление и наказание» учат нас великой истине: жестокость, убийство, «Кровь по совести», изобретенная Раскольниковым – абсурд, потому что только Бог может даровать жизнь или лишать ее. Достоевский говорит нам, что быть жестоким, преступать великие заповеди добра и милосердия – значит губить собственную душу.
2.Героиня рассказа В. П. Астафьева «Людочка» приехала в город работать. Над ней жестоко надругались, и девушка мучается, но не находит сочувствия ни у матери, ни у Гавриловны. Человеческий круг не стал для героини спасательным, и она покончила с собой.
3. Жестокость современного мира врывается в наши дома с экранов телевизоров. Ежеминутно льется кровь, корреспонденты смакуют подробности катастроф, словно стервятники, кружат над телами погибших, приучая наши сердца к равнодушию и агрессии.
12 Проблема истинных и ложных ценностей.
1.В маленьком рассказе А.П.Чехова «Скрипка Родшильда» ставятся важные вопросы нравственности. Яков Бронза, гробовщик, считает убытки, особенно если кто-то смертельно болел, но не умер. Даже со своей жене, которой он не сказал ни одного доброго слова, он снимает мерку, чтобы изготовить гроб. Только перед своей смертью герой понимает, что такое истинные убытки. Это отсутствие добрых отношений в семье, любви, милосердия и сострадания. Только это и есть истинные ценности, ради которых стоит жить.
2.Вспомним бессмертные строки «Мертвых душ» Гоголя, когда Чичиков на балу у губернатора выбирает, к кому подойти – к «толстым» или «тонким». Герой стремится только к богатству, причем любой ценой, поэтому присоединяется к «толстым», где находит все знакомые лица. Это его нравственный выбор, определяющий дальнейшую судьбу.
13 Проблема чести, совести.
Проблема совести – одна из главных в повести В.Г.Распутина «Живи и помни». Встреча с мужем – дезертиром становится для главной героини, Настены Гуськовой, и радостью, и мукой. До войны они мечтали о ребенке, и вот теперь, когда Андрей вынужден скрываться, судьба дает им такой шанс. Настена же чувствует себя преступницей, потому что муки совести ни с чем не сравнить, поэтому героиня совершает страшный грех – бросается в реку, губит и себя, и неродившееся дитя.
2. В русской литературе найдется немало великих произведений, способных воспитать человека, сделать его лучше, чище. Читая строки повести Пушкина «Капитанская дочка», мы вместе с Петром Гриневым проходим путь испытаний, ошибок, путь познания истины, постижения мудрости, любви и милосердия. Не случайно автор предваряет повесть эпиграфом: « Береги честь смолоду». Читая великие строки, хочется следовать этому правилу.
14 Проблема духовной ценности книги в воспитании и образовании человека
1.Книга была и остается важным фактором в воспитании и образовании человека. Она учит нас любви, чести, добру, милосердию. Всплывают в памяти строки стихотворения Пушкина «Пророк», в котором великий поэт определил миссию поэта, писателя, миссию искусства слова -«глаголом жечь сердца людей». Книги учат нас прекрасному, помогают жить по законам добра и совести.
2.Есть вечные книги, на которых воспитывалось не одно поколение. Сроки рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» повествуют о Данко, который своим горящим сердцем осветил путь людям, показывая нам пример истинной любви к человеку, пример бесстрашия и бескорыстия.
15 Проблема нравственного выбора между добром и злом, ложью и правдой
1.На страницах русской литературы найдется немало примеров, когда герои произведений стоят перед выбором между добром и злом, правдой и ложью. Герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников одержим дьявольской идеей. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» - задается он вопросом. В его сердце идет борьба темных и светлых сил, и только через кровь, убийство и страшные духовные муки он приходит к истине, что не жестокость, а любовь, милосердие могут спасти.
2.Зло, принесенное людям, по мнению великого писателя Ф.М.Достоеского, всегда оборачивается против самого человека, убивая часть души. Петр Петрович Лужин, герой романа «Преступление и наказание»- приобретатель, деловой человек. Это подлец по убеждениям, ставящий во главу угла только деньги. Этот герой – предупреждение нам, живущим в 21 веке, что забвение вечных истин всегда ведет к катастрофе.
3. Герой рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» навсегда запомнил урок. Обманув бабушку. Самым страшным наказанием для его совести стал пряник» конем», который бабушка все же купила мальчику, несмотря на его проступок.
4. Известный ученый-литературовед Ю.М. Лотман в одной из своих публицистических статей, обращаясь к студентам, молодежи, утверждал, что у человека возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора. Важно, чтобы этот выбор был продиктован совестью.
16 Проблема фашизма, национализма
1.Проблему национализма поднимает в своей повести «Ночевала тучка золотая» Анатолий Приставкин. Автор, повествуя о репрессиях по отношению к чеченцам, осуждает разделение людей по национальному признаку.
17 Проблема наркомании
Проблема наркомании – прежде всего проблема нравственности. Герой романа Чингиза Айтматова «Плаха» Гришан, главарь группы ребят, собирающих и распространяющих наркотики, не думает о том, что губит чьи-то жизни. Для него и ему подобных главное – нажива, деньги. Перед молодыми парнями встает выбор: с кем идти- с Гришаном или Авдием, который пытается их спасти. К сожалению, они выбирают зло. Рассказывая об этом, автор говорит об актуальности проблемы наркомании, о ее нравственных истоках. 18 Проблема увлечения компьютерами, компьютерная зависимость
1.Нельзя остановить цивилизацию, но никакой компьютер никогда не заменит ни живого общения, ни хорошей книги, заставляющей думать, а не просто скачивать готовую информации. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» можно перечитывать много раз. Его экранизация мне не понравилась, показалась грубой подделкой. О вечной любви, о древнем Ершалаиме, Иешуа и Понтии Пилате надо читать самому, вдумываясь в каждое слово. Только тогда можно понять то, что хотел нам сказать автор.
19 Проблема материнства
1.Мать пойдет на все ради своего ребенка. Героиня романа Максима Горького «Мать» стала революционеркой, открыла для себя новый мир, мир совершенно иных человеческих отношений, научилась читать для того, чтобы быть ближе к сыну, которому она во всем доверяла, правду которого разделяла безоговорочно.
2.В своей публицистической статье «Прости меня, мама…» писатель А.Алексин уверен, что нужно вовремя, при жизни матерей сказать им все доброе, сделать для них все возможное, потому что матери отдают детям последнее и никогда ничего не требуют.
20 Проблема влияния массовой культуры на человека
1.Так называемая массовая культура даже книги пытается сделать одноразовыми, удобными для прочтения. Полки книжных магазинов пестреют романами Устиновой, Дашковой и тому подобным. Однообразные сюжеты, похожие герои. Жаль, что нет спроса на стихи, на произведения духовного содержания. Не приносят они такого дохода, как книжки в мягких обложках. Беру томик Блока и поражаюсь его глубине, неповторимости. Разве оно не современно? Мы копируем Запад, вместо того чтобы идти своим путем. Блок же говорит об избранности России: Россия – Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью
Литературный материал |
| |
НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВА.
| Рубрика №1. Общественное устройство.
1. И. С. Тургенев. «Муму». Судьбу немого крепостного Герасима, Татьяны решает барыня. У человека нет прав. Что может быть ужаснее? 2. И. С. Тургенев. «Записки охотника». В рассказе «Бирюк» главный герой, лесничий, по прозвищу Бирюк, живёт убого, несмотря на добросовестное исполнение своих обязанностей. Социальное устройство жизни несправедливо. 3. Н. А. Некрасов. В стихотворении «Железная дорога» говорится о том, кто построил железную дорогу. Это рабочие, подвергавшие беспощадной эксплуатации. Устройство жизни, где царит произвол, достойно осуждения. В Стихотворении «Размышления у парадного подъезда»: крестьяне пришли из дальних деревень с прошением к вельможе, но их не приняли, прогнали. Власть не считается с положением народа. 4. Л. Н. Толстой «После бала». Показана разделённость России на две части, богатую и бедную. Социальный мир устроен несправедливо по отношению к слабым. 5. Н. Островский «Гроза». Ничего святого, правого не может быть в мире, котором правит самодурство, дикое и безумное. 6. В.В. Маяковский. В любом обществе присутствует мещанство, об этом нельзя молчать. В пьесе «Клоп» Пьер Скрипкин мечтал о том, что его дом будет «полная чаша». Другой герой, бывший рабочий, утверждает: «Кто воевал, имеет право у тихой речки отдохнуть». Такая позиция была чужда Маяковскому. Он мечтал о духовном росте современников. 7. И. С. Тургенев «Записки охотника».Личность каждого важна для развития государства, но не всегда талантливые люди могут развивать свои способности с пользой для общества. Например, в «Записках охотника» И.С. Тургенева есть люди, таланты которых не нужны стране. Яков («Певцы») спивается в кабаке. Правдоискатель Митя («Однодворец Овсянников») заступается за крепостных. Лесник Бирюк ответственно несёт службу, а живёт в нищете. Такие люди оказались ненужными. Над ними даже смеются. Это несправедливо. 8. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Несмотря на страшные детали лагерной жизни и несправедливое устройство общества, произведения Солженицына оптимистично по духу. Писатель доказал, что и в последней степени унижения возможно сохранить в себе человека. 9. Андрей Вознесенский «Прорабы духа» (стихотворение). А. Розенбаум «Гуливер» (песня). Изображению проблем молодёжи посвящены стихи многих поэтов. Андрей Вознесенский утверждает, что обществу нужны не те, кто разрушает Петергофы, а те, кто их строит. Также песня Александра Розенбаума «Гуливер» написана о нашем времени, о житейских проблемах, об отсутствии жилья у многих молодых людей. Проблема очень актуальна. Действительно, молодым сейчас жить нелегко. |
|
| ||
ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА СМЫСЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. | 1. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Человек, не привыкший трудиться, не находит себе достойного места в жизни общества. 2. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин говорит, что он чувствовал в своей душе силы, но не знал к чему их приложить. Общество таково, что в нём нет достойного места незаурядной личности. 3. И А. Гончаров.«Обломов». Илья Обломов, добрый и талантливый человек, не смог преодолеть себя и раскрыть свои лучшие черты. Причина – отсутствие высоких целей в жизни общества. 4. Л. Н. Толстой.«Война и мир». Смысл жизни лучшие герои романа – Андрей Болконский и Пьер Безухов видели в стремлении к нравственному самосовершенствованию. Каждый из них хотел «быть вполне хорошим, приносить добро людям». 5. А.М Горький.О смысле жизни рассуждают многие герои рассказов М. Горького. Старый цыган Макар Чудра удивлялся, зачем люди работают. В таком же тупике оказались и герои рассказа «На соли». Вокруг них – тачки, соляная пыль, выедающая глаза. Однако никто не озлобился. В душе даже таких угнетённых людей зарождаются добрые чувства. Смысл жизни, по Горькому, в труде. Начнёт добросовестно работать каждый – глядишь, и станем мы все вместе богаче и лучше. Ведь «мудрость жизни всегда глубже и обширнее мудрости людей». 6. М. И. Веллер «Роман воспитания».Смысл жизни есть у того, кто сам посвящает свою деятельность ради дела, которое считает нужным. Об этом заставляет задуматься «Роман воспитания» М. И. Веллера, одного из самых издаваемых современных российских писателей. Действительно, всегда целеустремлённых людей было немало, и сейчас они живут среди нас. 7. В поисках смысла собственной жизни находились любимые герои Л. Н. Толстого. Взгляды самого писателя на духовный мир человека были таковы: «Жить по-божьи, творя любовь и добро». 8. Все любимыегерои Л. Н. Толстого были заняты напряжённым духовным поиском. Читая роман «Война и мир», трудно не отнестись с симпатией к князю Болконскому, думающему, ищущему человеку. Он много читал, обо всём имел понятие. Смысл собственной жизни герой нашёл в защите Отечества. Не ради честолюбимого стремления к славе, а из-за любви к родине. 9. В поискахсмысла жизни человек должен выбирать своё направление. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» судьба Андрея Болконского- сложный путь нравственных потерь и открытий. Важно то, что, идя по этой тернистой дороге, он сохранил истинное человеческое достоинство. Не случайно М. И. Кутузов скажет герою: «Ваша дорога – дорога чести». Мне тоже по душе люди неординарные, старающиеся жить не бесполезно. 10. И. С. Тургенев «Отцы и дети». Даженеудачи и разочарования незаурядного талантливого человека значительны для общества. Например, в романе «Отцы и дети» Евгений Базаров, борец за демократию, назвал себя ненужным для России человеком. Однако его взгляды предвосхищают появление людей, способных на более великие дела и благородные поступки. 11. В. Быков«Сотников». Проблема нравственного выбора: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть не героем (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но умереть с достоинством. Сотников делает непростой нравственный выбор: гибнет, сохранив человеческий облик. |
|
ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ. | 1. Л.Н.Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность». В Автобиографической трилогии, главный герой, Николенька Иртеньев, постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки. 2. В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Под влиянием доброты бабушки и деда происходит формирование личности героя. 3. В. Г Распутин «Уроки французского». На формирование личности главного героя в трудные военные годы оказала учительница. Её душевная щедрость безгранична. Она привила ему нравственную стойкость, чувство собственного достоинства. 4. Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Умный и грамотный учитель оказывает огромное влияние на формирование детского характера. 5. «Поучение» Владимира Мономаха. Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделялось огромное внимание. В «Поучении» говорится о вечных нравственных ценностях, о любви к родине, уважении к старшим, о необходимости доброты, верности… 6. И А. Гончаров.«Обломов». Атмосфера лени, нежелания учиться, мыслить уродуют душу маленького Ильи. Во взрослой жизни эти недостатки мешали ему в обретении смысла жизни. 7. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться сформировали «лишнего человека», «эгоиста поневоле». 8. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться сформировали «лишнего человека», «эгоиста поневоле». Печорин признается, что всем приносит несчастье. Неправильное воспитание уродует человеческую личность. 9. Мих. Дудин. Земля- твой мир, твой отчий дом, Твои любовь и дети. Храни её своим трудом и песней на рассвете. Воспитание патриотизма в подрастающем поколении – одна из ведущих тем в творчестве поэта… 10. Защиту природы осуществляли когда-тозелёные патрули. Пора нам снова всерьёз заняться охраной окружающего нас мира. Тогда едва ли у кого поднимется рука, чтобы вырезать ножом на дереве своё имя. Если же и найдётся такой, то его надо остановить, а не проходить мимо. Воспитание в подрастающем поколении бережного отношения ко всему остаётся одной из важнейших проблем современного общества. 11. Н. Рыленков( Стихотворения). О том, как себя вести, говорит Рыленков во многих своих стихотворениях. Воспитанному человеку легче адаптироваться во взрослой жизни. Советы поэта: со словом обидным нельзя торопиться, чтоб завтра себя самого не стыдиться. На доброе слово не надо скупиться. 12. А.С. Грибоедов «Горе от ума». Воспитание и обучение – основные аспекты человеческой жизни. Своё отношение к ним выразил в монологах Чацкий, главный персонаж комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Он критиковал дворян, которые набирали для своих детей «учителей полки», но в результате грамоты никто « не знал и не учился». Сам же Чацкий имел ум, «алчущий познанья», поэтому и оказался ненужным в обществе московских дворян. Таковы изъяны неправильного воспитания. 13. А. Суворов – выдающийся русский полководец. Огромное влияние на его воспитание оказали два исторических примера: Александр Македонский и Александр Невский. Будучи хрупким и болезненным мальчиком, Суворов стал подражать этим известным историческим личностям. О них ему рассказывала его мать, которая говорила, что главная сила человека не в руках, а в голове. Поэтому Александр Суворов стал замечательным военачальником. |
|
ЗНАЧИМОСТЬ ТРУДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
| 1. М. М. Пришвин «Кладовая солнца». Митраша и Настя в годы Великой Отечественной войны остались без родителей. Но упорный труд помог маленьким детям не только выжить, но и заслужить уважение односельчан. 2. А П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение. 3. А. И. Солженицын «Матрёнин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей. 4. М. Горький. - Нужно любить то, что делаешь. Тогда труд, даже самый грубый возвышается до творчества.(О значении писательского труда для М. Горького). - Всякое мастерство нужно хорошо знать, если хочешь хорошо работать. - Хозяин тот, кто трудится. Так считал Максим Горький. 5. В. Брюсов. Стихотворение «Труд» -Гимн человеческому труду на благо общества. - Нет священней слова «Труд!». - И на место в жизни право Только тем, чьи дни в трудах… - Только труженикам слава… 6. Ч. Айтматов. Роман «Материнское поле».Лейтмотив романа – душевная отзывчивость трудолюбивых сельских женщин. Алиман, что ни случись, с рассвета трудится на ферме, на бахче, в теплице. Она кормит страну, народ! И не видит писатель ничего выше этой доли, этой чести. 7. Н. Добролюбов, литер. критик: «Только труд даёт право на наслаждение». |
|
ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ НА ХОД ИСТОРИИ. |
|
|
ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ. БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ. ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА?
|
|
|
БЕСЧЕЛОВЕЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ В ТОТАЛИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ. |
|
|
ЧТО ТАКОЕ ПОДЛИННЫЙ И МНИМЫЙ ПАТРИОТИЗМ?
|
|
|
КАК ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ? |
|
|
БЕЗНРАВСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ. | Рубрика №2. Единство человека и природы.
1. .М. Булгаков. «Роковые яйца». Говорится о тяжких последствиях бездумного вмешательства в жизнь природы. 2. А. Блок. Проблема бездумного, жестокого человека к миру природы отражена во многих литературных произведениях. Чтобы бороться с ней, нужно осознать и увидеть ту гармонию и красоту, которая царит вокруг нас. В этом помогут произведения А. Блока. С какой любовью он в своих стихах описывает русскую природу! Необъятные дали, бесконечные дороги, полноводные реки, вьюги и серые избы. Такова блоковская Россия в стихотворениях «Русь», «Осенний день». Истинная, сыновняя любовь поэта к родной природе передаётся читателю. Приходишь к мысли о том, что природа самобытна, прекрасна и нуждается в нашей защите. 3. Н. Сладков раскрывал проблему «Человек и природа». Он признаётся, что любит русскую природу за красоту, за загадки, за мудрость её, за её бесконечное разнообразие. Всё это надо бережно сохранять. Улучшать, а не разрушать. 4. С. Т. Аксаковпризнавался, что никогда не мог равнодушно видеть вырубленные рощи, но даже падения одного большого дерева. В этом он чувствовал что - то невыносимо грустное. Трудно не согласиться с писателем. Ведь многие десятки лет достигало дерево полной силы и красоты и в несколько минут гибло, нередко от пустой прихоти человека! Такое отношение человека к природе недопустимо. 5. А. Т. Твардовский.Читая стихотворение Твардовского «Лес осенью», проникаешься первозданной красотой окружающего мира, природы. Слышишь шум ярко-жёлтой листвы, треск обломившегося сучка. Видишь лёгкий прыжок белки. Хочется не просто любоваться, а постараться сохранить всю эту красоту как можно дольше. 6. Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей».Сейчас, когда взрываются атомные станции, когда по рекам и морям течёт нефть, исчезают целые лесные массивы, человек обязан остановиться и задуматься над вопросом: что же останется на нашей планете? В романе Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» также звучит мысль автора об ответственности человека за природу. Главного героя романа, Егора Полушкина, волнует поведение приезжих «туристов», опустевшее от рук браконьеров озеро. Роман воспринимается как призыв ко всем беречь нашу землю и друг друга. 7. М. Пришвин «Жень-шень».Человек и природа. Эта тема вызвана к жизни нравственно – этическими мотивами. К ней обращались многие писатели и поэты. В повести М. Пришвина «Жень-шень» герои умеют молчать и слушать тишину. Для автора природа – это сама жизнь. Поэтому у него скала плачет, камень имеет сердце. Именно человек должен сделать всё для того, чтобы существовала и не умолкала природа. В наше время это очень важно. 8. И.С. Тургенев «Записки охотника».Глубокую и нежную любовь к природе высказал И. С. Тургенев в «Записках охотника». Сделал он это с проникновенной наблюдательностью. Герой рассказа «Касьян» с Красивой Мечети исходил половину страны, с радостью узнавал и изучал новые места. Этот человек ощущал свою неразрывную связь с матушкой - природой и мечтал, чтобы жил «всяк человек» в довольстве и справедливости. Не мешало бы нам у него поучиться. 9. Ф. И. Тютчев.Непревзойдённым мастером, описывающим жизнь природы и её влияние на человека, был Ф. И. Тютчев. Читая стихи поэта, сразу замечаешь, что за внешней простотой скрыт величественный мир, полный гармонии и красоты. Становится ясно, что природа полна движения, благодаря которому, может быть, существует человек. |
|
10. Ф. И. Тютчев «Слёзы людские…»(стихотворение).Неразрывную связь природы с жизнью людей показывает в своих стихах Ф. Тютчев. Его произведения о природе – не что иное, как выражение дум о человеке. Например, в стихотворении «Слёзы людские…» дождевые капли – это слёзы человека. Так, поэт затрагивает очень сложную проблему взаимосвязи людей с окружающим миром. 11. В. Астафьев «Царь - рыба». В процессе эволюции общества люди отделялись от земли, возвышались над нею. Человек тешил свою гордыню и тщеславие. О том, как бесконечно терпелива наша природа, говорит В. Астафьев в «Царь - рыбе». Писатель также беспощадно карает распоясавшихся в стрельбе по зверю и птице туристов. Ведь насилие над природой грозит уничтожением самому человеку. 12. С. Алексеев роман «Рой». О наступлении человека на природу говорит С. Алексеев в романе «Рой». Вырубка тайги, браконьерство – вот интересы людей. Природа живуча. Однако так продолжаться не может. Правда, нелегко изменить мировоззрение современного человека, но это необходимо. |
| |
ЖЕСТОКОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЖИВОТНЫМ. |
|
|
ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. ПОЧЕМУ НЕ КАЖДЫЙ ВОСПРИНИМАЕТ КРАСОТУ ПРИРОДЫ?
|
|
|
Сложности взаимоотно-шений людей, негуман-ность, равноду-шие к окружа-ющим, отсутствие ответствен-ности человека перед другими людьми.
|
Рубрика №3. Человеческие взаимоотношения.
- Хочется есть, да не хочется с печи лезть. - На печи не храбрись, а в поле не трусь. - Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. - Суди о людях не по словам, а по делам. - Не спеши языком, торопись делом.
|
|
Бесполезных трутней на теле общества изобразил В.В. Маяковский в пьесе «Баня». Тип бюрократа, ограниченного чиновника актуален и по сей день. Герой пьесы, Победоносиков, озабочен лишь тем как он выглядит в глазах окружающих. Интересы дела ему безразличны.
|
| |
Недостаток доброты и всепроще-ния. | 1. М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Иешуа несёт в себе идею подлинной доброты и всепрощения. Он обо всех людях, даже о тех, кто несёт ему боль и страдания, говорит: «Добрый человек». Он прощает даже прокуратора Иудеи, обрекшего его на мучительную смерть. |
|
ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ПРОСТУПКИ. |
«Отставку Мишке дали И приказали, Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут. А Мишенька и ухом не ведёт». Трудно бороться с воровством, если царит безнаказанность. А ведь всем должно быть ясно – каждый должен в полной мере отвечать за свои поступки.
- Долг платежом красен. - В чужом глазу сучок видим, а в своём и бревна не замечаем. - Не всякий в дело гож, кто лицом пригож. - Взялся за гуж, не говори, что не дюж. - Конь о четырёх ногах, да спотыкается. - Двумя ложками кашу не едят. - Не с кого спрашивать, когда сам виноват. - Как постелешь, так и выспишься.
|
|
НЕПОНИМАНИЕ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ «ОТЦОВ» И «ДЕТЕЙ». КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ.
|
… И шумно солнцу радуются дети, И думают о жизни старики.
«Старик и юноша почти никогда не сходятся между собою в убеждениях».
|
|
наглядно проявиться в спорах. Так было во все времена. Конфликт спорящих представлен, например, в р. И. С. Тургенева «Отцы и дети». В нём автор противопоставляет яркие индивидуальности. Кирсановы не хотят лишаться привычной сытой, беспечной жизни. Базаров вызывает симпатию своим остроумием, резкостью суждений, смелостью. В таких случаях избежать конфликта поколений невозможно.
|
| |
|
| |
ПРОБЛЕМЫ ЛЮБВИ. ДРУЖБА, ПРЕДАТЕЛЬСТВО.
|
|
|
|
| |
ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ ИСКУССТВА. ТРУДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ЧЕЛОВЕКА. ОТСУТСТВИЕ ДУХОВНОСТИ В ИСКУССТВЕ. ОХРАНА ЭКОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ.
|
Рубрика №4. Человек и культура (искусство).
|
|
|
| |
|
| |
ПАГУБНОЕ ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ЧЕЛОВЕКА.
|
|
|
ТРУДНОСТИ В ВЫБОРЕ ХОРОШЕЙ КНИГИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ. |
|
|
МОЖЕТ ЛИ ИНТЕРНЕТ ЗАМЕНИТЬ КНИГУ? | 1. Литературные критикиназывали настоящие произведения «животворной литературой», «живыми книгами». Современная молодёжь редко посещает читальные залы библиотек, не выписывает литературные журналы, часто ссылается на недостаток средств и дороговизну книг в магазинах. Большинство молодых людей большое количество времени проводят за компьютерами, увлекаясь «стрелялками» и разглядывая в Интернете сомнительные картинки. А ведь в компьютере можно найти много полезной информации и художественную литературу. Было бы желание. В самых распространённых поисковых системах Yandex и Google есть много книг, журналов. Когда в нашей библиотеке не оказалось нужного мне программного произведения А.П. Чехова, я скачал его бесплатно. Таким образом Интернет, конечно, не может заменить книгу, но приобщение к чтению с его помощью осуществимо. |
|
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ И СОХРАНЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА. ЧТО ТАКОЕ ХОРОШАЯ РЕЧЬ? |
Рубрика №5. Человек и его речь (язык).
- От учтивых слов язык не отсохнет. - Не на пользу книги читать, коли одни вершки глотать. - Хороша книга, да чтец плох.
- Тот в слове стоит твёрдо, кому слово дорого. - Не говори того, что не знаешь. - Что не складно, то и не ладно. - Будешь книжки читать – будешь всё знать.
|
|
Поэтому надо сохранять и уважать любой язык.
|
| |
|
| |
КАК СОХРАНИТЬ ЧИСТОТУ РЕЧИ? ПРОБЛЕМА ЗАСОРЕНИЯ РЕЧИ ЖАРГОННЫМИ, ЗАИМСТВОВАННЫМИ СЛОВАМИ. ПРОБЛЕМА КАНЦЕЛЯРИТА. В ЧЕМ ОПАСНОСТЬ ШТАМПОВ В НАШЕЙ РЕЧИ?
| 1. В. Распутин.Судьба, время, история… Как бы всё это выглядело, если бы не средство человеческого общения, язык? Герои повестей и рассказов В. Распутина размышляют о том, куда движется современная цивилизация. Писателю близки идеи сохранения языка как нашего наследия. Ведь он залог того, что делает человека человеком. Так и мы задумываемся над неуважительным отношением современной молодёжи к собственному средству общения. Напрашивается вывод: больно общество, а не язык. Поэтому засорение родной речи жаргонными, заимствованными словами лишь ухудшает язык. Надо сохранять его чистоту, а мы только портим. 2. С. Казначеев, современный публицист.Кто должен прививать людям вкус, бережное отношение к русскому языку, чувство меры? Современный публицист С. Казначеев посвятил этим проблемам несколько статей. Он считает, что природная речь благодаря заимствованиям портится. Например, внедрение латинских и иных графических символов ведёт к функциональному нарушению нашего языка. Словами Zемфира, ШиZа, Ве4ер, Аllигатор, Бiблiотека и другими пестрят сегодня страницы прессы, они наводняют рекламу. Невольно разделяешь боль публициста, замечающего, что чужие буквы оказываются внутри слова, ломая его изнутри. Так поступать с родным языком нельзя, а сохранность его зависит только от нас самих. 3. Н. Галь, современный публицист.Кто должен прививать людям вкус, бережное отношение к русскому языку, чувство меры? Кто если не мы сами? Возможности русского языка необъятны, и засорять его иностранными словами (жаргонизмами, штампами – «канцеляритами») незачем. Н. Галь, современный публицист, в одной из своих статей пишет об этом. Например, он считает, что официально – деловой стиль отличается обилием устойчивых оборотов речи. Однако они приемлемы лишь в данном стиле. Бессмысленно переносить их в живой разговорный язык. Опасность штампов в нашей речи заключается в том, что они ничему не учат, ничего не сообщают. Трудно не согласиться с Н. Галем. Действительно «канцеляриты » - это словесный мусор, наносящий культуре и языку большой вред. |
|
ПРОБЛЕМА ПОДЛИННЫХ И МНИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ. |
Рубрика №6. Человек и его нравственность.
- Достаётся недёшево. Счастье трудных дорог. Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог? - Делать людям хорошее – хорошеть самому. Счастье в том, чтобы творить доброе, вечное, помогать людям. Таковы истинные ценности человеческой жизни.
|
|
|
| |
ВОСТРЕБОВАНЫ ЛИ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА ДОБРОТА (ОТЗЫВЧИВОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ). | 1. Л. Н. Толстой «Война и мир». Милосердие и сострадание всегда были неотъемлемыми чертами нашего народа. Эти чувства заставили, например, Наташу Ростову (роман Л.Н. Толстого «Война и мир») во время отъезда из Москвы сбросить с подвод собственное имущество, чтобы погрузить на них раненых. Это и есть истинное проявление милосердия и сострадания, которое видел Л.Н. Толстой в своём народе. 2. А. П. Чехов «Вишнёвый сад». Проблема недостатка милосердия в человеческих душах уходит вглубь веков. Пьеса А. П. Чехов «Вишнёвый сад» заканчивается грустным словом «недотёпа», которое произносит забытый всеми в заколоченном наглухо доме старый Фирс. Как трогательно он заботился о бывших хозяевах поместья! Тем страшнее и безысходнее итог его жизни. Мечта о достойном существовании должна соседствовать с состраданием к несчастным людям. Человек, не имеющий милосердия, по-настоящему состояться в жизни не сможет. 3. А.П. Чехов.Милосердие недостаточно востребовано в человеческой жизни. Об этом мы узнаём, например, из рассказов А.П. Чехова. Банковский чиновник, к которому по ошибке зашла бедная девушка и попросила бесплатный билет в Курск к больной матери, оказался равнодушным. Проведя некоторое время в весёлой беседе с девушкой, он сказал, что та ошиблась адресом. Нужный железнодорожный чиновник уже закончил работу, и героиня осталась без билета. Таким образом, доброта, милосердие, отзывчивость, сострадание должны играть важную роль в жизни человека. Нельзя быть равнодушным к людям, обратившимся за помощью. 4. В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Вася, мальчик из богатой семьи, дружит с отверженными детьми, - Валеком и Марусей. Благотворное влияние доброты на юного героя. 5. Н С. Лесков. «Левша». Главный герой – Левша, блоху «аглицкую» подковал, но его талант не оценен по достоинству на родине: умирает в больнице для бедных. 6. А.П. Чехов:«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро». |
|
КАКИЕ ПОСТУПКИ МОЖНО НАЗВАТЬ БЛАГОРОДНЫМИ? ЧТО ТАКОЕ, СОВЕСТЬ, ЧЕСТЬ, ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ И НРАВСТВЕННОЕ ДОСТОИНСТВО?
|
|
|
| и критическую литературу. Умение вникать в проблемы общества, глубоко понимать родную культуру, любить свой народ, жить для него, уважать себя и других – вот качества истинно интеллигентного человека.
|
|
ЧТО ТАКОЕ ЗЛО И ДОБРО? |
Рубрика №7. «Вечные» вопросы человеческой жизни.
1. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Воланд - воплощение зла, Иешуа – носитель идеи добра. Но зло и добро порознь не имеют смысла: Воланд – дьявол говорит, что он часть зла, которая, не желая того, несёт добро. 2. М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города».Его произведения - пример осуждения всех форм социального зла во имя добра, красоты, равноправия и справедливости. Прошлое и настоящее переплетаются в «Истории одного города». Город Глупов – средоточие и олицетворение зла, которое существует только благодаря невежеству и покорности народа. 3. М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Жизнь простых глуповцев из романа «История одного города» находятся под игом безумия. Поэтому в них не могло накопиться ничего, кроме рабского начальстволюбия, косности и бессмысленного страха. Таким людям остаётся лишь терпеть зло, в котором они сами и погрязли. Читая такие произведения, хочется надеяться, что в жизни всё же восторжествует добро, достоинство и правда. 4. Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Один из героев романа «Преступление и наказание» не борется со злом, хотя страдает от него. Семён Захарыч Мармеладов смирился с ним как с чем-то неизбежным. Безвольный пьяница приносит одни несчастья своим близким. Однако другой человек, Родион Раскольников, не хотел мириться с нищетой. Это привело его к каторге. Ответ на вопрос о том, как противостоять злу, писатель предлагает искать не только вокруг человека, но и внутри него. 5. В.Г. Короленко «Огоньки». В жизни трудно добиться желаемого. По разным причинам цель то приближается, то удаляется, как огоньки из одноимённого рассказа В. Короленко. Вывод прост: жизнь течёт всё в тех же берегах, а огни ещё далеко. И опять «приходится налегать на вёсла». Однако чаще всего человек не успокаивается и упорно идёт к цели, если хочет чего - то добиться. 6. М.Ю. Лермонтов.Роман «Герой нашего времени». Переливы добра и зла в душе человека – большое художественное открытие М. Лермонтова. Герой его романа не находил достойного применения своим незаурядным способностям. Окружающие его адъютантики, напыщенные франты пили, играли и жаловались на скуку. Печорин же отлично видел их ничтожество. Наряду с недостатками герой имел глубокий ум и трезвый расчёт. Так, человек не может быть только хорошим или только плохим. 7. Л. Толстойразделял действия людей по одному несомненному признаку. Если поступок увеличивает любовь и единение людей – он хороший. Если производит вражду и разъединение – он дурной. 8. М. Монтель, фр. философ – гуманист. Считал, что мир сам по себе ни зло, ни благо. Он вместилище и того и другого. Смотря по тому, во что мы сами его превратили. Итак, творцом и автором добра и зла на земле является сам человек. Тёмным или светлым будет мир, зависит от него. 9. Конфуций, древнекитайский мыслитель: «Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть в темноту». |
|
ТЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ, СОХРАНЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ.
|
|
|
ЧЕЛОВЕК И ВОЙНА. ПРАВДА О ВОЙНЕ. | 1. Л.Н. Толстой «Война и мир».Война несёт смерть и горе, несчастья и страдания. Л. Толстой отрицал войну вообще, считал её величайшим проявлением зла, «противным всей человеческой природе событием». Поэтому автора романа «Война и мир» интересуют не сражения, а «самый факт войны – убийство». 2. Л.Н. Толстой «Война и мир». Словами Андрея Болконского Л. Толстой выражает своё отношение к войне. По его мнению, война – время тяжких испытаний, нечеловеческих усилий, «страшное дело» и великое преступление. 3. Л.Н. Толстой «Война и мир». Л. Толстой писал о том, как прекрасна жизнь и как уродлива и ужасна война. На Бородинском поле после сражения десятки человек лежали мёртвыми на полях и лугах, где они раньше собирали урожай. Писатель верит, что придёт время и люди будут жить «всем миром без войн, по законам добра и человечности». 4. Л.Н. Толстой «Война и мир». О том, как прекрасна жизнь и уродлива смерть, думал князь Андрей на краю гибели. Он не мог, не хотел умирать. Он любил жизнь. В этом и заключается ужасная «бессмыслица войны». 6. В. Некрасов «В окопах Сталинграда». Писатель показал бесчеловечность войны и людей, которые постепенно привыкали к жестокости. Ужасно и то, что иногда бездарность руководства стоила многих человеческих жизней. Такова страшная правда о войне. |
|
(По С. Качалкову)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тестовые задания « Подготовка металлических поверхностей под простую и улучшенную окраску», «Подготовка деревянных поверхностей под штукатурку».
Тестовые задания,которые проводятся в конце четверти....
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике
Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....
Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси
Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...
Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.
Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....
Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка
Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...
Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени
Контрольно-переводные нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...