Рабочие программы по русскому языку и литературе
рабочая программа по русскому языку на тему

Рабочие программы по русскому языку:

7 класс (Бунеев, 3 часа)

8 класс (Львов, 3 часа)

9 класс (Тростенцова, 2 часа)

10, 11 класс (Гольцова, 1 час)

Рабочие программы по литературе:

7, 8 класс (Меркин, 2 часа)

9 класс (Зинин, 3 часа)

10,11 класс (Сахаров, 3 часа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rab._programmy_sadreeva_l.i.zip2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для учащихся 10 класса  составлена  на основе следующих документов:

  • Закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-ФЗ)
  • Федеральный государственный стандарт общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),
  • Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования  по  литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и  доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы  Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев)
  • Образовательная программа II и III ступени образования МБОУ «Школа №23»
  • Положение о рабочей учебной программе.

Данная рабочая программа обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования в соответствии с учебным планом  МБОУ №23 рассчитана на один год обучения (3 часа в неделю, всего – 105 часов).

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

        Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция дает представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает распределение часов, выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Рабочая программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. В рабочей программе указаны конкретные произведения, выделены этапы развития русской литературы, а также блоки «Литература народов России» и «Зарубежная литература».

    Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление, классификация;
  • умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ:
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Изучение литературы в образовательных учреждениях на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет;

        • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным  произведениям зарубежной классики.

     Личностно-ориентированный подход к преподаванию предмета реализуется с помощью основного содержательного принципа этой части УМК: обеспечение изучения литературы  как на базовом, так и на профильном уровнях. Представленный в программе объем литературного материала для текстуального изучения рассчитан на его содержательную коррекцию в зависимости от профиля обучения (общеобразовательный и гуманитарный уровень)

 

Основные знания, умения и навыки обучающихся

По окончании 10 класса учащиеся должны: 

знать / понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Календарно – тематическое планирование

Тема уроков

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

план

факт

1

Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века)

Знакомство  с общей характеристикой и своеобразием русской литературы 1 пол. 19в.

Знать логику развития историко-литературного процесса на материале темы

1 неделя

2

А.С.Пушкин

Основные этапы творческой эволюции А.С.Пушкина. Обзор лирики «петербургского» периода с текстуальным анализом оды «Вольность»

Раскрыть своеобразие пушкинской эпохи, в котором происходило становление поэта

Знать основные биографические сведения о А.С.Пушкине, особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры, значение творчества поэта для литературного процесса. Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя, работать с материалами учебника, справочниками, энциклопедиями, выразительно читать стихи наизусть, соотносить произведения с литературными направлениями эпохи.

1 неделя

3

Годы странствий: самовоспитание художника.  Обзор лирики «южного» и «михайловского» периодов с текстуальным анализом стихотворения «К морю»

Понять, над какими проблемами размышляет поэт. Анализировать стихотворение

1 неделя

4

«Я думал стихами…» Тема призвания поэта в лирике Пушкина.  («Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа»)

Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник»

Помочь учащимся раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи .Ответить на вопрос: в чем видит Пушкин предназначение поэта?

2 неделя

5

Развитие речи. Анализ стихотворения А.Пушкина

Построить письменное продуктивное высказывание, показать умение цитировать, доказывать, делать выводы

2 неделя

6

М.Ю.Лермонтов

Особенности поэтического мира М.Ю.Лермонтова.

Помочь учащимся раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи

Знать основные биографические сведения о М.Ю.Лермонтове, особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры, значение творчества поэта для литературного процесса. Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя, работать с материалами учебника, справочниками, энциклопедиями, выразительно читать стихи наизусть, соотносить произведения с литературными направлениями эпохи

2 неделя

7

Тяжкое бремя пророчества. Образ Поэта в лермонтовской лирике.  «Поэт», «Пророк»

Показать характерные особенности стихов, раздумья о назначении творчества

3 неделя

8

«Когда мне ангел изменил…»  Мотивы интимной лирики Лермонтова. «Я не унижусь пред тобою…» «Молитва»

Понять, над какими проблемами размышляет поэт. Анализировать стихотворения

3 неделя

9

Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон»

Выявить два образа, проходящих через всё творчество Лермонтова, – ангела и демона. Рассмотреть вечные вопросы бытия в поэме «Демон»

3 неделя

10

В/ч по повести Т.Толстой «Детство Лермонтова»

Познакомить с малоизвестными фактами биографии Лермонтова. Обратить внимание на композицию пр-я.

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению.

4 неделя

11

Н.В.Гоголь

Художественный мир Н.В.Гоголя.

Открыть уч-ся своеобразие Гоголя как писателя и человека, понять, почему личность и творчество Гоголя неоднозначно воспринималось современниками.

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведения, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта произведения, роль символики в романе, новые понятия.

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом.

4 неделя

12

Художник и «страшный мир». Понятия «романтическое двоемирие», «романтическая ирония»

Увидеть при всем реализме повестей отсвет уходящего романтизма с его идеей двоемирия

4 неделя

13

«Необыкновенно странное происшествие…» Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос»

Показать суть петербургской жизни через гротескную, сатирическую ситуацию

5 неделя

14

Развитие речи. Письменная работа по проблематике изученной темы «Из литературы 1 половины  XIX века»

Построить письменное продуктивное высказывание, показать умение цитировать, доказывать, делать выводы

5 неделя

15

Литература и журналистика 2-й половины 19 века

Раскрыть пути становления реализма в русской и мировой лит-ре, расстановку обществ сил и позиций ведущих журналов

Знать логику развития историко-литературного процесса на материале темы.

5 неделя

16

А.Н.Островский

А.Н.Островский – создатель русского театра. Этапы биографии и творчества.

Раскрыть роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии  театра; увлечь учащихся жизнью и творчеств. драматурга

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведения, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта драматического произведения, роль символики в пьесе, новые понятия – самодуры и их жертвы, «темное царство».

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц.

6 неделя

17

Мир города Калинова в драме А.Н. Островского «Гроза». (Действия 1 - 4)

Раскрыть идейно-худ. своеобразие пьесы, жизненные позиции героев

6 неделя

18

Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния. (Действия 2 – 5)

Увидеть протест Катерины против понятий Кабановой о нравственности

6 неделя

19

Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Образ Катерины в свете критики. (Статьи Добролюбова и Писарева)

Обобщение образа Катерины. Сопоста-вить критические статьи Добролюбова и Писарева

7 неделя

20

Образная символика и смысл названия драмы «Гроза».

Выявить образную символику и смысл названия драмы.

7 неделя

21

Письменный тест по проблематике изученной темы

Построить письменное продуктивное высказывание, показать умение цитировать, доказывать, делать выводы

7 неделя

22

И.А.Гончаров

Личность и творчество И.А.Гончарова.

Знакомство с биографией писателя и основными вехами творчества

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведения, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта

8 неделя

23

Утро Обломова (Знакомство с героем романа «Обломов»)

Помочь уч осмыслить образ глав. героя с точки зрения социальной, общечеловеческой, нравственной.

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц.

Владеть монологическим устным и письменным ответом.

8 неделя

24

К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»)

Выявить истоки обломовщины. Проанализировать историю жизни Обломова

8 неделя

25

Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.

Уметь сопоставлять литературные персонажи  (Обломов – Штольц)

9 неделя

26

Любовная тема в романе. (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной)

Сопоставить две истории любви в романе.

9 неделя

27

Проектная работа по проблематике изученной темы.

Построить письменное продуктивное высказывание, показать умение цитировать, доказывать, делать выводы

9 неделя

28

И.С.Тургенев

Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева.

Познакомить с биографией писателя, показать его сложную, противоречивую натуру, русскую душу

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведения, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта произведения, роль символики в романе, новые понятия.

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом.

10 неделя

29

Логика начала. (Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети»)

Проследить, как эпоха отражается в романе, раскрыть идейно-худ. своеобразие романа, развивать навыки работы с текстом

10 неделя

30

Мир «отцов» в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми (гл. 5 – 11)

Сопоставить литературные персонажи. Идейные разногласия героев.

10 неделя

31

Базаров и Одинцова (гл. 13-19, 25-27)

Проследить взаимоотношения героев.

11 неделя

32

Базаров и его родители.

Понять, какие сложились отношения у Базарова с родителями. Почему?

11 неделя

33

Базаров перед лицом смерти.

Подведение уч. к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман  сценой смерти  главного героя?

11 неделя

34

Философские итоги романа. Смысл заглавия. (Статьи Д.Писарева, Н.Страхова)

Помочь понять широкий обобщающий смысл, вложенный автором в заглавие романа.

12 неделя

35

В/ч по рассказу И.Крупника «Струна»

Чтение художественного произведения и его комментирование, работа по углублению навыков анализа художественного текста

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению.

 Владеть монологическим устным и письменным ответом

12 неделя

36

Развитие речи. Подготовка к сочинению по проблематике изученной темы.

Построить письменное продуктивное высказывание, показать умение цитировать, доказывать, делать выводы

12 неделя

37

Личность Н.Г.Чернышевского и история создания романа «Что делать?»

Проследить, как эпоха отражается в романе, раскрыть идейно-худ. своеобразие романа, развивать навыки работы с текстом

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведения, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта произведения, роль символики в пьесе, новые понятия – самодуры и их жертвы, «темное царство».

13 неделя

38

Разумна ли теория «разумного эгоизма»?

Проследить искания «нового» человека

13 неделя

39

«Будущее светло и прекрасно…» Черты социальной утопии в романе

Определить силу и слабость автора романа.

13 неделя

40

Творчество Н.А.Некрасова

Основные вехи жизни и творчества народного поэта.

Помочь учащимся раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи

Знать основные биографические сведения о Н.А.Некрасове, особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры, значение творчества поэта для литературного процесса. Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя, работать с материалами учебника, справочниками, энциклопедиями, выразительно читать стихи наизусть, соотносить произведения с литературными направлениями эпохи. Владеть монологическим устным и письменным ответом.

14 неделя

41

Народные характеры и типы в некрасовской лирике. «В дороге», «Огородник», «Тройка», «Зеленый шум»

Понять, над какими проблемами размышляет поэт. Анализировать стихотворение

14 неделя

42

«Муза мести и печали» в лирике Некрасова. «Блажен незлобивый поэт…», «Вчерашний день, часу в шестом…»

Знакомство с тематикой лирики Некрасова, её своеобразием

14 неделя

43

«За великое дело любви…» Интимная лирикаН.А. Некрасова, ее непреходящее значение («Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…»)

Некрасов поэтизирует взлеты любви, однако обращает внимание и на «прозу жизни»

15 неделя

44

«В каком году - рассчитывай…» Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства, пробудить интерес к поэме.

15 неделя

45

Народ в споре о счастье.

Рассмотреть проблему: в чем увидел Некрасов сущность изменений, происходящих в судьбе крестьянина после реформы

15 неделя

46

«Пел он воплощение счастия народного…» Философские итоги некрасовского эпоса

Раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира русского крестьянства

16 неделя

47

Жизнь и поэзия Ф.И.Тютчева.

Помочь учащимся раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи

Знать основные биографические сведения о Ф.И.Тютчеве и А.А.Фете, особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры, значение творчества поэтов для литературного процесса. Уметь анализировать их произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя, работать с материалами учебника, справочниками, энциклопедиями, выразительно читать стихи наизусть, соотносить их произведения с литературными направлениями эпохи

16 неделя

48

«И ропщет мыслящий тростник…» Личность и мироздание в лирике Тютчева

Понять, над какими проблемами размышляет поэт. Анализировать стихотворение

16 неделя

49

Своеобразие любовной темы в лирике Ф.Тютчева.

Знакомство с личной жизнью поэта и её отображением  в его поэтических произведениях

17 неделя

50

Жизнь и творчество А.А.Фета.

Познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества А.А.Фета

17 неделя

51

Тема любви в лирике Фета

Знакомство с личной жизнью поэта и её отображением  в его поэтических произведениях

17 неделя

52

Природа и человек в лирике Фета.

Понять, над какими проблемами размышляет поэт. Анализировать стихотворение

18 неделя

53

Развитие речи. Письменная работа по теме «Поэзия Ф.Тютчева и А.Фета»

Построить письменное продуктивное высказывание, показать умение цитировать, доказывать, делать выводы

18 неделя

54

Н.С.Лесков

Жизненный и творческий путь Н.С.Лескова.

Знакомство с биографией и творчеством писателя

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведений

18 неделя

55-

56

Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник»

Проследить, как эпоха отражается в повести, раскрыть ее идейно-худ. своеобразие, развивать навыки работы с текстом

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы

19 неделя

57

Развитие речи. Письменная работа.

Построить письменное продуктивное высказывание, показать умение цитировать, доказывать, делать выводы

19 неделя

58

М.Е.Салтыков-Щедрин

От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика.

Познакомить с этапами биографии и творчества писателя; раскрыть особенности художественного мира как писателя-сатирика

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведений, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта произведения, роль символики, новые понятия.

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом.

20 неделя

59

Жанрово-композиционное своеобразие «Истории одного года».

Дать общее представление о романе как о сатирическом произведении

20 неделя

60-61

Судьба глуповцев и проблема финала «Истории одного города»

Проанализировать судьбу глуповцев Раскрыть проблему финала романа.

20 -21  неделя

62

Сюжеты и проблематика «Сказок для детей изрядного возраста»

Раскрыть художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина

21 неделя

63

Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина. («Медведь на воеводстве», «Дикий помещик»)

Помочь учащимся оценить глубину сказок

21 неделя

64

«Жил – дрожал, и умирал – дрожал…» (Образ обывателя  в сказке «Премудрый пискарь»)

Выявить основной смысл сказки

22 неделя

65

Развитие речи. Письменная работа.

Построить письменное продуктивное высказывание, показать умение цитировать, доказывать, делать выводы

22 неделя

66

А.К.Толстой

Природный мир в лирике А.К.Толстого. «Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…»

Помочь учащимся раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи

Знать основные биографические сведения об авторе, особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры, значение творчества поэта для литературного процесса. Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя, работать с материалами учебника, справочниками, энциклопедиями, выразительно читать стихи наизусть, соотносить произведения с литературными направлениями эпохи

22 неделя

67

«Коль любить, так без рассудку…». Интимная лирика А.К.Толстого  «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…»  с прослушиванием романсов П.И.Чайковского на стихи поэта

Понять, над какими проблемами размышляет поэт. Анализировать стихотворение

23 неделя

68

Развитие речи.  Анализ стихотворения А. Толстого.

Построить письменное продуктивное высказывание, показать умение цитировать, доказывать, делать выводы

23 неделя

69

В/ч по повести О.Дудинцева «Убийство времен русского ренессанса»

Чтение художественного произведения и его комментирование, работа по углублению навыков анализа художественного текста

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению.

23 неделя

70

Л.Н.Толстой

Жизненный и творческий путь великого художника-мыслителя Л.Толстого.

Познакомить с этапами биографии и творчества писателя; раскрыть особенности художественного мира.

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведения, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта произведения, роль символики в романе, новые понятия.

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом.

24 неделя

71

История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир».

Познакомить с историей создания романа, раскрыть его своеобразие

24 неделя

72

Логика начала (экспозиция романа). Анализ первых сцен «Войны и мира»

Показать срывание всех и всяческих масок с великосветского общества; раскрыть конфликт Болконского и Безухова с этим обществом

24 неделя

73

Испытание эпохой «поражений и срама». Анализ эпизодов кампании 1805-1807 гг. Тема истинного и псевдопатриотизма

Проследить, как эпоха отражается в романе, раскрыть его  идейно-худ. своеобразие, развивать навыки работы с текстом

25 неделя

74-75

«Мысль семейная» в романе. Подлинная семейственность (Ростовы и Болконские) в ее противопоставлении семьям-имитациям.

На примере Ростовых и Болконских показать дворянство с другими нормами жизни; выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип романа

25 неделя

76-77

Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова. («ум ума» и «ум сердца», «диалектика души»)

Проследить исторические процессы в стране через судьбы героев, их поиски смысла жизни;

26 неделя

78

«Она не удостаивает быть умной». Наташа Ростова и женские образы романа

Раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героини.

26 неделя

79

Начало «общей жизни»: война за Отечество. (Анализ глав 1-2 частей 3 тома с выделением эпизода  оставления Смоленска)

Раскрыть композиционную роль философских глав, разъяснить основные положения историко-философских взглядов Толстого

Знать содержание романа-эпопеи «Война и мир»,философские воззрения Л.Н.Толстого (роль личности и движущие силы исторического процесса, фатализм), особенности стиля и художественного мира писателя («диалектика души» и др.), основные черты жанра романа-эпопеи, значение творчества писателя для литературного процесса. Уметь делать обобщения по прочитанному тексту (путь исканий Андрея, Пьера, развитие народной войны и т.д.),  аргументировано формулировать свое отношение к произведению.

27 неделя

80

Проблема личности  истории: Кутузов и Наполеон. Уроки Бородина.

Систематизация материала по образам Кутузова и Наполеона

27 неделя

81

«Мысль народная» в романе. (Анализ ключевых эпизодов «военных» глав (совет в Филях, отъезд Ростовых из Москвы, партизанские будни)

Обобщить по всему роману роль народа в истории, отношение автора к народу

27 неделя

82

Платон Каратаев: русская картина мира. (Анализ эпизодов пребывание Пьера в плену)

Последить изображение народа как носителя лучших человеческих качеств, ведущую роль народа в истории

28 неделя

83

Нравственно-философские итоги романа. (Анализ эпилога романа с выходом на смысл названия толстовской эпопеи.)

Проследить сходство и различие в изображении мирной жизни по т.2 и эпилогу; как завершается главная мысль романа о предназначении человека, о том, как жить

28 неделя

84

85

Развитие речи. Сочинение по проблематике изученной темы.

Построить письменное продуктивное высказывание, показать умение цитировать, доказывать, делать выводы

29 неделя

86

К. Хетагуров. Жизнь и творчество

Помочь учащимся осмыслить вечные философские проблемы бытия: что есть добро и зло, жизнь и судьба

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведения

29 неделя

87

Ф.М.Достоевский

Жизненный и творческий путь Ф.М.Достоевского.

Познакомить с этапами биографии и творчества писателя; раскрыть особенности художественного мира

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведения, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта произведения, роль символики в романе, новые понятия.

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом

29 неделя

88

История создания и авторский замысел романа «Преступление и наказание»

Проследить, как эпоха отражается в романе, раскрыть его идейно-худ. своеобразие, развивать навыки работы с текстом

30 неделя

89

Образ Петербурга в романе

Показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои;

30 неделя

90

Мир «униженных и оскорбленных» в романе.

Раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие

30 неделя

91

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.

Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления

31 неделя

92

«Двойники» Раскольникова: теория в действии.

Выяснить значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Р.Раскольникова

31 неделя

93

«Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора.

Показать, в чем видит автор источник обновления жизни, как решает вопрос, что делать

31 неделя

94

«Преступление и наказание» как роман-предупреждение. Достоевский и современность.

Осмыслить роман как роман- предупреждение

32 неделя

95

Развитие речи. Письменная работа  по проблематике изученной темы.

Построить письменное продуктивное высказывание, показать умение цитировать, доказывать, делать выводы

32 неделя

96

В/ч по повести В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»

Чтение художественного произведения и его комментирование, работа по углублению навыков анализа художественного текста

 Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению.

32 неделя

97

А.П.Чехов

Жизнь и творчество А.П.Чехова. Трагикомедия «футлярной» жизни. («Человек в футляре», «Крыжовник»)

Познакомить с этапами биографии и творчества писателя; раскрыть особенности художественного мира

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведения, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта произведения, роль символики в романе, новые понятия.

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом.

33 неделя

98

Выбор доктора Старцева. («Ионыч»)

Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе

33 неделя

99

Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад».

Проследить, как эпоха отражается в пьесе, раскрыть её идейно-худ. своеобразие, развивать навыки работы с текстом

33 неделя

100

«Здравствуй, новая жизнь!» Образ сада и философская проблематика пьесы

Рассмотреть систему образов пьесы, проанализировать художественную природу гл. обр. пьесы

34 неделя

101

Жизнь и творчество Г. де Мопассан. Новелла «Ожерелье»

Помочь учащимся осмыслить вечные философские проблемы бытия: что есть добро и зло, жизнь и судьба

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведения

34 неделя

102

Особенности поэтического языка А. Рембо

Помочь учащимся осмыслить вечные философские проблемы бытия: что есть добро и зло, жизнь и судьба

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведения

34 неделя

103

Жизнь и творчество Г. Ибсена. Особенности конфликта драмы «Кукольный дом»

Помочь учащимся осмыслить вечные философские проблемы бытия: что есть добро и зло, жизнь и судьба

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведения

35 неделя

104

Обобщение материла историко-литературного курса

Обобщить материал изученного курса «Литература XIX века»

Знать логику развития историко-литературного процесса на материале темы.

35 неделя

105

Читательская конференция

Построить устное продуктивное высказывание, показать умение цитировать, доказывать, делать выводы

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению.

35 неделя

Список литературы

  1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е
  2. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово»,2009г.
  3. Авторы учебника: Сахаров В. И., Зинин С. А. Литература XIX века: 10 класс. – М.: Русское слово, 2010.
  4. Литература XIX в. Хрестоматия 10 кл. В 2-ч.Автор: Сахаров В.И., Зинин С.А . – М.: Русское слово, 2010.
  5. Методические рекомендации по использованию учебников: Литература. 10 класс. Тематическое планирование. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О.Тематическое планирование к учебнику В.И. Сахарова, С.А. Зинина с учетом национально-регионального компонента. – М.: Русское слово, 2008г.
  6. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. – Москва: «Просвещение», 1990.
  7. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2007.
  8. Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2006.
  9. Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Н.Р.Бершадской, В.З.Халимова. Москва, «Просвещение», 1986.
  10. Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 1986.
  11. Развивайте дар слова. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. Москва, «Просвещение», 1986.
  12. Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 1989.
  13. Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. Москва, «Просвещение», 1990.
  14. Конспекты уроков литературы. 5 – 11 классы. Пособие для учителя. И.А.Карпов, Н.Н.Старыгин. Москва, «Владос», 2004.
  15. Конспекты уроков литературы. «Русская литература XX в.» Москва, «Владос», 2000.
  16. Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х Произведения современных писателей на уроках внеклассного чтения. – Казань: РИЦ «Школа»,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по русскому языку и литературе

Рабочие программы по русскому языку и литературе в 6 классе. Литература по учебному комплекту В.Я.Коровиной. Русский язык 6 класс к учебному комплекту В.В. Бабайцевой....

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 7 класс

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке для 7 класса предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 8 класс

Данная рабочая программа предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 9 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы как родного для школ национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 6 класс

Данная рабочая программа предназначена для школ национальных Республик РФ для изучения русского языка и литературы как родного...