Игры, обеспечивающие учебную мотивацию на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
"Занимательная грамматика".
Материал распределен по основным разделам программы 6 класса. Позволяет в соответствии с требованиями ФГОС решать учебные задачи (создание проблемных ситуаций, формирование исследовательских навыков).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_urokah_russkogo_yazyka.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на уроках русского языка. 6 класс.
«Кто быстрее!»
Повторение изученного в 5 классе. Повторение орфографии и морфемики
Задание: из данного перечня слов выписать слова:
1группа – с чередующимися гласными в корне;
2 группа – с гласными после шипящих и Ц;
3 группа – с безударными непроверяемыми гласными в корне
________________
Заб_рать, подт_нуться, на з_ре, ч_рный, ап_льсин, ж_ри, з_бор, к_лосья, р_стение, ц_ркуль, к_ртон, капюш_н.
«4-ое лишнее»
1) Задание: из перечня слов выбрать лишнее, объяснить свой выбор.
∙ здоровье, здравствуй, здание, сбежал;
∙ нарвал, предъявил, рассеянный, перестройка;
∙ прибежал, прервал, приморский, присел;
∙ прекрасный, пришить, преинтересный, пресекал
Слово и его формы
2) Задание: из перечня слов выбрать лишнее, объяснить свой выбор.
- синий, синь, синюю, синяя;
- гора, горе, горой, горный;
- сказать, скажет, сказка, сказал
Спряжение глаголов
3) Задание: из перечня слов выбрать лишнее, объяснить свой выбор.
- Гнать, кричать, квакать, плакать;
- Терпеть, вертеться, засмотреться, запеть;
- Брить, стелить, кормить, сеять;
- Плясать, дышать, болтать, молчать
Разряды прилагательных по значению
4) Задание: из перечня слов выбрать лишнее, объяснить свой выбор.
- Большой, молодой, зелёный, гороховый;
- Весенний, осенний, зимний, стройный;
- Мамин, добрый, тяжёлый, круглый;
- Деревянный, крепкий, низкий, стол.
Буквы О-Е после шипящих на конце наречий
5) Задание: из перечня слов выбрать лишнее, объяснить свой выбор.
- Свинцовый, камышовый, моржовый, свежо;
- Межой, лапшой, медвежонок, зловеще;
«Узнай меня!»
Самостоятельные и служебные части речи
1) Задание: узнать слово (см. № 30, учебник для 6 класса по комплексу В.В.Бабайцевой) по его грамматической характеристике:
- личное местоимение в форме 2 лица, ед.ч.;
- обозначает действии, относится к 1 спряжению, употреблено в форме наст.вр., ед.ч., 2 лица;
- обозначает признак предмета, употреблено в форме ед.ч., ср.р., род.п.;
- обозначает предмет, является нарицательным, неодушевлённым, относится к жен.роду, 3 скл., употреблено в форме ед.ч., дат.п.;
- обозначает признак действия, не изменяется, имеет значение образа действия
Прошедшее время глагола
2) Задание: выбрать глаголы в форме прош.вр.. доказать правильность выбора.
Большое стекло – стекло на пол
Звонкий запевала – громко запевала
Берег реки – берёг как зеницу ока
Ожёг руку – ожог руки
Поджог дома – поджёг дом
«Составь слово»
Словообразование глаголов
Задание: составить новое слово, используя отдельные морфемы из других слов.
1. У слова НАЕЗДНИК возьмём приставку,
у слова САДОВНИК – корень,
у слова ПЕЧАЛИТЬ – суффикс,
у слова ПОДАЛ – суффикс,
у слова МЫШИ – окончание.
Что получилось? Каким способом образовано?
2. У слова ПЕРЕКЛИЧКА возьмём приставку,
у слова КРИКУН – корень,
у слова ПРЫГНУТЬ – суффикс,
у слова СТАТЬ – суффикс.
Какое слово получилось? Каким способом оно образовано?
«Кто больше!»
Склонение количественных числительных
Задание: заполнить таблицу своими примерами
Падеж | Простое числительное с окончанием -И | Сложное числительное с окончанием -И | Сложное числительное с двумя окончаниями –И: в середине слова и на конце |
Род.п. Дат.п. Пред.п. |
|
|
|
«Собери словечко!»
Повторим орфографию
Задание: из набора букв составить 5 наречий и объяснить их написание.
НВСВЕ СНЕСКО СИАВЕ ЛЧАЛЬ ЬЕОН ЩЁО
(несильно, вскачь, снова, ещё, весело)
Виды диктантов на уроках русского языка (6 класс).
Распределительный диктант
Инфинитив
1) Задание: выписать в 2 столбика глаголы в форме инфинитива и в личной форме.
Затеял ссору, раскаяться в своём поступке, ненавижу ложь, склеить воздушного змея, заметишь ошибку, не зависел от товарища, слушать игру на пианино, смотреть фильм по телевизору
Прошедшее время глагола
2) Задание: распределить данные глаголы по 3 группам: в форме прош.вр., наст.вр., буд.вр.
Напиш_т, чита_м, расскаж_т, плач_шь, хотелось, смотрели, поспеш_шь, нёс, прыга_т, пёк, говорю.
Буквы О-Е после шипящих на конце наречий
3) Задание: выписать слова с гласными О-Е после шипящих в 3 столбика: в корне, в суффиксе, в окончанию – и объяснить написанию
Тихий шорох, ситцевое платье, за большой тучей, жёлтым листом, кумачовый флаг, быть молодцом, неслышный шёпот, выпал снежок.
Лингвистический диктант
Понятие о прилагательном
Задание: вспомнив всё, что уже известно о прилагательном из курса 5 класса, списать, заполнив пробелы соответствующими терминами и понятиями.
1) Прилагательное – это имя, так как оно называет ________. Следовательно, имя прилагательное относится к группе ________ частей речи.
2) Прилагательное речи связано с ________ , как бы прилагается к нему, так как обозначает ________ этого существительного.
3) Имя прилагательное связано с существительным не только по значению, но и по форме: согласуется с ним в ____ , ____ и ____ .
Выборочный диктант
1) Задание: выписать словосочетания с прилагательными, доказать свою точку зрения.
Выразительная речь, выразительность речи, читать выразительно; смело выступать, смелое выступление, смелость выступления; краткость ответа, ответить кратко, краткий ответ.
Словообразование прилагательных с помощью приставок
2) Задание: выписать слова с НЕ в 2 столбика:
1 В. – слова, не употребляющиеся без НЕ;
2 В. – слова, в которых НЕ является приставкой.
1) Все звали меня бродягой, негодным мальчишкой. 2) Маруся звенела слабыми переливами своего жалкого смеха и шлёпала по каменному полу непроворными ножонками.
3) Это была небольшая фотография матроса в полной форме. 4) Провожать неожиданного своего гостя вышло всё наличное население деревни Плавни. 5) Герасим видел в небе несчётные звёзды, светившие его путь. 6) К самому озеру походил невысокий холм, весь поросший молодым осинником. 7) Как хорошо в ненастный вечер сидеть за книгой у окна. 8) В глубине сада торчал неуклюжий деревянный сарай.
Написание О-А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-
3) Задание: выписать наречия в 2 столбика: с приставками В-, НА-, ЗА- и с приставками ИЗ-, ДО-, С-
1) Ветер снова усилился. 2) Окна вагона часто бывали наглухо залеплены снегом. 3) Небо было раскалено почти добела. 4) Серое небо предвещало дождь надолго. 5) Слава, посмотри-ка вправо. 6) У кого не получилось задание, начните решение сначала. 7) Издалека послышался шум.
Объяснительный диктант
Образование прилагательных с помощью суффиксов –ов- (-ев-).
1) Задание: записать, найти в словах изученную орфограмму и объяснить.
Мама с Леной выбирали в магазине новое ситцевое платье. Лена сначала хотела шёлковое, но мама настояла на более дешёвом. Платья были всех цветов: кумачовые, жёлтые, фиолетовые. Девочке ничего не нравилось, и мама рассердилась. «Куплю сейчас холщовое!»- раздражённо сказала она Лене.
Образование прилагательных с помощью суффиксов –к-, -ск-
2) Задание: записать, найти в словах изученные орфограммы прилагательных и объяснить.
Старый и ветхий ткацкий станок стоял возле дровяного сарая. За него просили просто грошовую цену. Единственный, кто заинтересовался станком, был Егор Кузьмич. Но возле сарая зачем-то привязали соседскую собачку Жучку. Она то бросалась с яростным лаем, то жалобно скулила. Небо было серое, мышиное. Дул ветер. Ситцевая рубаха и матросская бескозырка не спасали старика от холода.
Имя числительное
Простые, сложные и составные числительные
3) Задание: записать, найти в словах изученные орфограммы числительных и объяснить.
Для посадки картофеля отбирают средние клубни весом 60-80 граммов. Клубни проращивают в светлом помещении 30-40 дней при температуре 12-16 градусов, потом клубни сажают на глубину 6-10 сантиметров, располагают рядами на расстоянии 70-80 сантиметров ряд от ряда и растение от растения.
Буквы Н и НН в наречиях на –О(-Е)
4) Задание: записать, найти в словах изученные орфограммы наречия и объяснить.
Тревожный сигнал был получен немедленно. Обыкновенно охрана сразу же спешит на объект. Но неожиданно ситуация осложнилась. На пустынной дороге не стояла машина, и все встревоженно стали оглядываться. «К работе надо относиться серьёзно!»- сердито произнёс командир. А жизнерадостный Вадик удивлённо спросил: «Где же шофёр?»
Закончите текст самостоятельно.
Виды разбора на уроках русского языка
Фонетико-орфографический разбор
Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах
Задание: записать слова, данные в фонетической транскрипции, в соответствии с орфографическими правилами.
Она [красица], оно [бйоца], надо [байаца], хочу [смийаца], он [стримица].
Частичный морфемный разбор
Словообразование глаголов
Даны суффиксы: -ИЗН-, -НУ-, -ОВАТ-, -Е-, -ОТ-.
Можно ли определить, какая часть речи за ними скрывается? Докажите на примерах.
Словообразовательная работа
Словообразование прилагательных при помощи суффиксов
1) Задание: образовать прилагательные с помощью указанных суффиксов.
-ан-ян-: кожа, глина, дерево, стекло;
-ин-ын-: гусь, комар, птица, Лиля;
-ий(-й): заяц, щука, черепаха, волк;
-н-: мода, печаль, инициатива, двое.
Образование прилагательных с помощью суффиксов –ов- (-ев-).
2) Задание: образовать прилагательные от данных существительных с помощью суффиксов –ов-(-ев-).
Морж, кварц, образец, ключ, свинец, ситец.
Сделайте вывод, почему в одном случае в суффиксе пишется Е, в другом – О?
Образование прилагательных путём сложения основ
3) Задание: от данных словосочетаний образовать сложные прилагательные, объяснив написание; с получившимися сложными прилагательными составить словосочетания.
_________
Чёрные глаза, быстрый ход, синий и голубой, сливовый и яблочный, левый берег, простая душа, юг и запад, Россия и Казахстан.
Образование прилагательных путём сложения основ
4) Задание: образовать от данных прилагательных наречия с помощью суффиксов –О. –Е.
_________
Певучий, крепкий, хороший, горячий
Когда в суффиксах наречий после шипящих пишется –О, когда - -Е?
Творческие и нестандартные задания на уроках русского языка
Лексическая работа
Повторим пунктуацию
1) Задание: узнать слово по его толкованию и записать.
- Готовый содействовать благополучию других, желающий добра другому (доброжелательный);
- Специальное учреждение для различных опытов (лаборатория);
- Организация, ведающая какой-нибудь отраслью работы (учреждение);
- Указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления чего-нибудь (инструкция);
- Организация, структура и состояние хозяйственной жизни (экономика).
Склонение полных прилагательных
2) Задание: узнать слово по его толкованию и записать, употребив в форме предл.п.
- Имеющий высокую температуру (горячий);
- Густой, тёмный, труднопроходимый (дремучий);
- Способный колоться (колючий);
- Неловкий в движениях, неповоротливый, нескладный (неуклюжий);
- Поющий (певчий);
- Прохладный и чистый (свежий)
Словообразование прилагательных с помощью приставок
3) Задание: к данным прилагательным подобрать прилагательные-синонимы без приставки НЕ и с приставкой НЕ
- Храбрый (смелый, нетрусливый);
- Суровый (сердитый, недобрый);
- Слабый (бессильный, несильный);
- Легкомысленный (поверхностный, несерьёзный)
Буквы О-Е после шипящих на конце наречий
4) Задание: заменить наречия наречиями-синонимами с О-Е в суффиксах после шипящих.
Работу выполнить прекрасно (хорошо), любить сильно (горячо), говорить напевно (певуче), смотреть неодобрительно (осуждающе), двигаться неловко (неуклюже), вести себя дерзко (вызывающе).
Написание букв О-А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-
5) Задание: заменить словосочетания наречиями-синонимами с суффиксами –А или –О на конце.
_________
Идти в правую сторону (вправо), беседовать без стеснений (запросто), раскалить до красного цвета (докрасна), расстаться на долгое время (надолго), переписать окончательно (набело, начисто).
Творческое списывание
Понятие о прилагательном
1) Задание: восстановить предложение, вставив на место пропусков прилагательные из данных ниже.
__________
К вечеру ветер стих, и ____ солнце залило ____ светом ___ тучи и, протянув ____ крылья в глубь ____ степи, закатилось.
Слова для справок: низкий, багровый, лиловый, бледный, словно прощальный, жёлтый и мокрый
Дробные числительные
2) Задание: списать, вставив подходящие по смыслу числительные.
__________
Самый маленький зверёк – карликовая белозубка. Она не превышает в длину ____ и весит около ____.Карликовая белозубка уничтожает вредных насекомых. Она за сутки съедает пищи в ____ больше, чем её вес. Зверёк принимается за еду до ____ в сутки и более ____ в сутки засыпает.
Слова для справок: 4,5 см, 1,5 грамм, 3-4 раза, 20 раз, 70 раз.
Творческая работа
Разряды прилагательных по значению
Задание: вставить подходящие по смыслу прилагательные на месте пропусков.
__________
1 группа.
В нашем классе учатся очень ____ мальчишки и очень ____ девчонки. Но это не повод для ссор, потому что мы очень ____ .
2 группа.
Огонь может быть врагом людей. От него страдают не только ____ дома, но и ____ машины. Даже ____ стены не выдерживают напора огня.
3 группа.
____ платок так шёл к ____ синим глазам! И девочка (на, о)дела его, забыв спросить разрешения у матери.
Какие по значению прилагательные использовали в каждом тексте? Можно ли их заменить друг другом? Почему?
Редактирование
Степени сравнения прилагательных
1) Задание: исправить ошибки в употреблении форм степеней сравнения.
Волга – самая наибольшая река в Европе.
Груша более слаще яблока.
Уй ужее Тобола.
Киви менее вкуснейшее, чем виноград.
Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов
2) Задание: списать, исправив орфографические и грамматические ошибки.
__________
Саша получил само больше двоек. Папа, узнав, не годующе посмотрел на него. Мама тоже не одобрительно взглянула на сына. Сестра и вовсе смотрела недружелюбно, а враждебно. Мальчику стало более стыдно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство повышения мотивации на уроках русского языка
Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль....
РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПОВЫШЕНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Приходкина Олеся Александровна учитель английского языка МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска
В последнее время на страницах публикаций все глубже разрабатываются проблемы роли учебной мотивации и личностно-ориентированного взаимодействия в процессе межличностных контактов профессиональной пед...
Создание мотивации к учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (на примере исторических чередований оро/ра, ере/ре, оло/ла, оло/ле)
Статья посвящена вопросам создания мотивации учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (историческим чередованиям). В статье рассматриваются возможные фор...
Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы
Доклад с презентацией "Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы....
Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традици...
Доклад по теме "Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы"
Доклад по теме "Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы"...
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Статья о способах и приёмах формирования мотивации на урока литературы (из опыта работы)...