Урок "Повторение по теме "Лексикология"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта к уроку "Повторение по теме "Лексикология" + презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_8.docx | 39.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме «Лексика»
Цель урока: совершенствовать и развивать полученные в результате изучения темы знания; учить применять эти знания в практической деятельности; развивать интерес к русскому языку на основе творческого подхода к изучаемому.
Задачи урока:
- Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- развить умение находить синонимы, антонимы и омонимы в тексте;
- повторить морфемный разбор слов;
- научить различать синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова;
- формировать умение использовать омонимы в речи;
- развить умение различать омонимы в тексте;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
- Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему;
- развитие умения групповой и парной работы.
- Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Повторение и закрепление изученного.
- Физ. минутка.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. | Приветственное слово учителя( На экране м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»): - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Для того, чтобы работа наша была слаженной, давайте вспомним правила поведения на уроке. | Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2. Актуализация знаний | - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в некоторое царство, в некоторое государство, в котором мы уже бывали.
В чистом поле теремок, теремок. Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку. Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять? А выручить меня готово любимое, родное … (Слово!) - А для чего служат слова? Что они обозначают? (Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.) - Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? ( Лексикология) - Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Добро пожаловать в терем, где живет лексикология! - Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тема урока. - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? - Правильно, в конце этого урока мы закрепим умение различать синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова; находить их в тексте, уметь использовать их в речи, а также пополним наш словарный состав. - Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по стране, полной чудес и загадок. Каждый из вас будет вести дневник путешественника – это наши рабочие тетради, туда вы будете записывать добытые сведения. | Учащиеся разгадывают загадку. Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока. Цель урока – повторить, закрепить основные понятия раздела «Лексика». | Принцип деятельности. Регулятивные УУД. ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. Практика опережающего обучения Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) Регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно) |
3.Работа по теме урока V. Домашнее задание VI. Рефлексия | - Ребята, с вашей помощью мы благополучно попали в теремок. А в теремочке несколько заданий для нас. Сбор багажа. А теперь проверим, весь ли багаж вы собрали в путь. 1)-слова, близкие по лексическому значению (синонимы) 2)-слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы) 3)-сборник слов, обычно расположенных в алфавитном порядке (словарь) 4) слова с противоположным лексическим значением( антонимы) 5) однокоренные слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по значению (паронимы) Итак, пора в путь-дорогу ! -А что мы называем дорогой? Дорога – полоса передвижения, путь. -Какие дороги бывают? Словарный диктант. Записать слово по его толкованию: 1. Дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим ее сторонам (аллея). 2. Пешеходная дорожка по сторонам улицы вдоль домов (тротуар). 3. Дорога, замощенная щебнем, а также всякая дорога с твердым покрытием (шоссе). 4. Подземная, наземная или надземная городская электрическая железная дорога (метрополитен). 5. Узкая дорожка, протоптанная пешеходами, животными (тропинка). 6. Дорога для автомобильного движения (автострада). - Оцените работу соседа по парте. - Итак, слово дорога имеет несколько значений. Как называются слова, имеющие несколько лексических значений? (Многозначные) Запишем предложение: Труд – дорога к успеху. ( Один ученик работает у доски) - Объясните постановку тире в предложении. В каком значении выступает слово “дорога”? В прямом или переносном? (перен. Средства достижения какой-нибудь цели, жизненный путь) - На чем основывается переносное значение слова ? ( Переносное значение является одним из значений многозначного слова и может быть основано на сходстве формы, цвета, действий, пространственной и временной близости(смежности). Физкультминутка «Зарядка» Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже – Руки на спину положим, Голову поднимем выше И легко – легко подышим. - Посмотрите на экран. Знакомы вам портреты этих людей? Назовите . Кто они?( Мы их можем объединить в одну тематическую группу). Соотнесите портрет писателя и строки его произведения. -Поэты и писатели часто используют слова в переносном значении. С какой целью они это делают? (Выразительность письма достигается использованием слов в переносном значении) -Какие изобразительно- выразительные средства языка вам известны? Найдите их в стихотворных отрывках: Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она. (А.С.Пушкин) И ещё одно стихотворение. Прочитайте его выразительно и внимательно! «Бураны, вьюги и метели – Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они!» - Так проворчал Мороз угрюмый И речку льдом сковал без шума, Деревья скрыла седина, И наступила Тишина. С какими средствами выразительности языка вы встретились в этом стихотворении? -Где это нам с вами может пригодиться?( в работе над сочинением) - Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значении слова: "горький", "холодный", "печальный", " дышит". - Мы продолжаем путешествие по стране«Лексикология».Угадайте, кто с сумкой на ремне бодро шагает к теремку? (В презентации появляется почтальон Печкин). Ба, . да это всем нам знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию. Как вы понимаете значение слова "корреспонденция"?( Вывести на экран) Вручение писем адресатам, формулируются задания для учащихся: -Пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Как называются слова, близкие по значению? На стук вышел один из трех братьев, проживающих в квартире №1.Его зовут Смелый. 3 а д а н и е 1. Назовите имена остальных братьев(Записывают в тетради ряд синонимов ) 3аданuе 2. Отредактируйте текст, используя синонимы (тексты на партах по одному на двоих). "После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел радостно и глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал сам Жильцов квартиры номер два Они стояли у порога, уже готовые в дорогу. -Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, третий толстый, четвертый тонкий. -Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то, пришла весть от Буратино. Начали они читать письмо - и чуть не заплакали от огорчения: половина письма -сплошное чернильное пятно. 3 а д а н и е 3. Помогите братьям прочитать письмо (письмо спроецировано на экране) "Дорогие ребята, я не люблю людей трусливых, жадных, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы вы выросли людьми смелыми, ... " Мы слова из русской речи, из родного языка. Но важна не только внешность, ты до смысла доберись. (Я. Козловский) - О каких словах идет речь ?
-Омонимам почтальон Печкин принес их любимый журнал "Мир". 3адание 4. Пользуясь словарем, определите значение слова "мир". Составьте предложения с омонимами. Квартира паронимов Задание 5. Письмо от Незнайки. «Зима. Так приятно покатиться на санках по белому, скрипящему снегу. На белоснежном покрывале остается ровный саночный след. Совсем не хочется идти домой. Заходя с улицы в дом, вытряхните снег с обуви.» -Какое значение имеют знания, полученные вами сегодня на уроке? -Как знание понятий из раздела «Лексикология » пригодится вам в жизни? - Напишите сочинение-миниатюру на тему: "Пришла волшебница-зима". Продолжите, пожалуйста, предложения:
| Учащиеся отвечают устно Пишут словарный диктант, работают в парах( взаимопроверка), ставят оценки Записывают предложение и определяют значение слова дорога Определение средств художественной выразительности Составляют и записывают словосочетания Синонимы Синонимы к слову смелый:храбрый, отважный, бесстрашный. Работают в парах Варианты ответов учащихся. Делают вывод: синонимы помогают избежать неоправданного повторения слов, используются для более точного выражения мыслей и отношения автора к изображаемому. Выбор синонима зависит от стиля речи. Антонимы Подбирают антонимы к прилагательным Омонимы Один-два учащихся озвучивают определение по памяти. Определяют значение слова"мир". Редактируют текст( саночный – санный, вытряхнуть – отряхнуть, стряхнуть) | Развитие регулятивных УУД (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий), познавательных (уметь строить рассуждения) Развитие коммуникативных и познавательных УУД Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). УУД: регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий), коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка) Познавательные УУД (уметь осуществлять синтез как составление целого из частей) Познавательные (уметь устанавливать аналогии), коммуникативные (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) Познавательные (уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков) УУД: познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации), регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии) Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации), познавательные УУД (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, выделение необходимой информации) Познавательные УУД (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, выделение необходимой информации), регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии), коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, планирование учебного сотрудничества со сверстниками) Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера), регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного), коммуникативные (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, современных средств коммуникации) |