Урок "Повторение по теме "Лексикология"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Морозова Людмила Николаевна

Технологическая карта к уроку "Повторение по теме "Лексикология" + презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_8.docx39.62 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Лексика»

Цель урока: совершенствовать и развивать полученные в результате изучения темы знания; учить применять эти знания в практической деятельности; развивать интерес к русскому языку на основе творческого подхода к изучаемому.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • развить умение находить синонимы, антонимы и омонимы в тексте;
  • повторить морфемный разбор слов;
  • научить различать синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова;
  • формировать умение использовать омонимы в речи;
  • развить умение различать омонимы в тексте;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические  умения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения групповой и парной работы.
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Повторение и закрепление изученного.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Приветственное слово учителя( На экране  м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»):

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Для того, чтобы работа наша была слаженной, давайте вспомним правила поведения на уроке.

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация

знаний

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в некоторое царство, в некоторое государство, в котором мы уже бывали.

 

В чистом поле теремок, теремок. 
Он не низок, не высок
не высок. 
Кто, кто в теремочке живет? 
Кто, кто в невысоком живет?

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное … (Слово!)

- А для чего служат слова? Что они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

- Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? ( Лексикология)

- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Добро пожаловать в терем, где живет лексикология!

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тема урока.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в конце этого урока мы закрепим  умение  различать синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова; находить их в тексте, уметь  использовать их в речи, а также пополним наш словарный состав.

- Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по стране, полной чудес и загадок. Каждый из вас будет вести дневник путешественника – это наши рабочие тетради, туда вы будете записывать добытые сведения.

Учащиеся разгадывают загадку.

Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.

Цель урока – повторить, закрепить основные понятия раздела «Лексика».

Принцип деятельности.

Регулятивные УУД.

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Практика опережающего обучения

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

Регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно)

3.Работа по теме урока

V. Домашнее задание

VI. Рефлексия

- Ребята, с вашей помощью мы благополучно попали  в теремок. А в теремочке несколько заданий для нас. 

Сбор багажа.

 А теперь проверим, весь ли багаж вы собрали в путь.

1)-слова, близкие по лексическому значению (синонимы)

2)-слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы)

3)-сборник слов, обычно расположенных в алфавитном порядке (словарь)

4) слова с противоположным лексическим значением( антонимы)

5) однокоренные слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по значению (паронимы)

Итак, пора в путь-дорогу !

-А что мы называем дорогой?

Дорога – полоса передвижения, путь.

-Какие дороги бывают?

Словарный диктант. Записать слово по его толкованию:

1. Дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим ее сторонам (аллея).

2. Пешеходная дорожка по сторонам улицы вдоль домов (тротуар).

3. Дорога, замощенная щебнем, а также всякая дорога с твердым покрытием (шоссе).

4. Подземная, наземная или надземная городская электрическая железная дорога (метрополитен).

5. Узкая дорожка, протоптанная пешеходами, животными (тропинка).

6. Дорога для автомобильного движения (автострада).

- Оцените работу соседа по парте.

- Итак, слово дорога имеет несколько значений. Как называются слова, имеющие несколько лексических значений? (Многозначные)

Запишем предложение:

Труд – дорога к успеху. ( Один ученик работает у доски)

- Объясните постановку тире в предложении.

В каком значении выступает слово “дорога”? В прямом или переносном? (перен. Средства достижения какой-нибудь цели, жизненный путь)

- На чем основывается переносное значение слова ? ( Переносное значение является одним из значений многозначного слова и  может быть основано на сходстве формы, цвета, действий, пространственной и временной близости(смежности).

Физкультминутка «Зарядка»

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже –

Руки на спину положим,

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим.

 - Посмотрите на экран.  Знакомы вам портреты этих людей?  Назовите . Кто они?( Мы их можем объединить в одну тематическую группу).   Соотнесите портрет писателя и строки его произведения.

-Поэты и писатели часто используют слова в переносном значении. С какой целью они это делают?

(Выразительность письма достигается использованием слов в переносном значении)

-Какие изобразительно- выразительные средства языка вам известны? Найдите их в стихотворных отрывках:

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

(А.С.Пушкин)

И ещё одно стихотворение. Прочитайте его выразительно и внимательно!

«Бураны, вьюги и метели –

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они!» -

Так проворчал Мороз угрюмый

И речку льдом сковал без шума,

Деревья скрыла седина,

И наступила

Тишина.

С какими средствами выразительности языка вы встретились в этом стихотворении?

-Где это нам с вами может пригодиться?( в работе над сочинением)

- Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значении слова"горький", "холодный", "печальный", " дышит".

- Мы продолжаем путешествие по стране«Лексикология».Угадайтекто с  сумкой на ремне бодро шагает к теремку? (В презентации появляется почтальон Печкин)Ба, да это всем нам знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденциюКак вы понимаете значение слова "корреспонденция"?( Вывести на экран)

Вручение писем адресатам, формулируются задания для учащихся:

-Пакет предназначен для вручения словамблизким по значениюКак называются словаблизкие по значению? На стук вышел один из трех братьев, проживающих в квартире №1.Его зовут Смелый.

3 а д а н и е 1

 Назовите имена остальных братьев(Записывают в тетради ряд синонимов ) 

3аданuе 2Отредактируйте текст, используя синонимы (тексты на партах по одному  на двоих).

"После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел радостно и глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал сам 
прилежно работать".

Жильцов квартиры номер два 
Застать сумели мы едва,

Они стояли у порога, уже готовые в дорогу.

-Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, третий толстый, четвертый тонкий.

-Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то, пришла весть от Буратино. Начали они читать письмо - и чуть не заплакали от огорчения: половина письма -сплошное чернильное пятно.

3 а д а н и е 3. Помогите братьям прочитать письмо (письмо спроецировано на экране)

"Дорогие ребята, я не люблю людей трусливыхжадных, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы  вы выросли людьми смелыми... "

Мы слова из русской речи, из родного языка
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат,

Но важна не только внешность, ты до смысла доберись. 
Наподобие личинки смысл запрятан в серединке

Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.

(Я. Козловский)

- О каких словах идет речь ?

 

-Омонимам почтальон Печкин принес их любимый журнал "Мир".

3адание 4Пользуясь словарем, определите значение слова "мир". Составьте предложения с омонимами.

Квартира паронимов

Задание 5. Письмо от Незнайки.

«Зима. Так приятно покатиться на санках по белому, скрипящему снегу.  На белоснежном покрывале остается ровный саночный след. Совсем не хочется идти домой. Заходя с улицы в дом, вытряхните снег с обуви.»

 -Какое значение имеют знания, полученные вами сегодня на уроке?

-Как знание понятий из раздела «Лексикология » пригодится вам в жизни?

- Напишите сочинение-миниатюру на   тему: "Пришла волшебница-зима". 

Продолжите, пожалуйста, предложения:

  1. Сегодня я узнал(а)…
  2. Я задумался(ась), о том      
  3. Я меня получилось…
  4. Было интересно…
  5. Я научился(ась)…
  6. Теперь я могу…
  7. Было трудно…
  8. Мне захотелось…
  9. Я почувствовал(а), что…
  10.  Я выполнял(а) задания и …
  11. Урок дал мне для жизни…
  12. Я попробую…
  13. Я понял(а), что…
  14. Меня удивило, что…
  15. Я смог(ла)…

Учащиеся отвечают устно

Пишут словарный диктант, работают в парах( взаимопроверка), ставят оценки

Записывают предложение и определяют значение слова дорога

Определение средств художественной выразительности

Составляют и записывают словосочетания

Синонимы

Синонимы к слову смелый:храбрый, отважный, бесстрашный.

Работают в парах

Варианты ответов учащихся.

Делают вывод: синонимы помогают избежать неоправданного повторения слов, используются для более точного выражения мыслей и отношения автора к изображаемому. Выбор синонима зависит от стиля речи.

Антонимы

Подбирают антонимы к прилагательным

Омонимы

Один-два учащихся озвучивают определение по памяти.

Определяют значение слова"мир".

Редактируют текст( саночный – санный, вытряхнуть – отряхнуть, стряхнуть)

Развитие регулятивных УУД (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий), познавательных (уметь строить рассуждения)

Развитие коммуникативных и познавательных УУД

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

УУД: регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий), коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка)

Познавательные УУД    (уметь осуществлять синтез как составление целого из частей)

Познавательные (уметь устанавливать аналогии), коммуникативные (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации)

Познавательные (уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков)

УУД: познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации), регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии)

Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации),  познавательные УУД (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, выделение необходимой информации)

Познавательные УУД (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, выделение необходимой информации), регулятивные                  (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии), коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, планирование учебного сотрудничества со сверстниками)

Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера), регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного), коммуникативные (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, современных средств коммуникации)