Русский язык, 8 класс. Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок-объяснение нового материала с применением ИКТ. УМК Ладыженской О.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8 класс, русский язык. "Односоставные предложения" | 28.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 8
Предмет: русский язык
Тема урока: “Односоставные предложения”.
Тип урока: объяснение нового материала с применением ИКТ.
Цели урока:
образовательные
- Дать понятие об односоставных предложений; создать условия для формирования умения различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, формировать умение находить и употреблять в речи односоставные предложения; относить их к группе глагольных или назывных.
- На примере односоставных предложений показать богатство языковых средств русского языка; обогащать устную и письменную речь учащихся односоставными предложениями, прививать навыки правильного и уместного их использования в речи.
развивающие
- Развивать в детях потребность в творческой деятельности, в самовыражении, воспитывать творческую личность, способную к саморазвитию, самосовершенствованию. Формировать и развивать положительную мотивацию учебной деятельности; развивать мышление, память, воображение.
воспитательные
- формирование качеств: аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, уважения к другим, способности к сотрудничеству.
Задача урока – формирование интеллектуальных, моральных и волевых качеств личности.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Слово учителя.
- Мы с вами, ребята, продолжаем изучать предложения. Вспомните, что мы называем предложением?
(Предложение – это высказывание, выражающее законченную мысль).
- Сегодня на уроке мы поговорим о необычных предложениях, у которых есть изюминка, отличающая их от множества других.
1задание.
На доске написаны предложения. (Слайд № 1)
- И вдруг стемнело.
- День настал.
- Снег ложится белый-белый.
- Свет зажгли.
- Отчего же так темно?
- Глядим в окно.
- Прочитайте предложения. Расположите их в соответствии со схемами. (Слайд №2). Если вы правильно выполните работу, то получатся строки из стих. Валентина Берестова «Снегопад».
(Слайд №3).
День настал.
И вдруг стемнело.
Свет зажгли.
Глядим в окно.
Снег ложится белый-белый.
Отчего же так темно?
- Что объединяет эти предложения по составу? (Предложения простые).
- Внимательно рассмотрите эти предложения. По какому принципу их можно разделить? (Они различаются по составу грамматической основы. В некоторых предложениях нет подлежащего).
- Давайте вспомним, как называются предложения, в которых есть и подлежащее и сказуемое? (Двусоставные).
- В остальных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена. Такие предложения называются односоставными.
- Тема нашего урока будет называться Односоставные предложения. Запишите дату, вид работы, тему в тетрадях.
(Слайд №4), тему учитель пишет и на доске).
Учитель формулирует цель урока:
Сегодня на уроке нам предстоит узнать, какие предложения называются односоставными. И определить их роль в тексте.
Обратимся к учебнику и прочитаем теоретический материал на с. 93. 1 абзац.
- Какие же предложения называются односоставными?
(В односоставных предложениях гр. основа состоит из одного члена (подлежащего или сказуемого).
2 задание
Работа в тетрадях на печатной основе С.45, зад.47.
(первые 6 предложений).
Давайте рассмотрим алгоритм (Слайд № 6).
Выделите основы предложений, укажите тип предложения по наличию главных членов.
- Я помню время золотое. (Двусост.)
- Жалею потерянное время. (Односост.)
- В окно кто-то постучал. (Двусост.)
- В окно постучали. (Односост.)
- Вода затопила котлован. (Двусост.)
- Водой затопило котлован. (Односост.)
- Обратим внимание на 2 последних предложения. Выпишем эти 2 предложения в тетрадь и сделаем их синтаксический разбор (на доске).
- Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, схема, распространённое, не осложнено.
- Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, схема, распространённое, не осложнено.
- Понятно ли нам, какое действие совершается в этих предложениях? (Затопило котлован).
Итак, в обоих предложениях одинаковое действие, но синтаксически оно выражено разными конструкциями.
Расскажу вам одну притчу. У одного древнего мудреца спросили: «Что лучше режет: нож или ножницы?» После недолго раздумья мудрец ответил: «Оба инструмента режут одинаково хорошо. Но разные предметы. Нож действует так же хорошо, как и ножницы, хотя состоит из одной режущей части».
Условно можно рассматривать нож и ножницы как символы односоставных и двусоставных предложений.
3 задание.
Перестроим двусоставные предложения в односоставные. Запишем полученные предложения. (Слайд № 7, 8).
Наступила зима.
На город опустилась тихая ночь.
Я иду по заснеженному тротуару.
Раздаётся скрип снега под ногами.
Проверка.
Зима.
Тихая ночь в городе.
Иду по заснеженному тротуару.
Скрип снега под ногами.
- Изменились предложения? Как? (Нет действия в предложениях 1,2,4) Как меняют односоставные предложения текст? Почему здесь действие не столь важно? (Нужно нарисовать картину, показать неподвижность пейзажа. Важен не процесс, не действие, а результат). А в предложении № 4 нет подлежащего, почему?(Это действие может совершать любой человек).
Итак, мысль, выраженная односоставным предложением так же ясна, как и двусоставным. Для раскрытия смысла предложения второй главный член не нужен.
4 задание.
Обратимся к учебнику и прочитаем теоретический материал на с. 93.
- Какую новую информацию мы узнали из материала учебника?
(По форме главного члена односоставные делятся на две группы: с главным членом – сказуемым. С главным членом подлежащим
Бывают распространённые и нераспространённые).
5 задание.
У.203 с.93. Самостоятельно выпишите только односоставные предложения, выделяя пропущенные орфограммы. Подчеркните основы предложений и укажите вид предложения по наличию главных членов.
- Проверка. Начнём проверку с орфографии. На какие правила встретились слова с пропущенными буквами? (Правописание приставок пере-, при- (неполнота действия); безударные гласные в корне (задержался-держит, тянуло-тянет); личные окончания глаголов (гонит, гнать, 2 спр., исключение).
- 1.На перевале караван задержался. 2.Тянуло вечерней прохладой. 3. Присаживаемся к костру. 4. Густой туман. 5.Изморось. 6. Ветер гонит с гор дождь.
- На какие группы можно разделить эти односоставные предложения? (На две группы, с главным членом - подлежащим и главным членом - сказуемым).
1. С главным членом подлежащим (№4,5)
Такие предложения являются предложениями именного типа и называются назывные. Почему они так называются? (Подлежащее выражено им.существительным).
2.С главным членом сказуемым (№2,3.)
Такие предложения являются предложениями глагольного типа. Почему они так называются? (Сказуемое выражено глаголом).
Их 4 вида: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, обобщённо-личные. (Слайд №9)
- Найдите среди этих предложений нераспространённые. (Предложение № 5. Изморось).
- Что такое изморось? (Очень мелкий, сетчатый дождь). Работа с толковым словарём. Однокоренное слово – моросить, моросящий. И одновременно морфемный разбор слова.
- Посмотрите внимательно на записанные предложения. И скажите, в каких стилях речи они употребляются? (В книжном художественном, в разговорном). Односоставные предложения широко используются в художественной литературе, вводя читателя в живую картину изобразительной действительности.
6 задание
Давайте посмотрим, как живут в поэтической речи односоставные предложения.
В отрывках из стихотворений русских поэтов найдите односоставные предложения, определите их тип. Укажите, чем выражен главный член.
1) Не призывай. И без призыва
Приду во храм.
Склонюсь главою молчаливо
К твоим ногам. (А.Блок)
2) Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн. (К.Бальмонт)
3). Синий туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный лунный свет.
Сердцу приятно с тихой болью
Что-нибудь вспомнить из ранних лет. (С.Есенин)
4). Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. (Ф.Тютчев)
Какое настроение у автора в первом отрывке?
(Печальное, он молчаливый, покорный). Какие действия совершает лирический герой? (Приду, склонюсь)
А втором отрывке, какую картину рисует поэт? (Печальный берег моря. Ожидание бури). С помощью чего рисуется картина моря? ( С помощью односоставных предложений именного типа).
Подчеркивает некую таинственность, спокойствие, романтичность и тревожность и трепет, что-то таинственное, неземное, недоступное пониманию человека).
О чём рассказывает третий отрывок? (В этом отрывке мы видим зимнюю ночь, туман. Рисуется грустный, печальный пейзаж, заставляющий задуматься вместе с лирическим героем. Герою приятны воспоминания).
Последний отрывок каким настроением проникнут? (Игривое, радостное настроение. Звучит праздничная музыка весны). Нравится ли автору гроза?
(Да. Он говорит «люблю»). Почему автор не употребляет местоимения я или ты? (Мне кажется, что автору здесь важна сама эмоция, которую он передаёт этим словом).
Итак, давайте подведём итог. Как вы считаете, с какой целью можно употреблять такие конструкции предложений? (Помогают автору описывать состояние природы, создают образную, зримую картину природы.
Для описания чувств человека, переживаний, настроений. Передают состояние человека (например, чувство тревоги, пустоты, безысходности или радости).
Да, односоставные предложения помогают делать поэтическую речь ярче, образнее, выразительнее.
- На уроках концептологии мы создавали с вами метафорический портрет разных эмоций: обиды, страха, радости и других. Создавая портреты эмоций, вы использовали различные приёмы: приёмы цитации, приёмы риторических вопросов, сравнения, антитезы и другие.
7 задание
Вам предстоит выполнить творческое задание: написать сочинение-миниатюру, используя односоставные предложения. Возможно, это будет портрет одной из эмоций или пейзажная зарисовка.
Попытайтесь передать словесными образами чувства, которые может испытывать человек при взгляде на картины природы.
Кто испытывает затруднения, то может воспользоваться сегодняшними записями, материалами, которые находятся перед вами.
Проверка 3-4 сочинений.
- Подведение итогов. Рефлексия. Что больше всего запомнилось или понравилось? Чему вы научились?
- Домашнее задание: 1. Закончить метафорический портрет эмоции.
2. Выписать из стихотворений А.С.Пушкина (с.220-226)
5 односоставных предложений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе. Односоставные предложения. Определенно-личные.
Содержащаяся информация помогает различать односоставные и двусоставные предложения, развивать умение использовать односоставные предложения в разных стилях речи....
Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения"...
Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения.Главные члены односоставного предложения."
Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты...
Комплексная проверочная работа по русскому языку "Виды односоставных предложений. Функция инфинитива. Фонетика. Употребление тире в простом предложении. Средства художественной выразительности". 9 класс. Подготовка к ГИА
Данная комплексная проверочная работа позволяет максимально быстро проверить уровень знаний обучающихся по наиболее проблемным темам языкознания: "Виды односоставных предложений. Функция инфинитива. Ф...
Урок в Школе хорошего тона (русский язык) Тема: «Односоставные предложения. Употребление их в речи»
Урок в Школе хорошего тонаТема: «Односоставные предложения. Употребление их в речи». Урок проводится в 8 классе. Цел...
Материалы к проверочной работе по русскому языку (тема "Односоставное предложение", 8 класс)
Презентация содержит различные виды заданий для самостоятельной работы по теме "Односоставное предложение". Задания могут быть использованы как для работы на уроке, так и в качестве проверочной работы...
Методическая разработка урока по русскому языку "Роль односоставных предложений в речи"
Методическая разработка урока, завершающего в 8 классе изучение темы "Односоставные предложения в речи" с выходом на особенности сочинения на лингвистическую тему....