Разграничение речевых и грамматических ошибок. Подготовка к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9, 10, 11 класс) по теме
Разграничение речевых и грамматических ошибок - одна из самых трудных тем для учащихся.Только каждодневная работа поможет выработать языковое чутье и помочь справиться с заданиями ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razgranichenie_rechevyh_i_grammaticheskih_oshibok.docx | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над речевыми и грамматическими ошибками. Подготовка к ЕГЭ.
Важность данной темы никто не будет отрицать. Речевые и грамматические ошибки часто не разграничивают и не замечают сами учителя.
Учащиеся признают, что это самый трудный материал в ЕГЭ.
Иногда не хватает материала для работы, хотя найти его можно в каждом ученическом сочинении и изложении.
Вот, например, над какими ошибками работали в 10 классе после сочинения по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
С начала учебного года каждый ученик получает классификацию тех и других ошибок.
При проверке выписываю примеры с речевыми и грамматическими ошибками и раздаю каждому ученику.
Сначала каждый проставляет рядом с предложением Р или Г.
Иногда можно подсказать: здесь 7 речевых,9 грамматических ошибок. Ищите.
Работают в парах, часто спорят, затем индивидуально. Коллективно подводим итоги.
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Грамматические ошибки
№ | Вид ошибки | Примеры |
1 | Ошибочное словообразование | Трудолюбимый, надсмехаться |
2 | Ошибочное образование формы существительного | Многие чуда техники, не хватает время |
3 | Ошибочное образование формы прилагательного | Более интереснее, красившее |
4 | Ошибочное образование формы числительного | С пятистами рублями |
5 | Ошибочное образование формы местоимения | Ихнего пафоса, ихи дети |
6 | Ошибочное образование формы глагола | Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы |
7 | Нарушения согласования | Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом |
8 | Нарушения управления | Нужно сделать свою природу более красивую Повествует читателей |
9 | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Большинство возражали против такой оценки его творчества |
10 | Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях | Он написал книгу, которая эпопея |
11 | Ошибки в построении предложения с однородными членами | Страна любила и гордилась поэтом В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю |
12 | Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Читая текст, возникает такое чувство… |
13 | Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Узкая дорожка была покрыта проваливающимися снегом под ногами |
14 | Ошибки в построении сложного предложения | Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве Человеку показалось то, что это… |
15 | Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента |
16 | Нарушение границ предложения | Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Речевые ошибки и недочёты
№ | Вид ошибки | Примеры |
1 | Употребление слова в несвойственном ему значении | Мы были шокированы прекрасной игрой актёров. Мысль развивается на продолжении всего рассказа. |
2 | Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой или суффиксом | Моё отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. |
3 | Неразличение синонимичных слов | В конечном предложении автор применяет градацию. |
4 | Употребление слов иной стилевой окраски | Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. |
5 | Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов | Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений |
6 | Неоправданное употребление просторечных слов | Таким людям всегда удаётся объегорить других. |
7 | Нарушение лексической сочетаемости | Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства). |
8 | Употребление лишних слов, в том числе плеоназм | Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных приёмов. Молодой юноша. Очень прекрасный. |
9 | Употребление рядом или близко однокоренных слов | В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
10 | Неоправданное повторение слова | Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой не понимает всей глубины содеянного. |
11 | Бедность и однообразие синтаксических конструкций | Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
12 | Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
13 | Неудачное употребление местоимений | Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своём воображении. |
14 | Бессвязность изложения | Далее автор углубляется в литературный материал. Такая гиперболизация свойств характера человека причисляет Гоголя к великим реалистам, что и отличает статью Залыгина от других исследователей. |
Исправь ошибки. Используя таблицу, запиши, почему они сделаны.
Очень много писателей пытались честно говорить о своих мнениях.
(многие писатели, высказывать свое мнение)
Как я ценю и восхищаюсь этой фразой!( ценю что? восхищаюсь чем?)
Базаров не признает искусство.( искусства)
Он производит впечатление на людей.( какое впечатление?)
Большинство людей не ценят и пренебрегают чувствами Г
Базаров мог быть относительно счастливым, не теряя нигилизма.Р.Г
Читая произведение, мне стала открываться его натура.Г
Такое поведение свидетельствует о стеснении человека.Р
Личность Базарова вмещает в себя достаточно много, но, на мой взгляд, совершенно глупое.Р
Им всегда нужно чьё-то плечо, а главное - рядом должны быть люди ,которые его безгранично любят.Г
Отношение его к природе и любви сложно преемлить.Р
Я его уважаю, хотя и невежа.
Отношение к нему не может быть однозначно.Г
Базаров считает искусство как пережиток прошлогоГ
Читая произведение, возникает двоякое впечатление.Г
Меня привлекает его увлечение к естественным наукам.Г
Как можно отрицать поэзию и литературу?!Р
Человек- хозяин своей судьбы и вправе ей управлять.Г
Он прожил жизнь, не приобрев верного друга, не найдя любовь.Г
Базаров безумно интересен.Р
Кто видел в нем ничтожное существо, другие- величавую натуру.Г. Р
Я не понимаю отношение Базарова к родителям.Г
Я не разделяю его презрение к искусству.Г
Можно даже простить за его способности нелюбовь к искусству.Г
Отношение к аристократам и всяким подобным личностям, как , например, Павел Петрович.Г .Р
Помочь в работе над данной темой могут многие пособия,например:
Д.Э. Розенталь «Справочник по литературной правке» Айрис, М.2003.
Д.Э.Розенталь «Секреты стилистики» Айрис,М. 2002.
Т.Л. Служевская «Уроки русской словесности» СПБ,1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классификация грамматических ошибок.
ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ.Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.Изучаем ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами:Ошибки в...
Предупреждение речевых и грамматических ошибок
Пояснительная запискаПовышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Особое значение имеет работа над правильностью речи, ее соответствием языковым но...
ВИДЫ РЕЧЕВЫХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК 7 класс
Теоретический материал для учащихся 7 класса "Речевые и грамматические ошибки", задания на закрепление темы...
Классификация грамматических ошибок
Грамматические ошибки систематизированы, снабжены примерами. Данный материал будет хорошим подспорьем для работы с учениками 9-11 классах на этапах подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и выпускному сочинению....
Виды грамматических ошибок. Задание 7 ЕГЭ
В презентации излагается необходимый теоретический материал для подготовки выпускников к выполнению задания 7 (грамматические нормы) части I ЕГЭ по русскому языку....
памятка "Классификация грамматических ошибок"
Памятка "Классификация грамматических ошибок" при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку....
Типология речевых и грамматических ошибок
Мое выступление для учителей РМО...