Урок "Подготовка к ЕГЭ. Работа с текстом"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок
«Подготовка к ЕГЭ. Работа с текстом (часть С) – критерии 1-3»
Цель: научить технологиям работы с текстом для понимания основных проблем и
создания сочинения по прочитанному тексту.
Задачи:
- обучение технологиям работы с текстом: определение основных проблем текста;
- развивать умение комментирования проблемы;
- обучение нахождению позиции автора;
- повторение основных знаний о тексте, его типах и структуре;
- воспитание нравственных качеств.
Оборудование:
- пособие «ЕГЭ. Русский язык -2013» И.П.Цыбулько, С.И.Львовой;
- тексты рассказа Ю.Котлярского;
- мультимедиапроектор, ноутбук;
- дополнительный материал по уроку.
План урока.
- Оргмомент. Входят перед звонком, приветствие гостей.
- На партах: пособия, распечатка, чистый лист.
- Сообщение темы урока и его цели.
- Ознакомление с Критериями оценки – стр.129. Чтение вслух и комментарий к нему. Запись в тетрадь и на доске: К1 – проблема.
Параллельно составляется план сочинения.
План.
- Проблема.
2.
3.
4
5
.
- Работа с текстом. Чтение задания – стр.125.
Чтение текста про себя. Задание: подумать, какая проблема волновала писателя?
Запись первого формулирования проблемы ( любовь, эгоизм…)
- Чтение записанных проблем без оценки и анализа. Мнения разделились. Кто прав?
В критериях позволяется сформулировать одну из проблем. Понять верность своего ответа можно только в одном случае: второй раз перечитать текст и выделить ключевые слова.
- Углубленная работа с текстом, определение ключевых слов.
- каков тип текста – повествование, описание, рассуждение?
- особенности повествования – события, поступки… Мы будем работать с абзацами, которые в этом тексте представляют собой эпизоды рассказа о поступках героя.
Главное в тексте подчеркиваем прямо в распечатке, а затем сверимся. Возможно, кто-то изменит определение проблемы.
- Сверимся с экраном. Чтение и анализ ключевых слов, внесение исправлений в свои
работы.
- Перечитаем подчеркнутые слова, сделаем вывод о проблеме, поднятой автором.
Главная и единственная здесь проблема – это проблема эгоизма.
- Таким образом, мы с вами работали над первым пунктом плана – определяли
проблему текста. Важно: не сумеете правильно определить проблему текста – ваша работа получит 0 баллов по первым 4 критериям, а это потеря сразу 7(!!!) баллов из 23 возможных.
Но вам сегодня это не грозит – я показала вам, как работать над определением проблемы. Все поняли?
Повторите последовательность работы.
- Следующий важный этап – начало сочинения. У многих оно западает, вы терзаетесь:
Как и с чего начать? Я подготовила для вас два варианта начала.
Допустим, что этот текст был бы посвящен проблеме любви и ее влиянию на личность человека.
1 вариант.
Любовь… Самое светлое чувство, которое может испытать человек. Оно делает его самым счастливым или самым несчастным. Любовь помогает посмотреть на мир другими глазами: хочется летать, кричать на весь мир о своей любви. Именно о проблеме любви и ее влиянию на личность человека повествует рассказ Ю.Котлярского, современного писателя.
2 вариант.
Проблеме любви и ее влиянию на личность человека посвящен рассказ современного писателя Ю.Котлярского.
Какой вариант лучше?
Почему? Аргументируйте: достоинства и недостатки.
- Что нужно отразить в 1 части сочинения:
Проблема
Вид текста
Ф.И.О.автора, краткие сведения о нем.
Выбор за вами: художественное или публицистическое начало.
- Запись первой части сочинения.
- Чтение ребятами своих «творений». Оценивание их.
- Самостоятельная работа с текстом в.5.
Сначала прочесть задание к нему.
- Проверка:
Проблема
Ключевые слова
1 часть сочинения
- На экране проблемы:
Проблема чтения в современном обществе.
Проблема осознания современными молодыми людьми духовной ценности книг.
Проблема воспитания вкуса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)
Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...
Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"
Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).
Предложенная разработка может использована для подготовки одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....
Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"
Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...