Дидактический материал к уроку "Устаревшие слова" (6 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему
В материале представлены два текста для работы: один для комплексного разбора, второй - деформированный текст для восстановления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_k_uroku_ustarevshie_slova.docx | 15.79 КБ |
Предварительный просмотр:
(1)Долгое время крест…янская изба осв…щалась лучиной.(2)Она г…товилась заранее дли…ое поленце ра…пл…влялось в печи потом от него нож…м отщипывались тонкие щепки – лучинки. (3)Эти лучинки вст…влялись горизонтально в спец…альные по…ставки, светцы, с ра…щелинами наверху и поджигались. (4)Под лучиной стояло длинное корытце с водой куда падали угольки.
1. Спишите, вставляя орфограммы и знаки препинания.
2. Докажите письменно, что это текст.
3.Озаглавьте его.
4. Найдите и обозначьте устаревшие слова.
5. Объясните с помощью текста лексическое значение слов лучина, светец. Запишите ответ в виде словарной статьи.
6.Сделайте синтаксический разбор 1-го предложения.
7. Найдите по одному примеру слов:
букв больше звуков, звуков больше букв, все звуки глухие, все звуки звонкие.
__________________________________________________________________________________________
(1)Долгое время крест…янская изба осв…щалась лучиной.(2)Она г…товилась заранее дли…ое поленце ра…пл…влялось в печи потом от него нож…м отщипывались тонкие щепки – лучинки. (3)Эти лучинки вст…влялись горизонтально в спец…альные по…ставки, светцы, с ра…щелинами наверху и поджигались. (4)Под лучиной стояло длинное корытце с водой куда падали угольки.
1. Спишите, вставляя орфограммы и знаки препинания.
2. Докажите письменно, что это текст.
3.Озаглавьте его.
4. Найдите и обозначьте устаревшие слова.
5. Объясните с помощью текста лексическое значение слов лучина, светец. Запишите ответ в виде словарной статьи.
6.Сделайте синтаксический разбор 1-го предложения.
7. Найдите по одному примеру слов:
букв больше звуков, звуков больше букв, все звуки глухие, все звуки звонкие.
__________________________________________________________________________________________
(1)Долгое время крест…янская изба осв…щалась лучиной.(2)Она г…товилась заранее дли…ое поленце ра…пл…влялось в печи потом от него нож…м отщипывались тонкие щепки – лучинки. (3)Эти лучинки вст…влялись горизонтально в спец…альные по…ставки, светцы, с ра…щелинами наверху и поджигались. (4)Под лучиной стояло длинное корытце с водой куда падали угольки.
1. Спишите, вставляя орфограммы и знаки препинания.
2. Докажите письменно, что это текст.
3.Озаглавьте его.
4. Найдите и обозначьте устаревшие слова.
5. Объясните с помощью текста лексическое значение слов лучина, светец. Запишите ответ в виде словарной статьи.
6.Сделайте синтаксический разбор 1-го предложения.
7. Найдите по одному примеру слов:
букв больше звуков, звуков больше букв, все звуки глухие, все звуки звонкие.
__________________________________________________________________________________________
(1)Долгое время крест…янская изба осв…щалась лучиной.(2)Она г…товилась заранее дли…ое поленце ра…пл…влялось в печи потом от него нож…м отщипывались тонкие щепки – лучинки. (3)Эти лучинки вст…влялись горизонтально в спец…альные по…ставки, светцы, с ра…щелинами наверху и поджигались. (4)Под лучиной стояло длинное корытце с водой куда падали угольки.
1. Спишите, вставляя орфограммы и знаки препинания.
2. Докажите письменно, что это текст.
3.Озаглавьте его.
4. Найдите и обозначьте устаревшие слова.
5. Объясните с помощью текста лексическое значение слов лучина, светец. Запишите ответ в виде словарной статьи.
6.Сделайте синтаксический разбор 1-го предложения.
7. Найдите по одному примеру слов:
букв больше звуков, звуков больше букв, все звуки глухие, все звуки звонкие.
(Кто?)____________под… ехали к р…ке. У многих бл…стали на груди (что?)________________ __________. Св…ркали на со...нце глухие ...громные (что?)____________, с…яли (какой?)___________насечкой (что?) ___________и (что?) _________. Ру…кие (что?)__________, (что?)__________, (что?)____________, (что?)________, чудовищные (что?) __________ сшиблись с турецк…ми саблями. Пол...тели (что?)_______________ . Зак...пел бой.
Словарь:
Арбалет — ручное метательное оружие;
булава — короткая палка, жезл с шарообразным утолщением на конце, служивший в старину оружием;
гривна — денежная единица в Древней Руси; золотое или серебряное украшение, надевавшееся на шею:
злато — золото;
копье — старинное колющее или метательное оружие на древке;
меч — холодное орудие с обоюдоострым длинным прямым клинком;
палица — тяжелая дубинка с утолщенным концом:
панцирь — металлическая одежда для защиты туловища от ударов холодного оружия;
ратник — воин;
секира — старинное оружие в виде топора на длинной рукояти;
шлем — старинный металлический воинский головной убор, защищающий от ударов стрел;
щит — старинное ручное вооружение в виде округлой или прямоугольной плоскости для предохранения от удара стрел.
(Кто?)____________под… ехали к р…ке. У многих бл…стали на груди (что?)________________ __________. Св…ркали на со...нце глухие ...громные (что?)____________, с…яли (какой?)___________насечкой (что?) ___________и (что?) _________. Ру…кие (что?)__________, (что?)__________, (что?)____________, (что?)________, чудовищные (что?) __________ сшиблись с турецк…ми саблями. Пол...тели (что?)_______________ . Зак...пел бой.
Словарь:
Арбалет — ручное метательное оружие;
булава — короткая палка, жезл с шарообразным утолщением на конце, служивший в старину оружием;
гривна — денежная единица в Древней Руси; золотое или серебряное украшение, надевавшееся на шею:
злато — золото;
копье — старинное колющее или метательное оружие на древке;
меч — холодное орудие с обоюдоострым длинным прямым клинком;
палица — тяжелая дубинка с утолщенным концом:
панцирь — металлическая одежда для защиты туловища от ударов холодного оружия;
ратник — воин;
секира — старинное оружие в виде топора на длинной рукояти;
шлем — старинный металлический воинский головной убор, защищающий от ударов стрел;
щит — старинное ручное вооружение в виде округлой или прямоугольной плоскости для предохранения от удара стрел.
(Кто?)____________под… ехали к р…ке. У многих бл…стали на груди (что?)________________ __________. Св…ркали на со...нце глухие ...громные (что?)____________, с…яли (какой?)___________насечкой (что?) ___________и (что?) _________. Ру…кие (что?)__________, (что?)__________, (что?)____________, (что?)________, чудовищные (что?) __________ сшиблись с турецк…ми саблями. Пол...тели (что?)_______________ . Зак...пел бой.
Словарь:
Арбалет — ручное метательное оружие;
булава — короткая палка, жезл с шарообразным утолщением на конце, служивший в старину оружием;
гривна — денежная единица в Древней Руси; золотое или серебряное украшение, надевавшееся на шею:
злато — золото;
копье — старинное колющее или метательное оружие на древке;
меч — холодное орудие с обоюдоострым длинным прямым клинком;
палица — тяжелая дубинка с утолщенным концом:
панцирь — металлическая одежда для защиты туловища от ударов холодного оружия;
ратник — воин;
секира — старинное оружие в виде топора на длинной рукояти;
шлем — старинный металлический воинский головной убор, защищающий от ударов стрел;
щит — старинное ручное вооружение в виде округлой или прямоугольной плоскости для предохранения от удара стрел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по геометрии 9 класс
1.Скалярное произведение векторов.2.Простейшие задачи в координатах3. Геометрические задачи Скалярное произведение векторов. Вычислите скалярное произведение векторов...
Дидактический материал для 7-8 классов
игровое пособие...
Дидактический материал по ССП 9 класс
Карточки для индивидуальной работы как на уроке, так и дополнительных занятиях...
Дидактический материал по информатике. 3 класс
Контрольная работа по информатике 3 класс к главе 3. Учебник: Информатика 3 класс Н.В.Матвеева...
1 дидактический материал по информатики 7 класс
Контрольная работа тема «Компьютер и программное обеспечение» из 3 вариантов...
Дидактический материал "Лото однокоренных слов" для учащихся 5-6 классов
Игра используется как материал для практического овладения учащимися подбором однокоренных слов. Учитель называет корни слов (по маленьким карточкам). Учащиеся закрывают слова с этими корня...
Дидактический материал. Морфемный разбор слов. 5 класс.
Морфемный разбор слов....