Рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_plan_munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 75.83 КБ |
Предварительный просмотр:
№2 план Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № ___»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № ___»
_______________ / ______________/
«______» ______________ 20____ г.
Рабочая программа
учебного предмета (курса) «Русский язык»
(базовый уровень)
для _7__ класса
Составитель
Соколова С.И., учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2015 – 2016 учебный год
РУССКИЙ ЯЗЫК 7 КЛАСС. Рабочая программа.
Пояснительная записка к рабочей программе
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский // Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2002. – С. 10-62).
Сопоставление примерной и авторской программ выявило, что в основном авторская программа реализует обязательный минимум содержания образования, однако при изучении грамматики необходимо усилить аспект культуры речи, так как курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности на основе овладения знаниями об устройстве языка, особенностях его употребления в разных сферах общения на базе усвоения основных языковых норм русского литературного языка, речевого этикета. Необходимо также включить следующие дидактические единицы: вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи, междометие как особый разряд слов, основные функции междометия, разряды междометия.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки учащихся. планирование уроков.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 часов. На 7 класс отводится по плану170 часов за год , 4 урока в неделю ( 35 учебных недель ). В этом году добавлены часы на изучение русского языка, поэтому планирование дано на 210 часов, 6 уроков в неделю.
Основание для разработки программы .
Рабочая программа по русскому языку для 7 классов составлена в соответствии с Базисным учебным планом и на основе «Программы общеобразовательных учреждений.Русский язык 5-9 классы» ; авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский;рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации ; 9-е издание; Москва : «Просвещение» 2009год.
Реквизиты программы:
Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2009 год.
Особенности представляемой программы и её изменения.
Количество часов по программе – 170, по учебному плану школы – 210.
В связи с тем, что добавлено количество часов, используется блоковая подача учебного материала, расширено количество часов на усвоение орфографических правил, на повторение пройденного, написание творческих работ сохранено.
Добавлено количество часов на изучение тем
- «Повторение в начале учебного года»
- «Деепричастие»
- «Наречие»
- «Категория состояния»
- «Предлог»
- «Союз»
- «Междометие
- «Повторение в конце учебного года
Количество диктантов ,сочинений и изложений оставлено без изменения.
Место учебного предмета в решении общих целей и задач образования.
Образовательные функции русского языка определяют универсальный характер воздействия предмета на формирование личности ребёнка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, приобщение к культурно-историческому опыту человечества.
Русский язык неразрывно связан со многими школьными предметами, влияет на качество их усвоения и на овладение образовательными навыками.
Данный предмет является основой формирования этических норм поведения учащихся в разных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиции моральных норм.
Роль русского языка в достижении результатов освоения образовательной программы:
- формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- понимание учащимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладение представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, коммуникативных и практических задач.
Способы развёртывания учебного материала и методическая система достижения целей.
Основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме того программа предполагает использование таких форм, как
повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи, деловая игра.
Методы и приёмы обучения:
- устное изложение и обсуждение материала;
- тренировочные упражнения, коллективная, индивидуальная, групповая работа;
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Применяемые технологии:
- здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению здоровья детей при изучении предмета;
- технология развивающего обучения, которая способствует развитию нравственных качеств личности, активизирует познавательные способности учащихся;
- личностно-ориентированная технология обучения, которая создаёт условия для развития индивидуальных способностей учащихся;
- технология обучения в сотрудничестве при использовании гуманно-личностного подхода.
Цели обучения.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
Курс русского языка 7 класса направлен на достижение следующих целей:
- познакомить с самостоятельными (причастие и деепричастие), служебными частями речи, междометием, их функционированием в различных сферах и ситуациях общения нормами употребления в речи;
- формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные и деепричастные обороты; работать с текстом;
- совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов;
- воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи преподавания русского языка состоят в том, чтобы
- дать определённый круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений), сформировать навыки конструирования единиц речи (высказываний и сложных синтаксических целых ) и умения построить функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме, а также использовать их с учётом стилистических норм, целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;
- выработать орфоэпические, интонационные и пунктуационные навыки, привить навыки различных видов чтения;
- пробудить интерес к изучению русского языка и стремление овладеть им.
Особенности организации учебного процесса .
При организации учебного процесса будет уделено внимание использованию информационно-коммуникационных технологий, использование активных и интерактивных методов обучения, занимательного материала.
Учитывая разный уровень подготовки школьников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий, самостоятельных работ, домашних заданий.
Деятельность учащихся организуется также средствами проблемного обучения, учебного диалога, выполнения тренировочных и творческих заданий, выполнение разных форм контроля.
Формы контроля знаний, умений и навыков:
Входной контроль в начале года, после изучения тем, итоговый контрольный диктант.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, анализ творческих работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради, словарный, предупредительный, объяснительный, выборочный, графический, с грамматическим заданием, творческий, свободный диктанты, изложения (подробное, выборочное, сжатое), сочинение (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта), изложение (выборочное, подробное), тест, комплексный анализ текста.
Межпредметные связи на уроках русского языка.
При изучении русского языка наиболее тесно осуществляются связи с литературой . Используются тексты художественных произведений для иллюстрации различных языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разных синтаксических конструкций, средств связи предложений, изучаются разные типы речи. Связь с литературой закреплена программой развития речи, предусматривающей разные виды работ ( пересказ, изложение, сочинение).
Осуществляется также связь с предметом изобразительного искусства. Используются репродукции картин, иллюстрации, учащиеся пишут сочинения по картинам, учатся находить словесный материал для отражения зрительного восприятия.
Могут быть использованы связи с иностранным языком : одинаковые лингвистические понятия (подлежащее , сказуемое , члены предложения , разные части речи ).
Близкие понятия изучаются на уроках истории, которые помогают понять появление заимствованных слов, архаизмов, историзмов.
Опора на знания из географии делается при изучении вопросов развития языка, языковых групп.
Близкие понятия содержатся в курсе биологии: вопросы речи и мышления.
Понятия интонации, звуков происходит на занятиях музыкой.
Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и высокий уровень владения навыками по русскому языку.
СОГЛАСОВАНО
Зам. Директора по УВР
----------------/---------------------------
------- -----------------------20 г.
СОГЛАСОВАНО
На заседании ШМО
Протокол №---------------------20 г.
Руководитель ШМО
---------------/--------------------------------
Основное содержание программы
по русскому языку для 7 класса.
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-6-ых КЛАССАХ (27 ч + 2 ч)
Морфология и орфография (138ч.+23р.р.)
Причастие (29 ч + 4ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление ).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
-
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда-
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принeceны), правильно употреблять причсастия с -суффиксом -СЯ, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (12 ч + 2 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Наречие (31ч + 6ч)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях.
Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (2ч + 1ч)
I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
IIВыборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1ч)
Предлог (8ч + 2 ч)
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (16 ч + 2ч)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом И сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица (15ч + 4 ч)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (2+1 ч)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ
(29 ч + 2 ч)
Резерв – 6 часов.
Рабочая программа по русскому языку 7 класс.
В неделю - 6 часов , в год – 204 , из них на развитие речи – 27.
- Вводный урок (1 час );
- Повторение изученного в 5-6 классах (27 часов+развитие речи 2 часа);
- Морфология и орфография – 138 часов +23 час на развитие речи:
- Причастие – 29 часов + 4 часов развитие речи;
- Деепричастие – 12 часов + 2 часа развитие речи;
- Наречие – 31час + 6 часов развитие речи;
- Категория состояния – 2 часа +1 часа развитие речи;
- Служебные части речи – 1 час;
- Предлог – 8 часов + 2 часа развитие речи;
- Союз – 16 часов + 2 развитие речи;
- Частица – 15 часов +4 часа развитие речи;
- Междометие и звукоподражательные слова – 2 часа + 1р.р.;
- Повторение изученного материала в 7 классе – 29 +2 р.р.
Русский язык 7 класс.
Календарно-тематическое планирование.
№/п | № по теме | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечания | |||||
I. Вводный урок. | 1 |
| ||||||||
1 | 1 | Русский язык как развивающееся явление. | 01-04.09 | 1 | ||||||
II. Повторение изученного в 5-6 классе. | 27 + 2 р.р. |
|
| |||||||
2 | 1 | Синтаксис и синтаксический разбор. |
| 2 | ||||||
3 | 2 | Пунктуация и пунктуационный разбор. | 3 | |||||||
4 | 3 | Фонетика и орфография. Фонетичский разбор. | 4 | |||||||
5 | 4 | Морфемика и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. |
| 5 | ||||||
6 | 5 | Лексика и фразеология. | 01-04.09 | 6 | ||||||
7 | 6 | Правописание безударной гласной в корне слова | 07-11.09 | 1 | ||||||
8 | 7 | Правописание проверяемой согласной | 2 | |||||||
9 | 8 | Правописание непроизносимой согласной | 3 | |||||||
10 | 9 | Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих | 4 | |||||||
11 | 10 | Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих | 5 | |||||||
12 | 11 | Написание корней с чередованием, зависящих от соседней согласной | 07-11.09 | 6 | ||||||
13 | 12 | Написание корней с чередованием, зависящих от суффикса | 14-18.09 | 1 | ||||||
14 | 13 | Написание корней с чередованием, зависящих от ударения | 2 | |||||||
15 | 14 | Правописание окончаний имен существительных | 3 | |||||||
16 | 15 Р. р | Текст. Подготовка к домашнему сочинению по картине И. Бродского «Летний сад осенью» | 4 | |||||||
17 | 16 Р. р | Стили речи. | 5 | |||||||
18 | 17 | Правописание разносклоняемых существительных | 14-18.09 | 6 | ||||||
19 | 18 | Правописание окончаний у глаголов | 21-25.09 | 1 | ||||||
20 | 19 | Написание не с разными частями речи | 2 | |||||||
21 | 20 | Правописание нн/н у отыменных прилагательных | 3 | |||||||
22 | 21 | Правописание и склонение числительных | 4 | |||||||
23 | 22 | Правописание местоимений | 5 | |||||||
24 | 23 | Правописание имен числительных и местоимений. | 21-25.09 | 6 | ||||||
25 | 24 | Морфология и орфография. Морфологический разбор. | 28-02.10 | 1 | ||||||
26 | 25 | Правописание ё/о/е у слов в разных морфемах | 2 | |||||||
27 | 26 | Правописание через дефис разных ч.р | 3 | |||||||
28 | 27 | Повторение изученного о глаголе. | 4 | |||||||
29 | 28 к\д | Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение пройденного в 5-6 классах». | 5 | |||||||
30 | 29 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 28-02.10 | 6 | ||||||
III. Морфология и орфография. Культура речи. | ||||||||||
Причастие | 29 + 4 р.р. | |||||||||
31 | 1 | Причастие как часть речи. | 12-16.10 | 1 | ||||||
32 | 2 | Морфологические признаки причастий. | 2 | |||||||
33 | 3 Р. р. | Публицистический стиль. | 3 | |||||||
34 | 4 | Склонение причастий и правописание падежных окончаний. | 4 | |||||||
35 | 5 | Причастный оборот. | 5 | |||||||
36 | 6 | Главное и зависимое слово в причастном обороте | 12-16.10 | 6 | ||||||
37 | 7 | Знаки препинания при причастном обороте. | 19-23.10 | 1 | ||||||
№/п | № по теме | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечания | |||||
38 | 8 Р.р. | Описание внешности человека. Подготовка к сочинению-описанию по картине В. Хабарова «Портрет Милы». | 2 | |||||||
39 | 9 Р.р. | Написание классного обучающего сочинения по картине В. Хабарова «Портрет Милы». | 3 | |||||||
40 | 10 | Действительные и страдательные причастия. | 4 | |||||||
41 | 11 | Краткие и полные страдательные причастия. | 5 | |||||||
42 | 12 | Действительные причастия настоящего времени. | 19-23.10 | 6 | ||||||
43 | 13 | Суффиксы действительных причастий | 26-30.10 | 1 | ||||||
44 | 14 | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 2 | |||||||
45 | 15 | Действительные причастия прошедшего времени. | 3 | |||||||
46 | 16 | Страдательные причастия настоящего времени. | 4 | |||||||
47 | 17 | Суффиксы страдательных причастий | 5 | |||||||
48 | 18 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 26-30.10 | 6 | ||||||
49 | 19 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 02-06.11 | 1 | ||||||
50 | 20 | Гласные перед -Н-НН- в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных | 2 | |||||||
51 | 21 | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | 3 | |||||||
52 | 22 | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных. | 4 | |||||||
53 | 23 Р.р | Выборочное изложение (по упр. 130). Художественное описание портрета литературного героя. | 5 | |||||||
54 | 24 | Морфологический разбор причастия | 02-06.11 | 6 | ||||||
55 | 25 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 09-13.11 | 1 | ||||||
56 | 26 | Раздельное написание НЕ с причастиями. | 2 |
№/п | № по теме | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечания |
57 | 27 | Закрепление темы «Слитное и раздельное написание не с причастиями» | 3 | ||
58 | 28 | Повторение по теме «Причастие». | 4 | ||
59 | 29 | Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Повторение по теме «Причастие». | 5 | ||
60 | 30 | Контрольный диктант по теме «Причастие». | 09-13.11 | 6 | |
61 | 31 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 23-27.11 | 1 | |
62 | 32 | Повторение правописания н/нн у причастий и отглагольных прилагательных | 2 | ||
63 | 33 | Пунктуация при причастном обороте | 3 | ||
Деепричастие | 12 + 2 р.р | ||||
64 | 1 | Деепричастие как часть речи. | 4 | ||
65 | 2 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями. | 5 | ||
66 | 3 | Деепричастный оборот. | 23-27.11 | 6 | |
4 | Запятые при деепричастном обороте. | 30-04.12 | 1 | ||
67 | 5 | Суффиксы деепричастий | 2 | ||
68 | 6 | Деепричастия несовершенного вида. | 3 | ||
69 | 7 | Деепричастия совершенного вида. | 4 | ||
70 | 8 | Морфологический разбор деепричастия. | 5 | ||
71 | 9 | Повторение по теме «Деепричастие». | 30-04.12 | 6 | |
72 | 10 | Повторение по теме «Правописание деепричастий». | 07-11.12 | 1 | |
73 | 11 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие». | 2 | ||
74 | 12 Р.р. | Подготовка к сочинению на основе картины С.Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины. | 3 | ||
75 | 13 Р.р. | Написание классного обучающего сочинения по картине С. Григорьева «Вратарь». | 4 | ||
76 | 14 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 5 | ||
Наречие | 31 + 6 р.р | ||||
77 | 1 | Наречие как часть речи. | 07-11.12 | 6 | |
78 | 2 | Смысловые группы наречий. | 14-18.12 | 1 | |
79 | 3 р.р. | Описание действий. Подготовка к сочинению в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег». | 2 | ||
80 | 4 р.р | Написание классного обучающего сочинения по картине И.Попова «Первый снег». | 3 | ||
81 | 5
| Смысловые группы наречий. | 4 | ||
82 | 6 | Определение смысловой группы у наречий | 5 | ||
83 | 7 . | Способы образования наречий. | 14-18.12 | 6 | |
84 | 8 . | Степени сравнения наречий | 21-25.12 | 1 | |
85 | 9 | Определение степени сравнения наречий. | . | 2 | |
86 | 10 р.р | Обучение написанию эссе | 3 | ||
87 | 11 | Морфологический разбор наречий. | 4 | ||
88 | 12 | Слитное написание НЕ с наречиями на –О,-Е. | 5 | ||
89 | 13 | Раздельное написание НЕ с наречиями на –О,-Е. | 21-25.12 | 6 | |
90 | 14 р.р. | Сочинение-рассуждение «О прозвищах». | 28-30.12 | 1 | |
91 | 15 | Повторение правописания НЕ с разными частями речи | 2 | ||
92 | 16 | Буквы Е-И в приставках НЕ-,НИ- отрицательных наречий. | 3 | ||
93 | 17 | Одна и две буквы Н в наречиях на –о,-е. | 4 | ||
94 | 18 | Одна и две буквы Н в наречиях на –о,-е. | 5 | ||
95 | 19 р.р. | Описание действий. Изложение по отрывку из повести М.Горького «Детство» («Пляска бабушки»). | 28-30.12 | 6 | |
96 | 20 | Повторение правописания нн/н у разных частей речи | 11-15.01 | 1 | |
97 | 21 | Буквы –О,-Е после шипящих на конце наречий. | 2 | ||
98 | 22 | Буквы –О,-А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-. | 3 | ||
99 | 23 | Буквы –О,-А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-. | 4 | ||
100 | 24 | Повторение правописания о/е на конце разных частей речи | 5 | ||
101 | 25 | Повторение правописания ё/е на конце глаголов | 11-15.01 | 6 | |
102 | 26 р.р. | Подготовка к сочинению-описанию внешности и действий человека по картине Е.Н.Широкова «Друзья». | 18-22.01 | 1 | |
103 | 27 р.р. | Написание классного обучающего сочинения по картине Е.Н.Широкова «Друзья». | 2 | ||
104 | 28 | Дефис между частями слова в наречиях. | 3 | ||
105 | 29 | Дефисное написание наречий. | 4 | ||
106 | 30 | Повторение правописание частей речи через дефис | 5 | ||
107 | 31 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных, прилагательных. числительных и местоимений. | 18-22.01 | 6 | |
108 | 32 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от других частей речи | 25-29.01 | 1 | |
109 | 33 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Повторение по теме «Наречие». | 2 | ||
110 | 34 | Контрольные диктант по теме «Наречие». | 3 | ||
111 | 35 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 4 | ||
112 | 36 | Мягкий знак после шипящих на конце разных частей речи. | 5 | ||
113 | 37 | Повторение по теме «Наречие». | 25-29.01 | 6 | |
Категория состояния | 2 + 1 р.р. | ||||
114 | 1 | Категория состояния как часть речи. | 01-05.02 | 1 | |
115 | 2 | Морфологический разбор категории состояния. Закрепление темы «Категория состояния». | 2 | ||
116 | 3 Р.р. | Сжатое изложение с описанием состояния природы (К.Паустовский «Обыкновенная земля»). | 3 | ||
117 | 1 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | 4 | |
Предлог | 8 + 2 р.р. | ||||
118 | 1 | Предлог как часть речи. Употребление предлогов. | 5 | ||
119 | 2 | Непроизводные и производные предлоги. | 01-05.02 | 6 | |
120 | 3 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. | 08-12.02 | 1 | |
121 | 4 Р.р. | Подготовка к написанию сочинения в форме репортажа на основе увиденного по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа». | 2 | ||
122 | 5 Р.р. | Написание классного обучающего сочинения по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа». | 3 | ||
123 | 6 | Слитное написание производных предлогов. | 4 | ||
124 | 7 | Раздельное написание производных предлогов. | 5 | ||
125 | 8 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 08-12.02 | 6 | |
126 | 9 | Повторение написание производных предлогов. | 15-19.02 | 1 | |
127 | 10 | Повторение темы «Предлог». | 2 | ||
Союз | 16 + 2 р.р. | ||||
128 | 1 | Союз как часть речи. Союзы простые и составные. | 3 | ||
129 | 2 | Запятая перед союзами в простом предложении. | 4 | ||
130 | 3 | Сочинительные и подчинительные союзы. | 5 | ||
131 | 4 | Запятая перед союзами в сложном предложении. | 15-19.02 | 6 | |
132 | 5 | Сочинительные союзы. | 29-04.03 | 1 | |
133 | 6 | Роль сочинительного союза И в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. | 2 | ||
134 | 7 | Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. | 3 | ||
135 | 8 | Повторение пунктуации «Постановка двоеточия и тире». | 4 | ||
136 | 9 Р.р. | Подготовка к сочинению-рассуждению «Книга – наш друг и советчик». | 5 | ||
137 | 10 Р.р. | Написание классного обучающего сочинения-рассуждения «Книга – наш друг и советчик». | 29-04.03 | 6 | |
138 | 11 | Слитное и раздельное написание союзов тоже, также, чтобы, зато. | 07-11.03 | 1 | |
139 | 12 | Слитное и раздельное написание союзов тоже, также, чтобы, зато. | 2 | ||
140 | 13 | Закрепление изученного по теме «Союз». | 3 | ||
141 | 14 | Подготовка к контрольному диктанту по теме «Правописание предлогов и союзов». | 4 | ||
142 | 15 | Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов и союзов». | 5 | ||
143 | 16 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 07-11.03 | 6 | |
144 | 17 | Правописание предлогов | 14-18.03 | 1 | |
145 | 18 | Правописание союзов | 2 | ||
Частица | 15+ 4 р.р. | ||||
146 | 1 | Частица как часть речи. | 3 | ||
147 | 2 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 4 | ||
148 | 3 | Смысловые частицы. | 5 | ||
149 | 4 | Смысловые частицы. | 14-18.03 | 6 | |
150 | 5 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 21-25.03 | 1 | |
151 | 6 Р.р. | Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень». | 2 | ||
152 | 7 Р.р. | Написание классного обучающего сочинения-описания по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень». | 3 | ||
153 | 8 | Морфологический разбор частицы. | 4 | ||
154 | 9 | Отрицательные частицы НЕ и НИ. | 5 | ||
155 | 10 | Различение приставки НЕ и частицы НЕ с различными частями речи. | 21-25.03 | 6 | |
156 | 11 | Различение приставки НЕ и частицы НЕ с различными частями речи. | 28-01.04 | 1 | |
157 | 12 | Частица НИ, приставка НИ, союз НИ. | 2 | ||
158 | 13 | Закрепление темы «Правописание частиц НЕ и НИ». | 3 | ||
159 | 14 Р.р. | Составление «рассказа в рассказе» по данному началу и концу. | 4 | ||
160 | 15 | Различение частицы НИ, союза НИ-НИ и приставки НИ-. | 5 | ||
161 | 16 | Различение частицы НИ, союза НИ-НИ и приставки НИ-. | 28-01.04 | 6 | |
162 | 17 | Повторение изученного по теме «Частица». | 04-08.04 | 1 | |
163 | 18 Р.р. | Написание сочинения-повествования по данному сюжету. | 2 | ||
164 | 19 | Повторение о правописании частиц | 3 | ||
Междометие | 2+1р.р. | ||||
165 | 1 | Междометие как часть речи. | 4 | ||
166 | 2 | Знаки препинания при междометиях. | 5 | ||
167 | Рр | Стили речи. Официально-деловой. | 04-08.04 | 6 | |
IV. Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах | 29 + 2 р.р. |
| |||
168 | 1 | Разделы науки о языке. Текст и стили речи. |
| 18-22.04 | 1 |
169 | 2 | Фонетика и орфография. |
| 2 | |
170 | 3 | Лексика и фразеология. |
| 3 | |
171 | 4 | Морфемика и словообразование. |
| 4 | |
172 | 5 | Морфология и орфография. |
| 5 | |
173 | 6 Р.р. | Подготовка к написанию контрольного сочинения-описания по картине Н. Шилова «Непобедимый». |
| 18-22.04 | 6 |
174 | 7 Р.р. | Написание контрольного сочинения-описания по картине Н. Шилова «Непобедимый». |
| 25-29.04 | 1 |
175 | 8 | Синтаксис и пунктуация. |
| 2 | |
176 | 9 к\д | Итоговый контрольный диктант № 6. |
| 3 | |
177 | 10 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 4 | ||
178 | 11 | Повторение орфографии: правописание корней | 5 | ||
179 | 12 | Правописание НЕ с разными частями речи | 25-29.04 | 6 | |
180 | 13 | Правописание НЕ с глаголом и деепричастием | 02-06.05 | 1 | |
181 | 14 | Правописание нн/н у отыменных прилагательных | 2 | ||
182 | 15 | Правописание нн/н у причастий и отглагольных прилагательных | 3 | ||
183 | 16 | Правописание о/е на конце разных частей речи | 4 | ||
184 | 17 | Дефисное написание слов | 5 | ||
185 | 18 | Суффиксы причастий | 02-06.05 | 6 | |
186 | 19 | Правописание суффиксов причастий | 09-13.05 | 1 | |
187 | 20 | Причастный оборот. | 2 | ||
188 | 21 | Запятая при причастном обороте | 3 | ||
189 | 22 | Написание служебных частей речи. | 4 | ||
190 | 23 | Суффиксы деепричастий | 5 | ||
191 | 24 | Запятая при деепричастном обороте | 09-13.05 | 6 | |
192 | 25 | Правописание наречий | 16-20.05 | 1 | |
193 | 26 | Написание производных предлогов | 2 | ||
194 | 27 | Написание производных союзов | 3 | ||
195 | 28 | Пунктуация в простом предложении | 4 | ||
196 | 29 | Пунктуация в сложном предложении | 5 | ||
197 | 30 | Пунктуация в предложениях с прямой речью | 16-20.05 | 6 | |
198 | 31 | Пунктуация в предложениях с диалогом | 23-25.05 | 1 | |
199 | 32. | Резервные уроки. | 2 | ||
200-204 | 33-37 | Резервные уроки. | 23-25.05 | 3,4,5,6. | |
Итого | 204 |
| |||
Вы пол нено |
Требования к подготовке учащихся
В результате изучения курса русского языка учащиеся 7 класса должны
знать/понимать
- определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
- особенности ударения в русском языке;
- основные правила орфоэпии;
- основные способы образования слов;
- основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;
- правила русской орфографии;
- морфологические признаки частей речи;
- нормы употребления в речи языковых единиц;
- виды словосочетаний;
- виды предложений;
- основные группы пунктуационных правил;
- признаки текста.
уметь
- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к определённому типу речи;
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
- анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
- правильно произносить широко употребляемые слова;
- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
- определять способы образования разных частей речи;
- соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
- толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
- различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
- составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- определять синтаксическую роль всех частей речи;
- объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
- строить пунктуационные схемы предложений
- Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; определять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план.
- Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.
- Говорение. Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста — рассуждения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения.
- Письмо. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных стилей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.
- Текстоведение. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста; определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.
- Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.
- Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные , цепочки слов; давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов.
- Лексикология и фразеология. Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации; пользоваться различными видами словарей (синонимов антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.); анализировать примеры использования слов в переносном значении; проводить лексический разбор слова.
- Морфология. Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.
- Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свободно пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма.
- Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме; анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи); определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи. Правильно применять изученные пунктуационные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
использовать :
приобретённые в практической деятельности и повседневной жизни знания и
общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5»
ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4»
ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3»
ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2»
ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1»
ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:
для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе - 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1.В переносе слов;
2.На правила, которые не включены в школьную программу;
3.На еще не изученные правила;
4.В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5.В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1.В исключениях из правил;
2.В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3.В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4.В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5.В написании ы и и после приставок;
6.В случаях трудного различия НЕ- и НИ- (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
7.В собственных именах нерусского происхождения;
8.В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9.В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1»
В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Примечания.
1.При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2.Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3.Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4.На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается:
1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Список использованной литературы:
- Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Программы средней общеобразовательной школы. – М., 2001.
- Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10 – 11 кл./ сост.Е.И.Харитонова. – 3-е изд., стереотип. – М., Дрофа, 2010.
СПИСОК УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Для учителя
1.Программы общеобразовательных учреждений .Русский язык. Рекомендовано
Министерством образования и науки РФ. - 7-е издание. - М. : Просвещение,2006.
Авторы : М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская, Н.М. Шанский.
2.Рабочие программы по русскому языку 5-11 классы (по программам М.Т.Баранова,
Т.А.Ладыженской, Н.М. Шанского; А.И.Власенкова ). Составитель Г.М.Вялкова.-3-е
издание. - М.:Глобус,2009 (Образовательный стандарт).
3.Поурочные разработки по русскому языку, 7 класс , по учебнику Т.А. Ладыженской,
Л.А.Тростенцовой и др. Составители: Л.А.Тростенцова, А.И.Запорожец. - М.:
Просвещение,2009.
4.Контрольные и проверочные работы по русскому языку. Авторы: Н.В.Халикова,
В.В.Леденева - Издательство «Дрофа»,1997.
5.Тесты по русскому языку, 7 класс. Автор Е.М.Сергеева. (К учебнику
С.Г.Бархударова и др.). - М.: Просвещение, издательство «Экзамен» 2010.
6.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 7 класс. 2-е
издание. Составитель Л.Б. Малюшкин. - М.: Сфера,2004.
7.Речевые ошибки и их предупреждение. Автор Ф.П.Сергеев. - Волгоград,
издательство «Учитель» 2008.
8.Поурочные разработки по русскому языку (универсальное издание),7 класс. Автор
Н.В.Егорова. - М.: Просвещение, издательство «Вако».2010.
Для учащихся
1.Учебник «Русский язык» 7 класс. Авторы Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и
другие. - М.: Просвещение,2010г.
2.Единый государственный экзамен. Русский язык. Авторы: В.Н.Александров,
О.И.Александрова.- . 2-е изд. – Издательский дом «Просвещение» 2013.
3.Тесты по русскому языку, 7 класс. Автор Е.М.Сергеева. (К учебнику
С.Г.Бархударова и др.). - М.: Просвещение, издательство «Экзамен» 2010.
4.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 7 класс. 2-е
издание. Составитель Л.Б. Малюшкин. - М.: Сфера,2010.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/_____________________/
«______» ______________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.
Руководитель ШМО
__________/_____________________/
Подпись расшифровка подписи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...