Урок по русскому языку в 6 классе "Глагол"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Урок составлен  по русскому языку для 6 класса по учебнику Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.  Урок представлен в виде технологической карты и предусматривает развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, развитие исследовательских навыков, информационно-коммуникативные, здоровьесбережение и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_r.yaz_6_kl.docx40.36 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  русского языка

                                                                                                                                          Учитель: О.В. Самосюк

                                                                                                                                 МБОУ СОШ №19

Предмет: русский язык

Класс : 6

Автор УМК: ТА.Ладыженская, М.Т.Баранов

Тема урока:

«Наклонение глагола. Изъявительное наклонение»

Тип урока: урок открытия  новых знаний

Цель урока

Обеспечить условия для успешного усвоения обучающимися материала по теме «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение»;

способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и образного мышления, обретению умения определять наклонение глаголов в тексте;

формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка.

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

повторить полученные

знания о глаголе,

орфографические и

пунктуационные правила,

порядок

синтаксического

разбора простого

предложения с

однородными членами

продолжить работу по

комплексному анализу и

созданию текста,

развивать умения видеть

прекрасное в обыденном

воспитать в ребятах

бережное отношение к природе,

культурным ценностям, осознание необходимости их сохранения, воспитать в обучающихся самостоятельность,коммуникабельность

Основные приемы и методы

-Поисковый, наглядный, исследовательский

-творческое чтение;

-сопоставительный анализ;

-лексическая  работа;

-поисковые задания;

-речевая деятельность в процессе диалогического общения;

-письменная творческая работа

Формы организации учебной деятельности

-фронтальная беседа

-работа в группе с творческим заданием

Виды работ, используемых на уроке

Нахождение в тексте

ответов на вопросы, анализ текста, лексическая работа, выполнение творческой работы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

УУД

Этап мотивации

Цель: организовать направленное внимание на начало урока;

проверка готовности рабочих мест;

создание положительного настроя учащихся на урок.

Прозвенел звонок, начинается урок.

Ребята,  каково ваше настроение на начало урока? Покажите его при помощи цветных смайликов.

В конце урока посмотрим, как изменится ваше настроение.  Ребята, я  уверена, что вы порадуете и  меня, и  друг друга хорошей работой на уроке, правильными и обдуманными ответами.

Помните правило: «Сначала подумай, …» (потом говори).

Записываем  в тетрадях число.

Ребята поднимают карточки.

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения

(Л).

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2.Орфографическая пятиминутка

На доске запись:

прил..гать

бл..стать

прил..жить

бл..стеть

р..стение                  уд..рать        

р..сток                      уд..рет  

-На какую орфограмму даны слова в каждом столбике? Вставьте орфограммы, обоснуйте выбор.

Работа «цепочкой»

Регулятивные: контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном.

Метапредметные:

формирование логических действий.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р).

  1. Актуализация знаний

Цель: повторить и обобщить сведения о глаголе

На уроках русского языка мы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи. Мы убедились, что глаголы – наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях – и картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без глагола и тогда, когда мы мечтаем о будущем.

Работа с эпиграфом.

 “Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе” (А.Н.Толстой)

Предположите,  о чём мы вами сегодня будем говорить на уроке? Просмотрите инсценировку и скажите, что обозначает наклонение глагола. (См. Ресурсный материал.)

-Перечислите наклонения глагола.

-В каком наклонении глагол обозначает реальное действие?

-Найдие корень в слове изъявительное.(-яв-)

- Подберите однокоренные слова. (Явь, явный, наяву)

-Глаголы в изъявительном наклонении  изменяются по временам.

-Поставьте глагол писать в формы настоящего, прошедшего, будущего времени.

Организует взаимоопрос  обучающихся.

Устное высказывание

 

Обучающиеся разыгрывают инсценировку.

Проводят взаимоопрос. Задают вопросы друг другу. Слушают ответы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.

Л 3 достаточный  объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения

Метапредметные:

умение осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации.

Познавательные:

строить высказывания в устной форме.

 Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия  (Р).

  1. Постановка учебной задачи

Цель:

подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

Попробуем сформулировать тему урока.

Запишем тему урока в тетрадь.

Возникла проблема.

Давайте вместе попробуем разобраться.

Поставим перед собой цель действий, какой  будет наша ближайшая цель?

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

Записывают тему.

Метапредметные

МП.:  формирование логических действий анализа объектов.

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно.

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Что вы узнали о наклонении глагола?

Сколько наклонений глагола?

Как они называются?

Какое действие каждый из них обозначает?

Скажите, где мы сможем проверить  наши выводы?

Изъявительное наклонение – действие как реальный факт.

Условное наклонение – действие как возможное или желательное.

Повелительное наклонение – как выражение побуждения к действию.

Какой же вывод можно сделать?

Каким же образом можно выйти из затруднения при определении наклонения глагола?

Слушают, анализируют, делают вывод.

 Изучить материал учебника теории п.91.

Делают вывод.

Составляют в тетрадях  схему.

Самостоятельно формулируют результат наблюдения.

Высказывают свои мнения, записывают в тетрадь схему.

Метапредметные познавательные:

формирование логических действий анализа объектов;

Адекватное понимание информации устного сообщения;

Владение разными видами чтения

 ( поисковым,  изучающим  текстов разных стилей и жанров.

Коммуникативные 5: осваивать культуру общения, слушать товарища.

Предметные -6: опознание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения

Метапредметные познаватеь

ные : установление причинно-следственных связей; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

  1. Физкульт-

минутка

А теперь немного отдохнем.

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки вниз, на пояс, вверх-

Нам сопутствует успех.

Руки в стороны, вперед-

Нас еще работа ждет.

Слова какой части речи помогли нам отдохнуть?

Выполняют физминутку.

6.Первичное закрепление

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи.

А теперь оформим наши наблюдения в таблице.

Измените глаголы  участвовать, написать, тренироваться по наклонениям.Найдите в тексте фразеологизм.

Организует взаимопроверку.

Выполняют упражнение 539.- проверка по эталону

Проводят взаимопроверку.

Наблюдают, оценивают.  

Метапредметные познавательная:

формирование логических действий.

Метапредметные коммуникативная :

  Способность участвовать в речевом общении

7.Применение знаний и формирование умений и навыков

Теперь поработаем  на доске.

Выборочное списывание  упр.540.

Определите основную мысль текста.

Работают на доске.

Делают записи в тетрадях.

Дают пояснения к выписанным глаголам.

Коммуникативные: осваивать культуру общения, слушать товарища.

Регулятивные: контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном.

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание.

Цель:

закрепить  полученные знания

Работа с перфокартами

Поработаем самостоятельно. Упр.541

Проверим по эталону.

Будьте - быть

Целуйте - целовать

Берегите - беречь

Услышьте -  услышать

Слова вежливости: будьте добры,пожалуйста, будьте любезны

-Укажите, е или и нужно писать в окончаниях глаголов, поставьте нужную гласную напротив соответствующего номера.

1. Вид..т  3. завис..т  5.ве..т   7. та..т

2.обид..т  4.се..т         6.ре..т  8.слыш..т

Выполняют задание в тетради. Упр.541

Выполняют задание

Метапредметные:

формирование логических действий.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р).

Метапредметные:

формирование логических действий.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р).

 Мини-самостоятельная работа 

Карточка 1. «Выпиши только глаголыпрошедшего времени »: рисовать, играет, писал, рисует,  работал, подумал , делать, писать, пошел.

Карточка 2: Образуйте глаголы настоящего времени от глаголов начальной формы: сделать, посмотреть, приехать, собрать.

Составить устно предложения с этими  глаголами.

Литературные задания.     Как используют писатели  в своих произведениях глаголы в форме разных наклонений? 

Проба пера. Вставить подходящие по смыслу глаголы и сравнить полученный текст с авторским.

Найдите в словаре Ожегова значение слова низвергают.

Найдите в словаре синонимы к этому слову.

  1. Прочитайте пословицы  Какова их тема? В каком наклонении употреблены в них глаголы? Прокомментируйте орфограммы.

 Если в жизни не ленит(?)ся, можно многого добит(?)ся.

Кто упорно трудит(?)ся, у того всё сбудет(?)ся.

Чтобы прославит(?)ся, не стремись всем понравит(?)ся.

Допишите фразеологизмы, дополнив нужными глаголами. Какое значение они выражают?

___________баклуши.

___________ в ежовых рукавицах.

__________ из мухи слона

Индивидуальная работа.

Коллективная проверка по эталону.

Устная работа в парах.

Работают со словарями

Повторяют орфографическое правило: тся и ться в глаголах.

Определяют наклонение глаголов.

Работают самостоятельно. В случаи затруднения обращаются к фразеологическим словарям.

Метапредметные

 формирование логических действий; способность определять цели предстоящей деятельности

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание.

Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Предметные: понимание коммуникативно- эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и  использование их в собственной речи.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Познавательная: способность извлекать информацию из различных источников

Коммуникативная: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме:

Способность участвовать в речевом общении 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Познавательная: способность извлекать информацию из различных источников

Итог урока. Рефлексия

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

  • Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какие цели ставили мы перед собой в начале урока?
  • Получилось ли у нас достичь этих целей? Вспомним, как образуются формы изъявительного наклонения.
  • Научились ли мы правильно образовывать и употреблять формы изъявительного наклонения?
  • Что мы для этого делали? Как открывали новые знания? Что мы делали для закрепления новых знаний? Как мы проверяли, насколько хорошо мы усвоили тему?
  • Какие задания вызвали у вас затруднения? Какое индивидуальное задание на дом каждый из вас определил для себя с учетом этих затруднений?
  • Какие задания показались вам наиболее интересными?

Друзья мои, я очень рада,

Что состоялся наш урок.

Ну, а сейчас приходит время

Уроку подвести итог.

Интересно ли было?

Изменилось ваше  настроение?

Урока время истекло.

Я вам, ребята, благодарна.

С  заданиями справились легко

И поработали ударно.

Отвечают на вопросы.

Личностные:формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Домашнее задание

Обсуждение дом. зад.

Записывают в дневник П.91, упр.543

Ресурсный материал

Инсценировка

Знатоки русского языка. У глаголов есть постоянный контролер в виде наклонения, которое всегда соотносит действие с реальностью и показывает, реальное оно или предполагаемое, желаемое или только выражает побуждение к действию.

Изъявительное наклонение. Я- изъявительное наклонение , мои действия всегда реальны: уж если герой говорит: «Строю», то обязательно это делает.

Условное и повелительное наклонение. А мы обозначаем действия, которые  не совершаются.

Условное. Вот я, условное, обозначаю желаемое или предполагаемое действие, поэтому мой герой, вероятно, и пальцем не пошевелит.

Повелительное. А я, повелительное наклонение, обозначаю лишь побуждение к действию, а будет ли мой герой работать , мне неизвестно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

Конспект урока по русскому языку ( 5 класс) "Глагол как часть речи"

Конспект урока " Глагол как часть речи". Пятиклассники вспоминают, что изучили об этой части речи в начальной школе. Особое внимание уделяется изменению глаголов по лицам и числам....

Урок по русскому языку 3 класс "Глагол"

Урок по русскому языку 3 класс "Глагол"...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...

Конспект урока по русскому языку “Не- с глаголами”(5 класс)

Конспект урока по русскому языку “Не- с глаголами”(5 класс)...

Конспект урока по русскому языку “Различай спряжение глаголов”(8 класс)

Конспект урока по русскому языку “Различай спряжение глаголов”(8 класс)...