Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
УУД |
Этап мотивации Цель: организовать направленное внимание на начало урока; проверка готовности рабочих мест; создание положительного настроя учащихся на урок. |
Прозвенел звонок, начинается урок. Ребята, каково ваше настроение на начало урока? Покажите его при помощи цветных смайликов. В конце урока посмотрим, как изменится ваше настроение. Ребята, я уверена, что вы порадуете и меня, и друг друга хорошей работой на уроке, правильными и обдуманными ответами. Помните правило: «Сначала подумай, …» (потом говори). Записываем в тетрадях число.
|
Ребята поднимают карточки. | Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения (Л). Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2.Орфографическая пятиминутка | На доске запись: прил..гать бл..стать прил..жить бл..стеть р..стение уд..рать р..сток уд..рет
-На какую орфограмму даны слова в каждом столбике? Вставьте орфограммы, обоснуйте выбор. | Работа «цепочкой» | Регулятивные: контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном. Метапредметные: формирование логических действий. Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р).
|
- Актуализация знаний
Цель: повторить и обобщить сведения о глаголе | На уроках русского языка мы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи. Мы убедились, что глаголы – наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях – и картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без глагола и тогда, когда мы мечтаем о будущем. Работа с эпиграфом. “Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе” (А.Н.Толстой) Предположите, о чём мы вами сегодня будем говорить на уроке? Просмотрите инсценировку и скажите, что обозначает наклонение глагола. (См. Ресурсный материал.) -Перечислите наклонения глагола. -В каком наклонении глагол обозначает реальное действие? -Найдие корень в слове изъявительное.(-яв-) - Подберите однокоренные слова. (Явь, явный, наяву) -Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. -Поставьте глагол писать в формы настоящего, прошедшего, будущего времени. Организует взаимоопрос обучающихся.
|
Устное высказывание
Обучающиеся разыгрывают инсценировку.
Проводят взаимоопрос. Задают вопросы друг другу. Слушают ответы.
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли. Л 3 достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения
Метапредметные: умение осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации. Познавательные: строить высказывания в устной форме. Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия (Р).
|
- Постановка учебной задачи
Цель: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.
|
Попробуем сформулировать тему урока.
Запишем тему урока в тетрадь. Возникла проблема. Давайте вместе попробуем разобраться. Поставим перед собой цель действий, какой будет наша ближайшая цель?
|
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение
Записывают тему.
| Метапредметные МП.: формирование логических действий анализа объектов.
Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно. |
- Построение проекта выхода из затруднения
| Что вы узнали о наклонении глагола? Сколько наклонений глагола? Как они называются? Какое действие каждый из них обозначает? Скажите, где мы сможем проверить наши выводы? Изъявительное наклонение – действие как реальный факт. Условное наклонение – действие как возможное или желательное. Повелительное наклонение – как выражение побуждения к действию. Какой же вывод можно сделать? Каким же образом можно выйти из затруднения при определении наклонения глагола? | Слушают, анализируют, делают вывод.
Изучить материал учебника теории п.91. Делают вывод.
Составляют в тетрадях схему.
Самостоятельно формулируют результат наблюдения. Высказывают свои мнения, записывают в тетрадь схему. | Метапредметные познавательные: формирование логических действий анализа объектов; Адекватное понимание информации устного сообщения; Владение разными видами чтения ( поисковым, изучающим текстов разных стилей и жанров. Коммуникативные 5: осваивать культуру общения, слушать товарища. Предметные -6: опознание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения Метапредметные познаватеь ные : установление причинно-следственных связей; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.
|
- Физкульт-
минутка | А теперь немного отдохнем. Мы немного отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем, Руки вниз, на пояс, вверх- Нам сопутствует успех. Руки в стороны, вперед- Нас еще работа ждет. Слова какой части речи помогли нам отдохнуть?
|
Выполняют физминутку. |
|
6.Первичное закрепление Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи. | А теперь оформим наши наблюдения в таблице. Измените глаголы участвовать, написать, тренироваться по наклонениям.Найдите в тексте фразеологизм. Организует взаимопроверку.
|
Выполняют упражнение 539.- проверка по эталону Проводят взаимопроверку. Наблюдают, оценивают.
| Метапредметные познавательная: формирование логических действий.
Метапредметные коммуникативная : Способность участвовать в речевом общении |
7.Применение знаний и формирование умений и навыков | Теперь поработаем на доске. Выборочное списывание упр.540. Определите основную мысль текста.
| Работают на доске. Делают записи в тетрадях. Дают пояснения к выписанным глаголам. | Коммуникативные: осваивать культуру общения, слушать товарища. Регулятивные: контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные: строить монологическое высказывание.
|
Цель: закрепить полученные знания
Работа с перфокартами | Поработаем самостоятельно. Упр.541 Проверим по эталону. Будьте - быть Целуйте - целовать Берегите - беречь Услышьте - услышать Слова вежливости: будьте добры,пожалуйста, будьте любезны -Укажите, е или и нужно писать в окончаниях глаголов, поставьте нужную гласную напротив соответствующего номера. 1. Вид..т 3. завис..т 5.ве..т 7. та..т 2.обид..т 4.се..т 6.ре..т 8.слыш..т | Выполняют задание в тетради. Упр.541
Выполняют задание | Метапредметные: формирование логических действий. Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р).
Метапредметные: формирование логических действий. Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р).
|
| Мини-самостоятельная работа Карточка 1. «Выпиши только глаголыпрошедшего времени »: рисовать, играет, писал, рисует, работал, подумал , делать, писать, пошел. Карточка 2: Образуйте глаголы настоящего времени от глаголов начальной формы: сделать, посмотреть, приехать, собрать. Составить устно предложения с этими глаголами.
Литературные задания. Как используют писатели в своих произведениях глаголы в форме разных наклонений? Проба пера. Вставить подходящие по смыслу глаголы и сравнить полученный текст с авторским. Найдите в словаре Ожегова значение слова низвергают. Найдите в словаре синонимы к этому слову. - Прочитайте пословицы Какова их тема? В каком наклонении употреблены в них глаголы? Прокомментируйте орфограммы.
Если в жизни не ленит(?)ся, можно многого добит(?)ся. Кто упорно трудит(?)ся, у того всё сбудет(?)ся. Чтобы прославит(?)ся, не стремись всем понравит(?)ся. Допишите фразеологизмы, дополнив нужными глаголами. Какое значение они выражают? ___________баклуши. ___________ в ежовых рукавицах. __________ из мухи слона |
Индивидуальная работа. Коллективная проверка по эталону.
Устная работа в парах.
Работают со словарями
Повторяют орфографическое правило: тся и ться в глаголах. Определяют наклонение глаголов.
Работают самостоятельно. В случаи затруднения обращаются к фразеологическим словарям. |
Метапредметные формирование логических действий; способность определять цели предстоящей деятельности Коммуникативные: строить монологическое высказывание. Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.
Предметные: понимание коммуникативно- эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речи.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Познавательная: способность извлекать информацию из различных источников
Коммуникативная: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме: Способность участвовать в речевом общении
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Познавательная: способность извлекать информацию из различных источников
|
Итог урока. Рефлексия Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности. | - Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какие цели ставили мы перед собой в начале урока?
- Получилось ли у нас достичь этих целей? Вспомним, как образуются формы изъявительного наклонения.
- Научились ли мы правильно образовывать и употреблять формы изъявительного наклонения?
- Что мы для этого делали? Как открывали новые знания? Что мы делали для закрепления новых знаний? Как мы проверяли, насколько хорошо мы усвоили тему?
- Какие задания вызвали у вас затруднения? Какое индивидуальное задание на дом каждый из вас определил для себя с учетом этих затруднений?
- Какие задания показались вам наиболее интересными?
Друзья мои, я очень рада, Что состоялся наш урок. Ну, а сейчас приходит время Уроку подвести итог. Интересно ли было? Изменилось ваше настроение? Урока время истекло. Я вам, ребята, благодарна. С заданиями справились легко И поработали ударно.
|
Отвечают на вопросы.
|
Личностные:формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
|
Домашнее задание | Обсуждение дом. зад. | Записывают в дневник П.91, упр.543 |
|