Устаревшие слова. Употребление в художественных произведениях
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Сергеева Галина Алексеевна

 особенности употребления устаревших слов

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК

НА ТЕМУ:

УСТАРЕВШИЕ  СЛОВА

            (5-й  класс)

                                                       Учитель

                                 СЕРГЕЕВА  Г.А.

                                 СОШ  №262.

Тема  урока:   «Устаревшие  слова»

Цели урока:

     Формирование у учащихся языковых познавательных компетенций посредством расширения словарного запаса.

      Формирование культурологических компетенций через понимание истоков развития языка, через представление о жизни, укладе, культуре людей прошлого, через воспитание патриотического отношения к языку и своему историческому прошлому.

  Формирование коммуникативных компетенций: здесь и умение общаться друг с другом, умение слушать и слышать  учителя и одноклассников, но и услышать своих предков, умение добывать информацию из различных источников(словари, библиотека, интернет)

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Работа по теме урока.

Вступительное слово учителя:  

               Ребята, сегодня у нас с вами урок, материал которого тесно связан  с далеким прошлым нашей страны.

              На партах у вас текст , взятый из учебного материала для штурмановской петровской школы, обучавшей ребят в начале 18 века.

              Прочтите его.

                                                      (текст «Юности честное зерцало» в приложении)

Беседа по тексту:

           Вы поняли, чему учили ребят?

           Почему вы поняли текст  трехвековой давности?

           Но вы заметили, что не все слова из правил отроков были понятны? Назовите их.

         Как мы  их можем назвать? (старые слова, слова из прошлого)

         Попробуем догадаться из контекста , что эти слова означают.?

         

     Ну а со значением тех слов, которые вам оказались непонятны, вас познакомит…, которого я накануне попросила поработать с толковым словарем.

                                       (выступление ученика)

 А что же случилось с этими словами? Почему они нам непонятны?

Выход на тему урока. Объявление темы урока.

Работа с эпиграфом:     Так же, как из года в год меняют леса свои листья –

 так и слова ветшают и гибнут. Пусть.

                                         Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие…

                                                                                           Гораций

-Что значит «ветшают»?

-Какое чувство испытывает Гораций по отношению к устаревшим словам? А вы сами?

А зачем мы их изучаем?  Почему трепетно сохраняем их в словарях?

                     (знакомство со словарями устаревших слов)

Работа с учебником.

              Устаревшие слова! А почему они устаревают?

              -Откройте учебник, прочтите теоретический материал параграфа.

              -Сформулируйте три причины устаревания слов.

                                           1.Вышли из употребления и заменены синонимами.

                                           2.Предметы и явления, обозначающие их, ушли из жизни (историзмы)

                                          3.Изменение лексического значения или одного из значений.

                                                  (учитель приводит примеры)

                                                         Реформа – платье старого покроя

 Отпуск – копия бумаги

Набойка – узорная ткань с выбитым рисунком

Клок – плащ, верхняя одежда женщин

Эгоистка – экипаж для одного седока

Ель – парусная лодка

При изучении  каких произведений мы с вами уже встречались с устаревшими словами?  (при изучении фольклора и литературных сказок на уроках литературы)

Сейчас мне хочется проверить ваши знания значений устаревших слов , с которыми вы уже встречались, читая произведения фольклора и авторские сказки)

Перед вами тест с устаревшими словами. Вы должны определить варианты правильных значений этих слов. ( тест проецируется на  доску(презентация)

        ( на партах тоже лежит тест, учащиеся сами оценивают свою работу, учитель может поставить оценку)   (ТЕСТ В ПРИЛОЖЕНИИ)

Готовясь к сегодняшнему уроку 4 группы ребят получили  дополнительное задание.

Презентация 1-ой группы :   Читая былины, сказки, мы довольно часто встречали слова, которые отличаются от современных  своих синонимов особенностями звучания, а именно полногласием. Это устаревшие слова, где вместо оро-оло-ере   звучит ра-ла-ре.

             Для примера мы взяли поэму А,С, Пушкина «Руслан и Людмила» и хотим процитировать и показать вам строчки, где встречаются слова с неполногласием.  (идет презентация слайжов)

             Назовите эти слова.  (смотри в приложении)

Как вы думаете, для чего используются устаревшие слова с неполногласием?

                 

               Конечно же,  вы правы. Прежде всего текст с такими словами позволяет ярче представить картины далекого прошлого, заглянуть в ушедшие времена. Да и  более торжественно звучат эти тексты.

            А задание вам такое:  Перед вами на слайдах слова с современным звучанием.

             Определите, как звучали их устаревшие синонимы с неполногласием. (смотри приложение)

Презентация 2-й  группы.

У русского народа была в старину своя собственная система мер, которую мы часто встречаем в литературных произведениях, но нередко не представляем себе, что эти меры обозначают.

            Сегодня мы хотим пополнить наши знания об устаревших единицах измерения. И  в первую очередь знакомим с основными мерами длины в прошлом. ( презентация мер представлена в форме фотоколлажа, смотри в приложении)

   Задания одноклассникам.

   Как вы думаете, каков был примерный рост у сказочного героя Мальчика –с-пальчик?

Как можно было бы его назвать на старинный лад?( малышок –с-вершок)

Кто , по-вашему , больше: он или Дюймовочка?

Следует ещё помнить, что применение некоторых единиц измерения в старину имели свои особенности. Если их не знать, могут получиться забавные результаты исчислений. Эти особые сведения нам пришлось разыскать после того, как нам дали задание вычислить рост Герасима из повести И.С. Тургенева «Муму». О нем написано, что он был мужчина рослый, богатырского сложения, 12 вершков роста. Ну-ка, посчитайте! Что получилось? Чуть больше полуметра? Вот тебе богатырь!

           В чем же дело?       Оказывается, рост измерялся в вершках свыше 2-х аршин. Два аршина –это1м42см. После этого открытия мы посчитали рост Герасима снова. Оказалось, что он был………Сколько?

                               (учащиеся подсчитывают – примерно1м96см)

          Действительно, великан!

    Вам задание: Попробуйте высчитать свой рост в системе измерений прошлого.

Презентация 3 группы   Наша группа приготовила список устаревших слов , обозначавших старинные меры веса. Массы, объема,и денежного обращения.   (смотри в приложении)

Задание классу такое:

                     Как вы понимаете следующие пословицу и поговорку:

                     «Мал золотник, да дорог»

                    «Пуд соли съесть»

              В каких ситуациях их можно употребить?

Презентация 4-й группы.      Среди устаревших слов важное место занимают слова, обозначающие части человеческого тела и имеют синонимы в современном языке.   (идет презентация слов, смотри приложение)

Попробуйте догадаться, что обозначают эти слова. (учащиеся отвечают)

А задание вам будет такое: В учебнике есть репродукция картины А.П. Рябушкина «Московская девушка 17 века». Какие устаревшие слова вы будете использовать, описывая эту картину? Составить 3-5 предложений.  Это будет домашнее задание.

Заключительное слово учителя. Спасибо всем за работу. Думаю, вам интересно было познакомиться с устаревшими словами. Вам часто придется с ними сталкиваться и на уроках литературы, и истории.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деление лексики в зависимости от употребления в разные исторические эпохи. Устаревшие слова.

В уроке дается  представление об устаревших словах,  осуществляется знакомство со значением некоторых из них; совершенствуется умение учащихся работать в режиме онлайн с тестами, а также с э...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТАРЕВШИХ СЛОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АНГЛИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Представленная работа посвящена теме устаревших слов. Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что очень часто возникает трудность перевода текстов, связанная с наличием незнакомой лексики...

Мифологические символы образов и слов художественного произведения

Презентация поможет при комплексном анализе художественного произведения А.С.Пушкина "Пролог к поэме "Руслан и Людмила"...

"Изучение текстов художественных произведений с помощью системы ключевых слов".

Представлена модель целостной интерпретации текста с помощью системы ключевых слов. Имея такую систему слов, учитель может  найти оптимальные пути для анализа  текста и более рационального и...

Гармония музыки и слова на уроке литературы как средство воспитания культуры восприятия художественного произведения.

Над данной темой я работаю уже не первый год ,всё более убеждаясь в её актуальности. К её выбору меня подтолкнула одна  проблема, с которой  я столкнулась ещё в самом начале моей профессиона...