Урок "Правописание корней с чередованием"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Буквы а–о в корне раст (ращ) – рос (с презентацией).
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
М/п: преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму.
4ЛР: находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне раст (ращ) – рос, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм, устанавливать общность условий выбора написания корней с чередованием.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих Психологический тренинг(обоснование выбора речевой темы «Россия.Мир живой природы»Продолжаем определять «знатока темы»). | |
II. Языковая разминка.Актуализация знаний. | Цитата дня:«Встал поутру ,умылся, привел себя в порядок -приведи в порядок свою планету»А.де Сент-Экзюпери. Обращение к помощникам-символам урока.(Совушка ,глобус .яблоко) а)Словарь: Экология…(Проблемы нашего времени). Подбор однокоренных слов(экологический,экологичный) б) Составление предложения. Работа с предложением .Найти орфограммы – графически объяснить условия выбора орфограмм; объяснить написание, используя сравнительную таблицу .Определить круг «известного» и неизвестного»). в) Обозначить морфемы в словах с чередованием г).Работа в парах. Проанализировать примеры, записанные на карточках, определить тему урока: «Буквы а–о в корне раст (ращ) – рос»(Объект исследования .Цель исследования .Желаемый результат)
| Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. ТОУУ |
III. Постановка проблемы урока. | 2. Работа с презентацией «Определяем проблему .Решаем проблему» ) а)Работа в парах (Сравнительный анализ примеров. Самостоятельная работа. .Наблюдения. Выводы) 2. Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника. – Совпали ли ваши выводы с правилом? . Физминутка « Гость из Простоквашино» | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. |
IV. Поиск решения. Открытие новых знаний. | 3.а)Работа у доски с текстом.(прием «Ученик- учитель(ученик -консультант) Составление алгоритма действия(плана- схемы правила «Правописание букв а–о в корне - рос-.ращ-,раст» в) Подбираем и записываем 5–6 слов с чередованием а–о в корне (упр.101)Наблюдение проводится по заданию 101 упражнения .Проводится взаимопроверка и взаимо оценка д)Путешествие в «Морфемику»Работа со словом.:рабор по составу, образование форм слова,,определение формообразующих и словообразующих морфем (подрастать) е)Решаем задачу .Объяснительный диктант (примеры на изученное правило и слова исключения.(Учащиеся допускают ошибки.Еще раз обращаемся к учебнику.О словахисключениях.) – Почему это исключения? Как это отмечается графически? (Указывается рядом со словом в скобках.) –Работа с презентацией. Беседа о лексическом значении слов-исключений.. | Регулятивные УУД 3. Искать пути решения проблемы. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 3.Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему). . 4.Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. |
V. Тренинг по теме исследования | 1 Тренинг а) Повторяем то ,что знаем (лаг – лож) сравнительный анализ примеров( –рос-.-рас-,-раст-)(различия,общие признаки явления ) б)Комментированное письмо в)Словарный диктант для соседа по парте.(Взаимопроверка) г) Письмо по памяти (скороговорка-«Птичий базар» д)Тестовые задания «Правописание корней с чередованием»(в формате ЕГЭ) | Познавательные УУД 3. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему). Коммуникативные УУД 2. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 5. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. |
VI. Рефлексия | Вопросы Совушки к классу по теме исследования .Вопросы Глобуса классу. Определение объема исследования Проблемы и пути их преодоления – Чему научились на уроке? -Что удалось? -Чему удивились? -Что понравилось? -Чему порадовались? -За что можете похвалить себя? Музыкальная заставка «Это –моя Родина» (Заполнения карты достижений ученика) Определяется «ЗНАТОК ТЕМЫ»,ему вручается яблоко | Регулятивные УУД 5. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Познавательные УУД 6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему). |
VII. Домашнее задание. | 1. Выучить правило, используя схему. Выполнить упр.102 |
Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Корни с чередованием
таблица корней с чередованием...
Правописание корней с чередованием Е-И
Презентация к уроку русского языка в 5 классе....
Е-и в корнях с чередованием
Данная тема изучается в 5 классе, и далее учащиеся постоянно встречаются с этой орфограммой при формировании навыков грамотного письма. Очень важно на начальном этапе изучения научить ребят виде...
Гласные в корнях с чередованием
На уроке отрабатываются правила и алгоритмы написания гласных в корнях с чередованием, формируется умение учитывать лексическое значение корней при выборе гласной, закрепляются теоретические и практич...
«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».
Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...
Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...