Урок "Правописание корней с чередованием"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Смотрова Людмила Николаевна

Урок открытия новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korni_s_cheredovaniem5_klass.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:        Буквы а–о в корне ­раст­ (­ращ­) – ­рос­ (с презентацией).

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму.

4ЛР: находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне ­раст­ (­ращ­) – ­рос­, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм, устанавливать общность условий выбора написания корней с чередованием.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих Психологический тренинг(обоснование выбора речевой темы  «Россия.Мир живой природы»Продолжаем определять «знатока темы»).

II. Языковая разминка.Актуализация знаний.

Цитата дня:«Встал поутру ,умылся, привел себя в порядок -приведи в порядок свою планету»А.де Сент-Экзюпери.                                Обращение к помощникам-символам урока.(Совушка ,глобус .яблоко)                                                                                                а)Словарь: Экология…(Проблемы нашего времени).                                                    Подбор однокоренных слов(экологический,экологичный)

б) Составление предложения. Работа с предложением .Найти орфограммы – графически объяснить условия выбора орфограмм; объяснить написание, используя сравнительную таблицу .Определить круг «известного» и неизвестного»).

в) Обозначить морфемы в словах с чередованием                                                                                                г).Работа в парах. Проанализировать примеры, записанные на карточках, определить тему урока: «Буквы а–о в корне ­раст­ (­ращ­) – ­рос­»(Объект исследования .Цель исследования .Желаемый результат)

 

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

ТОУУ

III. Постановка проблемы урока.

2. Работа с презентацией «Определяем проблему .Решаем проблему» )                                    а)Работа в парах  (Сравнительный анализ примеров. Самостоятельная работа. .Наблюдения. Выводы)                                                                                            2. Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника. 

– Совпали ли ваши выводы с правилом?

             .

Физминутка « Гость из Простоквашино»

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

IV. Поиск решения. Открытие новых знаний.

3.а)Работа у доски  с текстом.(прием  «Ученик- учитель(ученик -консультант) Составление алгоритма действия(плана- схемы правила «Правописание букв а–о в корне - рос-.ращ-,раст»
.б)Два кластера:сворачиваем и разворачиваем материал исследования(актуальность материала)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

в) Подбираем и записываем 5–6 слов с чередованием а–о в корне (упр.101)Наблюдение проводится по заданию 101 упражнения .Проводится взаимопроверка и взаимо оценка
г)Определение проблемы,возникшей при выполнении упр.(морфемный состав слов).(Алгоритм действий)

д)Путешествие в «Морфемику»Работа со словом.:рабор по составу, образование форм слова,,определение формообразующих и словообразующих морфем (подрастать)

е)Решаем задачу .Объяснительный диктант (примеры на изученное правило и слова исключения.(Учащиеся допускают ошибки.Еще раз обращаемся к учебнику.О словах­исключениях.)

– Почему это исключения? Как это отмечается графически? (Указывается рядом со словом в скобках.)

–Работа с презентацией. Беседа о лексическом значении слов-исключений..

Регулятивные УУД

3. Искать пути решения проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3.Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).

. 4.Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

V. Тренинг по теме исследования

1 Тренинг а) Повторяем то ,что знаем (­лаг­ – ­лож­)    сравнительный анализ примеров( –рос-.-рас-,-раст-)(различия,общие признаки явления )                                                                  

б)Комментированное письмо

в)Словарный диктант для соседа по парте.(Взаимопроверка)                                     г) Письмо по памяти (скороговорка-«Птичий базар»

 д)Тестовые задания «Правописание корней с чередованием»(в формате ЕГЭ)

Познавательные УУД

3. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).

Коммуникативные УУД

2. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

5. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

VI. Рефлексия

Вопросы Совушки к классу по теме исследования .Вопросы Глобуса классу.                                               Определение объема исследования                                                                                 Проблемы и пути их преодоления                                                                                        – Чему научились на уроке?

-Что удалось?                                                                                                                           -Чему удивились?                                                                                                           -Что понравилось?                                                                                                             -Чему порадовались?                                                                                                       -За что можете похвалить себя?                                                                                       Музыкальная заставка     «Это –моя Родина» (Заполнения карты достижений ученика)                                                                                                                          

Определяется «ЗНАТОК ТЕМЫ»,ему вручается яблоко

Регулятивные УУД

5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные УУД

6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

VII. Домашнее задание.

1. Выучить правило, используя схему. Выполнить упр.102

         Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Корни с чередованием

таблица корней с чередованием...

Правописание корней с чередованием Е-И

Презентация к уроку русского языка в 5 классе....

Е-и в корнях с чередованием

Данная тема изучается в 5 классе, и далее учащиеся постоянно встречаются с этой орфограммой при формировании навыков грамотного письма. Очень важно на начальном этапе изучения научить ребят  виде...

Гласные в корнях с чередованием

На уроке отрабатываются правила и алгоритмы написания гласных в корнях с чередованием, формируется умение учитывать лексическое значение корней при выборе гласной, закрепляются теоретические и практич...

«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...