Урок-обобщение по повести М.Твена «Приключения Тома Сойера» 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Чарушникова Наталья Израилевна

 

Цель урока:1) выявить читательское восприятие повести, помочь уч-ся увидеть положительные и отрицательные черты в главном герое, вынести нравственный урок из прочитанного; 2)продолжить работу по формированию умений и навыков аргументированной речи, выразительного чтения; 3) способствовать развитиию творческого воображения уч-ся;  4) работать над лексикой и грамматикой английского языка на литературном произведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_povesti_m.tvena_.doc39.5 КБ
Office presentation icon tom_soyer.ppt1.07 МБ

Предварительный просмотр:

                                                               -1-

урок литературы в 5 классе

                            « Он был вовсе не злой, а просто озорник…»

            Урок-обобщение по повести М.Твена «Приключения  Тома Сойера»

Цель урока:1) выявить читательское восприятие повести, помочь уч-ся увидеть положительные и отрицательные черты в главном герое, вынести нравственный урок из прочитанного; 2)продолжить работу по формированию умений и навыков аргументированной речи, выразительного чтения; 3) способствовать развитиию творческого воображения уч-ся;  4) работать над лексикой и грамматикой английского языка на литературном произведении.

Оборудование: интерактивная доска ПО Microsft Power Point, иллюстрации уч-ся к повести, элементы костюмов для инсценировки эпизодов, фрагмент х/ф «Приключения Тома Сойера».

Ход урока.

-Сегодня на уроке мы поговорим о недавно прочитанном произведении художественной литературы. Что является отличительной чертой художественной литературы? (Художественный образ)

-Что такое художественный образ? (Картинка в нашем воображении)

-Какова роль художественного образа? Слайд 3.

-Мы уже знаем, что художественная литература берет свое начало в фольклоре.Что такое фольклор?

-Какие жанры фольклора  вам знакомы?

-Какой из них, по-вашему, является наиболее интересным для народа и любимым? Почему?

(Один из самых любимых жанров – сказка, т.к. в ней острый сюжет, герои участвуют в необыкновенных событиях, приключениях; добро всегда побеждает зло; герои делятся на положительных и отрицательных; в сказках встречаются произведения других жанров унт(песни,загадки, пословицы и т.д.); сказка всегда чему-нибудь учит (нравственный урок).

-Стремление человека видеть в жизни торжество справедливости, стремление к познанию жизни, стремление сделать свою жизнь интересной и красивой привело к рождению в художественной литературе жанра, очень близкого сказке, жанра приключений.Каковы особенности этого жанра? Слайд 2.

-Какие приключенческие произведения и каких авторов нам знакомы? (Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо», Р.Распе «Вечера барона Мюнхгаузена»)

-Сегодня у нас в гостях один из самых интересных людей своего времени, не только любитель невероятных приключений, но и великий мастер  их рассказывать.Кто же это?

Ученик в роли М.Твена рассказывает о себе на английском языке.Слайд 4.

-Кто же это? Что вы узнали о писателе?(Уч-ся отвечают по-русски)

М.Твен.(по-русски).Я надеюсь, дети, что вас, как и меня, привлекает жизнь, полная невероятных событий, где есть возможность проявить свою ловкость, смекалку, мужество и смелость. А потому я рассчитываю на ваш интерес к моей ранней повести «Приключения Тома Сойера». Вам знакомо это произведение? Я хочу узнать, кто из вас

                                                              -2-

является  самым внимательным читателем, и предлагаю небольшую викторину по содержанию повести.Слайды 5-7.

                                                     

-М.Твен не случайно задал вам вопрос о том, что любит читать Том.Согласитесь, наши читательские вкусы говорят о многом: о наших интересах, нашем вкусе, нашем жизненном опыте, о наших желаниях. И сегодня у нас появляется очередная возможность рассказать о себе, поделившись своими впечатлениями о прочитанной повести М.Твена и о его главном герое Томе Сойере. Нашу беседу я назвала,обратившись к цитате, «Он был вовсе не злой, а просто озорник…» Кто сказал о Томе эти слова?(Тетя Полли)

-Согласны ли вы с ее мнением?

-Наша задача сегодня- доказать справедливость этой характеристики (или опровергнуть ее), обратившись к содержанию книги, к тексту. Что мы знаем о судьбе Тома, об условиях его жизни? Послушаем самого героя.

Ученик в роли Тома Сойера рассказывает о себе на английском языке.Слайд 8.

Уч-ся отвечают по-русски,переводят  рассказ.

-Наше знакомство с Томом на страницах повести происходит в следующем эпизоде.Каким мы видим Тома в этой сцене?

Инсценировка из глав 1 «Драка»( Том в этой сцене задиристый, забияка, драчун)

-Но у Тома в городке много друзей и приятелей.Почему? Какие качества его характера, поступки привлекают в нем?(Уч-ся вспоминают эпизоды в школе с Бекки,когда он взял вину на себя, в пещере, дружбу с Геком и др. Приходят к выводу, что Тома Сойера отличают доброта, способность дружить, не таить долго обиду, умение заинтересовать друзей  новой игрой.Он выдумщик, фантазер, ему присущи смекалка, великодушие.)

-Вспомните следующий эпизод и подумайте, почему этот поступок Тома можно назвать мужественным.Слайд 9. (Том-добрый и честный человек, он не мог допустить свершения несправедливости над Меффом Поттером.Однако признание требовало мужества от мальчика, т.к. ему пришлось перешагнуть через страх перед убийцей, через страх перед последующими  преследованиями.)

-А как вы думаете, если бы Том был вашим товарищем, у вас были бы причины для ссор и размолвок? С чем в его характере и поступках можно не согласиться?

-Вспомним следующий эпизод.О чем он? Как вы оцениваете Тома в этой сцене?

Инсценировка «Маляр» (на английском языке)

(Ребята отвечают на поставленный вопрос по-русски и по-английски: Том здесь хитрый,ленивый, пользуется доверчивостью товарищей, чтобы переложить на их плечи работу.)

-И снова обращаюсь к словам тети Полли: «Он был вовсе не злой, а просто озорник…И сердце у него было золотое…»Чего же все-таки в Томе больше: озорства или доброты? Почему его любят?(Доброты в нем больше.На Тома можно положиться: в трудных ситуациях он не предаст, выручит, поможет. Он не испытывает ненависти к людям, наоборот, их любит жалеет.)

-О том, что Том является  одним из любимых героев, говорят и ваши иллюстрации, на многих из них главным действующим лицом является Том.(См.,анализируем многочисленные иллюстрации).

                                                             -3-

-И хоть Том жил в 19 веке, но его судьба и судьба его товарищей продолжают волновать и наших современников.По мотивам этой повести был поставлен спектакль(слайд 10), созданы художественный фильм, мультфильм.Посмотрите кинофрагмент.Похож ли

Том,чей  образ создан юным актером Федей Стуковым, на того Тома, который возник в вашем воображении?

 

Просмотр кинофрагмента.(Уч-ся делятся впечатлениями.)

-А теперь подведем итог нашей беседы.Справились ли мы с задачей: доказали, что слова тети Полли о Томе справедливы?

-А как вы думаете, к кому обращена повесть в первую очередь? (Детям)

-Для чего писатель рассказал эту историю? Чему учит повесть? (Повесть учит доброте, мужеству, честности,любви к нашим близким, заботе о них.)

-А какой урок, на ваш взгляд, могут вынести взрослые читатели? (Их повесть научит доверять детям, не допекать по мелочам, понимать их, заботиться о них(судьба Гека).Учителя должны понять, что урок надо вести так, чтобы ученикам не было скучно, чтобы у них не было времени играть на уроке с жуком.Нельзя наказывать детей физически: это унижает их.)

-Почему повесть волнует и современного читателя?(В ней  освещаются «вечные» темы, поднимаются нравственные проблемы, которые будут волновать людей всегда.)

-Вы правильно поняли, что повесть М.Твена обращена и к детям, и к взрослым.Она учит доброте, взаимопониманию и дружбе: дружбе детей, дружбе детей и взрослых, потому что нет ничего более ценного в человеческих отношениях как умение понимать друг друга, умение заботиться друг о друге. И завершить беседу об этих прекрасных человеческих отношениях мне бы хотелось на поэтической ноте, обратившись к стихам нашего современника, поэта Василия Федорова:

Всё в дружбе есть:

Огонь, чтоб согревать,

И молот есть,

Взлетающий упруго,

И наковальня,

Чтобы поддержать

При дружеском ударе

Сердце друга.

Подведение итогов, оценки за урок, за иллюстрации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

« Он был вовсе не злой, а просто озорник…И серд- це у него было золотое…» М.Твен «Приключения Тома Сойера» Пр и ключенч е ская л и т е ратура –это произведения, в центре внимания кото- рых занимательные и необыкновенные события, требующие от героев воли, сме- лости, находчивости, умения дружить и любить.

Слайд 3

-Что такое художестве нн ый образ ? художестве нн ый образ картинка настроение мысль

Слайд 4

У нас в гостях Марк Твен. My name is Mark Twain. My real surname is Clemens.I was born in USA,state Missouri.I spent childhood on the banks of the river Mississippi.I started wor- king when I was only 12.I wor- ked as a worker in a local typog- raphy, then I was a lootsman at river ships/ When I became an adult and got enough life expe- riece, I tried to put a pen on the paper and soon I became a writer.

Слайд 5

Викторина 1.В каком городе живут герои? 2.Какой эпизод повести изображен на иллюстра- ции? Какие события ему предшествовали?

Слайд 6

3.Кого из героев повести называют юным парией и почему? 4.Какой литературный персонаж был одним из самых любимых у Тома? В какого героя он любил играть?

Слайд 7

наши иллюстрации 5.Как зовут этих героев? Какой эпизод запечат- лен в иллюстрации? Как события развива- лись дальше?

Слайд 8

Том Сойер о себе

Слайд 9

Анализируем главу 23 1.Кто такой Мефф Пот- тер? 2.Почему Том решил вы- ступить на суде? Что он рассказал суду? 3.Можно ли этот посту- пок Тома считать муже- ственным?Обоснуйте свое мнение.

Слайд 10

поэт Василий Федоров Всё в дружбе есть: Огонь, чтоб согревать, И молот есть, Взлетающий упруго, И наковальня, Чтобы поддержать При дружеском ударе Сердце друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения по теме "Орнамент. Декоративно-прикладное искусство" 6 класс

Форма урока - игра-путешествие. Цель: обобщить знания учащихся об орнаментальных комплексах и ДПИ  Задачи: Закрепить знания учащихся об орнаментальных комплексах и декоративно-прикла...

Разработка урока "Обобщение изученного по теме "Причастие" в 7-ом классе.

В разработку урока входит конспект, составленный с учетом новых требований по развитию УУД. ...

Урок обобщения знаний по теме «Имя прилагательное» в 6 классе

На современном этапе развития образования требуют переосмысления права и обязанности всех участников педагогического взаимодействия – и ученика, и  педагога. Традиционное обучение основано ...

Урок обобщения знаний по теме «Имя прилагательное» в 6 классе

На современном этапе развития образования требуют переосмысления права и обязанности всех участников педагогического взаимодействия – и ученика, и  педагога. Традиционное обучение основано ...

Урок обобщения знаний по теме «Имя прилагательное» в 6 классе

На современном этапе развития образования требуют переосмысления права и обязанности всех участников педагогического взаимодействия – и ученика, и  педагога. Традиционное обучение основано ...

Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""

Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...

Литературный диктант по повести М.Твена "Том Сойер"

Литературный диктант по повести М.Твена "Том Сойер"...