Урок-обобщение по повести М.Твена «Приключения Тома Сойера» 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Цель урока:1) выявить читательское восприятие повести, помочь уч-ся увидеть положительные и отрицательные черты в главном герое, вынести нравственный урок из прочитанного; 2)продолжить работу по формированию умений и навыков аргументированной речи, выразительного чтения; 3) способствовать развитиию творческого воображения уч-ся; 4) работать над лексикой и грамматикой английского языка на литературном произведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.5 КБ |
![]() | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
-1-
урок литературы в 5 классе
« Он был вовсе не злой, а просто озорник…»
Урок-обобщение по повести М.Твена «Приключения Тома Сойера»
Цель урока:1) выявить читательское восприятие повести, помочь уч-ся увидеть положительные и отрицательные черты в главном герое, вынести нравственный урок из прочитанного; 2)продолжить работу по формированию умений и навыков аргументированной речи, выразительного чтения; 3) способствовать развитиию творческого воображения уч-ся; 4) работать над лексикой и грамматикой английского языка на литературном произведении.
Оборудование: интерактивная доска ПО Microsft Power Point, иллюстрации уч-ся к повести, элементы костюмов для инсценировки эпизодов, фрагмент х/ф «Приключения Тома Сойера».
Ход урока.
-Сегодня на уроке мы поговорим о недавно прочитанном произведении художественной литературы. Что является отличительной чертой художественной литературы? (Художественный образ)
-Что такое художественный образ? (Картинка в нашем воображении)
-Какова роль художественного образа? Слайд 3.
-Мы уже знаем, что художественная литература берет свое начало в фольклоре.Что такое фольклор?
-Какие жанры фольклора вам знакомы?
-Какой из них, по-вашему, является наиболее интересным для народа и любимым? Почему?
(Один из самых любимых жанров – сказка, т.к. в ней острый сюжет, герои участвуют в необыкновенных событиях, приключениях; добро всегда побеждает зло; герои делятся на положительных и отрицательных; в сказках встречаются произведения других жанров унт(песни,загадки, пословицы и т.д.); сказка всегда чему-нибудь учит (нравственный урок).
-Стремление человека видеть в жизни торжество справедливости, стремление к познанию жизни, стремление сделать свою жизнь интересной и красивой привело к рождению в художественной литературе жанра, очень близкого сказке, жанра приключений.Каковы особенности этого жанра? Слайд 2.
-Какие приключенческие произведения и каких авторов нам знакомы? (Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо», Р.Распе «Вечера барона Мюнхгаузена»)
-Сегодня у нас в гостях один из самых интересных людей своего времени, не только любитель невероятных приключений, но и великий мастер их рассказывать.Кто же это?
Ученик в роли М.Твена рассказывает о себе на английском языке.Слайд 4.
-Кто же это? Что вы узнали о писателе?(Уч-ся отвечают по-русски)
М.Твен.(по-русски).Я надеюсь, дети, что вас, как и меня, привлекает жизнь, полная невероятных событий, где есть возможность проявить свою ловкость, смекалку, мужество и смелость. А потому я рассчитываю на ваш интерес к моей ранней повести «Приключения Тома Сойера». Вам знакомо это произведение? Я хочу узнать, кто из вас
-2-
является самым внимательным читателем, и предлагаю небольшую викторину по содержанию повести.Слайды 5-7.
-М.Твен не случайно задал вам вопрос о том, что любит читать Том.Согласитесь, наши читательские вкусы говорят о многом: о наших интересах, нашем вкусе, нашем жизненном опыте, о наших желаниях. И сегодня у нас появляется очередная возможность рассказать о себе, поделившись своими впечатлениями о прочитанной повести М.Твена и о его главном герое Томе Сойере. Нашу беседу я назвала,обратившись к цитате, «Он был вовсе не злой, а просто озорник…» Кто сказал о Томе эти слова?(Тетя Полли)
-Согласны ли вы с ее мнением?
-Наша задача сегодня- доказать справедливость этой характеристики (или опровергнуть ее), обратившись к содержанию книги, к тексту. Что мы знаем о судьбе Тома, об условиях его жизни? Послушаем самого героя.
Ученик в роли Тома Сойера рассказывает о себе на английском языке.Слайд 8.
Уч-ся отвечают по-русски,переводят рассказ.
-Наше знакомство с Томом на страницах повести происходит в следующем эпизоде.Каким мы видим Тома в этой сцене?
Инсценировка из глав 1 «Драка»( Том в этой сцене задиристый, забияка, драчун)
-Но у Тома в городке много друзей и приятелей.Почему? Какие качества его характера, поступки привлекают в нем?(Уч-ся вспоминают эпизоды в школе с Бекки,когда он взял вину на себя, в пещере, дружбу с Геком и др. Приходят к выводу, что Тома Сойера отличают доброта, способность дружить, не таить долго обиду, умение заинтересовать друзей новой игрой.Он выдумщик, фантазер, ему присущи смекалка, великодушие.)
-Вспомните следующий эпизод и подумайте, почему этот поступок Тома можно назвать мужественным.Слайд 9. (Том-добрый и честный человек, он не мог допустить свершения несправедливости над Меффом Поттером.Однако признание требовало мужества от мальчика, т.к. ему пришлось перешагнуть через страх перед убийцей, через страх перед последующими преследованиями.)
-А как вы думаете, если бы Том был вашим товарищем, у вас были бы причины для ссор и размолвок? С чем в его характере и поступках можно не согласиться?
-Вспомним следующий эпизод.О чем он? Как вы оцениваете Тома в этой сцене?
Инсценировка «Маляр» (на английском языке)
(Ребята отвечают на поставленный вопрос по-русски и по-английски: Том здесь хитрый,ленивый, пользуется доверчивостью товарищей, чтобы переложить на их плечи работу.)
-И снова обращаюсь к словам тети Полли: «Он был вовсе не злой, а просто озорник…И сердце у него было золотое…»Чего же все-таки в Томе больше: озорства или доброты? Почему его любят?(Доброты в нем больше.На Тома можно положиться: в трудных ситуациях он не предаст, выручит, поможет. Он не испытывает ненависти к людям, наоборот, их любит жалеет.)
-О том, что Том является одним из любимых героев, говорят и ваши иллюстрации, на многих из них главным действующим лицом является Том.(См.,анализируем многочисленные иллюстрации).
-3-
-И хоть Том жил в 19 веке, но его судьба и судьба его товарищей продолжают волновать и наших современников.По мотивам этой повести был поставлен спектакль(слайд 10), созданы художественный фильм, мультфильм.Посмотрите кинофрагмент.Похож ли
Том,чей образ создан юным актером Федей Стуковым, на того Тома, который возник в вашем воображении?
Просмотр кинофрагмента.(Уч-ся делятся впечатлениями.)
-А теперь подведем итог нашей беседы.Справились ли мы с задачей: доказали, что слова тети Полли о Томе справедливы?
-А как вы думаете, к кому обращена повесть в первую очередь? (Детям)
-Для чего писатель рассказал эту историю? Чему учит повесть? (Повесть учит доброте, мужеству, честности,любви к нашим близким, заботе о них.)
-А какой урок, на ваш взгляд, могут вынести взрослые читатели? (Их повесть научит доверять детям, не допекать по мелочам, понимать их, заботиться о них(судьба Гека).Учителя должны понять, что урок надо вести так, чтобы ученикам не было скучно, чтобы у них не было времени играть на уроке с жуком.Нельзя наказывать детей физически: это унижает их.)
-Почему повесть волнует и современного читателя?(В ней освещаются «вечные» темы, поднимаются нравственные проблемы, которые будут волновать людей всегда.)
-Вы правильно поняли, что повесть М.Твена обращена и к детям, и к взрослым.Она учит доброте, взаимопониманию и дружбе: дружбе детей, дружбе детей и взрослых, потому что нет ничего более ценного в человеческих отношениях как умение понимать друг друга, умение заботиться друг о друге. И завершить беседу об этих прекрасных человеческих отношениях мне бы хотелось на поэтической ноте, обратившись к стихам нашего современника, поэта Василия Федорова:
Всё в дружбе есть:
Огонь, чтоб согревать,
И молот есть,
Взлетающий упруго,
И наковальня,
Чтобы поддержать
При дружеском ударе
Сердце друга.
Подведение итогов, оценки за урок, за иллюстрации.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Он был вовсе не злой, а просто озорник…И серд- це у него было золотое…» М.Твен «Приключения Тома Сойера» Пр и ключенч е ская л и т е ратура –это произведения, в центре внимания кото- рых занимательные и необыкновенные события, требующие от героев воли, сме- лости, находчивости, умения дружить и любить.
-Что такое художестве нн ый образ ? художестве нн ый образ картинка настроение мысль
У нас в гостях Марк Твен. My name is Mark Twain. My real surname is Clemens.I was born in USA,state Missouri.I spent childhood on the banks of the river Mississippi.I started wor- king when I was only 12.I wor- ked as a worker in a local typog- raphy, then I was a lootsman at river ships/ When I became an adult and got enough life expe- riece, I tried to put a pen on the paper and soon I became a writer.
Викторина 1.В каком городе живут герои? 2.Какой эпизод повести изображен на иллюстра- ции? Какие события ему предшествовали?
3.Кого из героев повести называют юным парией и почему? 4.Какой литературный персонаж был одним из самых любимых у Тома? В какого героя он любил играть?
наши иллюстрации 5.Как зовут этих героев? Какой эпизод запечат- лен в иллюстрации? Как события развива- лись дальше?
Том Сойер о себе
Анализируем главу 23 1.Кто такой Мефф Пот- тер? 2.Почему Том решил вы- ступить на суде? Что он рассказал суду? 3.Можно ли этот посту- пок Тома считать муже- ственным?Обоснуйте свое мнение.
поэт Василий Федоров Всё в дружбе есть: Огонь, чтоб согревать, И молот есть, Взлетающий упруго, И наковальня, Чтобы поддержать При дружеском ударе Сердце друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения по теме "Орнамент. Декоративно-прикладное искусство" 6 класс
Форма урока - игра-путешествие. Цель: обобщить знания учащихся об орнаментальных комплексах и ДПИ Задачи: Закрепить знания учащихся об орнаментальных комплексах и декоративно-прикла...
Разработка урока "Обобщение изученного по теме "Причастие" в 7-ом классе.
В разработку урока входит конспект, составленный с учетом новых требований по развитию УУД. ...

Урок обобщения знаний по теме «Имя прилагательное» в 6 классе
На современном этапе развития образования требуют переосмысления права и обязанности всех участников педагогического взаимодействия – и ученика, и педагога. Традиционное обучение основано ...

Урок обобщения знаний по теме «Имя прилагательное» в 6 классе
На современном этапе развития образования требуют переосмысления права и обязанности всех участников педагогического взаимодействия – и ученика, и педагога. Традиционное обучение основано ...

Урок обобщения знаний по теме «Имя прилагательное» в 6 классе
На современном этапе развития образования требуют переосмысления права и обязанности всех участников педагогического взаимодействия – и ученика, и педагога. Традиционное обучение основано ...

Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""
Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...
Литературный диктант по повести М.Твена "Том Сойер"
Литературный диктант по повести М.Твена "Том Сойер"...