"Н-НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

конспект урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_7_klass.ppt1.44 МБ
Файл razrabotka_uroka_v_7_klasse_po_teme.docx46.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Презентация урока по теме «Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» Выполнила работу Морозова Наталья Александровна учитель русского языка и литературы 2-ой квалификационной категории 2010 г.

Слайд 2

Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит; Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно – покой и простор! – Листья поблекнуть еще не успели, Желты и свежи лежат как ковер... Н.А.Некрасов («Железная дорога»)

Слайд 3

В предложении «Целый день я скитался по густому лесу и наконец увидел протоптанную в ягодниках и мхах тропинку.» найдите причастный оборот с определяемым словом и запишите его, поставив определяемое слово перед причастным оборотом. Запишите их, поставив в форму И.п., ед.ч.

Слайд 4

2. Найдите в предложении глагол в инфинитиве «Ему хотелось вести себя настойчивее.» , поставьте слово в форму прошедшего времени, ж.р., ед. ч., 3-го лица. Запишите . 3. Добавьте обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом, из предложения «Он с трудом продвигался к полю, изучая всё новые и новые места.» Запишите.

Слайд 5

4. Прочитайте предложение «Далеко за деревней находилось болото, которое обходили стороной даже местные старожилы.» , найдите подлежащее в первой части сложного предложения и запишите это слово в форме В.п. ед.ч. с предлогом через.

Слайд 6

«Тропинка, протоптанная в ягодниках и мхах, вела к полю через болото . »

Слайд 7

Выделите в словах суффиксы Гусиный, осенний, кожаный, таинственная, таинственна. протоптанная протоптанна ____

Слайд 8

ТЕМА УРОКА Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Слайд 9

Алгоритм написания н – нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных 1. Определи, образовано ли это слово от глагола Да Нет -енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин- 2. Определи, есть ли у слова приставка (кроме не-) Нет Есть Вывод : пиши нн 3. Установи, от глагола какого вида образовано слово совершенного вида несовершенного вида Вывод : пиши нн

Слайд 10

несовершенного вида 4. Проверь, оканчивается ли слово на - ованный , - ёванный (кроме кованый, жёваный) Нет Да Вывод : пиши нн 5. Определи, есть ли у данного слова зависимое слово Нет Да Вывод : пиши н (жареный картофель) Вывод : пиши нн (жаренный в масле картофель) Алгоритм написания Н и НН

Слайд 11

Соленные Письмо Люди унылы и Соленые Безветренный Лакированные Написанное Свежемороженая Поступить Ягоды подавлены Огурцы День Обдуманно Письмо В бочке огурцы Рыба В корзине Написано Туфли подавленны

Слайд 12

НН Н Соленные в бочке огурцы Люди унылы и подавленны Безветренный день Лакированные туфли Написанное письмо Поступить обдуманно Письмо написано Соленые огурцы Свежемороженая рыба Ягоды подавлены в корзине Проверьте:

Слайд 13

Самостоятельная работа Списать словосочетания, выделить суффиксы вставить, пропущенные буквы, используя алгоритм. I вариант: II вариант: Серебря..ый голосок Ветре..ый день Ути..ая стая Безветре..ая погода Деревя..ая скамейка Карман..ый фонарик Стекля..ая веранда Искусстве..ый цве­ток Оловя..ый жучок Украше..ый сапо­жок Ране..ый перевозчик Связа..ые носки Вяза..ые перчатки Жаре..ые в масле грибы

Слайд 14

Домашнее задание Выберете для себя одно наиболее понравившееся задание: Запишите словосочетания, вставьте буквы, выделите орфограммы ; 1. вы должны будете записать словосочетания, вставив Н и НН в суффиксах. купле…ые книги груже…ый вагон дисциплинирова…ая девочка его речь была взволнова…а люди взволнова…ы сообщением краше…ый краской пол ветре…ый день вскрикнуть испуга…о планы не обдума…ы замече…ые ошибки 2. Напишите лингвистическую сказку на тему «Почему причастие с Н перешло в разряд отглагольных прилагательных? »

Слайд 15

Лингвистическая сказка - это сказка по русскому языку, в которой действуют герои – лингвистические понятия . Цель лингвистической сказки – объяснить законы, правила языка.

Слайд 16

Итог урока Самым интересным на уроке для меня было… Для меня оказалось трудным и сложным… Я был(а) бы рад(а)…

Слайд 17

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Разработка урока в 7 классе по теме:

«Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных».

Цель урока: обобщение и закрепление знаний по теме «Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»

Задачи:

  1. Образовательная
  • Закрепить сведения об условиях написания -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
  • обобщить и систематизировать сведения о правописании -Н- и -НН- в суффиксах частей речи, изученных ранее;
  • выработать  практические умения различать условия написания -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.
  1. Развивающая
  • способствовать развитию мышления, речи, памяти, быстроты реакции и внимания.
  1. Воспитательная
  • формировать коммуникативные умения, положительное и внимательное отношение к русскому языку, а, следовательно, и к культуре своего народа.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Надеюсь, что сегодняшний наш урок будет запоминающимся, интересным и плодотворным для вас и для меня.

- Вы, наверное, удивлены тем, что мы начинаем урок не с определения темы урока? Нет-нет, я про нее не забыла. Определение темы и цели урока мы сформулируем чуть позже, после того, как выполним несколько заданий.

  1. Введение в тему

- Прослушайте отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»  (слайд 2)

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит,

Лёд неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит,

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор! –

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат как ковёр.

- Разбейте этот текст на две смысловые части. Какие это две части? А теперь запишите в тетрадь ту, в которой есть два слова, относящиеся к очень необычной части речи. А необычная она потому, что включает в себя признаки двух самостоятельных  частей речи: прилагательного и глагола. Одни лингвисты относят эту лингвистическую единицу к самостоятельной части речи, другие же считают ее особой формой глагола. Так о как словах и языковом явлении я говорю?

- Какой отрывок вы запишите? Почему? Назовите причастия. На каком основании вы их выделили?

- А теперь вспомните определение причастия.

- Скажите, в словосочетании «проделанная работа» есть причастие? На какие вопросы оно отвечает?

- Определение причастию вы дали. А что такое причастный оборот?

  1. Синтаксическая пятиминутка

Слайд № 3

- Скажите, есть ли причастный оборот в предложении, выделенном синем шрифтом, которое вы видите на слайде?

- Теперь вам нужно составить предложение, выполнив следующие  четыре задания. (приложение 14)

  1. В предложении

«Целый день я скитался по густому лесу и наконец увидел протоптанную в ягодниках и  мхах тропинку»

 найдите причастный оборот с определяемым словом и  запишите его, поставив определяемое  слово перед  причастным оборотом.

- Записывайте в тетрадь то, что у вас получается.

  1. Найдите в предложении глагол в инфинитиве

«Ему хотелось вести себя настойчивее»

поставьте слово в форму прошедшего времени, ж.р., ед. ч., 3-го лица;

  1. Добавьте обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом, из предложения

«Он с трудом продвигался к полю, изучая всё новые и новые места».

  1. Из первой части сложного  предложения

«Далеко за деревней находилось болото,  которое обходили стороной даже  местные  старожилы»

Возьмите подлежащее  и поставьте это слово в форму В.п. ед.ч. с предлогом через.

Какое предложение у вас получилось?

ТРОПИНКА, ПРОТОПТАННАЯ В ЯГОДНИКАХ И МХАХ, ВЕЛА К ПОЛЮ ЧЕРЕЗ  БОЛОТО. 

  • Найдите слово, которое относится к такому уникальному языковому явлению как причастие. Какое это слово? (протоптанная)
  • Разберите это слово по составу.
  • Какая орфограмма в этом слове самая сложная? Объясните ее. Помог ли вам в определении правописания суффикса морфемный разбор?
  • Скажите, а в прилагательных гусиный, осенний, кожаный, таинственна  есть такая орфограмма? Объясните правописание суффиксов в этих  словах. Можно ли, используя эти правила, объяснить правописание НН в суффиксе причастия ПРОТОПТАННАЯ?
  • Образуйте от причастия ПРОТОПТАННАЯ краткую форму. Сколько Н будете писать в суффиксе?
  • Ребята, а почему Смайлик на слайде задумался7 Может быть, я где-то допустила ошибку?
  • Как вы думаете, какова тема и цель нашего урока?

(Запись темы урока)

  1. Повторение изученного

- Эту тему вы изучали на прошлых уроках. Сейчас попросим кого-то из вас попробовать себя в роли учителя и рассказать нам о правописании Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

(рассказ ученика с использованием уже частично существующего алгоритма)

- Вы можете спросить нашего учителя о том, что не поняли.

-Чей вопрос вам понравился больше всего? Почему?

  1. Составление алгоритма (приложение 15)

А сейчас мне бы хотелось, чтобы мы с вами выполнили очень важную и нужную работу: продолжили составление алгоритма по теме «Н и НН в суффиксах разных частей речи». В прошлом году мы начали составлять этот алгоритм по правилу «н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных». Сегодня дополняем, используя тему «н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных». Этот алгоритм поможет нам при подготовке к ГИА.

  1. Определи, образовано ли это слово от глагола

    нет                                                                                                     да

используй правила правописания суффиксов  прилагательного                                      

  1.   Определи, есть ли у слова приставка (кроме не-)

Нет                                                                                                        есть

                                                                                                                       Вывод: пиши нн    

                                                                                    (испуганный воробей).      

  1. Установи, от глагола какого вида образовано слово

Несовершенного вида                                                                 совершенного вида

                                                                                                             Вывод: пиши нн              

                                                                                       (брошенные игрушки).

  1. Проверь, оканчивается ли слово на –ованный,

            - ёванный (кроме кованный, жёванный)

Нет                                                                           Да

                                            Вывод: пиши нн

                                                                          (асфальтированная дорога).

  1. Определи, есть ли у данного слова зависимое слово (зависимые слова)

Нет                                                                               Да        

Вывод: пиши н (жареный картофель)                       Вывод: пиши нн

                                                                              (жаренный в масле картофель).                         

- Как отличить причастие от отглагольного прилагательного?

  1. Задание на развитие быстроты реакции и мышления

- А сейчас давайте отработаем навыки определения правописания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных. Соединив части словосочетаний, запишите их в уже имеющиеся два столбика в зависимости от количества н в суффиксах.

1. соленные

2. письмо

3. люди унылы

4. соленые

5. безветренный

6. лакированный

7. написанное

8. свежемороженая

9. поступить

10. ягоды подавлены

1. огурцы

2. день

3. обдуманно

4. письмо

5. в бочке огурцы

6. рыба

7. в корзине

8. написано

9. туфли

10. подавленны

Ответ: 1-5; 2-8; 3-10; 4-1; 5-2; 6-9; 7-4; 8-6; 9-3; 10-7 

Потом проводится самостоятельная работа на 5-7 минут по вариантам на закрепление материала.

I вариант:

II вариант:

Серебря..ый голосок

Ветре..ый день

Ути..ая стая

Безветре..ая погода

Деревя..ая скамейка

Карман..ый фонарик

Стекля..ая веранда

Искусстве..ый цветок

Оловя..ый жучок

Украше..ый сапожок

Ране..ый перевозчик

Связа..ые носки

Вяза..ые перчатки

Жаре..ые в масле грибы

  1. Выставление отметок
  2. Домашнее задание (приложение 16)

- Задание на дом будет дифференцированным. Я предлагаю вам два вида заданий:

1. вы должны будете записать словосочетания, вставив Н и НН в суффиксах.

  • купле…ые книги
  • груже…ый вагон
  • дисциплинирова…ая девочка
  • его речь была взволнова…а
  • люди взволнова…ы сообщением
  • краше…ый краской пол
  • ветре…ый день
  • вскрикнуть испуга…о
  • планы не обдума…ы
  • замече…ые ошибки
  1. творческое задание: создание «Сказки о том, как причастие с Н перешло в разряд отглагольных прилагательных». Это будет не простая сказка, а лингвистическая. Алгоритм написания лингвистической сказки у вас на партах. (приложение 17)
  1. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одна и две -н- в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

традиционный урок- закрепление  по теме "Одна и две буквы -н- в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных"...

План-конспект урока русского языка в 7 классе"Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных" с ЭОР.

Урок - введение нового материала и самостоятельной деятельности учащихся с использованием ЭОР (электронно-образовательных ресурсов)  пробуждает интерес к изучаемому предмету, способствует во...

Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

н и нн в суффиксах страдательных причастий - отглагольные прилагательные, формы причастий Тема сегодняшнего урока «Правописание одной и двух букв Н в суффиксах причастий». Эта тема вплотную...

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

Урок русского языка:  «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных»....

Н или НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

Урок - лабороторная работа по русскому языку в 10 классе (УМК Гольцовой)....

Алгоритм "Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных"

Алгоритм "Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных"...