«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ОГЭ»
статья по русскому языку на тему
Материал содержит информацию по подготовке к ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.soveshch.docx | 15.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кокинская основная общеобразовательная школа»
ДОКЛАД
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ОГЭ»
учитель Балобанова С.В.
2015 г.
Успешная сдача экзамена по русскому языку в 9 классе зависит от того, что и как мы изучали с пятого класса. Но чем ближе ОГЭ, тем сильнее стремление учителя больше внимания на уроке уделить непосредственно подготовке к экзамену. Невозможна подготовка к ОГЭ без повторения изученного материала.
Возникает закономерный вопрос: как организовать планомерное повторение учебного материала? Обобщающее повторение невозможно без схем и опор. Они создаются в ходе изучения материала и постоянно используются для повторения. Электронная доска дает возможность применить новые виды схем. Например, при обобщающем повторении теоретического материала удобен денотатный граф. Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения существенных признаков ключевого понятия. Создание такой схемы предполагает выделение ключевого слова или словосочетания; чередование имени и глагола в графе (глагол выражает движение от понятия к его существенному признаку); дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — "веточки"; соотнесение каждого слова — "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д. Насколько удобна такая схема, можно увидеть на примере такой сложной по структуре теме, как виды сказуемых. Денотатный граф позволяет «разложить по полочкам» основные понятия и проиллюстрировать их наглядными примерами.
В начале учебного года провожу тестирование для выявления "слабых" мест в знаниях учащихся и разрабатывается программа изучения определенных тем, контроль , консультации. Вопросы тестов всегда используется при контроле знаний учащихся практически на каждом уроке, при тематическом контроле и итоговом контроле. На занятиях разбираются наиболее сложные вопросы и во втором полугодии их разбирают сильные ученики или решение их готовят слабые ученики. Огромную помощь сейчас оказывает Интернет; появляются очень хорошие сайты по тестированию и подготовке к ОГЭ по русскому языку, которые позволяют в режиме онлайн провести проверку знаний и объективно оценить уровень знаний. Что особенно радует - сайты хорошо оформлены, содержат много вариативных заданий и материалы для правильных ответов. Это очень важно для нашей, для сельской школы - не потеряна связь с миром. В этом отношении приветствую инициативу "По уши в ГИА"- за что сайту отдельное спасибо!!! С результата ми тестов-всех видов - обязательно информирую родителей через дневник.
Уже можно сделать вывод, что организация повторения и формирование у обучающихся навыков работы с тестами в ходе подготовки к итоговой аттестации, в основном, обеспечивают необходимое качество изучаемого материала. Повторение осуществляется в 9 классе в течение всего учебного года и поэтапно, после изучения отдельных тем. Кроме того, по таким предметам календарно-тематическим планированием предусмотрено блочное повторение в начале и по окончанию учебного года. На уроках контроль повторения и подготовки к экзаменам проводится в форме тестирования, фронтального опроса, индивидуальной работы с учащимися. При проведении дополнительных занятий формы работы, в основном, индивидуализированы. Учащиеся на занятиях и дома пользуются материалами и полезными ссылками: «ОГЭ! Проблемы, пути решения», «Готовимся к ОГЭ» и т.д.
В своей работе главными формами системной подготовки к итоговой аттестации в основной школе вижу следующее:
- систематический контроль над формированием языковой компетентности учащихся через проведение понятийных диктантов, взаимоопросов по изученным темам; введение в урок мини-тестов, позволяющих оперативно проверить уровень усвоения учащимися теоретических знаний; создание индивидуальных и коллективных проектов по исследованию лингвистических понятий; комплексный анализ лингвистических текстов и составление собственных научных суждений с опорой на эпиграф, проблемный вопрос;
- через ежеурочный комплексный анализ текстов различных стилей и типов речи совершенствование лингвистической и коммуникативной компетентностей учащихся через исследование орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых и стилистических норм с опорой на неадаптированные тексты;
- организация итогового контроля в конце каждого класса только с опорой на комплексную работу с текстом с обязательным включением элементов тестирования с применением учащимися специально разработанных бланков для заполнения ответов, что способствует не только более удобной проверке, но и усвоению учащимися технологии работы с различными бланками;
- ведение индивидуальных, групповых занятий, курсов по выбору, направленных на развитие и коррекцию знаний, умений и навыков учащихся.
Анализ результатов написания пробных экзаменов по русскому языку в новой форме свидетельствуют о том, что большие затруднения при подготовке к экзамену и в процессе написания самой экзаменационной работы вызывает как творческая часть работы (написание подробного изложения и сочинения-рассуждения), так и выполнение заданий, связанных с языковым разбором. Именно поэтому подготовка к экзамену представляет собой многоаспектную работу, которая предполагает и углублённое повторение изученного ранее материала (в 5-9 классах!), и постоянную тренировку в языковом анализе, и развитие коммуникативных умений, связанных с восприятием чужого текста (на слух и/или зрительно), с анализом текста и созданием собственного речевого высказывания, которое соответствовало бы определенным требованиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления совершенствования системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике
Изменения в форме итоговой аттестации являются следствием изменений, происходящих в обществе и в системе образования. В связи с этим возникает необходимость совершенствования процесса подготовки...
Повышения эффективности профессиональной подготовки учащихся через совершенствование методов обучения
Современное состояние профессионального образования отражает усиливающийся дисбаланс между возрастающими требованиями общества и работодателей к уровню компетенции кадров, способности успешно строить ...
«Обобщение опыта работы учителей математики по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»
Часть 1. Вступительное слово. Экзамен по ЕГЭ и ОГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высок...
Совершенствование преподавания русского языка в старших классах. Профильная подготовка учащихся. Элективные курсы
Выступление на секции учителей русского языка и литературы РМО, 2011 г. ...
Проблемы совершенствования подготовки спец-ов в современных условиях
Реализация принципа поэтапности в процессе формирования речевых компетенций у студентов...
Сборник "Пути совершенствования подготовки катехизаторов к осуществлению духовно-просветительской деятельности на приходах Русской Православной Церкви"
Сборник, одним из авторов которого я являюсь,составлен на основе материалов практической конференции "Пути совершенствования подготовки катехизаторов к осуществлению духовно-просвятительской деят...