Повторение темы "Причастие" урок русского языка в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Товстик Лидия Олеговна

Повторительно-обобщающий урок по теме "Причастие". Форма: урок-экскурсия. Образовательные цели: повторить, обобщить, систематизировать и закрепить знания о причастиии. Уметь применять полученные знания на практике. Урок сопровождается презентацией. Учащиеся работают в маршрутных листах, выполняют разноуровневое задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-ekskursiya.docx30.19 КБ
Файл zadaniya.docx29.23 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.rar938.63 КБ
Microsoft Office document icon marshrutnyy_list.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

План урока по русскому языку в 7 классе

Повторение темы «Причастие»

Цели:

Образовательные:

- Повторить, обобщить, систематизировать и закрепить знания о причастии

- уметь использовать полученные знания, умения и навыки в практической деятельности

- совершенствовать ЗУН, приобретенные в процессе изучения причастий

 развивающие:

- развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;

- развитие мыслительных процессов на основе анализа, сравнения, классификации и обобщения, развитию внутреннего плана действий на основе работы по алгоритму.

- развитие аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы);

- развитие коммуникативных навыков, взаимопроверка работ.

- развитие навыков самостоятельной работы (самопроверка, самоанализ, самоконтроль);

- развитие воображения, памяти, устной и письменной речи

- обогащение словарного запаса уч-ся, расширение их кругозора

воспитательные:

- воспитание познавательного интереса к изучению русского языка, истории, культуре, живописи, музыке, литературе

- воспитание нравственных качеств школьников (эстетического вкус), эстетического восприятия картин русского художника, патриотического отношения к русской истории

- формирование положительной мотивации к учебной деятельности на основе использования элементов техники личностно - ориентированного обучения.

Задачи:

- закрепление умения находить причастия в тексте

- совершенствование навыка использования причастий в устной и письменной речи

- определять его грамматические признаки

- находить и правильно писать орфограммы в причастии

- выделять запятыми причастный оборот

- правильно употреблять причастия и причастные обороты

- определять вид причастия, образовывать от глагола

        -совершенствовать орфографические умения и навыки

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: урок-игра, экскурсия

Методические приемы: беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа, разноуровневые задания.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, дидактический материал (портреты Есенина С.А., Пушкина А.С., картина Айвазовского И.К., «Толковый словарь русского языка» /Авт. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова), индивидуальные карточки.

Ход урока

1.  Организационный момент  (2 мин.)

Цель: создать рабочую атмосферу на уроке, настроить учащихся на учебную деятельность

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада вас видеть! Сегодня у нас заключительный урок-повторение по теме «Причастие», и пройдет он в необычной форме, так как нам предстоит совершить небольшую, но очень интересную экскурсию по столице нашей страны – МОСКВЕ. Постарайтесь сформулировать цели нашего урока.

3. Актуализация знаний учащихся  (20 мин.)

Вам, как настоящим туристам, необходимо получить маршрутные листы, которые нужно заполнять в процессе выполнения заданий. В ходе нашего путешествия за каждое правильно выполненное задание вы можете получить 1 балл, максимальное количество баллов – 50. Затем вам предстоит выполнить индивидуальные задания и получить дополнительные баллы. В конце урока баллы складываются, и вы получаете оценку:

90-100 б.- «5»

70-90 б.  - «4»

от 50 б.  -  «3»

Маршрутные листы вы сможете приобрести, если правильно и быстро разгадаете этот

кроссворд:

7п

а

д

е

ж

р

е

м

я

и

д

и

с

л

о

л

а

г

о

л

е

й

с

т

в

и

т

е

л

ь

н

о

е

10с

т

р

а

д

а

т

е

л

ь

н

о

е

2п

р

и

л

а

г

а

т

е

л

ь

н

о

е

п

р

е

д

е

л

я

е

м

о

е

11к

р

а

т

к

а

я

о

д

Максимальное количество баллов - 13

1, 2 – часть речи, признаки которой имеет причастие.

3, 4– признаки глагола у причастия.

5,  6, 7 – признаки прилагательного у причастия.

8 – как называется слово, к которому относится причастие?

9 – как называется причастие, обозначающее признак того предмета, который сам производит действие?

10 – как называется причастие, обозначающее признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета?

11 – какую форму имеют страдательные причастия, но не имеют действительные?

Дайте определение «ПРИЧАСТИЕ»    

Дайте определение «ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ»  (всего: 13 Б.)

Учитель: С этим заданием вы справились отлично, держите маршрутные листы!

 Уважаемые экскурсанты! Сегодня я проведу Вас по залам одного из крупнейших музеев мира – Государственной Третьяковской галереи. Это настоящая сокровищница, в стенах которой собраны великолепные шедевры живописи и графики. Мы находимся в зале, где Вы можете видеть выставку работ известного художника-мариниста 19 века, Айвазовского И.К. (слайды 1-3)

Одно из наиболее известных его произведений – это картина «Девятый вал». (слайд 4)

Работа с текстом по картине.

Задание: Найти причастия, записать их в маршрутный лист. Указать количество знаков препинания.  

На картине изображено поднимающееся над гневной пучиной солнце. Оно разрывает густую завесу туч и пронизывает золотым сиянием волны и пену, повисшую в воздухе. Только теперь можно разглядеть всё, что недавно было скрыто ночным мраком. Безграничный простор, сливающийся с небом, по которому мчатся гонимые ветром облака. Высоко поднимаются яростно рвущие волны. Самая высокая из них устремилась к горсточке людей, спасающихся на обломках мачты. Это девятый вал. 

Самопроверка выполненного задания. (слайд 5), (10 Б.)

Учитель: Ребята, тише! Мы с вами находимся в драматическом театре имени Пушкина. (звукозапись)

Задание: записать количество услышанных причастий.  (слайд 6)

На сцене театра идет литературный вечер. Только что мы прослушали стихотворение С.А. Есенина, посвященное А.С. Пушкину в исполнении актера С. Безрукова.

Самопроверка задания: ставший, выкованной, сподобленный, обреченный. (слайд 7), (4 Б.)

Лексическая работа: Значение слова «ПРИЧАСТИЕ» (работа с толковым словарем)

Причастие – 1) Форма глагола, имеющая наряду с категориями глагола (время, залог, вид) категориями прилагательного (род, падеж). 2) То же, что причащение (символизирующее кровь и тело Иисуса Христа вино в чаше с кусочками просвиры, принимаемые верующими во время церковного обряда.

Учитель: Прислушайтесь! Мы уже в одном из залов государственной филармонии, где идет концерт, посвященный творчеству С.А. Есенина. (слайды 8-9, звукозапись)

Задание: записать количество услышанных причастий

Мы прослушали романс «Не жалею, не зову, не плачу» на стихи С. Есенина в исполнении Е. Солодкиной.

Самопроверка задания: охваченный, тронутое, утраченная  (слайд 10), (3Б.)

Учитель: А вот перед нами открыты двери института русского языка им. В.В. Виноградова. (слайд 11). 

Институт русского языка им. В.  В. Виноградова РАН является ведущим центром научных исследований по русскому языку в России и за рубежом, в задачи которого входит оценка речевых инноваций с точки зрения их нормативности и кодификация норм литературного языка в нормативных словарях, грамматиках, справочниках по культуре речи.

Результатами этой деятельности являются словари, монографии, компьютерные фонды и базы данных, крупнейшая фонотека звучащей русской речи во всех ее разновидностях с начала XX в. до наших дней, многомиллионные словарные картотеки по текстам древнерусской письменности с XI-го по XVII век, а также десятилетиями собиравшиеся по специальной программе уникальные материалы всех диалектов России.

Виктор Владимирович Виноградов (12 января1895 — 4октября 1969) — русский литературовед и лингвист-русист, академик, доктор филологических наук, лауреат Сталинской премии (1951).

Выполнение заданий на закрепление изученной темы (слайды 12-16)

Взаимопроверка (слайды 17-21)

   

3. Индивидуальная работа учащихся  (15 мин.)

Взаимопроверка. Выставление оценок.

4. Итоги урока. Цифровой устный диктант. (8 мин.)

Давайте повторим и обобщим полученные вами знания по теме «Причастие».  Для этого проведём цифровой диктант.

Если вы согласны с моим утверждением, поднимите цифру 1, если нет – 0.

Я утверждаю, что…

  1. Причастие может быть действительным и страдательным.  (1)
  2. ДПНВ образуютя от глаголов 1 спряжения с помощью –ащ-, ящ-, от глаголов 2 спряжения с помощью –ущ-, -ющ-. (0)
  3. СПНВ образуются от глаголов  1 спряжения с помощью –ем-, -ом-, а от глаголов 2 спряжения с помощью – им-.  (1)
  4. Причастия в предложении в полной форме являются определением, а в краткой форме – сказуемым.  (1)
  5. Причастия, обозначающие признак того предмета, который сам совершает действие называются страдательными.  (0)
  6. Причастный оборот в предложении всегда выделяется запятыми.  (0)
  7. НЕ с причастиями пишется слитно только тогда, когда причастие без не не употребляется.  (0)
  8. В кратких причастиях пишется Н, в полных – НН.  (1)

5. Домашнее задание: повторить изученные сведения о причастии, подготовиться к контрольному диктанту, упр. 228; индивидуальное задание: карточки 2 учащимся.

6. Рефлексия.

Каким жетоном вы оцените наш урок?  

Цвета:  желтый  - понравился

                 синий - не понравился

             зеленый - затрудняюсь ответить



Предварительный просмотр:

1 уровень сложности

 Задание 1: Выпишите из спрятанных слов только причастия, укажите их вид.

1. Крепкий, укрепленный, крепчайший.

2. Действительный, действовавший.

3. Бережный, сбереженный, сберегательный

4. Заметный, замечаемый, замечательный.

5. Строительный, строящийся.

 Задание 2: От данных глаголов образовать  все возможные формы причастий                                   

Собраться-___________________                                                                                            __

Собираться-__________________________________________________________________

Приезжать-____________________________________________________________________

Посещать_____________________________________________________________________

Посетить_______________________________________________________________          __

Задание 1: Выпишите из спрятанных слов только причастия, укажите их вид.

1. Крепкий, укрепленный, крепчайший.

2. Действительный, действовавший.

3. Бережный, сбереженный, сберегательный

4. Заметный, замечаемый, замечательный.

5. Строительный, строящийся.

 Задание 2: От данных глаголов образуйте  все возможные формы причастий                                   

Собраться-___________________                                                                                            __

Собираться-__________________________________________________________________

Приезжать-____________________________________________________________________

Посещать_____________________________________________________________________

Посетить_______________________________________________________________          __

Задание 1: Выпишите из спрятанных слов только причастия, укажите их вид.

1. Крепкий, укрепленный, крепчайший.

2. Действительный, действовавший.

3. Бережный, сбереженный, сберегательный

4. Заметный, замечаемый, замечательный.

5. Строительный, строящийся.

 Задание 2: От данных глаголов образовать  все возможные формы причастий                                   

Собраться-___________________                                                                                            __

Собираться-__________________________________________________________________

Приезжать-____________________________________________________________________

Посещать_____________________________________________________________________

Посетить_______________________________________________________________          

Ключи:

Задание 1: Выпишите из спрятанных слов только причастия, укажите их вид.

1. Крепкий, укрепленный, крепчайший.  (страд.)

2. Действительный, действовавший. (дейст.)

3. Бережный, сбереженный, сберегательный  (страд.)

4. Заметный, замечаемый, замечательный. (страд.)

5. Строительный, строящийся. (дейст.)            Максимальное количество баллов - 5

  Задание 2: От данных глаголов образуйте  все возможные формы причастий                                   

1. Собраться-_собравшийся, собранный                                                                                        

2. Собираться-_собирающийся, собираемый

3. Приезжать-_приезжающий, приезжавший

4. Посещать- посещающий, посещаемый, посещенный

5. Посетить- посетивший                                     Максимальное количество баллов - 5

Ключи:

Задание 1: Выпишите из спрятанных слов только причастия, укажите их вид.

1. Крепкий, укрепленный, крепчайший.  (страд.)

2. Действительный, действовавший. (дейст.)

3. Бережный, сбереженный, сберегательный  (страд.)

4. Заметный, замечаемый, замечательный. (страд.)

5. Строительный, строящийся. (дейст.)            Максимальное количество баллов - 5

  Задание 2: От данных глаголов образуйте  все возможные формы причастий                                   

1. Собраться-_собравшийся, собранный                                                                                        

2. Собираться-_собирающийся, собираемый

3. Приезжать-_приезжающий, приезжавший

4. Посещать- посещающий, посещаемый, посещенный

5. Посетить- посетивший                                   Максимальное количество баллов - 5

2 уровень сложности

Задание 1: Замените описательный оборот со словом который причастием, поставив его перед или после определяемого слова. Запишите полученные предложения.

1. Листва, которая опала, ярким ковром покрыла землю.

2. Лес, который сбросил листья, готовится к зимнему сну.

3. Птицы, которые улетают на юг, прощаются с родными местами.

4. Туристы, которые шли по компасу, скоро вышли на дорогу.

5. Солнце, которое показалось из-за гор, ослепило нас.

Задание 2: Прочитайте текст. Какие речевые ошибки допущены? Как их исправить? Запишите полученные предложения.

Тяжелый знойный воздух словно замер. Горячее лицо искало ветра. Ветер освежил бы его. Солнце так и било с неба. Небо потемнело. Прямо перед нами на другом берегу желтело поле. Поле кое-где поросло полынью.

Задание 1: Замените описательный оборот со словом который причастием, поставив его перед или после определяемого слова. Запишите полученные предложения.

1. Листва, которая опала, ярким ковром покрыла землю.

2. Лес, который сбросил листья, готовится к зимнему сну.

3. Птицы, которые улетают на юг, прощаются с родными местами.

4. Туристы, которые шли по компасу, скоро вышли на дорогу.

5. Солнце, которое показалось из-за гор, ослепило нас.

Задание 2: Прочитайте текст. Какие речевые ошибки допущены? Как их исправить? Запишите полученные предложения.

Тяжелый знойный воздух словно замер. Горячее лицо искало ветра. Ветер освежил бы его. Солнце так и било с неба. Небо потемнело. Прямо перед нами на другом берегу желтело поле. Поле кое-где поросло полынью.

Задание 1: Замените описательный оборот со словом который причастием, поставив его перед или после определяемого слова. Запишите полученные предложения.

1. Листва, которая опала, ярким ковром покрыла землю.

2. Лес, который сбросил листья, готовится к зимнему сну.

3. Птицы, которые улетают на юг, прощаются с родными местами.

4. Туристы, которые шли по компасу, скоро вышли на дорогу.

5. Солнце, которое показалось из-за гор, ослепило нас.

Задание 2: Прочитайте текст. Какие речевые ошибки допущены? Как их исправить? Запишите полученные предложения.

Тяжелый знойный воздух словно замер. Горячее лицо искало ветра. Ветер освежил бы его. Солнце так и било с неба. Небо потемнело. Прямо перед нами на другом берегу желтело поле. Поле кое-где поросло полынью.

Задание 1: Замените описательный оборот со словом который причастием, поставив его перед или после определяемого слова. Запишите полученные предложения.

1. Листва, которая опала, ярким ковром покрыла землю.

2. Лес, который сбросил листья, готовится к зимнему сну.

3. Птицы, которые улетают на юг, прощаются с родными местами.

4. Туристы, которые шли по компасу, скоро вышли на дорогу.

5. Солнце, которое показалось из-за гор, ослепило нас.

Задание 2: Прочитайте текст. Какие речевые ошибки допущены? Как их исправить? Запишите полученные предложения.

Тяжелый знойный воздух словно замер. Горячее лицо искало ветра. Ветер освежил бы его. Солнце так и било с неба. Небо потемнело. Прямо перед нами на другом берегу желтело поле. Поле кое-где поросло полынью.

Задание 1: Замените описательный оборот со словом который причастием, поставив его перед или после определяемого слова. Запишите полученные предложения.

1. Листва, которая опала, ярким ковром покрыла землю.

2. Лес, который сбросил листья, готовится к зимнему сну.

3. Птицы, которые улетают на юг, прощаются с родными местами.

4. Туристы, которые шли по компасу, скоро вышли на дорогу.

5. Солнце, которое показалось из-за гор, ослепило нас.

Задание 2: Прочитайте текст. Какие речевые ошибки допущены? Как их исправить? Запишите полученные предложения.

Тяжелый знойный воздух словно замер. Горячее лицо искало ветра. Ветер освежил бы его. Солнце так и било с неба. Небо потемнело. Прямо перед нами на другом берегу желтело поле. Поле кое-где поросло полынью.

Задание 1: Замените описательный оборот со словом который причастием, поставив его перед или после определяемого слова. Запишите полученные предложения.

1. Листва, которая опала, ярким ковром покрыла землю.

2. Лес, который сбросил листья, готовится к зимнему сну.

3. Птицы, которые улетают на юг, прощаются с родными местами.

4. Туристы, которые шли по компасу, скоро вышли на дорогу.

5. Солнце, которое показалось из-за гор, ослепило нас.

Задание 2: Прочитайте текст. Какие речевые ошибки допущены? Как их исправить? Запишите полученные предложения.

Тяжелый знойный воздух словно замер. Горячее лицо искало ветра. Ветер освежил бы его. Солнце так и било с неба. Небо потемнело. Прямо перед нами на другом берегу желтело поле. Поле кое-где поросло полынью.

Ключи:

Задание 1: Замените описательный оборот со словом который причастием, поставив его перед или после определяемого слова. Запишите полученные предложения.

1. Опавшая листва ярким ковром покрыла землю.

2. Лес, сбросивший листья, готовится к зимнему сну.

3. Птицы, улетающие на юг, прощаются с родными местами.

4. Туристы, шедшие по компасу, скоро вышли на дорогу.

5. Солнце, показавшееся из-за гор, ослепило нас.    

            Максимальное количество баллов – 10    (каждое правильное причастие – 2 балла)

Задание 2: Прочитайте текст. Какие речевые ошибки допущены? Как их исправить? Запишите полученные предложения.

Тяжелый знойный воздух словно замер. Горячее лицо искало ветра, освежившего его. Солнце так и било с потемневшего неба. Прямо перед нами на другом берегу желтело поле, кое-где поросшее полынью.                        Максимальное количество баллов - 20

                                          (Правильное причастие – 4 балла, поставленная запятая – 4 балла)

Ключи:

Задание 1: Замените описательный оборот со словом который причастием, поставив его перед или после определяемого слова. Запишите полученные предложения.

1. Опавшая листва ярким ковром покрыла землю.

2. Лес, сбросивший листья, готовится к зимнему сну.

3. Птицы, улетающие на юг, прощаются с родными местами.

4. Туристы, шедшие по компасу, скоро вышли на дорогу.

5. Солнце, показавшееся из-за гор, ослепило нас.    

           Максимальное количество баллов – 10    (каждое правильное причастие – 2 балла)

Задание 2: Прочитайте текст. Какие речевые ошибки допущены? Как их исправить? Запишите полученные предложения.

Тяжелый знойный воздух словно замер. Горячее лицо искало ветра, освежившего его. Солнце так и било с потемневшего неба. Прямо перед нами на другом берегу желтело поле, кое-где поросшее полынью.                        Максимальное количество баллов - 20

                                          (Правильное причастие – 4 балла, поставленная запятая – 4 балла)

Ключи:

Задание 1: Замените описательный оборот со словом который причастием, поставив его перед или после определяемого слова. Запишите полученные предложения.

1. Опавшая листва ярким ковром покрыла землю.

2. Лес, сбросивший листья, готовится к зимнему сну.

3. Птицы, улетающие на юг, прощаются с родными местами.

4. Туристы, шедшие по компасу, скоро вышли на дорогу.

5. Солнце, показавшееся из-за гор, ослепило нас.    

           Максимальное количество баллов – 10    (каждое правильное причастие – 2 балла)

Задание 2: Прочитайте текст. Какие речевые ошибки допущены? Как их исправить? Запишите полученные предложения.

Тяжелый знойный воздух словно замер. Горячее лицо искало ветра, освежившего его. Солнце так и било с потемневшего неба. Прямо перед нами на другом берегу желтело поле, кое-где поросшее полынью.                        Максимальное количество баллов - 20

                                          (Правильное причастие – 4 балла, поставленная запятая – 4 балла)

Ключи:

Задание 1: Замените описательный оборот со словом который причастием, поставив его перед или после определяемого слова. Запишите полученные предложения.

1. Опавшая листва ярким ковром покрыла землю.

2. Лес, сбросивший листья, готовится к зимнему сну.

3. Птицы, улетающие на юг, прощаются с родными местами.

4. Туристы, шедшие по компасу, скоро вышли на дорогу.

5. Солнце, показавшееся из-за гор, ослепило нас.    

           Максимальное количество баллов – 10    (каждое правильное причастие – 2 балла)

Задание 2: Прочитайте текст. Какие речевые ошибки допущены? Как их исправить? Запишите полученные предложения.

Тяжелый знойный воздух словно замер. Горячее лицо искало ветра, освежившего его. Солнце так и било с потемневшего неба. Прямо перед нами на другом берегу желтело поле, кое-где поросшее полынью.                        Максимальное количество баллов - 20

                                          (Правильное причастие – 4 балла, поставленная запятая – 4 балла)

Ключи:

Задание 1: Замените описательный оборот со словом который причастием, поставив его перед или после определяемого слова. Запишите полученные предложения.

1. Опавшая листва ярким ковром покрыла землю.

2. Лес, сбросивший листья, готовится к зимнему сну.

3. Птицы, улетающие на юг, прощаются с родными местами.

4. Туристы, шедшие по компасу, скоро вышли на дорогу.

5. Солнце, показавшееся из-за гор, ослепило нас.    

           Максимальное количество баллов – 10    (каждое правильное причастие – 2 балла)

Задание 2: Прочитайте текст. Какие речевые ошибки допущены? Как их исправить? Запишите полученные предложения.

Тяжелый знойный воздух словно замер. Горячее лицо искало ветра, освежившего его. Солнце так и било с потемневшего неба. Прямо перед нами на другом берегу желтело поле, кое-где поросшее полынью.                        Максимальное количество баллов - 20

                                          (Правильное причастие – 4 балла, поставленная запятая – 4 балла)

Ключи:

Задание 1: Замените описательный оборот со словом который причастием, поставив его перед или после определяемого слова. Запишите полученные предложения.

1. Опавшая листва ярким ковром покрыла землю.

2. Лес, сбросивший листья, готовится к зимнему сну.

3. Птицы, улетающие на юг, прощаются с родными местами.

4. Туристы, шедшие по компасу, скоро вышли на дорогу.

5. Солнце, показавшееся из-за гор, ослепило нас.    

           Максимальное количество баллов – 10    (каждое правильное причастие – 2 балла)

Задание 2: Прочитайте текст. Какие речевые ошибки допущены? Как их исправить? Запишите полученные предложения.

Тяжелый знойный воздух словно замер. Горячее лицо искало ветра, освежившего его. Солнце так и било с потемневшего неба. Прямо перед нами на другом берегу желтело поле, кое-где поросшее полынью.                        Максимальное количество баллов - 20

                                          (Правильное причастие – 4 балла, поставленная запятая – 4 балла)

Дополнительные задания

Задание 1: Прочитайте текст. Можно ли его украсить? Вставьте в текст причастия, пользуясь словами для вставки. Запишите полученные предложения.

       Настали осенние дни. Утром роса блестит в косых лучах солнца. И на этой синеве причудливым желтым узором сквозят березы. Воздух чист и прозрачен. Четко выступают дали. На фоне берез и осин резко вырисовываются темно-зеленые ели. А там, в низине, багровым пятном выступает клен. На росистой траве серебрится сеть паутины. Взгляните вверх, и вы увидите ряд тончайших нитей паутины. 

       

                   Слова для вставки: 

     Слабо греет солнце, поредели березы, блестят позолотой березы, покраснели осины, летят на фоне голубого неба нити паутины.

Максимальное количество баллов – 20

Задание 2: Оформи свои наблюдения.

Роль причастий в художественном тексте.

Причастие, совмещая в одном слове признаки двух частей речи ________________ и ______________, и эта их особенность даёт возможность сочетать  в одном слове _______________ и________________. Они способны передать информацию более________________, заменив ______________ конструкцию. Использование причастий дает возможность избежать ___________________ ошибок, связанных с______________________. Большую  роль играют причастия в текстах-описаниях, выделяя при помощи _______________ важные слова в тексте. Но помимо эмоциональной и выразительной функции причастия наделены способностью  создавать  ________________ и _____________ образы.  Главная задача художественного текста – воздействовать на читателя, и роль причастий в этом__________________________________.

Дополнительные задания

Задание 1: Прочитайте текст. Можно ли его украсить? Вставьте в текст причастия, пользуясь словами для вставки. Запишите полученные предложения.

       Настали осенние дни. Утром роса блестит в косых лучах солнца. И на этой синеве причудливым желтым узором сквозят березы. Воздух чист и прозрачен. Четко выступают дали. На фоне берез и осин резко вырисовываются темно-зеленые ели. А там, в низине, багровым пятном выступает клен. На росистой траве серебрится сеть паутины. Взгляните вверх, и вы увидите ряд тончайших нитей паутины. 

       

                   Слова для вставки: 

     Слабо греет солнце, поредели березы, блестят позолотой березы, покраснели осины, летят на фоне голубого неба нити паутины.

Максимальное количество баллов – 20

Задание 2: Оформи свои наблюдения.

Роль причастий в художественном тексте.

Причастие, совмещая в одном слове признаки двух частей речи ________________ и ______________, и эта их особенность даёт возможность сочетать  в одном слове _______________ и________________. Они способны передать информацию более________________, заменив ______________ конструкцию. Использование причастий дает возможность избежать ___________________ ошибок, связанных с______________________. Большую  роль играют причастия в текстах-описаниях, выделяя при помощи _______________ важные слова в тексте. Но помимо эмоциональной и выразительной функции причастия наделены способностью  создавать  ________________ и _____________ образы.  Главная задача художественного текста – воздействовать на читателя, и роль причастий в этом______________

Мечтая о могучем даре

Того, кто русской стал судьбой,

Стою я на Тверском бульваре,

Стою и говорю с тобой.

Блондинистый, почти белесый,

В легендах ставший как туман,

О Александр! Ты был повеса,

Как я сегодня хулиган.

Но эти милые забавы

Не затемнили образ твой,

И в бронзе выкованной славы

Трясешь ты гордой головой.

А я стою, как пред причастьем,

И говорю в ответ тебе:

Я умер бы сейчас от счастья,

Сподобленный такой судьбе.

Но, обреченный на гоненье,

Еще я долго буду петь…

Чтоб и мое степное пенье

Сумело бронзой прозвенеть.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! Ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленом листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Мечтая о могучем даре

Того, кто русской стал судьбой,

Стою я на Тверском бульваре,

Стою и говорю с тобой.

Блондинистый, почти белесый,

В легендах ставший как туман,

О Александр! Ты был повеса,

Как я сегодня хулиган.

Но эти милые забавы

Не затемнили образ твой,

И в бронзе выкованной славы

Трясешь ты гордой головой.

А я стою, как пред причастьем,

И говорю в ответ тебе:

Я умер бы сейчас от счастья,

Сподобленный такой судьбе.

Но, обреченный на гоненье,

Еще я долго буду петь…

Чтоб и мое степное пенье

Сумело бронзой прозвенеть.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! Ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленом листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Д/з: Образуйте от глаголов причастия. Запишите словосочетания.

Желтеет трава -

Прилипли к земле листья  -

Ветер растрепал куст  -

Трепещет осинка  -

Березки колышутся на ветру

Д/з: Образуйте от глаголов причастия. Запишите словосочетания.

Шелестят листочки -

Притихла земля  -

Дождь барабанит по земле -

Чавкает под ногами грязь -

Курлыкают журавли -



Подписи к слайдам:

УРОК-ЭКСКУРСИЯ ПО МОСКВЕ
ГосударственнаяТретьяковская Галерея – художественный музей, имеющий одну из самых крупных и значительных в мире коллекций российского изобразительного искусства
основана 22 мая 1856 года
Всемирно известный российский художник-маринист. Им создано около 6000 произведений
Айвазовский Иван Константинович17.07.1817 - 2.05.1900
«Буря на северном море»
«Парусник»
«Девятый вал» – одна из самых знаменитых картин художника. Включена в книгу «100 великих картин»
На картине изображено поднимающееся над гневной пучиной солнце. Оно разрывает густую завесу туч и пронизывает золотым сиянием волны и пену повисшую в воздухе. Только теперь можно разглядеть всё, что недавно было скрыто ночным мраком. Безграничный простор сливающийся с небом по которому мчатся гонимые ветром облака. Высоко поднимаются яростно рвущие волны. Самая высокая из них устремилась к горсточке людей спасающихся на обломках мачты. Это девятый вал.
«Девятый вал» – одна из самых знаменитых картин художника. Включена в книгу «100 великих картин»
На картине изображено поднимающееся над гневной пучиной солнце. Оно разрывает густую завесу туч и пронизывает золотым сиянием волны и пену, повисшую в воздухе. Только теперь можно разглядеть всё, что недавно было скрыто ночным мраком. Безграничный простор, сливающийся с небом, по которому мчатся гонимые ветром облака. Высоко поднимаются яростно рвущие волны. Самая высокая из них устремилась к горсточке людей, спасающихся на обломках мачты. Это девятый вал.
Московский драматический театр имени А.С. Пушкина основан в 1950 году
Мечтая о могучем дареТого, кто русской стал судьбой, Стою я на Тверском бульваре, Стою и говорю с тобой. Блондинистый, почти белесый, БЕЛЕСЫЙ – тусклый и светлый до белизны. В легендах ставший как туман, О Александр! Ты был повеса, ПОВЕСА – молодой человек, проводящий время Как я сегодня хулиган. в легкомысленных затеях, в безделье.  Но эти милые забавы Не затемнили образ твой, И в бронзе выкованной славы Трясешь ты гордой головой.  А я стою, как пред причастьем, ПРИЧАСТЬЕ = ПРИЧАСТИЕ = ПРИЧАЩЕНИЕ ? И говорю в ответ тебе: Я умер бы сейчас от счастья, Сподобленный такой судьбе.  Но, обреченный на гоненье, Еще я долго буду петь… Чтоб и мое степное пенье Сумело бронзой прозвенеть.
Московская государственная филармония – одна из крупнейших концертных организаций мира

3000 концертов в год в 9 концертных залах

Сергей Есенин - русский поэт XX века 21.11.1895 – 28.12.1925

Не жалею, не зову, не плачу,Все пройдет, как с белых яблонь дым.Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым.Ты теперь не так уж будешь биться,Сердце, тронутое холодком,И страна березового ситцаНе заманит шляться босиком.Дух бродяжий! Ты все реже, режеРасшевеливаешь пламень уст.О моя утраченная свежесть,Буйство глаз и половодье чувств.Я теперь скупее стал в желаньях,Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?Словно я весенней гулкой раньюПроскакал на розовом коне.Все мы, все мы в этом мире тленны,Тихо льется с кленом листьев медь…Будь же ты вовек благословенно,Что пришло процвесть и умереть.
Ви́ктор Влади́мирович Виногра́дов (12.01.1895 - 4.10.1969) — русский литературовед и лингвист – русист, академик, доктор филологических наук, лауреат Сталинской премии (1951)
Институт русского языка имени В.В. Виноградова является ведущим центром научных исследований по русскому языку в России и за рубежом
В каком ряду пропущена одна и та же буква?
1. слыш..щий, клокоч..щий2. дежур..щий, вид..щий3. помн..щий, вяж..щий4. бор..щийся, ищ..щий5. стро..щий, верт..щийся6. стел..щийся, пиш..щий
В каком ряду пропущена одна и та же буква?
1. зависи..мый, невид..мый2. оберега..мый, ожида..мый3. слыш..мый, обуча..мый4. вид..мый, рассматрива..мый 5. движ..мый, испаря..мый6. подгоня..мый, раздува..мый
Найдите словосочетания с действительными причастиями
1. покрашенный пол2. раздающиеся звуки3. отправленное письмо4. сшитый костюм5. изучивший документы
6. освежающий ветер7. высушенная трава8. летящий в небе 9. решивший задачу10. придуманная история
Найдите словосочетания со страдательными причастиями
1. скрипящий звук2. выбираемый вариант3. встречающий гостей4. измененное расписание5. вручаемый конверт
6. стелющийся кустарник7. приехавший домой8. просмотренный журнал9. ответивший ученик10. открытая дверь
Найдите причастный оборот
1. рассказанного детям2. скошенные косой3. светящиеся окна4. прочитанная книга5. стоящая лампа
6. освещенная долина7. дремлющего океана8. напуганная стуком9. привезенный из леса10. освещавший комнату
В каком ряду пропущена одна и та же буква?
Проверь! 1. слышащий, клокочущий2. дежурящий, видящий3. помнящий, вяжущий4. борющийся, ищущий5. строящий, вертящийся6. стелющийся, пишущий
В каком ряду пропущена одна и та же буква?
Проверь! 1. зависимый, невидимый2. оберегаемый, ожидаемый3. слышимый, обучаемый4. видимый, рассматриваемый 5. движимый, испаряемый6. подгоняемый, раздуваемый
Найдите словосочетания с действительными причастиями
1. покрашенный пол2. раздающиеся звуки3. отправленное письмо4. сшитый костюм5. изучивший документы
6. освежающий ветер7. высушенная трава8. летящий в небе 9. решивший задачу10. придуманная история
Найдите словосочетания со страдательными причастиями
1. скрипящий звук2. выбираемый вариант3. встречающий гостей4. измененное расписание5. вручаемый конверт
6. стелющийся кустарник7. приехавший домой8. просмотренный журнал9. ответивший ученик10. открытая дверь
Найдите причастный оборот
1. рассказанного детям2. скошенные косой3. светящиеся окна4. прочитанная книга5. стоящая лампа
6. освещенная долина7. дремлющего океана8. напуганная стуком9. привезенный из леса10. освещавший комнату
Выберите цифры, на месте которых должны стоять запятые
Светлая заря(1) ещё не закрытая(2) ч..рной приближающейся тучей(3) освещала розовым светом (4) нашу комнату. С высокого берега открываются (1) залитые утренним блеском(2) луга(3) ещё не проснувшиеся от ночной др..моты.
Замените глаголы причастиями
1. (Подниматься в гору) тропинке2. От (колоться) веток кустарника.3. К потоку (низвергаться)с горы.4. Силуэт (приближаться) человека.5. С (недоумевать) ребенком.
Замените глаголы причастиями
1. (Подниматься в гору) тропинке2. От (колоться) веток кустарника.3. К потоку (низвергаться)с горы.4. Силуэт (приближаться) человека.5. С (недоумевать) ребенком.
В 12 лет
 
7п
а
д
е
ж
 
 

р
е
м
я
 
 

и
д
 

и
с
л
о
 
 

л
а
г
о
л
 
 

е
й
с
т
в
и
т
е
л
ь
н
о
е
 
 
10с
т
р
а
д
а
т
е
л
ь
н
о
е
 
 
2п
р
и
л
а
г
а
т
е
л
ь
н
о
е
 
 

п
р
е
д
е
л
я
е
м
о
е
 
11к
р
а
т
к
а
я
 

о
д
 
В 12 лет
 
7п
а
д
е
ж
 
 

р
е
м
я
 
 

и
д
 

и
с
л
о
 
 

л
а
г
о
л
 
 

е
й
с
т
в
и
т
е
л
ь
н
о
е
 
 
10с
т
р
а
д
а
т
е
л
ь
н
о
е
 
 
2п
р
и
л
а
г
а
т
е
л
ь
н
о
е
 
 

п
р
е
д
е
л
я
е
м
о
е
 
11к
р
а
т
к
а
я
 

о
д
 
Расставьте знаки препинания при причастном обороте
1. Поляну затянуло дымом от затухающего костра.2. Мы идем по лесу перевитому гирляндами тропических лиан.3. Озеро взволнованное ветром шумит у берега.
Выберите одно причастие, поставьте его в нужную форму
1. Библиотекарь беседовала с мальчиком, (интересующийся, интересующий) книгами о космосе.2. Туристы ставят палатку на берегу (шумящий, шумевший) реки.3. Мальчик, успешно (пробежавший, бежавший) дистанцию, включен в школьную команду.
Выберите одно причастие, поставьте его в нужную форму
Проверь себя! 1. Библиотекарь беседовала с мальчиком, интересующимся книгами о космосе.2. Туристы ставят палатку на берегу шумящей реки.3. Мальчик, успешно пробежавший дистанцию, включен в школьную команду.


Предварительный просмотр:

Маршрутный лист    

Тема урока: Повторение  темы «Причастие»

                                                                                                                             

 

1. Кроссворд                                                                                                      Баллы:

                                                                                                                                     

2. Третьяковская галерея

        Задание: Найти и записать причастия   ___________________________________________________      

        _____________________________________________________________________________________

                                                                                                                                                     

Указать количество знаков препинания в тексте  ____                                                      Баллы:                                                                                                          

                                                                                                                                                                                   

3. Театр имени А.С. Пушкина                                                                          

 

Задание: Записать количество услышанных причастий  ____                                         Баллы:                                         

                                                                                                                                     

4. Государственная филармония                                                                  

 

Задание: Записать количество услышанных причастий   ____                                        Баллы: 

                                                                                                                       

5. Институт русского языка им. В.В. Виноградова                                    

 

 Задание 1: В каком ряду пропущена одна и та же буква? _________                             Баллы:

         

 

 Задание 2: В каком ряду пропущена одна и та же буква? _________                             Баллы:

       

 

 Задание 3: Найти словосочетания с действительным причастием ______________    Баллы:

       

 

 Задание 4: Найти словосочетания со страдательным причастием _______________   Баллы:

 

 Задание 5: Найти причастный оборот  _________________                                            Баллы:

         

 Самостоятельная работа:

Задание 1: Выписать из спрятанных слов только причастия, указать вид.

______________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________      Баллы:                                                   

 Задание 2: От данных глаголов образовать  все возможные формы причастий                                   

Собраться-___________________                                                                                            __

Собираться-__________________________________________________________________

Приезжать-___________________________________________________________________

Приехать-___________________________________________________________________   _

Посещать-_____________________________________________________________________

Посетить-_______________________________________________________________          __  

 

                                                                                                                                                 Баллы:

Итоги урока:                         Общее количество баллов:   _________

                                                     

                                                     100 б.      -  «5»

                                                                  70 - 80 б. -  «4»

                                                                   от 50 б . -  «3»

                                                                                            Оценка:  _____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 6 класс. Повторение изученного в 5 классе.

Уроки по повторению в начале учебного года завершаются контрольной работой, составленной  в форме теста по основным темам, изученным в 5 классе. Тест составлен в соответствии с учебником...

Русский язык. 8 класс. Повторение в начале года изученного в 7 классе.

Уроки по повторению в начале года завершаются контрольной работой, составленной в форме теста. Тест составлен в соответствии с учебником Л.А. Тростенцовой....

Повторение. Тест. Русский язык. 6 класс (презентация)

Повторение. Русский язык. 6 класс (презентация)...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Повторение: разделы науки о языке".

Предложен разработанный учителем ход самоподготовки семиклассников , рекомендован  дидактический материал, даны ссылки на ресурсы интернета....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

Предложен материал к самостоятельному осмыслению пройденного пятиклассниками в условиях дистанционного обучения....

Дистанционный урок русского языка. 7 класс.Повторение пройденного. Подводные рифы некоторых сложных тем 7 класса. На перекрестке морфологии и морфемики.

Урок остановит внимание семиклассников на сложных моментах правописания некоторых слов (предлогов, наречий, союзов, частиц и т. п.), понимание которого  находится на перекрестке морфологии и морф...