Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку на тему
На уроках русского языка и литературы детям приходится много писать и запоминать, поэтому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. А именно: учитывать индивидуальные способности каждого ученика, не допускать перегрузки, создавать положительный эмоциональный настрой, чередовать виды деятельности на уроке, использовать творческие задания, игровые, групповые формы работы, которые способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху ребят. В статье приведены некоторые задания с применением здоровьесберегающей технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема выступления на МО учителей русского языка и литературы | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ с Хворостянка.
МО учителей русского языка и литературы.
Тема выступления:
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка».
Автор: учитель русского языка
и литературы И.С. Дронова
2012 г.
Усилия работников образовательных учреждений сегодня как никогда направлены на оздоровление обучающихся, культивирование здорового образа жизни. Не случайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образовательного учреждения .По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». И это главное!
Здоровьесберегающие технологии важны для любого учителя, поэтому необходимо уделять внимание данной проблеме. Необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания. Во избежание усталости учащихся нужно чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания. Творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху ребят.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Что может сделать учитель на уроках русского языка и литературы? Прежде всего, он должен учитывать индивидуальные способности каждого ученика, интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, не должен допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления.
Чтобы не было перегрузки учащихся, стараюсь соблюдать объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию. Провожу различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок, что позволяет избежать монотонности на уроке, предотвратить усталость. При планировании урока включаю зарядки-релаксации, в общей сложности отводя на них 3-5 минут. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала, а приобщение учащихся к оценке своей работы позволяет учителю избежать конфликтов, а у учащихся формирует оценочное суждение.
Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Во время проведения релаксации не ставлю перед учащимися цель – запомнить программный материал. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Вот несколько примеров:
- Разрядка для снятия напряжения глаз с использованием проектора и экрана - физкультминутка для глаз. Дети следят за появляющимися на экране разноцветными фигурками, время такой зарядки-1-2 минуты.
- Разрядка с использованием различного вида движения, физкультминутка, хорошо знакомая детям еще по начальной школе.
- Шутливые истории на уроке, притчи, загадки т. д.
Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь ИКТ, прежде всего использование компьютера на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране, требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер. В своей практической деятельности я использую, например, грамматические сказки, разного рода презентации, работу с интернет- ресурсами.
Одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий является творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается за счет использования на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.
При изучении наклонений глаголов (6 класс) рассматриваю режим дня школьника с последующим его обсуждением. При изучении односоставных предложений предлагаю творческие задания на тему: «Береги свое здоровье», «Твой завтрак», «Прогулка или компьютер» и т. д.
Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.
На уроках литературы в средних классах читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении.
Большой энтузиазм вызывают у учеников уроки, на которых можно проявить себя творчески. Для этого использую такую форму работы как нестандартные уроки. Эти уроки создают благоприятный климат работы в классе, повышают эмоциональный фон, нормализуют психическое состояние и ученика, и учителя.
Так, например, лекция. Разновидности уроков лекций позволяют не только разнообразить работу, но и вызвать интерес к изучаемому предмету или теме.
Также очень эффективны и другие нестандартные формы:
- Уроки-семинары,
- Уроки- экскурсии,
- Уроки-путешествия,
- Уроки-исследования,
- Уроки-концерты.
- Уроки-игра.
- Перед началом урока дети, заходя в класс, опускают в «Аквариум настроения» рыбок определенного цвета в зависимости от настроения и состояния, это позволяет мне определить шкалу настроения, сориентироваться в подборе методов и приемов для положительного настроя и создания комфортной атмосферы.
Обязательно создаю положительный эмоциональный настрой в классе,например, включаю музыку: «Веселый урок Радионяни», произведения отечественных и зарубежных композиторов
- Обращение к классу с необычным приветствием: (Здравствуй, мой любимый класс!
Я так рада видеть вас) тоже поднимает у ребят настроение, вызывает желание активно работать на уроке. - Нравятся детям уроки с групповой формой обучения, так они чувствуют себя увереннее.
Делю класс на группы (команды). В каждой группе есть капитан и помощник («сильные» учащиеся), которые оказывают помощь, направляют, проверяют выполнение заданий, оценивают, пользуясь подсказками, вносят результат в личную карточку ученика.
- С большим удовольствием учащиеся отгадывают шарады и ребусы. Например, при изучении наречия предлагаю следующие ребусы:
А шарады можно использовать при повторении орфографии, лексики, фонетики, морфологии.
ПРОПАВШИЕ БУКВЫ В ВЕСЁЛЫХ СТИХАХ.
В выделенных словах пропала буква-шалунья. Добавьте к слову нужную по смыслу стихотворения букву.
Серый вол, голодный, злой, Бродит по лесу зимой. (Вол - волк)
Стол высокий, метра три, Крепко держит фонари. (Стол - столб)
Землю роет старый кот, Под землёю он живёт. (Кот - крот)
Кран зажёгся голубой - Фильм посмотрим мы с тобой. (Кран - экран)
Шар на шею повязал И ангину не поймал. (Шар - шарф)
Лень с ветвистыми рогами Мчит на встречу мне и маме. (Лень - олень)
От весёлой острой утки Хохотали мы все сутки. (Утки - шутки)
Рыбки в лодочке сидят, К поплавку прикован взгляд. (Рыбки - рыбаки)
Город наш нам каждый год Урожай большой даёт. (Город - огород)
Бор густой и ароматный С чесночком мне есть приятно. (Бор - борщ)
На каждом уроке русского языка я провожу орфографические пятиминутки, цель которых - актуализация определённых орфографических правил. Эти пять минут можно использовать и в целях формирования привычки к здоровому образу жизни, подобрав соответствующий материал. Работа над орфограммами в таких упражнениях позволяет ненавязчиво и легко коснуться данной темы.
Для этих целей можно использовать и такой вид письменных упражнений, как диктанты (слуховые, свободные, творческие, выборочные, распределительные и др.). Соответствующие тексты дадут возможность каждому учителю не только
проверить грамотность учащихся, но и научить ребёнка быть здоровым, вести здоровый образ жизни, применяя знания и умения в согласии с законами природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...
Отчёт об использовании здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
как я использую на своих уроках здоровьесберегающие технологии...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на з...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.
Представлен отчёт учителя и классного руководителя по использованию здоровьесберегающих технологий....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
В статье представлена система работы учителя по здоровьесбережению на уроках русского языка и литературы. В приложении к статье представлены тексты, которые можно использовать как физкультминутки на у...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения физического и психического здоровья за период обучения в школе...
статья "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка"
Здоровье человека — актуальная проблема во все времена, а в наши дни она приобретает первостепенное значение. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов.В системе...