Урок "Словосочетание"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок русского языка на тему "Словосочетание" в 8 классе (программаМ.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_slovosochetanie.rar | 11.05 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Цели урока: формирование умения различать слова с предлогами, словосочетания и предложения; формирование умения вычленять из предложения словосочетания; орфографический повтор.
Ход урока
- Организационный момент
- Словарная работа
Аляповатый - грубо, неискусно и безвкусно сделанный. Аляповатый рисунок.
Амбиция - 1. Обострённое самолюбие, а также спесивость, чванство. Войти (вломиться, удариться) в амбицию (обидевшись, рассердиться; разг.).
2. обычно мн. Претензии, притязания на что-нибудь (неодобр.). Ничем не обоснованные амбиции.
Амфитеатр - 1. В Древней Греции и Риме: сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей возвышаются полукругом. Здания расположены амфитеатром (перен.: возвышаясь одно за другим).
2. Места в зрительном зале, возвышающиеся уступами за партером, места в цирке, в лекционном зале.
- Орфографический диктант.
Исподтишка, расписаться, возглавить, исчезнуть, восстание, израсходовать, издалека, бесцельный, рассчитать, безжалостный, здешний, сгущать, здание, бесполезный, бесспорный, роспись, расписать, расцветать, вскрыть, расчет, чересчур.
- Блиц - опрос.
- Вспомните, что такое словосочетание.
Это сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных по смыслу и грамматически.
- Как оно строится?
От главного слова задается вопрос к зависимому.
- Какой частью речи может быть выражено главное слово?
Любой частью речи.
- Изучение нового материала.
1. Анализ текста
Гроза проходила очень далеко, так что и грома не было слышно; только на небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии. Они не столько вспыхивали, сколько слабо трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы, и не прекращались ни на мгновенье.
С приближением утреннего солнца бледнели и сокращались молнии. Они вздрагивали все реже и исчезли наконец, затопленные отрезвляющим светом возникавшего дня. (По И. Тургеневу.)
Задание: озаглавьте текст, определите тип речи.
- Какие слова несут в тексте основную смысловую нагрузку? (Глаголы.)
- Сравнить слова и словосочетания: трепетали - слабо трепетали;
вспыхивали - непрерывно вспыхивали, вспыхивали на небе;
молнии - неяркие молнии, разветвленные молнии.
2. Чтение теоретических сведений на стр. 30-31 учебника
3. Работа с таблицей.
Словосочетание | Строение | Грам. значение |
1. Люблю косогор Люблю две рябины 2. Сломанный забор Серенькие тучи 3. Тучи на небе 4. Было благородно 5. Очень неожиданно | глаг. + сущ. (глагольное) глаг. + словосоч. (сущ. с числ.) прич.+ сущ (именное) прилаг. + сущ. (именное) сущ, + сущ. в пред. п. (именное) глаг.+- нареч. (глагольное) нареч + нареч (наречное) | действие на предмет (общее грам. знач.) признак предмета предмет + предмет действие и его признак признак признака |
4. Анализ словосочетаний.
Задание: из фрагмента очерка К. Г. Паустовского (стр. 29) выпишите выделенные словосочетания, укажите главное слово, постройте схемы, укажите вид.
Какое? Откуда?
Постоянное общение Кивает из-под куста
прилагательное + существительное глагол + существительное с предлогом
(именное) (глагольное)
Чего? Когда?
Время открытий Пришел вовремя
Существительное + существительное глагол + наречие
(именное) (глагольное)
- Закрепление
1. Выборочный диктант.
Задание: среди данных примеров выпишите только словосочетания, в словосочетаниях укажите главные слова.
Интересный спектакль, в партере, прозвенел третий звонок, игра актеров, первое действие, в последнем ряду, реакция зрителей, затаив дыхание, цветы и аплодисменты, получить удовольствие, свет рампы, за сценой, в течение антракта, занавес опущен, спектакль завершен, пройти в вестибюль, зрители расходятся, долго вспоминать, только цветы.
2. Упражнение 58.
3. «Лингвистическая мозаика»
Задание: записать словосочетания в три столбика в зависимости от главного слова в словосочетании - существительного, прилагательного, глагола.
Узкий в плечах, высокий камыш, подъезжать к гавани, черная рябина, ароматный цветок, интересный для нас, вырастим щавель, отмерьте ткань, хрупкий по виду, восхищаться картиной, ползти по дороге, тяжелый пакет, отчетливый ориентир, участвовать в соревновании, вкусная земляника, сладкий чай, шоколадный по цвету, доставка на дом, дорожить временем, возвести здание, ранние заморозки, ходьба по утрам, вязкий по качеству.
4. Творческий диктант.
Задание: к данным словосочетаниям подберите синонимичные.
Осенние приметы - листья клена - взглянуть с негодованием –
парусная лодка - относиться с уважением - восторженно аплодировать – роман о приключениях - ожерелье из жемчуга - лунный свет -
городские жители - вершины гор -
- Обобщение
- Что такое словосочетание?
Упражнение 59, 63 (устно).
- Назовите виды словосочетаний.
- Как связаны между собой словосочетания?
Домашнее задание
Упражнение 60.
Дополнительный материал
Выборочный диктант
Задание: выписать словосочетания «глагол + существительное» (с предлогом и без предлога).
По песчаному дну, таиться в ущелье, на окраине леса, метаться по площади, письмо матери, подошли к землянке, вырастили на даче, адресовать Марии Ивановне, прекрасно иллюстрировать, присутствовать на лекции, товарищ по работе, сочувствовать товарищу, преследовать на границе, подружиться сразу, нездоровится с утра, горный ключ, зазубрины на лезвии, потребность в алюминии.
Творческий диктант.
Задание: заменить фразеологические обороты словосочетаниями «глагол + наречие».
Ломать голову (долго размышлять), слушать раскрыв рот (слушать внимательно), мчаться высунув язык (бежать быстро), работать засучив рукава (работать быстро, хорошо), жить за тридевять земель (жить далеко), работать не покладая рук (работать много), трудиться не разгибая спины (трудиться упорно), чувствовать себя как рыба в воде (чувствовать хорошо), решать не теряя головы (решать хладнокровно).