Проект слова "счастье"
проект по русскому языку (5 класс) на тему
Содержание
1. Введение
2. Значение и происхождение слова «счастье»
3. Фразеологизмы
4. Пословицы и поговорки
5. Слово «счастье» в отрывках художественных произведений
6.Анкетирование
7. Заключение
8. Литература
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portret_slova_schaste.docx | 44.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………..3-4
2. Значение и происхождение слова «счастье»……………………………5-6
3. Фразеологизмы………………………………………………………….......7
4. Пословицы и поговорки…………………………………………………….8
5. Слово «счастье» в отрывках художественных произведений………..9-13
6.Анкетирование……………………………………………………………...14
7. Заключение……………………………………………………………...…15
8. Литература……………………………………………………...………….
1. Введение.
Русский язык – язык очень интересных слов и по происхождению, и по значению. Слова бывают короткие и длинные, веселые и грустные. Для исследования было выбрано слово «счастье», потому что оно нежное, манящее к себе, и хочется разгадать его тайну. Чтобы сделать это, была определена цель работы: изучить значение, происхождение слова «счастье» и понять его содержание. Для этого были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть толкование и этимологию слова «счастье»;
- выяснить понимание этого слова у людей разных поколений;
- найти произведения, в которых затрагивалось бы понимание счастья;
- выяснить, есть ли слово «счастье» в русских пословицах и поговорках, фразеологизмах.
Объект исследования: лексика
Предмет исследования: слово «счастье»
Были использованы следующие методы теоретического исследования:
- метод изучения специальной и художественной литературы, а также средств интернета;
- метод опроса;
- метод анализа собранного материала;
Работа написана на основе сравнительно-сопоставительного метода. В ней были использованы следующие источники: «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Орфоэпический словарь русского языка» И.Л.Резниченко, «Словарь русских синонимов и сходных с ним выражений» Абрамова Н., «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н.Тихонова, книга «Русские народные загадки,пословицы и поговорки» и др.
Проделав работу, я выяснила, что «счастье» - это важная часть нашей жизни, которая волновала людей в разные времена. Само понятие этого слова меняется в зависимости от возраста человека, его культуры, социальных условий. Поэтому данная тема на самом деле является актуальной и сейчас.
2. Значение и происхождение слова «счастье».
Так что же значит слово счастье? C.И. Ожегов в своем «Словаре русского языка» дает такое значение этому слову: Счастье, -я,ср.
1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Стремление к счастью. Семейное счастье.
2. Успех, удача. Ему во всем счастье .
- к счастью или на счастье, или по счастью, вводн.сл. – выражает удовлетворение по поводу чего-нибудь.
В орфоэпическом словаре И.Л.Резниченко я узнала, как правильно произносить слово «счастье» в устной речи.
Счастье (щ), непр. произн. счасье . Поэтому понятно, почему многие школьники делают в нём ошибку: написание не соответствует произношению.
Какие же синонимы есть у этого слова? Об этом мы узнаем из словаря русских синонимов и сходных по смыслу выражений Н.Абрамова. К нему близки по значению такие слова: благополучие, благоденствие, благодать, блаженство, победа, удача, успех, случай. Но у этого слова есть и антонимы: беда, горе, несчастье.
Счастье – это небольшое слово. Оно состоит из корня и окончания и является основой для образования очень разных слов:
- счастливый
- счастливчик
- счастливо
- счастливица
- счастливец
- несчастливый
- пресчастливый
- осчастливить
- осчастливливать
- посчастливиться
О словообразовании этого слова я узнала в «Школьном словообразовательном словаре русского языка» А.Н.Тихонова.
Как же произошло слово? Счастье - это общеславянское слово. Оно образовано с помощью приставки съ- ( в значении « хороший» ) и суффикса –и- от часть. Буквально- « хорошая часть, доля».
Какова же этимология этого слова? Об этом нам рассказывает словарь Фасмера. Происходит от праслав. , от кот. в числе прочего произошли: церк.-слав. съчѧстьнъ «причастный», русск. счастье, укр. ща́стя ср. р.; др.-чешск. ščěstie, чешск.štěstí «счастье», šťаstný «счастливый», словацк. šťаstiе, šťаstný, польск. szczęście. Праслав. *sъčęstь̓je объясняют из *sъ- : др.-инд. su- «хороший» + *čęstь «часть», т. е. «хороший удел». По мнению этимолога Бернекера, сча́стье — первонач. «доля, совместное участие» (: съ). Эта этимология несомненна для поздн. церк.-слав. съчѧстьнъ «причастный».
3. Фразеологизмы.
Слово счастье и его производные вошли в ряд фразеологизмов:
- попытать счастья – предпринять попытку осуществления планов;
- родиться под счастливой звездой – быть удачливым во всем, везучим;
- счастливо оставаться – пожелание счастья уходящим или уезжающим;
- счастливые часов не наблюдают (из "Горя от ума" А. С. Грибоедова)
Фраза употребляется в прямом смысле – когда человек счастлив, течение времени для него совершенно не важно. Но при этом, почему то, время в такие мгновения течет до неприличия быстро.
- счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые (Ф. И. Тютчев).
4. Пословицы и поговорки.
В книге «Русские народные загадки, пословицы и поговорки» были найдены следующие изречения русского народа с этим словом:
- Для счастья ума не надо.
- На счастье грех роптать.
- Не бывать бы счастью, да несчастье помогло.
- Нового счастья ищи, а старого не теряй.
- Правда хорошо, а счастье лучше.
- Со счастьем клад наберешь, без счастья и гриба не найдешь.
- Счастливому везде счастится.
- Счастье без ума – дырявая сума.
- Счастье – вольная пташка: где захотело, там и село.
- Счастье лучше богатства.
- Счастье придет и на печи найдет.
- У кого хлебушко, у того и счастье.
- У кого счастье, тому и лето теплое.
- Счастью не верь, а беды не пугайся.
- Счастье пытать – все потерять.
- За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит.
- Счастье всегда на стороне отважных.
Можно сделать вывод, что понятие «счастье» имеет историческое значение. Люди задумывались о счастье давно, о чем свидетельствует устное народное творчество.
5. Слово «счастье» в отрывках художественных произведений.
О смысловом содержании слова «счастье» рассуждали многие писатели т поэты в своих произведениях. Вот некоторые из них:
1.« Бедные богатые» ( японская сказка)
- Какое это счастье - иметь так много денег!
- Да что ты, - отвечает богач,- какое же это счастье!? Я вот подумал, что самый богатый человек в нашей деревне ты! У тебя целых два богатства: первое- здоровье, второе- дети. А у меня только деньги. Какой же я богач? А разве ты, старый, не знал, что самое большое счастье - дети да здоровье.
- Счастливо мы свою жизнь прожили,- решили старики.
2. « Дуракам счастье» ( вьетнамская сказка)
Родители рассердились на сына и не позволили ему больше торговать. Парень сам понял ошибку и повесил голову, не зная, чем покрыть убыток. А потом в сердцах схватил ножи и давай рубить тыквы ( пять лошадей он поменял на восемь тыкв), чтобы отвести душу. И тут из одной тыквы посыпалось много золота.
Недаром говорят: дуракам счастье!
3. Г. Тукай . «Счастливый ребенок» ( перевод Р.Морана)
Очень счастлив тот ребенок, что в занятия влюблен,
Чтит учителя и помнит все , что на задал он;
По пути ворон не ловит и приходит в школу в срок,
Не шалит и не играет, коли ждет его урок.
К людям добр, дорогу старшим уступает в свой черед,
Не смеется над несчастным, слабым руку подает.
4. Каюм Насыйри. Наставление тридцать девятое.
Деньги нужны для того, чтобы спокойно прожить жизнь, а не для того, чтобы копить их. Когда одного мудреца спросили: « Как ты понимаешь счастье доброе и счастье злое?» , он ответил: «Доброе счастье бывает воздержанным, всегда помнит друзей, оно благочестиво, малословно… безгрешно, поклоняется святым учтиво. Щедро, милосердно. А злое счастье? Это стяжательство, невоздержанность, болтливость…лукавство, бессердечие, жадность; оно забывает, что жизнь не вечна.»
О сын мой, это хороший урок для тебя: стремись к доброму счастью и берегись злого; цель перечисления признаков доброго счастья была в том, чтобы сделать тебя по- настоящему счастливым.
5.Философские сказки. В.М.Лизинский
А как же счастье?
Я все ждал, когда, идя по ниточке лесного ручья, я выйду на светлую, легкую и зеленую поляну и увижу среди цветов, и услышу среди щебета птиц легкий привкус твоих шагов.
Я все ждал чуда и надеялся, что в холоде дикой и насмешливой жизни вдруг зазвенит перекличка свирели и медной трубы, и лес, и сердце наполняется неповторимым чувством восторга.
Я все ждал, что, вытерев утренней травой лицо, я разброшу руки и упаду лицом в траву и, задохнувшись от запаха разнотравья, я буду шептать: «Просто встань и иди, просто освободись от гордыни и достойно делай свое дело, просто услышь несравненные голоса природы, просто живи». И выкрикну я: «А как же счастье?» И ответят небеса: « Счастье – это вера, счастье- это надежда, счастье- это любовь».
- Навстречу собственной судьбе
Э. Асадов
Что же такое счастье?
Одни говорят - это страсти,
Карты, вино, увлечения-
Все острые ощущения.
Другие видят, что счастье
В окладе большом и власти
В глазах секретарши плененных,
В трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье-
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживаний.
По мнению четвертых, это-
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.
Есть и такое мнение,
Что счастье – это горение,
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета.
А счастье, по- моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека-
В зависимости от человека.
7. Короленко В.Г. Парадокс.
Главный герой, калека от рождения, пишет на белом листке: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Он считает «главными основными чертами закона жизни - добро и счастье», а «общий закон жизни есть стремление к счастью».
8. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка.
Ф.М.Достоевский писал: «Счастье не в счастье, а в его достижении…»
Главные герои сказа - простые люди, для которых счастье в мастерстве. Только честность, добросовестность, умелость открывают тайники Медной горы.
9. Грин А. Алые паруса.
Как стать счастливым, каждый человек решает по-своему. Грин предлагает свой рецепт счастья. В чём он, на ваш взгляд?
Есть на свете не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное, нужное слово. Мы должны думать о других, потому что это приносит счастье и радость самому себе и окружающим.
Ассоль говорит, что у каждого человека есть мечта. А Грин своей
повестью-сказкой говорит, что нужно верить своей мечте, нужно делать
чудеса своими руками. Нужно приносить счастье другим людям, потому
что « стараясь думать о счастье других, мы находим свое собственное.» (Платон)
10.Чехов А.П. Крыжовник.
« Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие
житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину,- и все обстоит
благополучно».
« Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась
так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел,
который был доволен своею судьбой, самим собой».
« Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял
кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть
несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно
покажет ему свои когти, стрясется беда- болезнь, бедность, потери, и его
никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит
других».
Можно сделать вывод, что вопрос понимания счастья затрагивался в разных литературных произведениях
6. Анкетирование.
Проведено небольшое анкетирование среди учеников 5,7 классов и учителей. Был задан вопрос: «В чем заключается счастье?» Полученные результаты систематизированы в таблице.
Класс | Количество | Ответ |
5 | 6 | Счастье – это подарки Счастье – это каникулы Счастье – когда все хорошо |
7 | 12 | Счастье – это семья, радость. Счастье – когда все получится. Счастье – много друзей. Счастье – хорошие понимающие родители. |
Учителя | 6 | Счастье – благополучие в семье, успехи на работе. Счастье - это здоровье. Счастье – рождение долгожданного внука. Счастье – хорошая заработная плата. |
Опрос показал, что понимание счастья у взрослых заключается в семейном благополучии, здоровье близких, успехах на работе. Для них и деньги являются источником счастья, а для этого нужен профессиональный успех, любимая работа, это один из путей к достижению счастья.
Ученикам обязательно необходим повод для счастья. Анализируя их ответы, я сделала вывод, что счастье у большинства детей ассоциируется со словом «радость», а ее им приносят родители своей заботой, подарками на праздник. Некоторые ребята счастье соотносят со временем, когда всё хорошо.
7. Заключение
Счастье – это особое слово, на протяжении веков оно приковывало к себе внимание. Это уникальное чувство человека, в результате которого он испытывает приятное, желанное, полезное. Такие ощущения и являются сущностью счастья, носят положительный характер и наполняют людей энергией, силой.
В результате моего исследования было доказано, слово «счастье» у людей всех поколений ассоциируется со словом «радость», связывается с успешностью. У взрослого поколения на первом месте семья, здоровье, работа, достаток. У младшего – любовь родителей, подарки.
Свою работу хочется закончить синквейном.
Счастье.
Долгожданное, теплое.
Ждать, искать, беречь.
Надо быть счастливым –
Радость.
Литература:
- Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. – М., 2007 год.
- Асадов Э. Что же такое счастье?: Стихотворения. – Татарское книжное издательство, 2011 год.
- Бажов П.П. Малахитова шкатулка. – М., 1980 год.
- Грин А. Алые паруса. – М., 1985 год.
- Короленко В.Г. Собрание сочинений. Т.2. Повести и рассказы. – М., 1954 год.
- Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. (Электронная версия, «Грамота РУ»), 2002 год.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 2007 год.
- Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. – М., 2007 год.
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М., 1990 год.
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М.- 1991 год.
- Тукай Г. Счастливый ребенок: стихи. – Татарское книжное издательство, 2011 год.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка (Электронная версия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Педагогический пасьянс", участие в проекте в составе группы "Интеллект". Тематика проекта - Эффективные педагогические методы и приемы, технологии обучения и воспитания школьников
Проект "Педагогический пасьянс"...
Аннотация к проекту «Деньги решают все?». Руководитель проекта учитель истории Черноморченко М.А. Проект выполнили ученицы 11 класса Тян А., Тян К..
Материалы проекта ставят и пытаются решить проблемы места и роли денег в современном обществе....
Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.
Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...
Проект? Проект… Проект!
Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....
Проект? Проект… Проект!
Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...