Проект слова "счастье"
проект по русскому языку (5 класс) на тему

Исаева Ирина Николаевна

                                    Содержание

1. Введение

2. Значение и происхождение слова «счастье»

3. Фразеологизмы

4. Пословицы и поговорки

5. Слово «счастье» в отрывках художественных произведений

6.Анкетирование

7. Заключение

8. Литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portret_slova_schaste.docx44.63 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………..3-4

2. Значение и происхождение слова «счастье»……………………………5-6

3. Фразеологизмы………………………………………………………….......7

4. Пословицы и поговорки…………………………………………………….8

5. Слово «счастье» в отрывках художественных произведений………..9-13

6.Анкетирование……………………………………………………………...14

7. Заключение……………………………………………………………...…15

8. Литература……………………………………………………...………….

1. Введение.

       Русский язык – язык очень интересных слов и по происхождению, и по значению. Слова  бывают короткие и длинные, веселые и грустные. Для исследования было выбрано слово «счастье», потому что оно нежное, манящее к себе, и хочется разгадать его тайну. Чтобы сделать это, была  определена цель  работы: изучить значение, происхождение слова «счастье» и понять его содержание. Для этого были   поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть толкование и этимологию слова «счастье»;
  • выяснить понимание этого слова у людей разных поколений;
  • найти произведения, в которых затрагивалось бы понимание счастья;
  • выяснить, есть ли слово «счастье» в русских пословицах и поговорках, фразеологизмах.

 Объект исследования: лексика

Предмет исследования: слово «счастье»

          Были использованы следующие методы теоретического исследования:

  • метод изучения специальной и художественной литературы, а также средств интернета;
  • метод опроса;
  • метод анализа собранного материала;

            Работа написана на основе сравнительно-сопоставительного метода. В ней были использованы следующие источники: «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Орфоэпический словарь русского языка» И.Л.Резниченко, «Словарь русских синонимов и сходных с ним выражений» Абрамова Н.,  «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н.Тихонова, книга  «Русские народные загадки,пословицы и поговорки» и др.

     Проделав работу, я выяснила, что «счастье» - это важная часть нашей жизни, которая волновала людей в разные времена. Само понятие этого слова меняется в зависимости от возраста человека, его культуры, социальных условий. Поэтому данная тема на самом деле является актуальной и сейчас.

2. Значение и происхождение слова «счастье».

   Так что же значит слово счастье? C.И. Ожегов в своем «Словаре русского языка» дает такое значение этому слову: Счастье, -я,ср.

1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Стремление к счастью. Семейное счастье.

 2. Успех, удача. Ему во всем счастье .

- к счастью или на счастье, или по счастью, вводн.сл. – выражает удовлетворение по поводу чего-нибудь.

          В орфоэпическом словаре И.Л.Резниченко  я узнала, как правильно произносить слово «счастье» в устной речи.

Счастье (щ), непр. произн.  счасье . Поэтому понятно, почему многие школьники делают в нём ошибку: написание не соответствует произношению.

   Какие же синонимы есть у этого слова? Об этом мы узнаем из словаря русских синонимов и сходных по смыслу выражений Н.Абрамова. К нему близки по значению такие слова: благополучие, благоденствие, благодать, блаженство, победа, удача, успех, случай. Но у этого слова есть и антонимы: беда, горе, несчастье.

      Счастье – это небольшое слово.  Оно состоит из корня и окончания и является основой для образования очень разных слов:

  • счастливый
  •  счастливчик
  •  счастливо
  • счастливица
  •  счастливец
  • несчастливый
  •  пресчастливый
  •  осчастливить
  • осчастливливать
  •  посчастливиться

О словообразовании этого слова я узнала в «Школьном словообразовательном словаре русского языка» А.Н.Тихонова.

      Как же произошло слово? Счастье - это общеславянское слово. Оно образовано с помощью приставки     съ- ( в значении « хороший» ) и суффикса –и- от часть. Буквально- « хорошая часть, доля».

        Какова же этимология этого слова? Об этом нам рассказывает словарь Фасмера.  Происходит от праслав. , от кот. в числе прочего произошли: церк.-слав. съчѧстьнъ «причастный», русск. счастье, укр. ща́стя ср. р.; др.-чешск. ščěstie, чешск.štěstí «счастье», šťаstný «счастливый», словацк. šťаstiе, šťаstný, польск. szczęście. Праслав. *sъčęstь̓je объясняют из *sъ- : др.-инд. su- «хороший» + *čęstь «часть», т. е. «хороший удел». По мнению этимолога Бернекера, сча́стье — первонач. «доля, совместное участие» (: съ). Эта этимология несомненна для поздн. церк.-слав. съчѧстьнъ «причастный». 

3. Фразеологизмы.

   Слово счастье и его производные вошли в ряд фразеологизмов:

  • попытать счастья – предпринять попытку осуществления планов;
  • родиться под счастливой звездой – быть удачливым во всем, везучим;
  •  счастливо оставаться – пожелание счастья уходящим или уезжающим;
  •  счастливые часов не наблюдают (из "Горя от ума" А. С. Грибоедова)

Фраза употребляется в прямом смысле – когда человек счастлив, течение времени для него совершенно не важно. Но при этом, почему то, время в такие мгновения течет до неприличия быстро.

  • счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые (Ф. И. Тютчев).

4. Пословицы и поговорки.

         В книге «Русские народные загадки, пословицы и поговорки» были   найдены    следующие   изречения русского народа с этим словом:

  • Для счастья ума не надо.
  • На счастье грех роптать.
  • Не бывать бы счастью, да несчастье помогло.
  • Нового счастья ищи, а старого не теряй.
  • Правда хорошо, а счастье лучше.
  • Со счастьем клад наберешь,  без счастья и гриба не найдешь.
  • Счастливому везде счастится.
  • Счастье без ума – дырявая сума.
  • Счастье – вольная пташка: где захотело, там и село.
  • Счастье лучше богатства.
  • Счастье придет и на печи найдет.
  • У кого хлебушко, у того и счастье.
  • У кого счастье, тому и лето теплое.
  • Счастью не верь, а беды не пугайся.
  • Счастье пытать – все потерять.
  • За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит.
  • Счастье всегда на стороне отважных.

   Можно сделать вывод, что понятие «счастье» имеет историческое значение. Люди задумывались о счастье давно, о чем свидетельствует  устное народное творчество.

 

5. Слово   «счастье»  в отрывках  художественных произведений.

   О смысловом содержании слова «счастье» рассуждали многие писатели т поэты в своих произведениях. Вот некоторые из них:

1.« Бедные богатые» ( японская сказка)

- Какое это счастье -  иметь так много денег!

- Да что ты, - отвечает богач,- какое же это счастье!? Я вот подумал, что самый богатый человек в нашей деревне ты! У тебя целых два богатства: первое- здоровье, второе- дети. А у меня только деньги. Какой же я богач? А разве ты, старый, не знал, что самое большое счастье -  дети да здоровье.

- Счастливо мы свою жизнь прожили,- решили старики.

2. « Дуракам счастье» ( вьетнамская сказка)

      Родители рассердились на сына и не позволили ему больше торговать. Парень сам понял ошибку и повесил голову, не зная, чем покрыть убыток. А потом  в сердцах схватил ножи  и давай рубить тыквы ( пять лошадей он поменял на восемь тыкв), чтобы отвести душу. И тут из одной тыквы посыпалось много золота.

    Недаром говорят:  дуракам счастье!

3. Г. Тукай . «Счастливый ребенок» ( перевод Р.Морана)

    Очень счастлив тот ребенок, что в занятия влюблен,

    Чтит учителя и помнит все , что на задал он;

    По пути ворон не ловит и приходит в школу в срок,

    Не шалит и не играет, коли ждет его урок.

    К людям добр, дорогу старшим уступает в свой черед,

    Не смеется над несчастным, слабым руку подает.

4. Каюм Насыйри.  Наставление тридцать девятое.

    Деньги нужны для того, чтобы спокойно прожить жизнь, а не для того, чтобы копить их. Когда одного мудреца спросили: « Как ты понимаешь счастье доброе и счастье злое?» , он ответил: «Доброе счастье бывает воздержанным, всегда помнит друзей, оно благочестиво, малословно… безгрешно, поклоняется святым учтиво. Щедро, милосердно. А злое счастье? Это стяжательство, невоздержанность, болтливость…лукавство, бессердечие, жадность; оно забывает, что жизнь не вечна.»

    О сын мой, это хороший урок для тебя: стремись  к доброму счастью и берегись злого; цель перечисления признаков доброго счастья была в том, чтобы сделать тебя по- настоящему счастливым.

5.Философские сказки. В.М.Лизинский

                                       А как же счастье?

   Я все ждал, когда, идя по ниточке лесного ручья, я выйду на светлую, легкую и зеленую поляну и увижу среди цветов, и услышу среди щебета птиц легкий привкус твоих шагов.

    Я все ждал чуда и надеялся, что в холоде дикой и насмешливой жизни вдруг зазвенит перекличка свирели и медной трубы, и лес, и сердце наполняется неповторимым чувством восторга.

    Я все ждал, что, вытерев утренней травой лицо, я разброшу руки и упаду лицом в траву и, задохнувшись от запаха разнотравья, я буду шептать: «Просто встань и иди, просто освободись от гордыни и достойно делай свое дело, просто услышь несравненные голоса природы, просто живи». И выкрикну я: «А как же счастье?» И ответят небеса: « Счастье – это вера, счастье- это надежда, счастье- это любовь».

  1. Навстречу собственной судьбе

                                                     Э. Асадов

Что же такое счастье?

Одни говорят - это страсти,

Карты, вино, увлечения-

Все острые ощущения.

                  Другие видят, что счастье

                  В окладе большом и власти

                  В глазах секретарши плененных,

                  В трепете подчиненных.

Третьи считают, что счастье-

Это большое участие:

Забота, тепло, внимание

И общность переживаний.

                  По мнению четвертых, это-

                  С милой сидеть до рассвета,

                  Однажды в любви признаться

                  И больше не расставаться.

Есть и такое мнение,

Что счастье – это горение,

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлета.

                    А счастье, по- моему, просто

                    Бывает разного роста:

                    От кочки и до Казбека-

                    В зависимости от человека.

7.   Короленко В.Г. Парадокс.

         Главный герой, калека от рождения, пишет на белом листке: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Он считает «главными основными чертами закона жизни -  добро и  счастье», а «общий закон жизни есть стремление к счастью».

8. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка.

       Ф.М.Достоевский писал: «Счастье не в счастье, а в его достижении…»

Главные герои сказа - простые люди, для которых счастье в мастерстве. Только честность, добросовестность, умелость открывают тайники Медной горы.

9. Грин А. Алые паруса.    

       Как стать счастливым, каждый человек решает по-своему. Грин предлагает свой рецепт счастья. В чём он, на ваш взгляд?

      Есть на свете не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное, нужное слово. Мы должны думать о других, потому что это приносит счастье и радость самому себе и окружающим.

          Ассоль говорит, что у каждого человека есть мечта.  А Грин своей    

     повестью-сказкой говорит, что нужно верить своей мечте, нужно делать

     чудеса своими руками. Нужно приносить счастье другим людям, потому

     что « стараясь думать о счастье других, мы находим свое собственное.» (Платон)

    10.Чехов А.П. Крыжовник.  

    « Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие

    житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину,- и все обстоит

    благополучно».

    « Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась  

   так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел,

   который был доволен своею судьбой, самим собой».

   « Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял

   кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть

   несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно

   покажет ему свои когти, стрясется беда- болезнь, бедность, потери, и его

   никто не увидит  и не услышит, как теперь он не видит и не слышит

  других».

   Можно сделать вывод, что вопрос понимания счастья затрагивался в разных литературных произведениях

6. Анкетирование.

  Проведено небольшое анкетирование среди учеников 5,7 классов и учителей. Был задан вопрос: «В чем заключается счастье?» Полученные результаты систематизированы в таблице.

Класс

Количество

Ответ

5

6

Счастье – это подарки

Счастье – это каникулы

Счастье – когда все хорошо

7

12

Счастье – это семья, радость.

Счастье – когда все получится.

Счастье – много друзей.

Счастье – хорошие понимающие родители.

Учителя

6

Счастье – благополучие в семье, успехи на работе.

Счастье  -  это здоровье.

Счастье – рождение долгожданного внука.

Счастье – хорошая заработная плата.

    Опрос показал, что понимание счастья у взрослых  заключается в семейном благополучии, здоровье близких,  успехах на работе. Для них и деньги  являются источником счастья, а для этого нужен профессиональный успех, любимая работа, это один из путей к достижению счастья.

   Ученикам обязательно необходим повод для счастья. Анализируя их ответы, я сделала вывод, что счастье у большинства детей ассоциируется со словом «радость», а ее им приносят родители своей заботой, подарками на праздник. Некоторые  ребята  счастье  соотносят со  временем, когда всё хорошо.

7. Заключение

           Счастье – это особое слово, на протяжении веков оно приковывало к себе внимание.  Это уникальное чувство человека, в результате которого он испытывает приятное, желанное, полезное. Такие ощущения и являются сущностью счастья, носят положительный характер и наполняют людей энергией, силой.

          В результате моего исследования было доказано, слово «счастье» у людей всех поколений ассоциируется со словом «радость», связывается с успешностью. У взрослого поколения на первом месте семья, здоровье, работа, достаток. У младшего – любовь родителей, подарки.

    Свою работу хочется закончить синквейном.

Счастье.

Долгожданное, теплое.

Ждать, искать, беречь.

Надо быть счастливым –

Радость.

             

Литература:

  1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. – М., 2007 год.
  2. Асадов Э. Что же такое счастье?: Стихотворения. – Татарское книжное издательство, 2011 год.
  3. Бажов П.П. Малахитова шкатулка. – М., 1980 год.
  4.  Грин А. Алые паруса. – М., 1985 год.
  5. Короленко В.Г. Собрание сочинений. Т.2. Повести и рассказы. – М., 1954 год.
  6. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. (Электронная версия, «Грамота РУ»), 2002 год.
  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 2007 год.
  8. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. – М., 2007 год.
  9. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М., 1990 год.
  10. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М.- 1991 год.
  11. Тукай Г. Счастливый ребенок: стихи. – Татарское книжное издательство, 2011 год.
  12.  Фасмер М. Этимологический словарь русского языка (Электронная версия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...