Дидактический материал по теме "Фонетика"
консультация по русскому языку (5 класс) на тему

Подковырина Нина Михайловна

В работе предлагается материал по анализу текста на фонетическом уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_pri_izuchenii_fonetiki.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие при изучении фонетики.

Анализировать художественный текст надо начинать прежде всего с его звуковой стороны. Для анализа фонетического уровня текста предпочтительнее стихотворная речь.

  1.  И живут в квартире с нами

Два ежа

И два ужа,

Целый день поют над нами

Два приятеля – чижа

И про наших двух ежей,

Двух ужей

И двух чижей

Знают в нашем новом доме

Все двенадцать этажей.                       (С. Михалков)

- Какие звуки преобладают в этом тексте и почему?

- Подготовьтесь к выразительному чтению.

- Почему всем известно, что происходит в квартире автора? Какова основная мысль этого стихотворения?  Как она раскрывается?

(На лексическом уровне: все двенадцать этажей; на фонетическом: обилие шипящих согласных – шум.)

  1. Обвал.

Дробясь о мрачные скалы,

Шумят и пенятся валы,

И надо мной кричат орлы,

   И ропщет бор,

И блещут средь волнистой мглы

   Вершины гор.

Оттоль сорвался раз обвал,

И с тяжким грохотом упал,

И всю теснину между скал

   Загородил,

И Терека могучий вал

   Остановил

Вдруг, истощав и присмирев,

О Терек, ты прервал свой рев;

Но задних волн упорный гнев

   Прошиб снега…

Ты затопил, освирепев,

   Свои брега…                          (А. Пушкин)

- Какая картина создается в вашем воображении?

-Какие согласные звуки преобладают в стихотворении? Почему? Какие ощущения  вызывают (усиливают) эти звуки?

- Слова какой части речи преобладают и почему?

      3) Большинство стихов Фета это образец благозвучной речи. Какими языковыми средствами создается благозвучие?

     Чудная картина,

     Как ты мне мила:

     Белая равнина,

     Полная луна.

     Свет небес высоких,

     И блестящий снег,

     И саней далеких

     Одинокий бег.                  (А. Фет)

(В благозвучной речи естественно чередуются гласные и согласные звуки, нет стечения труднопроизносимых согласных. Обилие сонорных согласных придает напевность речи).

- Найдите примеры благозвучной речи в стихах Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Есенина.

     4)  Весенняя гроза.

     Люблю грозу в начале мая,

     Когда весенний первый гром,

     Как бы резвяся и играя,

     Грохочет в небе голубом.

     Гремят раскаты молодые,

     Вот дождик брызнул, пыль летит,

     Повисли перлы дождевые,

     И солнце нити золотит.

     С горы бежит поток проворный,

     В лесу не молкнет птичий гам,

     И гам лесной и шум нагорный

     Все вторит весело громам.                      (Ф. Тютчев)

- Определите лексическое значение слов ПЕРЛ и НАГОРНЫЙ. Какую картину они помогают нарисовать?

- Какое настроение возникает при слушании этого стихотворения? Какими зкуковыми средствами это настроение создается?

     5) Одним из выразительных средств языка является звукопись. Звуковой образ помогает создать звукоподражание, построенное на употреблении слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления изображаемого явления.

     В тишине лесной глуши

     Шепот к шороху спешит,

     Шепот к шороху спешит,

     Шепот по лесу шуршит.                 (В. Суслов)

- Какой звук преобладает в тексте? Какую картину помогает он нарисовать?

     6) Мазурка раздалась. Бывало,

          Когда гремел мазурки гром,

          В огромном зале все дрожало,

          Паркет трещал под каблуком,

          Тряслися, дребезжали рамы…               (А. Пушкин)

- Какая картина предстает перед вами?

- Что способствует созданию этой картины?

- Какие звуки преобладают в данном отрывке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам

Дидактический материал предназначен для проведения контрольных работ по УМК "Английский язык" В.П.Кузовлева...

Дидактический материал по аудированию

Материал содержит аутентичные тексты в записи носителями языка...

Дидактический материал

Дидактический материал, созданный в процессе переписки с американскими школьниками...

дидактический материал по аудированию

Материалы для использования на уроке и для подготовки к олимпиадам...

Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)

Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....

Дидактический материал для закрепления материала по биологии в 9 классе по теме: Клетка - генетическая единица живого.

Презентацию можно использовать  для закрепления изученного на уроке биологии материала по теме "Клетка - генетическая единица живого" в 9 и 10 классах....

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...