Орфография и морфология
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Каплан Евгений Борисович

Урок повторения пройденного, предназначенный для 7 класса, даёт возможность ребятам обобщить знания по важным и наиболее сложным направлениям морфологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orfografiya_morfologiya_7_klass.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Морфология и орфография» (урок-повторение пройденного в 7 классе)

Цель уроков: повторение морфологических признаки частей речи; отработка навыка морфологического разбора; повторение грамматических признаков и орфографии глагола.

Образовательная – систематизировать знания по разделам «Морфология»,  «Орфография», формировать навыки применения полученных знаний на практике.

Развивающая – развивать аналитические способности, навыки контроля и самоконтроля,  развитие умения аргументировать, доказывать, умение логически излагать свои мысли, умение анализировать и делать выводы, речевую культуру;

Воспитательная – активизировать познавательную деятельность в коллективе, формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач, воспитывать у школьников интерес к изучению русского языка;

Оборудование: проектор, ИКТ-средства, учебник.

Ход урока

I. Орг.момент. Здравствуйте, ребята, садитесь, на сегодняшнем уроке мы повторим уже известные Вам сведения о русском языке.

II. Целеполагание

1. Словарная диктовка с объяснением

 Наслаждается чтением, работать врачом, посветить фонарем, посвятить стихотворение, блестящая поверхность, спуститься в долину, далекие горизонты; синего моря, бесстрашный воин, сделать аккуратно, сжаться в комочек, здесь расположиться, не был на станции, восстание, расписание уроков, безжалостно, обнажившиеся склоны горы.

Что позволило Вам правильно написать слова? (Знание правил)

А как узнать, какое именно правило надо применить, чтобы правильно написать слово?

(Нужно определить части речи слова и ту морфему, в которой есть орфограмма)

Почему именно на часть речи слова и морфему?

(так как в зависимости от части речи слова, мы выбираем необходимое правило).

Учитель обобщает (Слайд 2) (Чтобы правильно написать слово, прежде всего, нужно определить, к какой части речи оно относится: существительное, прилагательное, числительное, глагол, причастие, частица, наречие и т.д. Затем нужно понять, в какой именно части слова возникла проблема: корень, приставка, суффикс, окончание. Определив часть речи и часть слова, вы уже можете понять, какое именно правило будет действовать в данном конкретном случае.)

Можете привести пример анализа орфограммы слова? (Например, форма слова «врачом», это существительное, орфограмма в окончании, тип орфограммы-буква, вид-о,ё после шипящих в окончании, пишем «о», т.к. гласная находится под ударением)

Приведите примеры, когда достаточно определить принадлежность слова к части речи или его морфологические признаки, чтобы верно выбрать орфограмму. (Например: не был — глагол, не пишется раздельно (кроме исключений), полетел глагол, полетел — глагол, по- — приставка — у глаголов не бывает предлогов, резкий (качественное прилагательное, пишется суффикс -к-), киргизский (относительное прилагательное, пишется суффикс -ск-), шалаш (существительное 2-го склонения), дочь (существительное 3-го склонения), (I спряжение), (II спряжение) и т. д.)

— Можно ли правильно разобрать по составу слово стекло, не определив предварительно, какая это часть речи? (Нет. Если это имя существительное, то -о — окончание, -стекл- — корень. Если стекло — глагол, то -о — окончание, указывает на средний род, ед. число; с- — приставка; -тек- — корень; -л- — суффикс, указывающий, что глагол стоит в прошедшем времени.)

Какое вывод мы можем сделать для чего нужно знать, к какой части речи относится слово? Делается вывод о том, как важно правильно определить часть речи и ее морфологические признаки. Знание части речи помогает правильно писать слова, правильно разбирать их по составу.

Какова цель нашего урока? (Вспомнить теоретические сведения о частях речи и правила, связанные с ними).

Как называются разделы языкознания, изучающие части речи и правила написания слов?

(Морфология и орфография)

Итак, сегодня на уроке мы должны повторить сведения, полученные нами в 5 и 6 классах из разделов морфология и орфография, к сожалению, время у нас ограничено, поэтому на всех орфографических правилах мы остановиться не успеем, поэтому на дом Вам будет дано задание заполнить таблицу, которая Вам поможет впоследствии систематизировать знания и повторить ранее изученные правила)

III. Повторение изученного ранее о частях речи.

Учитель. Назовите самостоятельные и известные вам служебные части речи. Какая форма является начальной для имени существительного? прилагательного? глагола?

 — По каким признакам мы определяем принадлежность слова к той или иной части речи? (По значению и грамматическим признакам.)

Учитель обобщает:

(Отнесение каждого слова к той или иной части речи осуществляется по совокупности трех признаков:

1. по типу выражаемого значения (семантический признак)

2. по набору морфологических признаков (морфологический признак),

3. по синтаксической роли в предложении (синтаксический признак).)

Выполняя какой вид заданий, мы с Вами вспоминаем об этих признаках?(морфологический разбор)

Пятеро учащиеся делают морфологический разбор у доски: озаряют (глагол, Нес.1 спр, перх, невозвр, Изн.н, наст.вр, мн.ч, 3 л.), с ветром (сущ, нар, неод, 2 скл, м.р., ед.,Т.п), скрипуч (ствол)(прил, кач,кр.ф., полн-скрипучий, ст.ср-более скрипучий, м.р,ед.ч), пятеро (числ, прост, колич, собир, И.п.) (друзей), встретил (его) (мест, личн, 3л, ед.ч, Р.п.).

IV. Работа с учебником над упр. 30.

(Пока учащиеся готовятся у доски, другие учащиеся выполняют следующее задание)

Учащиеся читают текст, приводят примеры имен существительных, прилагательных; объясняют, по каким признакам они определяют принадлежность слов к той или иной части речи.

V. Практическая работа

Верные и неверные утверждения. Если утверждение верное, нужно понять левую руку, если неверное – правую.

1. Морфология – раздел науки о языке, в котором изучаются части слова. Неверное

2. Части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометия. Верное

3. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? называется  именем существительным. Неверное

4. Имена числительные делятся на количественные и порядковые. Верное (собирательные)

5. Пятеро – это имя существительное. Неверное

6. Краткие прилагательные бывают только подлежащими. Неверное

7. Числительное ОДИН изменяется по падежам, числам и родам. Верное

8. Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их. Верное

9. Местоимение СЕБЯ – личное местоимение. Неверное

10. Существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму, называются несклоняемыми. Верное

11. Относительные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степени сравнения. Неверное

12.  Порядковые числительные отвечают на вопрос какой? который? Верное

Повторим орфографию.

Задание на слайде презентации (Слайд)

1. В суффиксе существительных  –ек- -ик- пишется буква е, если при склонении… .  Например…

2.  После шипящих под ударением в суффиксах имен существительных пишется буква… Например..

3. Одна буква Н пишется в прилагательных, образованных при помощи суффиксов.. за исключением слов…

4. Если сложное прилагательное: 1) обозначает оттенки цветов; 2) образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис; 3) образовано путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз И, то такие прилагательные пишутся … Например:

5. В окончаниях числительных 40, 90, 100 во всех падежах, кроме Именительного и винительного , пишется буква …  Например:

6. В родительном, дательном и предложном падежах количественных числительных от 11 до 19 в окончании пишется буква   …. Например:

7. Неопределенные местоимения с суффиксами –то, - либо, -нибудь пишутся   ….

Ответы на слайде презентации (Слайд)

1. В суффиксе существительных  –ек- -ик- пишется буква е, если при склонении гласная выпадает, Например, замочек-замочка, платочек-платочка

2. После шипящих под ударением в суффиксах имен существительных пишется буква «о». Например, зайчонок, пирожок, кружок.

3.Одна буква Н пишется в прилагательных, образованных при помощи суффиксов «ан», «Ян», «ин» за исключением слов оловянный, деревянный, стеклянный.

(Ответы)

Верные и неверные утверждения. Если утверждение верное, нужно понять левую руку, если неверное – правую.

1. Морфология – раздел науки о языке, в котором изучаются части слова. Неверное

2. Части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометия. Верное

3. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? называется  именем существительным. Неверное

4. Имена числительные делятся на количественные и порядковые. Верное (собирательные)

5. Пятеро – это имя существительное. Неверное

6. Краткие прилагательные бывают только подлежащими. Неверное

7. Числительное ОДИН изменяется по падежам, числам и родам. Верное

8. Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их. Верное

9. Местоимение СЕБЯ – личное местоимение. Неверное

10. Существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму, называются несклоняемыми. Верное

11. Относительные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степени сравнения. Неверное

12.  Порядковые числительные отвечают на вопрос какой? который? Верное

Ответы на слайде презентации (Слайд)

1. В суффиксе существительных  –ек- -ик- пишется буква е, если при склонении гласная выпадает, Например, замочек-замочка, платочек-платочка

2. После шипящих под ударением в суффиксах имен существительных пишется буква «о». Например, зайчонок, пирожок, кружок.

3.Одна буква Н пишется в прилагательных, образованных при помощи суффиксов «ан», «Ян», «ин» за исключением слов оловянный, деревянный, стеклянный.

4. Если сложное прилагательное: 1) обозначает оттенки цветов; 2) образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис; 3) образовано путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз И, то такие прилагательные пишутся через дефис Например: жёлто-синий, северо-восточный, торгово-промышленный

5. В окончаниях числительных 40, 90, 100 во всех падежах, кроме Именительного и винительного, пишется буква «а»  Например: нет сорока учеников (Р.п.), рад девяноста ученикам (Д.п.), доволен ста рублями (Т.п.).

6. В родительном, дательном и предложном падежах количественных числительных от 11 до 19 в окончании пишется буква «и» Например: нет одиннадцати столов (Р.п.), рад одиннадцати (Д.п.) книгам.

7. Неопределенные местоимения с суффиксами –то, - либо, -нибудь пишутся через дефис.

VI. Подведение итогов урока: Орфография включает в себя большое количество правил, за отведённое на уроке время все эти правила повторить невозможно, однако всё же мы проделали с Вами достаточно большую работу. В качестве домашнего задания Вам нужно заполнить таблицу. Задание выполняйте по вариантам. Используя справочники и учебник за 6 класс, вы должны выбрать для себя часть речи и заполнить графы орфографическими правилами, соответствующими этой части речи.

Морфема

Глагол

Прилагательное

Существительное

Числительное

Местоимение

корень

суффикс

окончание

приставка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки русского языка в 11 классе по разделу" Морфология.Орфография."

Уроки русского языка  в 11 классе составлены с учетом  повторения по курсу "Морфология.Орфография". Задания составлены с учетом  проверки ЗУН по орфографии,пунктуации....

Морфология. Орфография. Повторение в конце учебного года.

В презентации к уроку повторяются части речи, признаки их деления. Орфографический материал представлен темами: "Дефисное-слитное написание имен прилагательных" и "Ь после шипящих на конце слов" УМК "...

Повторить пройденный материал и закрепить (его в области синтаксиса, орфографии, лексики, морфологии, орфоэпии, фонетики).

В игровой форме привить учащихся интерес к изучению русского языка,сформировать у них желание самостоятельно заниматься языком....

ПОВТОРЕНИЕ ОРФОГРАФИИ И МОРФОЛОГИИ: НАПИСАНИЕ «Н-НН» В СУФФИКСАХ

ПОВТОРЕНИЕ ОРФОГРАФИИ И МОРФОЛОГИИ: НАПИСАНИЕ «Н-НН» В СУФФИКСАХ...

Конспект (протокол) урока русского языка. 6 кл. Обобщающее повторение орфографии и морфологии.

Обобщающий урок в конце года по систематизации знаний, формированию УУД, включающий в себя работу с текстом....