Олимпиада по русскому языку 5-7 класс 2 тур
олимпиадные задания по русскому языку по теме

Попова Оксана Владимировна

2 тур

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass._russkiy_yazyk.doc37.5 КБ
Microsoft Office document icon 6_klass._russkiy_yazyk.doc37.5 КБ
Microsoft Office document icon 7_klass.russkiy_yazyk.1.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку в 5 классе (2 тур).

1. Расставьте ударения в следующих словах, укажите вариативные случаи.

Красивее, средства, договор, по средам, жалюзи, наголо, обеспечение, мастерски, йогурт, банты.

2. Прочитайте стихотворение Б. Ю. Нормана и выпишите существительные, употреблённые с нарушением формы рода. Укажите нормативный вариант.

Слыхали эту новость?                                   Он съел жилету кунью

У нас в шкафу живёт                                     И дедовский папах,

Тот, кто любую овощь,                                 Персолем и шампунью,

Любой продукт сжуёт.                                  Который весь пропах.

Он яблок, помидору                                      Так кто ж ту путь проделал

И всю картофель съест,                                 Из шкафа в антресоль?

Баранок без разбору                                       Мыш ненасытный, где он?

Умнёт в один присест,                                   Где он, огромный моль?

Прожорлив, как собака,                                 Вы скажите: не верим!

Тот, кто живёт в шкафу:                               Чтоб всё пустить в труху?

Пропала тюль и тапок                                   Но есть обжора – Время -

И туфель на меху.                                          Вот кто живёт в шкафу.

3.Вспомните и запишите фразеологизмы, которые своим происхождением обязаны мифам и  легендам народов.  

4.Определите морфемный состав слов: перчик, избирательный, электромясорубка, дочурка, огурчик, переоценка.

5.Составьте словосочетания, в которых слова каменный, бархатный, сладкий будут употреблены в переносном смысле.

6.Подберите слова, различающиеся одним звуком (глухим и звонким). Первое означает животное, живущее под землёй, второе – пещеру, преимущественно искусственную.

7. Сколько здесь однокоренных слов? Запиши их.

Жало, жаль, жали, жалованье, жалюзи, жалоба.

8. Известно, что улыбка украшает человека. А какая у вас улыбка? Составьте небольшой словарик эпитетов.

9.Образуйте неопределённую форму глаголов, которые в 1 лице единственного числа настоящего времени имеют формы заведую, проповедую.

10. В эпоху Интернета и телевидения можно совершенно спокойно обойтись без чтения книг. Согласны ли вы с этим высказыванием? Аргументируйте своё мнение.

                   Ответы к школьной олимпиаде по русскому языку (5 класс)

1. КрасИвее, срЕдства, дОговОр, по срЕдАм, жалюзИ, нАголО, обеспЕчение, мастерскИ, йОгУрт, бАнты.

Максимальное количество баллов – 3.

2. Овощ – м. р., яблоко – с. р., помидор – м. р., картофель – м. р., баранка – ж.р., тюль – м. р., тапка – ж. р., туфля – ж.р., жилет – м.р., папаха – ж.р., персоль – ж. р., шампунь – м.р., путь – м. р., мышь – ж.р., моль – ж.р., время – с. р.

Максимальное количество баллов – 4.

3.Танталовы муки, сизифов труд, прокрустово ложе, авгиевы конюшни, троянский конь, яблоко раздора, олимпийское спокойствие, панический страх и др.

Максимальное количество баллов  - 3.

4. Максимальное количество баллов – 3.

5. Каменное сердце, бархатный голос, сладкая жизнь.

   Максимальное количество баллов – 2.

6. Крот- грот

Максимальное количество баллов – 2.

7. Жаль и жалоба.

Максимальное количество баллов – 3.

8. Максимальное количество баллов – 3.

9..Заведую – заведовать, проповедую – проповедовать.

Максимальное количество баллов – 2.

10. Максимальное количество баллов – 15, из них 5 – орфография, 5 – пунктуация, 5 – речь и грамматика.

Максимальное количество баллов за работу – 30.



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку  6 класс (2 тур)

1. Расставьте ударение.

    Закупорить, жалюзи, банты, столяр каталог, свекла, торты, красивее.

2. Вставьте пропущенные буквы.

    Раздр…жающий звук, те(р,рр)а(с,сс)а, пл…вчиха, пр…клонить колени, обж…г палец, печальная пред…стория, груш…вый напиток, стро…щийся стадион, завеш…нные шторами окна, девочка избалова…а .

3. В каждой группе вычеркните "четвертый лишний" фразеологизм.

  • Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
  • Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не  подточит.

4. Найдите и исправьте  речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях.

  • Из каждой поездки мы привозим бабушке памятные сувениры.
  • Цены на фрукты постоянно растут вверх.
  • Четверых  девочек из класса  попросили помочь в подготовке угощения для ветеранов.
  • Благодаря сильным морозам погибли кусты роз.

5. Определите разряд прилагательных по значению.

Звонкий согласный,   лисья хитрость, стальной трос, каменное лицо,  беличья шуба, сестрицын платок.

6. Закончите предложения:

Пошёл тёплый дождь и …

Пошёл тёплый дождь, и …

7. Определите, каким членом предложения являются выделенные слова:

Орлята учатся летать. Он прочитал на память несколько строк. Нас не нужно жалеть.  Мне слышался знакомый шум.

8. Даны грамматические характеристики трех имен существительных. Найдите в одной из них ошибку, объясните.

  • Имя существительное, одушевленное, нарицательное, ж.р., 2 скл., ед.ч., В.п.
  • Имя существительное, неодушевленное, собственное, ср.р., 2скл., ед.ч., П.п.
  • Имя существительное, неодушевленное, нарицательное, м.р., 2скл., мн.ч., И.п.

9.В трамвае один пассажир спрашивает:

                  - На следующей остановке  ВЫХОДИТЕ?

       А кондуктор напоминает:

                  - На следующей остановке ВЫХОДИТЕ!

 Объясните, в чем отличие выделенных глаголов.

10.  Напишите сочинение – миниатюру на тему: «Русский язык необыкновенно богат» (В.Г. Белинский)

Ответы  к заданиям

1.  ЗакУпорить, жалюзИ, бантЫ, столЯр каталОг, свЕкла, тОрты, красИвее. ( по 0,5б = 4б)

2. Раздражающий звук, терраса,  пловчиха, преклонить колени, обжег палец, печальная предыстория, грушевый напиток, строящийся стадион, завешенные шторами окна, девочка избалованна. (по 0,5б = 5б)

3.

  • Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
  • Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не

          подточит.  (по 0,5 = 1б)

4. Найдите и исправьте  речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях.

  • Из каждой поездки мы привозим бабушке  сувениры.
  • Цены на фрукты постоянно растут.
  • Четырех  девочек из класса  попросили помочь в подготовке угощения для ветеранов.
  • Из-за  сильных  морозов  погибли кусты роз. (по 0,5б = 2б)

5.   Звонкий согласный (относительное),  лисья хитрость (качественное), стальной трос (относительное), каменное лицо (качественное), беличья шуба (относительное), сестрицын платок (притяжательное).  (по 0,5б = 3б)

6. Закончите предложения:

Пошёл тёплый дождь и … Предложение с однородными членами

Пошёл тёплый дождь, и … Сложное предложение  (по 0,5б = 1б)

7. Определите, каким членом предложения являются выделенные слова:

Орлята учатся летать (дополнение) . Он прочитал на память (обстоятельство)несколько строк. Нас не нужно жалеть (сказуемое).  Мне слышался знакомый шум (подлежащее). (по 0,5б = 2б)

8. Даны грамматические характеристики трех имен существительных. Найдите в одной из них ошибку. 1б

  • Имя существительное, одушевленное, нарицательное, ж.р., 2 скл., ед.ч., В.п.

9.В трамвае один пассажир спрашивает:

                  - На следующей остановке  ВЫХОДИТЕ? Изъявительное наклонение

       А кондуктор напоминает:

                  - На следующей остановке ВЫХОДИТЕ! Повелительное наклонение  1б

10. 10б

Максимальное количество баллов - 30



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку  ( 2 тур )  7 класс  

1 задание – за каждый правильный ответ – 0,5 балла, максимум – 6 баллов.

Расставьте ударение в словах:

Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил, черпать, средства, досуха, втридорога.

        2 задание -  за каждый правильный ответ – 0,5 балла, всего – 5 баллов.

        Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы.

Непр…тязательный вкус, пр…бывать за границей, непр…одолимый страх, национальные пр…оритеты, искать пр…станища, непр…хотливое животное, пр…зреть сироту, камень пр…ткновения, знаки пр…пинания, пр…зумпция невиновности.

         3 задание – за правильный ответ – 2 балла.

        Сколько  в русском языке слов, состоящих всего из одной буквы?  Какими частями речи они являются?

  4 задание – за правильный ответ -0,5 балла, всего 3 балла.

Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов:

Люк, ожог, киль, араб, лёд, краб.

5 задание – за правильный ответ – 2 балла.

Какие из перечисленных прилагательных образованы от существительных с помощью суффикса –н-(ый)?

Нужный, грозный, конечный, сорный, точный, тесный, нежный, скверный, мрачный, темный.

 6 задание – за правильный ответ – 2 балла.

В какой из приведенных пар фразеологизмов отношения иные, чем в остальных?

Тертый калач – стреляный воробей, два сапога пара – одного поля ягоды, ни рыба ни мясо – ни богу свечка ни черту кочерга, сесть на мель – сесть в калошу, что есть духу – во все лопатки.

        7 задание – максимальное количество – 10 баллов. Задание оценивается по следующим критериям: логичность, последовательность, аргументированность, стройность, выразительность.

         Напишите сочинение – миниатюру « Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…»              

                                                                                                                                                                                      Максимум – 30 баллов.

Ответы  школьного этапа олимпиады по русскому языку, 7 класс, 2010 – 2011 уч.год

1 задание.

ДефИс, звонИшь, договОр, тОрты, процЕнт, каталОг, прИбыл, положИл, чЕрпать, срЕдства, дОсуха, втрИдорога.

      2 задание.

НепрИтязательный вкус, прЕбывать за границей, непрЕодолимый страх, национальные прИоритеты, искать прИстанища, непрИхотливое животное, прЕзреть сироту, камень прЕткновения, знаки прЕпинания, прЕзумпция невиновности.

      3 задание.

Одно местоимение – Я;  два союза – А, И; пять предлогов – О,У,С,К,В.

      4 задание.

Куль, кожа, лик, пара, толь, парк.

     5 задание.

Конечный (конец), сорный (сор), мрачный (мрак), тёмный (тьма). Грозный  - образовано от глагола, а в остальных Н – часть корня.

     6 задание.

Все пары фразеологизмов, кроме СЕСТЬ НА МЕЛЬ – СЕСТЬ ВКАЛОШУ, - синонимы.  Сесть на мель – попасть в трудное положение, а сесть в калошу – поставить себя в неловкое положение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе

Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....

Вопросы и задания к олимпиаде по русскому языку в 5 классе

Для подготовки или проведения олимпиады по руссому языку в 5 классе (два варианта)...

олимпиада по русскому языку и литературе в 6 классе

Данный материал можно использовать для подготовки детей как к школьному, так и муниципальному туру олимпиады по русскому языку и литературе....

Олимпиада по русскому языку. 6 класс

Интересные задания для работы с одарёнными детьми....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов

Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...