Статья на тему "Виды работ по фонетике на уроках русского языка"
статья по русскому языку (8 класс) на тему
Ученики должны обращать внимание на своеобразные, очень непростые взаимоотношения речи устной и письменной, слова произнесенного и слова записанного; познакомятся с фонетическими особенностями поэтической речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rabot_po_fonetike_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 35.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды работ по фонетике на уроках русского языка
в 5-8 классах.
(Из опыта работы)
Учитель русского языка и
литературы МАОУ СОШ
с.Аксы-Барлык Барун-
Хемчикского района РТ
Хомушку М.С
Аксы-Барлык-2013 г
«Виды работ по фонетике на уроках русского языка в 5 – 8 классах»
План
- Вводная часть
1.Что такое фонетика?
2.Основные знаки фонетической транскрипции.
II. Виды работ по фонетике.
III.Вывод.
Задача.
Ученики должны обращать внимание на своеобразные, очень непростые взаимоотношения речи устной и письменной, слова произнесенного и слова записанного; познакомятся с фонетическими особенностями поэтической речи.
Языковых тайн значительно больше, чем принято думать, и связаны они только с вопросами появления на Земле человека, происхождением языка. Много секретов скрыто в звуковом многообразии русской речи. Оно вызывает восторг и восхищение. Великий русский писатель, историк, большой знаток русского языка, владеющий к тому же многими другими языками мира, Н.М.Карамзин писал : «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река- шумит, гремит- и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу ,образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!».
Мы живем в мире звуков. Проснувшись утром слышим тиканье часов, плеск воды в умывальнике, пыхтение чайника на плите. Выходим из дома- и нас окружают голоса улицы: чириканье воробьев, шум ветра, шуршание шин по асфальту, звон машин… . Но вот у вас за спиной раздался голос прохожего : «Скажите, пожалуйста, который час?» Вы посмотрели на часы и ответили. Каким же образом из потока звуков вы уловили те, которые передали вам определенную информацию? Чем отличаются они (звуки речи) от других?
В языке все : части слов, слова, словосочетания, предложения- имеет звуковое выражение. Не случайно в школе обучение языку начинается с того, что детей знакомят со звуками и буквами.
Звуковую сторону речи изучает фонетика. А что такое фонетика?
По словарю С.И.Ожегова: Фонетика- 1. Раздел языкознания- наука о звуках языка .Экспериментальная фонетика.
2.Звуковой состав языка. Русская фонетика .
Недаром говорил И.С.Станиславский: « Гласные- река, а согласные- берега звучащей речи».
Фонетика- (от греч. Phōnetikós – звуковой, голосовой, phōhē -звук) – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка. Существуют различные определения предмета фонетика: при узком понимании предметом фонетики считают только способы звукового оформления значимых единиц языка - морфем, слов (Р.И.Аванесов, А.А.Реформатский), при широком понимании в сферу изучения Ф. включают и интонационные средства языка ( М.И. Матусевич, А.Н.Гвоздев, М.В.Панов); наконец, существует точка зрения, согласно которой предметом Ф. являются и способы обозначения на письме звуковых единиц (графика), и правила написания значимых единиц ( орфография) – Л.В.Щерба, Л.Р.Зиндер.
Что такое фонетическая транскрипция?
Это специальный способ записи устной речи, который помогает точно передавать ее звучание. Используется транскрипция при обучении родному и особенно иностранному языку.
Основные знаки фонетической транскрипции в русском языке:
[ ] -границы фонетической транскрипции;
[ , ] - знак, обозначающий мягкость согласного; [с’ат’] -сядь;
[э́] - ударный гласный, передающийся на письме буквой Э (или Е):
[сэр] - сэр, [м’э́сный] -местный
[э и] или [и э] -безударный гласный после мягких согласных на месте букв а, е, я: [м’иэтла] - [м’итла] -метла; [п,иэтак] - [п’итак] - пятак.
[ j’] или [ й ] -мягкий звонкий согласный звук ЙОТ: [j’о́лка] -ёлка [йо́лка]
[ - ] -знак долготы согласного звука: [ж̄о́к] - сжёг, [ с̄о́р’иц̄а] - ссориться
Звук- это минимальная нечленимая звуковая единица, выделяемая в слоге. В русском языке 6 гласных звуков : [а], [ о ], [ э] ,[ и ], [ ы ], [у] и 37 согласных звуков [б], [б’], [ в ], [в’], [ г], [ г’], [ д], [ д ‘], [з ], [з’], [п], [ п’], [ ф ], [ ф’], [ к], [ к’], [ т ], [ т’], [с], [ с ‘], [ л], [л’], [м], [ м’], [ н], [н’],[ р], [ р’], [ х], [х’], [ ж],[ ж̄ ] [ ш], [ш̄],[ ч’], [ ц], [j’]
В современном русском алфавите 33 буквы. Почти каждая буква алфавита имеет две разновидности: строчную, например: а, б, в, г, д, и т.д и прописную, например: А, Б, В, Г, Д и т.д. Некоторые буквы алфавита не имеет прописного варианта. Это ъ, ь. Буква Ы прописная используется только при передаче иноязычного варианта названия: Ындин .
II.Виды работ по фонетике.
Фонетический разбор слова.
- Разберите слово на слоги.
- Затранскрибировать слово (можно использовать только некоторые элементы транскрибирования)
- Установить количество звуков в слове (гласных и согласных)
- Охарактеризовать гласные звуки
- Охарактеризовать согласные звуки
- Установить соответствие количества букв количеству звуков.
Образец разбора.
Язык.
- В слове язык два слога: я – зык
- [ й’иэзы́к]
- В слове 5 звуков -2 гласных: [а] и [ы] ,
3 согласных: [й’] ,[ з] ,[ к] .
- Звук [ а] - безударный, звук [ы]- ударный.
- Звук [j’] или [ й’] -звонкий, мягкий, непарный:
Звук [з] - звонкий, твердый, имеет пару по глухости- звонкости [з]- [ с] и по мягкости и твердости [ з], [ з’]
Звук [к] - глухой, твердый, имеет пару по звонкости- глухости [к] - [г] и по мягкости и твердости [ к] - [ к’].
- В слове язык 4 буквы, 5 звуков. Йотированная буква Я передает 2 звука [j’] и [а]. Поскольку это первый предударный слог, звук [ а] произносится как [ и э ].
2.Какие звуки может обозначать буква С? (буква С дает 7 звуков)
[С] -соли, [ с’] - сила , [з]- [збил], [з’] - [проз’ба], в сочетаниях с шипящими: [ш̄] -[ ш̄шыла] - сшила, [ж̄]- [ж̄жымал ]- сжимал , [ш’]- [ш’ш’ от]- счет
3.Какие слова переданы фонетической транскрипцией
[Прут], [сйэст] , [йэст] , [ байу́кат’] ?
(1 прут съезд ест баюкать
2 пруд съест)
4.Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.
[Ж] . Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит . (5 раз)
[А] . Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает. (7 раз)
[Т] . Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики. (10 раз)
[Ш] . Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. ( 4 раза).
5.Какие звуки выделены в следующих словах яма, куль, роса, подъезд, сжать?
[й’а],[л’],[a][й’э],[ж-]
6.Запишите слова в фонетической транскрипции: яр, люк, юг, лён, сад, пол, альт. Прочитайте в обратном порядке звуки, из которых записаны слова. Запишите их.
Яр – [йар] – рай; люк – [л’ук] - куль; юг - [йук] - куй ; лён- [л’он] - ноль ; сад- [сат] - таз; пол - [пол] - лоб; альт - [ал’т] - тля.
7.Одинаково ли количество звуков в словах южная- нужная, её- меня, няня- яма, местность- лесники?. Сделайте фонетический разбор 2 – 3 слов (по вашему выбору)
(Да, одинаковое количество звуков в этих словах)
8.Отгадайте загадку. Определите, сколько раз в ней встречается звук [с].
Через поле и лесок
Подается голосок
Он бежит по проводам
Скажешь здесь, а слышно там.
( Телефон. Звук [с] встречается в загадке 6 раз ).
9.В каком слове есть только твердые согласные звуки?
1) мел; 2) лось; 3) тема; 4) можешь; 5) матч.
10.В каком слове количество букв и звуков совпадает?
1) мать, 2) беречь, 3) вернешься, 4) ясли, 5) боюсь
11. Найдите слова, в которых сочетания ШН и ЧН читаются как ШН.
(Помощник, помощница, конечно, булочная, горничный скворечник, скучно, нарочно, яичница).
12.Название каких двух букв составляет целую эпоху? ЭР и А (ЭРА)
13.Прочитайте шутливое стихотворение. Какую важную лингвистическую мысль оно иллюстрирует? Сделайте вывод.
Закричал охотник:
-ой!
Двери гоняться за мной!
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке!
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей.
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
Синеет море перед нами.
Летают майки над волнами.
14.Метаграмма. Используя слова- загадки, докажите, что звук в слове выполняет смыслоразличительную роль.
1) С [п] - на дереве весною,
С [т] - писать кончаешь мною,
С [б] - я тара в магазине,
С [к] - в болотистой низине.
(почка – точка – бочка – кочка)
2) С [б] -мучительной бываю,
С [м] -одежду пожираю,
С [р] -актеру я нужна,
С [с] -для товара важна.
(боль – моль – роль – соль)
15.Запишите буквами затранскрибированные слова. Понаблюдайте за тем, какими способами обозначается мягкость согласных на письме.
[Фспо́мн’ил’и] , [жо́лтым’и ], [й’иэйо́] , [й’и эво́], [м’а́са] , [ л’иэжа́т ‘] , [с’ин’э́т’] , [ вы́шыфк’и] .
16.Метаграмма. Попробуйте по словам- отгадкам восстановить текст метаграммы. Охарактеризуйте записанные вами звуки (гласный-согласный, глухой- звонкий, мягкий- твёрдый, шумный – сонорный… Объясните, какие произносительные органы участвуют в образовании каждого звука.
С… летаю над волною,
С… не дали волкам покою,
С… рубашка- безрукавка,
С… скачу в лесу по травке.
С… меня крепи к детали
Из железа или стали.
(…айка - чайка- лайка- майка- зайка – гайка)
17.Прочитайте скороговорки. В чем их фонетическая особенность? Как называются такие предложения?
1) Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
2) Кукушка кукушонку купила капюшон
3)Три свиристели еле-еле свистели у ели
4)От топота копыт пыль по полю летит
5)Собирала Маргарита маргаритки на горе, растерела Маргарита маргаритки на дворе.
18.Определите, в каком ряду во всех словах есть указанный звук.
[Х] : 1. Хобби, оглохнув, бухгалтер;
2. Легковесный, хирургия, хоккей;
3. Слегка, мягко, нахлынули.
[Ц] : 1. Циркуль, облицевать, консультировать;
2. Огурцы, оконце, рассердился;
3. Глянцевый, цыплята, консульство
[В] :1. Виноград, прославьте, свекровь;
2. Вентилятор, приготовьте, церковь
3. Ветеринария, завтрак, бровь.
19.Составьте слова из следующих слов.
1) [ш], [й’] ,[ о] - (-ёж)
2) [в’] ,[ ж] ,[ о] , [ т] ,[ ы] - (живет)
3) [к] ,[ й’] , [ о], [л’] , [ э] -(колье)
20.Почему слова разбиты на пары и в чем особенность их звучания и написания? Чтобы справиться с этим заданием, затранскрибируйте слова.
(Шей- ешь, муж- шум, май- ям, ноль- лён ложь- шёл).
- Вывод.
Эти материалы можно использовать не только на уроках, но и на факультативных занятиях, при подготовке к олимпиадам, викторинам, в различных конкурсах. Я думаю, что фонетические упражнения развивают ум, память, смекалку, любовь к языку. В результате выполнения фонетических упражнений совершенствуются орфографические и орфоэпические умения учащихся.
Литература.
- К.А.Войлова, Н.Г.Гольцова. Русский язык. Справочник- практикум для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., «Дрофа» 2007г.
- З.Д.Гольдин, В.Н.Светлышева. Русский язык в таблицах. 5 – 11 кл. Справочное пособие. М., «Дрофа», 2007г.
- С.И.Львова. Русский язык. 5 класс, М., «Дрофа» ,2007г.
- С.И.Львова. Русский язык. 6 класс, М., «Дрофа», 2007г.
- С.И.Львова. Русский язык. 7 класс, М., «Дрофа», 2007г.
- В.В.Львов. Школьный орфографический словарь русского языка.
М., «Дрофа», 2007г.
- Золотой фонд. Энциклопедия. Русский язык. М., «Большая Российская энциклопедия» ,2007г.
- С.И.Ожегов. Словарь русского языка.
- А.О.Орг. Олимпиада по русскому языку. М., «Просвещение» ,2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "Формирование исследовательских навыков на уроках русского языка"
Статья по теме "Формирование исследовательских навыков на уроках русского языка"...
Учебное пособие по русскому языку для учащихся старших классов и поступающих в вузы "Работа с текстом на уроках русского языка".
Автор: Белоногова Н.И....
Статья "Приобщение детей к искусству слова на уроках русского языка и литературы"
Уроки русского языка и литературы развивают воображение, творческие способности, формируют образную речь учащихся. Что дают такие уроки мне и моим ученикам? Главное – это сопереживание, соразмышление...
Статья " Работа с алгоритмами на уроках русского языка"
В данной статье вниманию учителей русского языка предлагается такой вид работы над орфографическим правилом, как составление алгоритма работы с ним....
Статья "Роль внеклассной работы в развитии интереса к русскому языку и литературы"
Как внеклассные занятия влияют на мотивацию изучения предмета "Русский язык и литература"...
Методическая статья по теме "Работа над ошибками на уроках русского языка"
Работа над ошибками – неотъемлемая часть методики преподавания любого предмета. Но особенно она актуальна на уроках русского языка....
Статья "Игрофикация как средство активизации учащихся на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)
Данная работа посвящена игровым технологиям на уроках русского языка и литературы. Показано, что игровые технологии являются действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умстве...