Сложное предложение. Материал для подготовки к ОГЭ (ГИА) по русскому языку, 9 класс
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Осовитная Мария Геннадьевна

Данный материа представляет собой обобщение изученного потеме "Сложное предложение" и помогает систематизировать знания учащихся при подготовке к ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация642.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок ТИПЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Подготовка к ГИА (В 6,7,13,14)

Слайд 2

Цели: Повторение типов сложных предложений. Закрепление навыка определения типов сложных предложений в тексте. Развитие умений находить различные виды сложных предложений в заданиях ГИА по русскому языку.

Слайд 3

Предложение Простое (одна грамматическая основа) Сложное (несколько грамматических основ) союзное бессоюзное сложносочиненное сложноподчиненное части связаны при помощи интонации и сочинительных союзов части связаны при помощи интонации и подчинительных союзов части связаны только при помощи интонации

Слайд 4

Выберите из данных предложений: а) сложносочиненное; б) сложноподчиненное; в) бессоюзное сложные. Поясните свой выбор графически (выделяя грамматические основы и средства связи частей в сложном предложении) Некоторое время я жил на севере, где нет лета в привычном понимании этого слова. Северное лето – это один месяц относительного тепла, а потом вновь наступают холода. Не успеешь по-настоящему почувствовать это тепло – снова замерзаешь. ССП СПП БСП

Слайд 5

Сложносочиненное предложение (ССП) – это такое СП, в котором части связаны при помощи интонации и сочинительных союзов : С соединительными союзами С разделительными союзами С противительными союзами и, да = и, ни-ни, тоже, также, не только – но и, как – так и или, либо, то-то, не то - не то, а, но, да = но, зато, однако Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит То светит солнце, то идет дождь. Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила…

Слайд 6

В 6. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ие) в ССП: 1. Она не верила ушам и глазам,( 1 ) и слезы буквально застыли на щеках. Мальчишка просветленно улыбнулся. Я вообще-то Лизке купил,( 2 ) ей кутенков кормить надо. Но ничего,( 3 ) у ней еще кости есть,( 4 ) да и сама она молодец. 2. И случись это в другой день,( 1 ) когда еще сбережения были дома,( 2 ) но сегодня в злосчастном кошельке оставалась последняя тысяча до зарплаты,( 3 ) на которую предстояло прожить еще не один день. -

Слайд 7

Ответы: 1 - (1, 4). 1. Она не верила ушам и глазам , ( 1 ) и слезы буквально застыли на щеках. Мальчишка просветленно улыбнулся. Я вообще-то Лизке купил,( 2 ) ей кутенков кормить надо. Но ничего,( 3 ) у ней еще кости есть , ( 4 ) да и сама она молодец.

Слайд 8

Ответы: 1 - (1, 4). 2 - (2). 2. И случись это в другой день,( 1 ) когда еще сбережения были дома,( 2 ) но сегодня в злосчастном кошельке оставалась последняя тысяча до зарплаты,( 3 ) на которую предстояло прожить еще не один день.

Слайд 9

Сложноподчиненное предложение (СПП) – это такое СП, в котором части связаны при помощи подчинительных союзов и союзных слов и интонации: С придаточными определительными (местоименно- определительными) С придаточными изъяснительными С придаточными обстоятельствен-ными Который, какой, где Что, чтобы, как будто Где, когда, куда, откуда почему, зачем, как [ Мы вышли на поляну ] , ( где рос огромный дуб). [ …сущ. ] , (с.с. где … ). [ Я наконец понял ] , ( что заблудился). [ …гл. ] , (с. что …) [ Все молчали ] , ( чтобы услышать шорох цветов). [ ……. ] , ( с. чтобы …)

Слайд 10

В 7. Выпишите цифру (-ы), которой (-ыми) обозначено (-ы) придаточное (-ые) часть (-и) в СПП: 1. Олеська буквально выпала из переполненного автобуса,( 1 ) с трудом удержала равновесие,( 2 ) чтобы не упасть,( 3 ) поправила пальто,( 4 ) кинула взгляд на сумку и обмерла: молния на ней была расстегнута. Секунды хватило,( 5 ) чтобы понять, ( 6 )что кошелек вытащили. 2. – Ну что тебе еще? – Олеська подняла голову и увидела,( 1 ) что мальчишка протягивает ей пирожок,( 2 ) который был завернут в газетный обрывок.

Слайд 11

Ответы: 1 – (2,3,5,6) 1. [ Олеська буквально выпала из переполненного автобуса,( 1 ) с трудом удержала равновесие,( 2 ) ( чтобы не упасть),( 3 ) поправила пальто,( 4 ) кинула взгляд на сумку и обмерла ] : [ молния на ней была расстегнута ] . [ Секунды хватило ] ,( 5 ) ( чтобы понять), ( 6 )( что кошелек вытащили). [ …гл., ( с. чтобы … ) ,….. ] : [ … ]. [ …гл. ] , (с. чтобы .. гл.), (с. что …).

Слайд 12

Ответы: 2 – (1, 2). 2. – Ну что тебе еще? – Олеська подняла голову и увидела,( 1 ) что мальчишка протягивает ей пирожок,( 2 ) который был завернут в газетный обрывок. [ …гл. ] , (с. что …..сущ.), (с.сл. который ….).

Слайд 13

Бессоюзное сложное предложение (БСП) – такое СП, части которого связаны только при помощи интонации : Между частями БСП могут быть разные смысловые отношения Перечислительные Причинные, пояснительные, изъяснительные Временные,/словные, следствие/результат, противопоставление запятая, точка с запятой двоеточие тире В глазах у меня потемнело, (= и) голова закружилась. Печален я: (= потому что) со мною друга нет. Чувствую: (= что, как) кто-то подошел. Лес прекрасен: (= а именно) все зелено и свежо. Чин следовал ему – (= а) он службу вдруг оставил. Солнце дымное встает – (= значит) будет день горячий .

Слайд 14

В 13. Найдите БСП (знаки препинания не проставлены): (7).Олеська мигом осознавшая все это вдруг резко втянула в себя воздух запрокинула голову и уже не могла сдержать слез. (16) Слезы ручьями катились из глаз и Олеська даже не пыталась их остановить. (21) Девушка подняла голову из-под грязной шапки на нее смотрели озадаченные и несколько болезненные глаза незнакомого мальчишки.

Слайд 15

Ответ: 21. (7).Олеська, мигом осознавшая все это, вдруг резко втянула в себя воздух, запрокинула голову и уже не могла сдержать слез. [ ..сущ. , / прич. об/ , , и ] . (16) Слезы ручьями катились из глаз , и Олеська даже не пыталась их остановить. [ …... ] , и [ …… ] . ССП (21) Девушка подняла голову : из-под грязной шапки на нее смотрели озадаченные и несколько болезненные глаза незнакомого мальчишки. [ …… ] : [ ……. ] . БСП (пояснение)

Слайд 16

В 14. Определите тип подчинения в СПП (однородное, параллельное, последовательное): 1. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят. 2. Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал. 3. Когда слушаешь по-настоящему хорошую музыку, душа наполняется тем, что ей необходимо. 4. Никогда не успокаивайся на том, что имеешь, чего уже достиг, к чему так долго шёл.

Слайд 17

Последовательное: 1. Легко работать, (когда?) когда знаешь, ( о чём?) что труд твой ценят. [ …. ] , (с.сл. когда …гл.), (с. что …). 2. Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься, ( в чём?) что он не успел рассказать нам и сотой доли того , (о чём? ) что превосходно видел и знал. [ /деепр.об./, гл. ] , (с. что…ук.сл. того…), (с.сл. что …).

Слайд 18

3. Параллельное. 4. Однородное (соподчинение) . 3. (Когда?) Когда слушаешь по-настоящему хорошую музыку, душа наполняется тем , (чем?) что ей необходимо. (с.сл. когда ……. ), [ …..ук.сл. тем ] , (с.сл. чем ….). 4. Никогда не успокаивайся на том , ( НА ЧЁМ?) что имеешь, ( НА ЧЁМ?) чего уже достиг, ( НА ЧЁМ?) к чему так долго шёл. [ …ук.сл. на том ] , (с.сл. что …), (с.сл. чего …), (с.сл. к чему ….).

Слайд 19

В 14. Расставьте знаки препинания в СП с разными видами связи, постройте схему предложения: Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера что можно с уверенностью утверждать кто жесток с животными тот не может быть добрым человеком. Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. [ … так ] , ( что… ) : ( кто …), [ тот… ] .

Слайд 20

УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку 9 класс

Дидактический материал можно использовать при продготовке учащихся к экзамену по русскому языку как на уроках , так и на факультативных занятиях....

материал для подготовки к устной части по русскому языку

Текст для чтения и пересказа для подготовки к устной части экзамена по русскому языку...

Материал для подготовки к устному собеседованию по русскому языку

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УСТНОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 9 КЛАСС (20 вариантов)...

Дидактический материал по теме "Связь слов в словосочетании" для подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Материалы  ГИА по русскому языку в 9 классе содержат задания по теме "Словосочетание".Этот материал изучается в 8 классе в начале года  и требует повторения в 9 классе.Предлагается...

Материал для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку

Материал представлен в виде обобщающих таблиц, с помощью которых можно легко повторить теорию по важным темам, вынесенным в качестве заданий ОГЭ, ЕГЭ....

Материал для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку

Материал для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку...