Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис. Пунктуация»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предлагаю Вашему вниманию разработку урока по русскому языку в 5 классе,используя инструментарий технологии РКМЧП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 58.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 600.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Калмыкова О.Н., учитель русского языка и литературы
Урок по русскому языку в 5 классе
по теме «Синтаксис. Пунктуация»
Цели урока:
- Обучающие: повторить понятие главных членов предложения; актуализировать знания учащихся о способах выражения подлежащего и сказуемого; закрепить умение выделять грамматическую основу предложения.
- Развивающие: способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания.
- Воспитательные: формировать интерес к русскому языку.
Тип урока: повторение ранее изученного материала по теме «Синтаксис. Пунктуация. Грамматическая основа предложения» (в конце учебного года).
Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация Microsoft Power Point
Ход урока
- Организационный момент (слайд 1).
- Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, запись числа и “Классной работы”.
- Стадия вызова.
“Верные – неверные утверждения” (слайд 2).
- Мы продолжаем изучение раздела науки о языке, который называется синтаксис. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме, выполним тест “Верные – неверные утверждения”. Вы читаете данные на слайде утверждения, в тетрадях ставите номер и слово “ДА” или “НЕТ”. Затем проверяем. Время на выполнение задания - 3 минуты.
- Почему последнее утверждение неверно? Чем является сочетание слов “ПРИШЛИ ГОСТИ”?
- Стадия осмысления.
Запись темы. Ведение “Бортового журнала” (слайд 3).
- - Работа с таблицей. В течение 2 минут заполните 1-ю графу.
Что мне известно по данной теме? | Что нового я узнал из темы? |
- - Обсудите свои записи с соседом по парте. Дополните их, если считаете это необходимым.
- - Расскажите о том, “Что мы знаем о подлежащем и сказуемом?” (1-2 ученика).
- Есть ли у вас какие-нибудь дополнения к этому? (класс)
- - Прочитайте предложения, данные на следующих слайдах (слайды 4–6). Что нового вы узнали из этого материала? Заполните 2-ю графу таблицы – запишите в неё способы выражения подлежащего и сказуемого и предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием, а сказуемого – прилагательным и существительным.
Работа с текстом (слайд 7).
Много по осен.. грибов ур..дилось. Да какие моло..цы!
Под тёмными ёлками б..ровики стоят. У них к..фтаны белые, шляпы на головах б..гатые. Грибы – загл..денье!
Под высок..ми соснами м..слята с сырое..ками растут. Они тоже хороши! (карточки у каждого ученика)
- - Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль озаглавьте. (Грибы в осеннем лесу)
- - Вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.
Проверка выполненной работы (слайд 8)
- Охарактеризуйте последнее предложение по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
- Укажите сложное предложение.
“Лови ошибку” (слайд 9).
- Барсик спит в уголке. Барсик любит играть в верёвочку.
- Щенок увидел кошку. Взъерошил шерсть и помчался.
- Такси стояла у нашего подъезда.
- Воздух сегодня свежий и прохладен.
- Петя Ошибкин в своих сочинениях допускает не только орфографические ошибки, но и синтаксические, связанные с нарушением норм построения предложений. Помогите ему исправить ошибки.
- Запишите отредактированные предложения. Подчеркните главные члены.
Выполнение творческого задания (слайд 10)
- Составить и записать 5 предложений по картинкам, подчеркнуть грамматические основы.
III. Стадия рефлексии.
Подведение итогов (слайд 11)
Расскажите по схеме о главных членах предложения
Создание “синквейна” (слайд 12)
- - Заканчивая разговор о подлежащем и сказуемом, я предлагаю вам написать синквейны о главных членах предложения. Вспомним, что такое синквейн и как он строится.
- - Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:
1-я строка | Кто? Что? (тема). | 1существительное |
2-я строка | Какой? (определение темы). | 2 прилагательных |
3-я строка | Что делает? (характерные действия или состояния предмета). | 3 глагола |
4-я строка | Что автор думает? | Фраза из 4 слов |
5-я строка | Кто? Что? (новое звучание темы). | 1существительное |
- Примеры синквейнов:
- Подлежащее,
- Главное, необходимое,
- Говорит, называет, указывает.
- Без него обойтись трудно.
- Предмет.
- Сказуемое,
- Главное, необходимое,
- Сообщает, открывает, сказывает.
- Без него как-то скучно.
- Действие.
Информационные ресурсы и литература:
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 5 класс.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http//school collection.edu.ru/
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И.
- Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007.
- Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: “ВАКО”, 2007.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слово ПУНКТУАЦИЯ происходит от лат. слова PUNCTUM – запятая. НЕТ Среди знаков препинания есть знаки завершения, разделения, присоединения. НЕТ Словосочетания изучает синтаксис. ДА Словосочетание состоит из двух слов – главного и зависимого. ДА Зависимое слово связывается с главным только по смыслу. НЕТ ВЕСЁЛЫЙ ПРАЗДНИК – это словосоч. ДА РИСОВАТЬ В АЛЬБОМЕ – это тоже словосоч. ДА ПРИШЛИ ГОСТИ – это тоже словосоч. НЕТ
Грамматическая основа предложения Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из темы?
Чем может быть выражено подлежащее? Существительным Ветер унёс лодку в Им. падеже в море. Местоимением Я не приду к обеду. в Им. падеже Словосочетанием Отец с сыном пошли на рыбалку. Что? Кто? Кто?
Чем может быть выражено сказуемое? Глаголом Существительным Прилагательным Мы живём на Земле. Земля – наш дом. Она прекрасна. Что делаем? Какова? Что такое?
Много по осен.. грибов ур..дилось. Да какие моло..цы! Под тёмными ёлками б..ровики стоят. У них к..фтаны белые, шляпы на головах б..гатые. Грибы – загл..денье! Под высок..ми соснами м..слята с сырое..ками растут. Они тоже хороши!
Много по осен.. грибов ур..дилось. Да какие моло..цы! Под тёмными ёлками б..ровики стоят. У них к..фтаны белые, шляпы на головах б..гатые. Грибы – загл..денье! Под высок..ми соснами м..слята с сырое..ками растут. Они тоже хороши! Грибы в осеннем лесу
Помогите Пете Ошибкину Барсик спит в уголке. любит играть в верёвочку. Щенок увидел кошку шерсть и помчался. Такси у нашего подъезда. Воздух сегодня свежий и Барсик . Взъерошил стояла прохладен. Он , взъерошил стояло прохладный.
Творческое задание
Главные члены предложения подлежащее сказуемое называет О ком или о чём говорится в предложении Что говорится о подлежащем отвечает Кто? Что? Что делает предмет? Кто он такой? Что он такое? Какой (каков) предмет? подчёрки вается ____________ ___________________________ ___________________________
Синквейн 1 Кто? Что? (тема) 1 сущ-ное 2 Какой? (описание темы) 2 прил-ных 3 Что делает? 3 глагола 4 Что автор думает? Фраза из четырёх слов 5 Кто? Что? (обобщение) 1 сущ-ное
Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"
Тема: Служебные части речи ...
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...
Презентация к уроку по русскому языку 5 класс на тему: "Правописание О - Е после шипящих и ц в окончаниях существительных".
Правописание О - Е после шипящих и ц в окончаниях существительных....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
КИМ по русскому языку 5 класс по теме "Синтаксис"
Организация систематического индивидуального и группового контроля знаний по теме «Синтаксис и пунктуация» при проверке домашних заданий и закреплении полученных знаний на урок...