Урок русского языка "Публицистический стиль речи"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Цели урока: систематизация и обобщение по теме «ПС»: закрепление сведений об особенностях и жанровом многообразии ПС, о сходстве и различии ПС и других языковых стилей;
развитие умения использовать различные жанры и выразительные возможности публицистического стиля для выражения мыслей, суждений в письменной форме; совершенствование навыков анализа текста публицистического стиля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_11_klasse.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ (2 часа)
Тема: Публицистический стиль речи. Особенности и жанры публицистического стиля.
Цели урока:
- систематизация и обобщение по теме «ПС»: закрепление сведений об особенностях и жанровом многообразии ПС, о сходстве и различии ПС и других языковых стилей;
- развитие умения использовать различные жанры и выразительные возможности публицистического стиля для выражения мыслей, суждений в письменной форме;
- совершенствование навыков анализа текста публицистического стиля;
- создание условий для воспитания уважительного и бережного отношения к родному языку.
Если угодно, язык – это океан.
Можно черпать и наливать в сосуды различной формы.
Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба,
древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи.
В.Солоухин
Каждый человек, в среднем, использует приблизительно одинаковый диапазон лексики. Но как по-разному мы говорим? Важно не только то, какими словами мы говорим, но и в какую форму облекаем мы нашу речь – грязной лужи или прекрасного сосуда. Именно с «формой» можно сравнить понятие «СТИЛЬ РЕЧИ».
1.Проверка домашнего задания. ОПРОС:
- Какие функциональные стили речи вам известны? Соотнесите краткую характеристику с определенным стилем (СЛАЙД).
• непринуждённость, простота (разговорный);
• официальность, точность, стандартность(официально – деловой);
• отвлечённость, обобщённость, точность, логичность, доказательность (научный);
• образность (художественный);
• призывность, злободневность тематики, логичность, образность (публицистический).
- Какова цель ПС? Сфера употребления ПС?
- Что общего у ПС и научного стиля? У ПС и художественного стиля? У ПС и официально-делового стиля?
- Каковы лексические особенности ПС? ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ О-П лексики.
- Каковы средства эмоциональной выразительности в ПС?
- Каковы синтаксические особенности ПС?
ТАБЛИЦА НА СЛАЙДЕ
2.Попробуем доказать принадлежность нескольких текстов публицистическому стилю. (№ 1) Групповая работа по определению стиля с обоснованием по алгоритму.
1 ГРУППА:
Определить, является ли текст публицистическим, убедительно доказать свою правоту.
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни… И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека. Степень его психологической уравновешенности.
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая.
Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна.
Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения( как я уже сказал), но и нашей личности, души, ума.
Д.С.Лихачев
2 ГРУППА:
Проанализировать текст, найти признаки публицистического стиля.
Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т.п. Всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек, и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решать сам, и только сам.
Следовательно, основная моя цель сводилась к тому, чтобы научиться пользоваться языком как можно лучше, полней, разнообразней; чтобы уметь из огромного количества слов и выражений выбирать именно то, что нужно при тех или иных обстоятельствах; чтобы понимать и , я бы даже сказал, чувствовать языковой материал во всех его оттенках, во всем разнообразии его форм и сочетаний.
И день за днем, год за годом я, по мере своих сил, стремился и стремлюсь к достижению намеченной цели.
М.Исаковский
3 ГРУППА:
Проанализировать текст, найти признаки публицистического стиля.
Землю, опоганенную, разоренную, разрытую, сожженную, заваленную чужими и собственными отходами современной цивилизации, еще недавно чистую, благодатную землю нашу сегодня омывает Великая Вода, очищает Новый Потоп. Пусть через триста лет, как после татаро-монгольского ига, но возродится и будет простираться бескрайне и величественно прекрасная земля наша от океана до океана. Будет!
Но народ, ее населявший? Что станет с ним?
Народ, Род жив, пока хранит бережно язык свой, данный ему. Изначала. Слово. Лишь оно сохраняет историю Рода, Культуру, Обычаи. Сохраняет нацию
Только Слово.
Напомню: Словом воскрешали умерших, заговаривали болезни, останавливали кровь. Словом поднимали на подвиг. «Он слово знает!» – говорили про удачливого.
«В начале было Слово, – сообщает Евангелие от Иоанна. – В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков»
Сколько же раз в последние годы произносилась, цитировалась эта евангельская мудрость! Цитировалась бездумно, безответственно.
Увы! Язык русский, русское Слово умирает, исчезает. В «Толковом словаре живого великорусского языка», составленном В.И.Далем, содержится 200 тысяч слов. У Ожегова – 57 тысяч. Где они? Посчитайте, сколько русских слов употребляете вы, ваши знакомые? В лучшем случае – пятьсот, но, скорее всего, меньше.
М.Ганина
4 ГРУППА:
Прочитайте текст и выполните задания к нему:
(1) С чего начать разговор о России? (2) Мне, русскому, это не просто: большое видится на расстоянии. (3) Россия велика. (4) На её территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. (5) Вспоминаю, школьный учитель говорил: «Солнцу, и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы». (6) Может, разговор начать с того, какая Россия разная? (7) Это и безлесная, насквозь промёрзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры, и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка.
( По Б.Короткову)
1..К какому стилю речи относится текст?
а) к публицистическому б) к научному в) к разговорному г) к деловому
2.Каков тип речи?
а) описание б) рассуждение в) повествование
г) повествование с элементами рассуждения
3.С каким предложением связано 6-е предложение текста?
а) с 5-м б) со всеми предыдущими предложениями в) с 1-м г) с 3-м
4.В каком ряду перечислены только те средства выразительности, которые используются в этом тексте?
а) вопросительные предложения, ряды однородных членов, контекстные антонимы;
б) ряды однородных членов, метафора, гипербола;
в) контекстные синонимы, антитеза, синекдоха;
г) гипербола, вопросительные предложения, ряды однородных членов.
АЛГОРИТМ:
Мы считаем, что это текст публицистического стиля.
Задача автора – воздействовать на ________, убедить нас в _________, обратить внимание читателя на проблему _________________________.
Тексту присущи такие стилевые черты, как ____________________________________________.
С этой целью в тексте используются:
такие лексические средства, как __________________________________________,
такие выразительные средства, как _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
такие синтаксические особенности, как _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Композиция текста представляет собой рассуждение (выдвижение тезиса + доказательство с аргументацией + вывод), что также характерно для публицистического стиля.
ОТЧЕТЫ ГРУПП.
3. Мы отметили, что для ПС характерно употребление различных средств выразительности. КАКИЕ СРЕДСТВА помогают воздействовать на читателя? Одним из самых современных жанров ПС является РЕКЛАМА. Именно реклама является ярким показателем, насколько текст публицистического стиля может воздействовать на человека. Попробуем определить, благодаря каким средствам выразительности «работает» реклама, определить тот круг языковых приемов, с помощью которых создаются рекламные тексты и, следовательно, организуется целенаправленное воздействие на потребителя. (№ 2)
Работа с текстами слоганов
- Вода замерзает при 0 С.
Доказано Цельсием.
Надежная бытовая техника существует.
Доказано Zanussi.
Слоган состоит из двух частей, построенных с использованием принципа синтаксического параллелизма. Порядок слов в предложениях, даже намеренный лексический повтор (слово доказано), внушает потребителю мысль о существовании только одной фирмы, достойной доверия.
- Чистота – чисто Tide.
Использование приема каламбура становится основой построения рекламы стирального порошка. Прием параллелизма – одинаковое синтаксическое построение отрезков речи – делает слоган кратким и запоминающимся.
- Есть вещи, которые нельзя купить.
Для всего остального есть Mastercard. - Все, что вам нужно, это найти друг – друга!
Остальное – наши заботы! (Из газеты)
В основе слогана – антитеза, выраженная описательно: ряд вещей нельзя купить (перечисляются ценности материального плана) – все остальное купить можно, и в этом поможет Mastercard.
- Время есть. Есть MeLLer
Слоган основан на использовании многозначности слова есть.
Время есть – используется форма настоящего времени глагола быть. Есть Meller – к указанному значению слова добавляется значение “употреблять в пищу”. Приращение смысла позволяет воспринимать рекламный товар (ирис) наравне с философской категорией времени. Благодаря многозначности слогана восприятие рекламы может быть и иным: она сообщает покупателю мысль, что есть “Meller” так же необходимо, как пить чай, чистить зубы, принимать душ и т.д., что потребителю легко найти в жизни время на употребление ириски “Meller”.
Возможна ли, на ваш взгляд, замена глагола есть на существует?
- Все в восторге от тебя. А ты от Мэйбеллин.
Использование приема парцелляции в построении данного слогана и цепная связь между предложениями позволяют сделать в устной речи интонационное выделение главного. В первом предложении местоимение все, во втором – местоимение ты помогают воспринять движение мысли о том, что является поводом для восторга.
- Хорошо там, где мы есть.
Слоган краток, энергичен, привлекает внимание. Слоган обещает определенное благо, ощущение комфорта и надежности. Используется трансформация известного выражения Там хорошо, где нас нет со сменой значения на позитивное. Логическое ударение в исходном выражении – на слове нет, в слогане – на выражение мы есть, которое воспринимается в значении “мы находимся, существуем”. Слоган внушает позитивное эмоциональное состояние. Будучи внешне отвлеченным от рекламируемого товара, он переносит позитивный взгляд на в целом рекламируемый товар.
- Мам, мам, мам, мам, мам….
Доброе утро, мамочка,
Соки и нектары “ Моя семья”
В основе слогана – многократный повтор, которые не может не привлечь внимания.
4. Перед вами находятся варианты ЕГЭ. Проверим умение обнаруживать выразительные средства языка в текстах публицистического стиля при выполнении задания В8.. КОНТРОЛЬ. Индивидуальная работа по определению выразительных средств (В8) в текстах ПС. (№ 3)
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЮ В8:
Сверьте полученные ответы с ответами на слайде.
№ варианта | ответы | № варианта | ответы | № варианта | ответы | № варианта | ответы |
1 | 7,3,5,9 | 7 | 7,6,3,8 | 13 | 9,3.4,1 | 19 | 5,4,1,6 |
2 | 1,5,7,9 | 8 | 5,9,3,1 | 14 | 6,4,5,7 | 20 | 6,7,5,1 |
3 | 9,3.4,1 | 9 | 5,4,1,6 | 15 | 3,9,2,6 | 21 | 6,7,1,4 |
4 | 6,4,5,7 | 10 | 4,1,5,3 | 16 | 1,5,3,9 | 22 | 6,3,4.1 |
5 | 3,9,2,6 | 11 | 7,3,5,9 | 17 | 7,6,3,8 | 23 | 6,7,5,1 |
6 | 1,5,3,9 | 12 | 1,5,7,9 | 18 | 5,9,3,1 | 24 | 6,3,4.1 |
ВЫВОД. Что мы вспомнили, изучили, закрепили на уроке?
5. Используя имеющиеся знания и умения, попробуем создать тексты публицистического стиля разных жанров. ВАМ в помощь – приложения-инструкции. (№ 4)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Групповая работа по составлению текстов ПС разных жанров:
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 ГРУППЫ: Составить статью в раздел криминальной хроники «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
ОБРАЗЕЦ:
Криминальная хроника. В деревне NN проживала гражданка Коза со своими семерыми несовершеннолетними детьми. Неподалеку от дома многодетной матери проживал нигде не работающий, ранее неоднократно судимый гражданин Волк. Тщательно спланировав свое преступление в отсутствие гражданки Козы, Волк нанес визит ее несовершеннолетним детям. Нарушив пределы частной собственности обманным путем, преступник похитил шестерых детей и ценные вещи. Прийдя домой, мать узнала о случившемся от седьмого ребенка, который впоследствии дал показания работникам уголовного розыска.
Совместными усилиями внутренних органов и общественности опасный рецидивист был схвачен, изолирован от общества. Дети и имущество были возвращены гражданке Козе.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ: Придумать ЭССЕ (эссе-настроение) «Котенок и солнечный зайчик» от 1 лица
ОБРАЗЕЦ НАЧАЛА: Ура! Утро! Я проснулся…
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 3 ГРУППЫ: Репортаж с «открытого» урока.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 4 ГРУППЫ: Придумать рекламный слоган школы.
ОБРАЗЦЫ:
Надежная бытовая техника существует
Доказано Zanussi.
Качественное образование уже не миф.
(Прием параллелизма)
Хорошо там, где мы,
А мы учимся в школе № 40
(Трансформация фразеологического оборота)
Есть знания, которые нельзя забыть
Доказано наукой.
Есть школа, которая дает эти знания,
Доказано выпускниками.
(Антитеза)
ОТЧЕТЫ ГРУПП. Какие средства выразительности вы использовали?
6. Одним из жанров публицистики является ИНТЕРВЬЮ.
Каким образом строится интервью?
У кого обычно берется интервью?
Я вам предлагаю посмотреть необычное интервью с тем, кому невозможно задать ни одного вопроса, но кого человечество вопрошает чаще всего.
Закрепление. ЖАНР «ИНТЕРВЬЮ». ПРОСМОТР КЛИПА.
7. Ответы в интервью представляют собой небезынтересные афористичные высказывания, на основе которых мне бы хотелось вам предложить ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор):
- Используя задание упражнения 426 (а), подтвердите или опровергните слова: «Им (людям) наскучивает детство, они хотят повзрослеть, а потом мечтают стать детьми опять…».
- «Пусть учатся прощать, практикуя прощение… Пусть знают, что простить друг друга недостаточно, нужно также простить самих себя,» - прозвучало в «интервью». Напишите эссе на тему «Умение прощать – насколько это важно в жизни Человека?».
- Используя теоретические сведения из учебника (стр. 287-288), прочитанные художественные произведения и публицистические статьи, свой личный опыт, а также ответы «интервьюируемого», напишите очерк проблемного характера на тему «Чему я верю и во что верую?». Ваша задача – не только вызвать интерес к поднимаемой теме, но и создать рассуждение полемического характера для будущей дискуссии.
8. ВЫВОДЫ ПО УРОКУ. Оцените свою работу на уроке. РЕФЛЕКСИЯ.
9. ОБРАЩЕНИЕ К ЭПИГРАФУ.
Будем надеяться, что сегодняшний урок даст вам дополнительные возможности для того, чтобы говорить и писать грамотно, красиво, выразительно и уместно настолько, чтобы ваша речь не напоминала по форме и по содержанию ни грязную лужу, ни банальную бутылку. СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по русскому языку "Стили речи"
Цель данного проекта - научить детей использовать полученные на уроках знания на практике, подбирать примеры разных стилей речи, при этом уметь доказывать свою точку зрения и привлекать разные источни...
Урок русского языка. Стили речи.
План урокаПредмет: Русский язык...
Рабочая программа внутрипредметного модуля по русскому языку «Стили речи» 5 «А» класс, (4 четверть)
Основная цель программы внутрипредметного модуля « Стили речи» (9часов) направлена на практическую деятельность , т.е. даёт учащимся знания о родном языке и ...
Презентация к уроку русского языка "Стили речи. Официально-деловой стиль"
Презентация содержит образцы и шаблоны официально-деловых бумаг, а также теоретический материал по теме урока...
Методическая разработка урока русского языка "Стили речи", 5 класс
Данный конспект предназначен для проведения урока русского языка в 5 классе, ФГОС....
Конспект урока по русскому языку "Стили речи"
Конспект урока помогает обобщить знания о стилях речи русского языка, развивать связную устную и письменную речь учащихся в процессе выполнения творческих и проблемных видов работ, способствует воспит...
Урок по русскому языку "Стили речи"
Данные презентации предназначены для использования на уроках русского языка по разделу "Стили речи". В одной рассматриваются особенности разных стилей, во второй даются практические упражнен...