Урок по теме "Лексика" в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Шатохина Людмила Борисовна

Такой урок проводится в начале года, когда проходит повторение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе

По теме: ”Лексика”

(урок обобщения знаний).

Подготовила

Шатохина

 Людмила Борисовна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ ЦО 173 Петроградского района Санкт- Петербурга.

2015-2016 учебный год.


Цели урока: обобщить изученное по теме,

развивать навыки рефлексии по поводу проделанной работы,

способствовать воспитанию любви к русскому языку.

Тип урока : урок обобщения знаний.


Ход урока.

1.Орг.момент.

2.Целеполагание.

1 слайд ”Золотая осень”

-За окном у нас золотая осень и фотография на нашей доске показывает нам это же время года.

-При помощи чего художник создает свое произведение?

-При помощи чего музыкант создает свое произведение?

-А писатель или поэт?

-Можно ли словом выразить настроение, цвет, запах, передать чувство?

-Словом можно передать все.

-Как называется совокупность всех слов в языке? (лексика )

-Ребята, догадайтесь, о чем мы будем говорить на уроке? Какие цели будут у нашего урока? Знакома ли вам эта тема? Значит, мы будем вспоминать то, что уже знаем. Попробуйте сформулировать цели сегодняшнего урока.

2 слайд “Тема и цели урока”

-Давайте запишем число, вид работы и тему урока в тетради.

-Итак, что же такое лексика?

3. Коммуникация.

3 слайд “Золотая осень”

-Давайте еще раз обратимся к строчкам А. С. Пушкина. Одно из слов вышло из употребления, какое? (очей).

-Что означает это слово?

-Это слово относится к какой лексике? (устаревшей)

-Давайте вспомним, на какие 2 группы делится устаревшая лексика

4 слайд ”Устаревшая лексика”

-Давайте рассмотрим картинки. Существуют ли предметы, изображенные на левой картинке? А на правой картинке? Для чего нам нужно знать устаревшую лексику? Где мы можем с ней встретиться? Давайте запишем устаревшие слова в тетради как словарный диктант.

-Как называются слова, обозначающие предметы или явления, исчезнувшие из обихода? (историзмы)

-А если предмет или явление осталось, а слово заменено на более современное? (архаизмы)

5 слайд “Устаревшая лексика. Архаизмы и историзмы”.

-Одни слова исчезают из языка, другие появляются. Каким образом язык пополняется новыми словами? Как называются такие слова? (неологизмы)

-Прочитайте написанное на доске высказывание Горация.

“Так  же, как из года в год меняют леса свои листья – старые опадают и появляются  новые, - так и слова устаревают и гибнут. Но родятся и крепнут, как дети, на смену им другие”.

6 слайд “Гораций”

-Прочитайте краткую информацию о Горации. Все ли понятно?

-Посмотрите на предложения, написанные на доске и выделите в них грамматические основы, будьте внимательны, так как первое предложение сложное. (ученик работает у доски)

“Так  же,  как из года в год меняют леса свои листья – старые опадают и появляются новые, - так и слова устаревают и гибнут. Но родятся и крепнут, как дети, на смену им другие”.

-Чем выражены грамматические основы?

-Сколько грамматических основ в 1 предложении, а во втором?

7 слайд “Золотая осень”

-Давайте еще раз обратимся к строчкам А. С. Пушкина, найдите слово, с которым мы работали. (очи)

-Как еще можно назвать очи? (очи-глаза-зенки)

-Как можно назвать этот ряд слов? (синонимы)

-Чем будет различаться употребление этих слов, в каких стилях речи каждое из них будет уместно?

-Обратите внимание на то, что даже самое маленькое слово можно изучать с различных точек зрения. А ведь мы рассматриваем это слово только с точки зрения лексикологии, а можно рассмотреть его как часть речи, его фонетический состав, морфемный состав, его возможные синтаксические роли.

-Составьте синонимичный ряд к слову лицо. (лицо – лик - физиономия)

-Проговорите слово физиономия по слогам. Послушайте внимательно, как звучит слово. (один ученик проговаривает)

8 слайд “Предложения с синонимами”

-Вставьте синонимы и запишите предложения.

9 слайд “Предложения с синонимами (проверка)”

-Проверьте себя. Почему нужно было так вставить слова?

Работа у доски.

-Выпишите слова удивительно, прекрасны и разберите их по составу.

-Оцените работу товарища.

10 слайд “Высказывание А. П. Чехова”

-Прочитайте высказывание Чехова. С каким лексическим явлением мы встретились в этом предложении? (антонимы)

-Что такое антонимы?

-Выпишите через запятую пары антонимов.

-Какими частями речи являются слова в паре?

-Сделайте вывод, могут ли антонимы в паре принадлежать к различным частям речи?

-О каком лексическом явлении, известном нам, мы не говорили?

-Что такое омонимы?

-Что является предметом изучения лексикологии?

-А как назвать науку, изучающую устойчивые сочетания слов? (фразеология)

-Что такое фразеологизм?

11 слайд Тема и цели урока

-Давайте изменим тему и добавим цели нашему уроку.

-Сейчас мы поиграем. Я покажу вам слайды, иллюстрирующие фразеологизмы. Если вы угадали, о каком фразеологизме идет речь, вы его молча записываете, если нет – ставите прочерк.

12 Водить за нос.

13 Писать как курица лапой.

14 Медведь на ухо наступил.

15 Заткнуть за пояс.

16 Как собака на сене.

17 Убить двух зайцев.

18 Лить крокодиловы слезы.

19 Как белая ворона.

20 Намылить шею.

21 Щеки горят.

22 Тянуть кота за хвост.

23 Считать ворон.

24 Вставлять палки в колеса.

25 Зарубить на носу.

26 Манна небесная.

-Прочитайте, что у вас получилось. Составьте с двумя любыми фразеологизмами предложения.

-Попробуйте заменить в своих предложениях фразеологизмы одним словом, синонимичным по значению.

-Сделайте вывод, для чего служат фразеологизмы

4. Обобщение.

-Перед вами листочки с вопросами теста. Самостоятельно выполните задания, в тетради запишите только номер задания и ответ.    

                                         Тест по теме “Лексика”

  1. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами

А. горячий пирожок – жаркий день

Б. теплый чай – холодный вечер

В. иголка ели – иголка для шитья

  1. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами

А. громадный дом – большой зверь

Б. зеленый лук – лук для стрельбы

В. труд к радости – безделье к несчастью

  1. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами

А. родниковый ключ – ключ от двери

Б. разговорчивый человек – молчаливый юноша

В. давай смеяться – стали хохотать

  1. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении

А. железный гвоздь

Б. железная воля

В. железная труба

             5. Укажите предложение, в котором есть профессионализм.

А. Шкатулку принесли в комнату и вытерли с нее пыль.

Б. В сарае то стучал молоток, то визжала пила.

В. Эспланада – это широкая улица с аллеями.

6. Укажите предложение, в котором есть историзм

А. Русские толковые словари имеют многовековую историю.

Б. На юноше был надет праздничный кафтан.

В. Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.

7. Укажите предложение, в котором есть архаизм

А. Леса стоят в жемчужном инее.

Б. Шуми, шуми, послушное ветрило.

В. Принцесса отвернулась и заплакала.

8. Укажите предложение, в котором есть неологизм.

А. По радио передали штормовое предупреждение.

Б. Школа оснащена компьютерами последнего поколения.

В. Лодка всплыла у самого берега.

9. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

А. Во поле березонька стояла.

Б. Туристы зашли в дремучий бор.

В. Бригада работала засучив рукава.

  1. Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его.

А. Фотограф приготовил фиксаж.

Б. Солдаты атаковали форт.

В. Маляр размешал палитру в ведре.

     

-Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте ответы друг друга, используя ключ на доске. Оцените работу соседа.

27.слайд  ”Ключ к тесту”.

Выставление оценок в журнал.

5. Рефлексия.

Самоанализ учебной деятельности на уроке

Тема урока

Научил-

ся

Запом-

нил

Смог

Повто-

рил

Сопоста-

вил

Выучил

Понял

Приду-

мал

Актив-

но

участ-

вовал

Пред-

ложил

-Перед вами лежат листочки самоанализа вашей работы на уроке. Заполните их.

6. Домашняя работа.

-Дома выполните упражнение 13 по заданию учебника.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Унылая пора! Очей очарованье. Приятна мне твоя прощальная краса. А. С. Пушкин .

Слайд 2

Тема : Лексика . Цели урока : обобщить знания по теме ; в ыяснить, для чего нужно изучать лексику ; вспомнить особенности лексики русского языка.

Слайд 3

Унылая пора! Очей очарованье. Приятна мне твоя прощальная краса. А. С. Пушкин .

Слайд 4

Устаревшая лексика

Слайд 5

Устаревшая лексика Историзмы Архаизмы

Слайд 6

Гораций Древнеримский поэт, живший в конце VI века до нашей эры

Слайд 7

Унылая пора! Очей очарованье. Приятна мне твоя прощальная краса. А. С. Пушкин .

Слайд 8

Его … пылало краской стыда. Ну, и … у тебя сегодня! … на иконах удивительно прекрасны.

Слайд 9

Его лицо пылало краской стыда. Ну, и физиономия у тебя сегодня! Лики на иконах удивительно прекрасны.

Слайд 10

Добро у него всегда торжествует над злом, слабый всегда побеждает сильного, мудрый глупого, скромный гордого. А. П. Чехов.

Слайд 11

Тема : Лексика и фразеология . Цели урока : обобщить знания по теме ; в ыяснить, для чего нужно изучать лексику и фразеологию ; вспомнить особенности лексики русского языка. .

Слайд 27

Ответы на вопросы теста : 1 А 2В 3А 4Б 5В 6Б 7Б 8Б 9В 10В

Слайд 28

Тема : Лексика . Цели урока : обобщить знания по теме ; в ыяснить, для чего нужно изучать лексику ; вспомнить особенности лексики русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....