«Музей одного слова» Дождь. (Проектно-исследовательская работа)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Урок русского языка в 7 классе «Музей одного слова» Дождь.(Проектно-исследовательская работа)", по УМК С.И.Львовой
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Музей одного слова» Дождь.
(Проектно-исследовательская работа)
Цель:
- Социализация учащихся в социально значимой и одобряемой деятельности, развитие информационно-коммуникативной и социальной компетентностей.
Предметные:
- формирование навыков проектирования у учащихся;
- развитие навыка работы со словом как единицей языка;
- совершенствование коммуникативных умений и навыков;
- формирование ИКТ-компетентности;
- развитие навыков и умений ориентации в информационном пространстве, презентации результатов;
- подготовка к выполнению задания С ОГЭ по русскому языку.
Личностные:
- воспитание любви к родному языку;
- воспитание интереса к изучаемому предмету через нестандартные формы работы;
- формирование умения осуществлять самоконтроль хода и результата учебно-практической деятельности.
Метапредметные:
- формирование познавательного интереса учащихся;
- развитие навыков самоопределения собственной ролевой функции;
- обеспечение общего кругозора и связи изучаемого с явлениями и процессами реального мира;
- развитие навыков работы в нестандартных учебных ситуациях;
- формирование умения планирования хода учебной деятельности;
- развитие навыков анализа;
- развитие творческих способностей;
- формирование умения высказывать и обосновывать свою точку зрения
I.Организационный момент
Ребята, у нас много гостей! Вы знаете, гостей встречают достойно. Постарайтесь!
1. Любое слово появляется в языке не просто так – оно заключает в себе определенное видение человеком мира.
«Под поверхностью каждого слова шевелится бездонная мгла»,- считал Н.Заболоцкий. (Слайд 1).
-Сегодня, согласно заданию упражнения 480, мы постараемся разглядеть, что скрыто в бездонной мгле слова «дождь». (Слайд 2, упражнение 480).
- Мы проведем мини- исследование «Музей одного слова». Вами проделана большая подготовительная работа, результаты которой вы продемонстрируете. Оформим проект в виде альбома и презентации к нему. (Слайд 3).
II. Актуализация знаний
- Вспомним, как строится мини- исследование. Слайд 4)
1. Введение (обоснование исследования, предмет и объект исследования, гипотеза, цель, задачи, методы, практическая значимость).
2.Теоретическая часть (фонетический, орфоэпический, лексический, морфемный и словообразовательный, этимологический, морфологический анализ слова - работа со словарями).
3. Практическая часть (жизнь слова в литературе и искусстве).
4.Заключение.
- Исходя из этапов, вы работали в группах: теоретики(1,4), лингвисты(2), искусствоведы(3) и технические редактора.
III. Создание проекта «Музей одного слова»
Приступаем к созданию проекта
Теоретическая часть
1. Слово теоретикам. Презентация ответа теоретиков (Слайд 5)
Предмет исследования: слово «дождь» Объект исследования: лингвистические словари, тексты художественных произведений, фольклор, произведения живописи и графики, музыкальные произведения.
Гипотеза: возможно создать музей даже отдельно взятого слова. Цель: создать «музей» слова «дождь». Задачи: 1)Произвести грамматические разборы слова «дождь», используя лингвистические словари. 2) Рассмотреть жизнь слова в литературе искусстве. 3) Составить комплексное представление слова (презентацию).
Методы исследования: лингвистический анализ, чтение текстов, работа со словарями.
Практическая значимость: подготовка к выполнению задания части С ОГЭ по русскому языку в 9 классе.
2. Презентация ответа лингвистов
1) Фонетический разбор: старомосковское (дощ*) заменилось на современное (дошт*), по орфоэпическому словарю под редакцией Р.И.Аванесова употребительны оба варианта. (Слайд 6) 2) Лексический разбор: из толкования слова, данного Далем и Ожеговым, мы узнали, что слово дождь обладает, кроме прямого, переносным значением и именно в этом значении его используют чаще. Антоним – вёдро. Этимология: слово «дождь» – типичное для славянских языков. Поскольку оно образовано на основе индоевропейского слова со значением «распыляться в воздухе», слова с той же основой имеются в языках других родственных славянской группе. Например, норвежском, шведском. (Слайд 7) 3) Фразеологические обороты.
Фразеологизмы к слову дождь связаны с понятием обилия, богатства. Это не случайно, так как с обильными осадками (но не чрезмерными) всегда связывался хороший урожай, а значит – богатство. (Слайд 8) 4) Морфемный и словообразовательный разборы: все слово равняется корню, является производящей основой для словообразовательного гнезда (Слайды 9,10,11)
5) Морфологический разбор (Слайд 12)
Практическая часть
Слово учителя
Мы получили исчерпывающую информацию о языковых особенностях слова «дождь», но оно ведь служит не только объектом изучения лингвистики. Известный русский поэт Осип Мандельштам считал, что «любое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны, а не устремляется в одну официальную точку». И мы рассмотрим жизнь слова в литературе и искусстве.
3. Презентация ответа искусствоведов
1)Важные явления в жизни человека отражаются в мифах. Есть ли мифы о дожде? (Слайд 13)
(Из мифологического словаря мы узнали, что основным мифом славянской мифологии является миф о поединке бога грозы Перуна с его демоническим противником Велесом, обитающим на земле и имеющим змеевидную природу. Победа Перуна знаменуется дождем, обеспечивающим плодородие земли. Дождь —объект почитания и магического воздействия. Удивило, что власть над дождем приписывают покойникам, в частности – утопленникам.)
3) Эпитеты к слову «дождь». ( Работа со словарем эпитетов). (Слайд 14)
(Если учесть, что в жизни русичей, издревле занимающихся земледелием, дождь играет одну из важных ролей, то нас не удивило, что эпитетов для его описания множество, причем большинство – с положительной окраской.)
4) Рифмы к слову «дождь». (Слайд 15) (Как это ни странно, но подобрать рифмы к слову дождь оказалось очень сложно. Если не использовать глагольную рифму, то набор слов будет совсем скудный. Даже в мультфильме «Рифма к слову дождь» подобрать созвучие оказалось сложнее, чем друга приобрести.)
5) Слово «дождь» в различных жанрах фольклора: пословицы, поговорки, , загадки, заклички, приметы. (Слайд 16)
(Поскольку дождь всегда почитается среди народов, живущих земледелием, то в фольклоре большое количество песен, закличек, обрядов, связанных с дождем. Особо любим жанр загадки. Эту же традицию перенимает литература: и в поэтических, и в прозаических текстах слово с успехом функционирует и по сей день.)
6) Дождь в литературе (Слайд 17)
7) Дождь в живописи, графике (Слайды 18-22)
В процессе подготовки вы могли наблюдать большое количество художественных работ разного рода (живопись, рисунок, графика, фотография, компьютерный дизайн…), и это не случайно.
8) Дождь в музыке (Слайд 23).
-Почему в искусстве так часто обращаются к теме дождя?
(Понятие, и само явление востребованы в искусстве, если нужно выразить грусть, задумчивость, одиночество…)
IV. Рефлексия
Чтобы выразить свое отношение к дождю, составьте синквейн со словом «Дождь» (Слайд 24)
- Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
- Получили ли вы новые знания? - Сумели ли показать свои знания? - Хочется ли вам продолжать работу со словами?
V.Заключение (Слайд 25)
Теоретики:
Проведя исследование, мы можем сделать вывод, что слово «дождь» всегда входило в активный запас лексики русского языка. До сих пор само явление привлекает к себе внимание, поэтому интересно и слово, которое все чаще приобретает переносное значение. Как видим, полезно хотя бы иногда погрузиться в историю слова, проследить его жизнь.
В результате нашей работы со словом мы
- закрепили навыки работы с различными типами словарей;
- познакомились с историей слова, поняли, что оно всегда будет востребовано, потому что в языке появилось не случайно;
- доказали, что возможно создать музей даже одного слова, так как его можно рассматривать с различных точек зрения.
VI. Подведение итогов (Слайд 26)
Слова Заболоцкого: «Под поверхностью каждого слова шевелится бездонная мгла», то продолжить можно строчками Анны Ахматовой:
А бездна та манит и тянет,
И ввек не доищешься дна.
Мы живем среди бесконечного моря слов с многообразием значений, которые и определяют нашу жизнь, поэтому всегда следует помнить строки стихотворения Солоухина:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Того, кто слушает тебя. Помните об этом, ребята!
V. Домашнее задание:
Сочинение –миниатюра «Музей какого слова я бы хотел(а) открыть и почему».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова
Цель Научно-исследовательского проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...

Творческая работа "Единорог". Проект История одного слова
Одной из главных и наиболее сложных задач школьного обучения является развитие речи учащихся, обогащаение их словарного запаса и формирован...

Музей одного дня
Статья посвящена внеклассномму мероприятию по истории и культуре Санкт-Петербурга. На базе школы создаётся музей, который работает один день. Учащиеся приносят семейные реликвии, создаётся дирекция му...

Урок одного слова Энциклопедия одного слова
Урок "Энциклопедия одного слова. Наедине с небом" - это урок - исследование, на котором обучающиеся изучают природу данного слова с точки зрения употребления, грамматического с...

Урок одного слова Энциклопедия одного слова
Способствовать обогащению словарного запаса обучающихся; развивать навыки исследовательской работы;НА ОСНОВЕ НАБЛЮДЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДВЕСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПОНИМАНИЮ ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ; РАЗВИ...

Исследовательский проект учащегося "Портрет одного слова" ( слово "НАРОД")
Данный проект ориентирован на КОМПЛЕКСНОЕ описание самостоятельного слова. В современной лингвистике такой подход, по определению ведущего специалиста Академии наук Юрия Сергеевича Степанова, называют...