Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему
Проблема сохранения и укрепления здоровья остается на сегодня очень острой. Поэтому возникает необходимость в формировании у обучающихся культуры здоровья, воспитании потребности вести здоровый образ жизни, обеспечении необходимыми знаниями, формировании соответствующих навыков. И главная роль в этом принадлежит, конечно, преподавателю. Необходимо проводить оздоровительные мероприятия в учебном процессе, чтобы обучающиеся не уставали и могли работать на уроке в полную силу. В статье рассматриваются такие понятия как здоровьесберегающие технологии, здоровьесберегающая деятельность. Приводятся примеры физкультминуток, всевозможных средства восстановления работоспособности, используемых на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологии на уроках русского языка и литературы
Практика сохранения здоровья обучающихся во время учебных занятий
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. К каждой из этих составляющих можно подобрать как педагогическое, так и медицинское определение.
Здоровьесберегающая деятельность - это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Под методами здоровьесберегающих технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решить задачи педагогики оздоровления.
Учебный день студента насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Учебная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению обучающихся. Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует чередовать виды учебной деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности. Необходимо проводить оздоровительные мероприятия в учебном процессе, чтобы обучающиеся не уставали и могли работать на уроке в полную силу.
При подготовке к уроку преподавателю следует учитывать:
1. Динамику работоспособности в течение рабочего дня:
- 8 – 12 часов – первый пик работоспособности;
- 16 – 18 часов – второй пик работоспособности.
2. Динамику активности обучающихся на уроке:
- 1 – 4 минуты - врабатываемость в урок (организационный момент);
- 5 – 20 минуты – самая высокая работоспособность (новый материал, самостоятельная работа);
- 21 – 35 минуты - снижение работоспособности (физкульт. минутка, закрепление материала);
- 36 – 45 минуты – полное утомление (подведение итогов урока, объяснение домашнего задания).
Если представить динамику активности обучающихся на графике, то она будет выглядеть следующим образом.
Активность обучающихся на уроке
Гигиенические критерии рациональной организации урока
№
| Факторы урока | Уровни гигиенической рациональности урока | ||
Рациональный | Недостаточно рациональный | Нерациональный | ||
1 | Плотность урока | Не менее 60 % И не более 70 % | 85-90 % | Более 90 % |
2 | Количество видов учебной деятельности | 3-7 | 2-3 | 1-2 |
3 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | Не более 10 мин. | 11-15 мин. | Более 15 мин. |
4 | Частота чередования различных видов учебной деятельности | Смена не позже чем через 7-10 мин. | Смена через 11-15 мин. | Смена через 15-20 мин. |
5 | Количество видов преподавания | Не более 3-х | 2 | 1 |
6 | Чередование видов преподавания | Не позже чем через 10-15 мин. | Через 15-20 мин. | Не чередуются |
7 | Наличие эмоциональных разрядок (кол-во) | 2-3 | 1 | Нет |
8 | Место и длительность ТСО | В соответствии с гигиенич. нормами | С частичным соблюдением гигиенических норм | В произвольной форме |
9 | Чередование позы | Поза чередуется в соответствии с видом работы. Преподаватель наблюдает за посадкой обучающихся | Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Преподаватель иногда контролирует посадку обучающихся. | Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется преподавателем. |
10 | Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток | На 20 и 35 мин. урока по 1 мин. Из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого | Одна физкульт-минутка с неправильным содержанием или продолжительностью | Отсутствуют |
11 | Психологический климат | Преобладают положительные эмоции | Имеются случаи отрицательных эмоций. | Преобладают отрицательные эмоции |
12 | Момент утомления учащихся по снижению учебной активности | Не ранее 40 мин. | Не ранее 25-27 мин. | До 30 мин. |
Оздоровительные мероприятия в учебном процессе
Физические минутки и физкультурные паузы во время уроков
На уроке, когда обучающиеся начинают утомляться, можно предложить им зарядку, которая обеспечит бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям. Зарядка является паузой, позволяющей восстановить силы, снять умственное напряжение, физическое утомление, повышает работоспособность.
Двигательная активность способствует не только возрастанию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма.
Физкультурные минутки
Физкультурные минутки – это одна из форм двигательной активности, небольшой по интенсивности и времени (1 – 3 мин) комплекс физических упражнений, средство активного отдыха от статического напряжения, связанного с длительной однообразной позой. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика осанки. Физминутки, проводимые во время урока, способствуют повышению внимания и активности на уроках, лучшему усвоению учебного материала.
Физкультурные минутки состоят из 3 – 5 физических упражнений, могут проводиться с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить работоспособность. Они должны быть просты, интересны и знакомы обучающимся, удобны для проведения в ограниченном пространстве. В течение урока проводятся одна-две физминутки.
В состав физкультминуток обязательно нужно включить упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и выработке правильного дыхания. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ.
Нужно вводить упражнения для тренировки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Упражнения должны дать нагрузку неиспользованным мышцам, а также способствовать расслаблению мыщц, выполняющих значительную нагрузку.
Физкультурные минутки проводят в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Спертый воздух в классе недопустим, поэтому сначала следует открыть форточки, остановить текущую работу и предложить обучающимся подготовиться к физминутке. Учащиеся должны расстегнуть воротнички, расслабить пояса и принять исходное положение. Команды произносить четким, громким голосом. Упражнения, которые выполняются впервые, показывает преподаватель или подготовленный заранее обучающийся.
Примерный комплекс физминутки
1. Ходьба на месте с энергичными свободными движениями рук (30 – 60 секунд).
2. И. п. – основная стойка. 1 – руки вперед, 2 – руки в стороны, 3 – руки вверх, подняться на носки и потянуться, 4 – опуститься на пятки, руки вниз, вернуться в и.п.
3. И. п. – стойка –ноги врозь, руки на поясе. 1 – наклон влево, 2 - вернуться в и.п., 3 – наклон вправо, 4 – вернуться в и.п.
4. И. п. – стойка – ноги врозь, руки в стороны. 1 – наклон к левой ноге, руками коснуться носка левой ноги, 2 – вернуться в и.п., 3 – 4 – то же, что на счет 1 – 2, но наклон к правой ноге.
5. И.п. – основная стойка. Прыжки на месте на носках с переходом на ходьбу.
Каждое упражнение следует повторять 6 – 12 раз. Дыхание произвольное. Темп зависит от подготовленности обучающихся.
Физкультурные минутки для снятия утомления с плечевого пояса
1. Исходное положение (и.п.) – стоя, руки на поясе. 1- правую руку вперед, левую вверх; 2 – переменить положение рук. Повторить 3 – 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, наклонив голову вперед. Затем повторить еще 3 – 4 раза. Темп средний.
2. И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 – 2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3 – 4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5 – 6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6 – 8 раз, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Физкультурные минутки для снятия напряжения с мышц туловища
1. И.п. – стойка: ноги врозь, руки за голову. 1 – 3 – круговые движения тазом в одну сторону; 4 – 6 – то же в другую сторону; 7 – 8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
2. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – 2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая согнутая – вдоль тела вверх; 3 – 4 – и.п.; 5 – 8 – то же в другую сторону. Повторить 5 –6 раз. Темп средний.
Физкультурные минутки для улучшения мозгового кровообращения
1. И.п. – основная стойка. На счет «раз» - руки за голову, локти широко развести, голова отведена назад. На счет «два» локти подаются вперед, голова наклонена вперед. На счет «три» руки расслабленно опускаются вниз, на счет «четыре» – принять исходное положение. Упражнение в медленном темпе повторяется 4 – 6 раз.
2. И.п. – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо; 2 – и.п.; 3 – голову наклонить влево; 4 – и.п.; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – и.п.. Повторить 3 – 4 раза. Темп медленный.
3. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и.п. Повторить 4 - 5 раз. Темп медленный.
4. И.п. – стойка «ноги врозь, кисти в кулаках». 1- мах левой рукой назад, правой вверх. 2 – встречными махами переменить положение рук. Махи заканчиваются рывками руки назад. Упражнение повторяется 6 – 8 раз в среднем темпе.
5. Выполняется, сидя на стуле. 1 – отвести голову назад. 2 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Упражнение повторить 4 – 6 раз в медленном темпе.
Физкультурные минутки при письме
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и.п.; 5 – голову наклонить вперед; 6 – и.п. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6 – 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища. И.п. – стойка: ноги врозь, руки на поясе. 1 – повернуть туловище направо; 2 – повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
4. Упражнения для мобилизации внимания. И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс; 2 – левую руку на пояс; 3 – правую руку на плечо; 4 – левую руку на плечо; 5 – правую руку вверх; 6 – левую руку вверх; 7 – 8 – хлопки руками над головой; 9 – опустить левую руку на плечо; 10 – опустить правую руку на плечо; 11 – левую руку на пояс; 12 – правую руку на пояс; 13 – 14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4 – 6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2 – 3 – средний; 1 – 2 – медленный.
Гимнастика для рук
Для развития мелкой моторики используется гимнастика для рук. Упражнения выполняются фронтально, сидя за партой и даются в порядке возрастающей сложности. Во время физкультурной минуты обучающиеся выполняют 4 – 5 упражнений и заканчивают обязательно расслаблением кистей рук. Описанные ниже упражнения не только послужат активным отдыхом для утомленных пальцев, но и увеличат их подвижность и силу. Каждое упражнение повторяется в течение музыкальной фразы или 5 – 6 раз подряд под счет преподавателя.
1. И. п.: руки согнуты в локтях на весу. Пальцы рук с силой сжать в кулак и разжать.
2. И. п. – то же. Вращение каждым пальцем. Пальцы левой руки вращаются против часовой стрелки, пальцы правой руки – по часовой стрелке.
3. И. п. – то же. Вращение кистей рук вправо и влево. Правая кисть вращается влево, левая – вправо.
4. И. п. – то же. Круговое вращение рук в локтевых суставах перед собой - к себе и от себя.
5. И. п. – руки ладонями вперед, пальцы сомкнуты. Отвести большие пальцы в сторону и поочередно, начиная с указательного пальца, присоединить к ним все остальные пальцы. Отвести в сторону мизинцы и поочередно присоединить к ним все остальные пальцы.
6. И. п. – пальцы рук в «замке». Прижать руки к груди, развернуть ладонями вперед, потянуться руками вперед.
7. И. п. – пальцы рук сцеплены в «замок». Свободное движение пальцев в «замке». Расслабить кисти рук. Встряхнуть ими произвольно или в такт музыки.
Упражнения для снятия утомления
Упражнения рассчитаны на восстановление сил после тяжелой нагрузки, которые следует выполнять при первых признаках усталости.
1. Сложить ладони перед грудью пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы груди и плеч. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 1- 15 секунд.
2. Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно – так, чтобы было приятно, 10 – 15 секунд.
3. Растереть ладонями уши – вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх-вниз, вперед-назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15 – 20 секунд).
4. «Ворона». Произносить «ка-а-а-ар», при этом стараясь поднять как можно выше мягкое нёбо и маленький язычок (6 раз). Затем попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее! (10 – 15 раз).
5. «Лев». Дотянуться языком до подбородка. Еще дальше! (Повторить 6 раз).
Физическая минутка изометрическая
Это ритмическое чередование напряжения и расслабления групп мышц.
1. Сидя на стуле, взяться руками за сиденье и с силой потянуть вверх. Сосчитать до 6, опустить руки.
2. Надавливать ступнями ног на пол.
3. С силой сжимать и разжимать кисти рук в кулак.
4. Скрестить руки за головой, давить на шею, стараясь шеей противодействовать давление.
Бодрость за одну минуту
В целях активизации умственных и физических возможностей обучающихся в начале учебного дня и в начале урока можно провести следующие упражнения.
1. Руки. Быстро потрите друг о друга пальцами ладони (5 сек).
2. Щеки. Быстро потрите щеки вверх-вниз (5 сек).
3. Уши. Потрите уши (5 сек).
4. Голова. Побарабаньте кончиками пальцев по голове (5 сек).
5. Плечи. Сожмите руки в кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья (5 сек).
6. Шея. Осторожно погладьте шею спереди ниже кадыка (5 сек). Затем погладьте шею сзади, с боков, сверху вниз (5 сек).
7. Затылок. Нажмите на затылочную впадину, сосчитайте до трех, отпустите и погладьте (5 сек).
8. Ноги. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха (5сек). Если, заканчивая самомассаж, чувствуете, что по телу разлилась приятная теплота, цель достигнута. Всего 60 секунд и вы включили основные системы организма на полные обороты.
Упражнения для глаз
В целях профилактики улучшения зрения на уроках русского языка и литературы можно использовать упражнения, укрепляющие мышцы глаз. Упражнения выполняются сидя на стуле, спина прямая, руки лежат на коленях. Каждый раз по мере выполнения отдельных упражнений взгляд фокусируется на каком-нибудь предмете. Это способствует концентрации зрения. Упражнения для глаз, предложенные ниже, предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям
Упражнения для глаз
1. Несколько раз посмотреть вверх, вниз, вверх, вниз.
2. Глаза вверх, прямо перед собой, вниз, прямо, вверх и т. д. Закрыть глаза.
3. Несколько раз поочередно посмотреть направо, налево. Закрыть глаза.
4. Посмотреть прямо, направо, прямо, налево и т.д. Закрыть глаза.
5. Посмотреть вверх, в правый угол, вниз, в левый угол. Затем сменить направление.
6. Медленно вращать глазами по кругу вправо, закрыть глаза; влево, закрыть глаза.
7. Попеременно посмотреть на кончик своего носа, затем на предмет вдали.
8. Попеременно посмотреть на кончик своего пальца, расположенного на расстоянии 30 – 35 см, затем на предмет вдали.
9. Попеременно сосредоточить взгляд на каком-нибудь предмете (видеть его четкое изображение)
10. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.
Упражнения для глаз с целью профилактики появления близорукости и ее прогрессирования
1. И.п. – сидя. Крепко зажмурить глаза (3 – 5 сек), затем открыть на 3 – 5 сек. Повторить 5 – 7 раз.
2. И.п. – сидя. Моргать быстро в течение 20 – 30 сек. Упражнение улучшает кровообращение.
3. И.п. – сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко в течение 1 – 2 сек. Повторить 3 – 4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
4. И.п. – сидя. Закрытые веки массировать пальцем легкими круговыми движениями в течение 20 –30 век. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.
5. И.п. – стоя. Смотреть перед собой 2 – 3 сек, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 сек, опустить палец. Повторить 5 – 6 раз. Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
6. И.п. – сидя. Смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 4 – 6 раз.
Релаксационные упражнения
Цель проведения релаксации – снятие напряжения, возможность дать обучающимся небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к лучшему усвоению материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, упражнения, не требующие запоминания учебного материала.
1-й этап. Сядьте удобно и расслабьтесь.
2-й этап. Осмотрите все свое тело мысленным взором, вызывая чувство тепла и покоя. Желательно при этом закрыть глаза.
3-й этап. Ощутите приятное тепло, удовольствие, покой, комфорт от расслабленного тела.
1. «Сожми кулачок»
Вы держите в руках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулаки все крепче и крепче… и крепче, уже побелели косточки. Кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушел, и вы разжимаете кулаки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают…
2.«Чудесная полянка» Представьте себе полянку, на которой растет мягкая трава-мурава, вы лежите на ней как на перине, над вами склоняет головку полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков, ваши глаза закрыты, и вы чувствуете, как нежные лучи солнца гладят ваши лоб, щеки, дотрагиваются до ваших губ и рисуют улыбку… вам хорошо, приятно… А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.
Здоровье - понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений. Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни - задача родителей и образовательных учреждений.
Здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения должен стремиться внести каждый учитель.
Проблема сохранения и укрепления здоровья остается на сегодня очень острой. Поэтому возникает необходимость в формировании у обучающихся культуры здоровья, воспитании потребности вести здоровый образ жизни, обеспечении необходимыми знаниями, формировании соответствующих навыков. И главная роль в этом принадлежит, конечно, преподавателю.
Литература
Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков и др. – М.: «Академия», 2009.
Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / А.А. Бишаева. – М.: «Академия», 2013.
Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений. – М.: «Академия», 2002.
Справочник учителя физической культуры / авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева. – Волгоград: Учитель, 2010.
Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.С. Туманян. – М.: «Академия», 2008.
Физическая культура: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Решетников и др. – М.: «Академия», 2013.
Холодов Ж.К. Теория и методика воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «Академия»,2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...
Отчёт об использовании здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
как я использую на своих уроках здоровьесберегающие технологии...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на з...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.
Представлен отчёт учителя и классного руководителя по использованию здоровьесберегающих технологий....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
В статье представлена система работы учителя по здоровьесбережению на уроках русского языка и литературы. В приложении к статье представлены тексты, которые можно использовать как физкультминутки на у...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения физического и психического здоровья за период обучения в школе...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
Русский язык- серьезный и сложный предмет.Учащимся приходится много писать, а потому учитель - словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям....