Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку по теме
Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и способы применения на уроке представлены в таблице.
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_sberegayushchie_tehnologii.docx | 17.83 КБ |
zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.ppt | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий
в учебно-воспитательном процессе
Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и способы применения их на уроке представлены в таблице.
Критерии здоровьесбережения | Характеристика | Применение |
Обстановка и гигиенические условия в классе | Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители. | Соответствует нормам СанПиН |
Количество видов учебной деятельности | Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, выполнение письменных заданий, анализ произведений, списывание и т.д. | Присутствуют все виды деятельности |
Количество видов преподавания | Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа. | Применяю все виды преподавания |
Наличие и место методов, способствующих активизации | Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки). | Применяю различные методы работы |
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления | Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек. | Присутствуют на каждом уроке |
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке | Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. | Присутствуют на каждом уроке |
Психологический климат на уроке | Взаимоотношения на уроке: учитель – ученик (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик- ученик (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, активность – пассивность, заинтересованность - безразличие). | Взаимоотношения на уроке комфортные, психологический климат благоприятный, работа проходит в атмосфере сотрудничества |
Эмоциональные разрядки на уроке | Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие. | Применяются на каждом уроке |
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности | Момент наступления утомления и снижения учебной активности. | Смена видов деятельности позволяет предупреждать утомление |
Анализ научно-методической литературы и практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий:
Правило 1. Правильная организация урока с учетом всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.
Правило 2. Использование всех каналов восприятия с учетом типов функциональной организации полушарий мозга (аудиальное, визуальное, кинестетическое).
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся (учет биоритмологического оптимума работоспособности школьников в течение учебного дня, в дни учебной недели; учет возрастных особенностей детей).
Правило 4. Учет интенсивности умственной деятельности при организации урока (три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности).
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
- 5-25-я минута – 80%;
- 25-35-я минута – 60-40%;
- 35040-я минута – 10%.
Все эти правила применяю в организации учебной деятельности учащихся.
Психолого-педагогические технологии здоровьясбережения также применяются в моей педагогической деятельности. Для снятия эмеционального напряжения использую игровые технологии, оригинальные задания. Это способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, к более высоким результатам. Этому же способствует и комплексное использование личностно-ориентированных технологий. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, системно-деятельностного подхода, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии, которые являются основными в моей деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения: 1.Снятие эмоционального напряжения . Использование игровых технологий, оригинальных творческих заданий, введение исторических экскурсов (например, при изучении «Песни о вещем Олеге» дается историческая справка о герое). Использование интеграции различных видов искусства на занятиях ( живопись, музыка, история, литература) помогает восприятию и осмыслению материала, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: - обеспечить психологическую разгрузку учащихся, -дать им сведения развивающего и воспитательного плана, - показать практическую значимость изучаемой темы, -побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.
2.Создание благоприятного психологического климата на уроке . Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей ребенка.
3. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий . Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, развивающего обучения, разнообразные игровые технологии
4. Использовние ИКТ не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.
5.Система творческих заданий Система творческих заданий включает в себя сочинения-миниатюры,письмо герою, дифференцированные задания, составление схем, раскрытие смысла эпиграфа, цитаты, составление характеристик героев, составление вопросов автору (герою), создание своих, оригинальных текстов. Например, составьте анкету литературного героя, изучите две части речи и выпишите общие и особенные признаки, составьте страницу энциклопедии о творчестве писателя, поэта, внедрите героя из одного произведения в другое, поместите героя в необычное место действия, измените финал рассказа.
6.Рефлексия Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Учёт интенсивности умственной деятельности учащихся в ходе урока Часть урока 1-й этап. Врабатывание 5 мин. 2-й этап. 20-25 мин. Максимальная работоспособность 3-й этап. 10-15 мин. Конечный порыв Деятельность Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на школьном методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы....
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. СТАТЬЯ. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...
Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"
Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...
Выступление на заседании ШМО "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)...
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы.
Данный материал содержит рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. Включает в себя примерные задания , виды работ на уроке, методические рекоменд...