шаблоны 15.2.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Сочинение-рассуждение 15.2. на ОГЭ
Текст №1.
(1)Дед неожиданно продал дом, купив другой, по Канатной улице. (2)Новый дом был нарядней, милей прежнего; его фасад покрашен тёплой и спокойной тёмно-малиновой краской; на нём ярко светились голубые ставни трёх окон и решётчатая ставня чердачного окна; крышу красиво прикрывала густая зелень вяза и липы.
(3) В доме жили разные люди. (4)Особенно крепко захватил и потянул меня к себе Хорошее Дело. (5)Это был худощавый, сутулый человек, с чёрной раздвоенной бородкой на белом лице, с добрыми глазами, в очках. (6)Был он молчалив, незаметен и, когда его приглашали обедать, чай пить, неизменно отвечал:
- (7)Хорошее дело.
(8)Так его и стали звать.
(9)Дождливыми вечерами, если дед уходил из дома, бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания, приглашая пить чай всех жителей, и всегда в углу, около печи, неподвижно стоял Хорошее Дело.
(10)Однажды бабушка устроила такой вечер.
(11)Сыпался и хлюпал неуёмный осенний дождь, ныл ветер, шумели деревья, царапая сучьями стену, - в кухне было тепло, уютно, все сидели близко друг к другу и были как-то особенно молчаливы. (12)Бабушка сидела на краю печи, наклонясь к людям, освещённым огнём маленькой, жестяной лампы, и сказывала хорошую историю про Ивана-воина и Мирона-отшельника; мерно лились сочные, веские слова.
(13)Уже в начале рассказа я заметил, что Хорошее Дело взволнован: он беспокойно потирал руки, снимал и надевал очки, помахивал ими в меру певучих слов, кивал головою. (14)А когда бабушка замолчала, он бурно вскочил и, размахивая руками, как-то неестественно закружился, забормотал:
- (15)По-моему, это удивительно, это надо записать, непременно! (16) Это – страшно верное, наше… русское…
(17)Было видно, что Хорошее Дело плачет, - глаза его были полны слёз; глаза купались в них; это было странно и очень жалостно. (18)Потом он вдруг как-то сорвался с голоса, замолчал, поглядел на всех и тихонько, виновато ушёл, склонив голову.
(19)Стало грустно; какое-то уныние щемило сердце. (20)Хорошее Дело очень удивил меня, было жалко его, - так ясно помнились его утонувшие глаза.
(21)Он не ночевал дома, а на другой день пришёл после обеда – тихий, явно сконфуженный.
- (22)Вера я шумел, - сказал он бабушке виновато, словно маленький. - (23)Вы не сердитесь? (24)Видите ли, я страшно один, нет у меня никого! (25)Молчишь, молчишь, - и вдруг – вскипит в душе, прорвёт…
(26) И меня потянуло к нему.
(27)Я видел, как изменилось, опрокинулось его лицо, когда он сказал «страшно один». (28) В этих словах было что-то понятное мне, тронувшее меня за сердце, и я пошёл за ним. (По М. Горькому)
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868-1936) – русский писатель, прозаик, драматург. Представленный фрагмент взят из его автобиографической повести «Детство», в которой рассказывается о становлении личности подростка.
ЗАДАНИЕ 15.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 26 текста: «И меня потянуло к нему». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
СОЧИНЕНИЕ. Из презентации Вохмяниной И.Г., учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 3» г. Братска.
Я понимаю смысл предложения «И меня потянуло к нему» так: автору Хорошее Дело стал очень интересен, потому что он был искренний, чувствительный, впечатлительный человек.
Он очень волнуется, слушая рассказ бабушки, что подтверждается в предложениях № 13. № 14, № 17 .
Сам рассказчик такой же чувствительный. После ухода Хорошего Дела он пишет, что «стало грустно; какое-то уныние щемило сердце», «было жалко его», «помнились его утонувшие глаза». А ещё Хорошее Дело, как и рассказчик, был «страшно один» (предложения № 24, № 27).
Автора «потянуло к нему», так как он почувствовал родственную душу.
ТЕКСТ №2.
(1)Многочисленная публика собралась слушать оригинального музыканта. (2)Он был слеп, но молва передавала чудеса о его музыкальном таланте и о его личной судьбе. (3)Говорили, будто в детстве он был похищен из зажиточной семьи бандой слепцов, с которыми бродил, пока известный профессор не обратил внимания на его замечательный музыкальный талант. (4)Другие передавали, что он сам ушёл из семьи к нищим из каких-то романтических побуждений. (5)Как бы то ни было, зал был набит битком. (6)Свободных мест не было. (7)В зале настала глубокая тишина, когда на эстраде появился молодой человек с красивыми большими глазами и бледным лицом. (8)Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая дама, как говорили, жена музыканта.
– (9)Не мудрено, что он производит такое потрясающее впечатление, –говорил в толпе какой-то человек своему соседу. – (10)У него, по-моему, замечательно драматическая наружность.
(11)Действительно, и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, и неподвижные глаза, и вся его фигура располагали к чему-то особенному, непривычному.
(12)Живое чувство родной природы, чуткая оригинальная связь с непосредственными источниками народной мелодии сказывались в импровизации*, которая лилась из-под рук слепого музыканта. (13)Богатая красками, гибкая и певучая, она бежала звонкой струёй, то поднимаясь торжественным гимном, то разливаясь задушевным грустным напевом. (14)Казалось по временам: то буря гулко гремит в небесах, раскатываясь
в бесконечном просторе, то лишь степной ветер звенит в траве, на кургане, навевая смутные грёзы о минувшем.
(15)Когда он смолк, гром рукоплесканий охваченной восторгом толпы наполнил громадный зал. (16)Слепой сидел с опущенною головой, прислушиваясь к этому грохоту. (17)Но вот он опять поднял руки и ударил
по клавишам – многолюдный зал мгновенно притих. (18)В эту минуту вошёл старик, внимательно оглядел толпу, охваченную одним чувством, направившую на слепого горящие взгляды. (19)Он слушал и ждал: больше, чем кто-нибудь другой в этой толпе, понимал он живую драму этих звуков. (20)Ему казалось, что эта могучая, свободно льющаяся из души музыканта импровизация вдруг оборвётся тревожным, болезненным вопросом, который откроет новую рану в душе слепого. (21)Но звуки росли крепли, становились всё более и более властными, захватывали сердце замиравшей толпы.
(22)И вдруг сердце старика упало. (23)Из-под рук музыканта опять, как и прежде, вырвался стон. (24)Вырвался, прозвенел и замер. (25)Но это уже были не одни стоны личного горя, не одно слепое страдание. (26)На глазах
старика появились слёзы. (27)Слёзы были и на глазах его соседей. – (28)Он прозрел, да, это правда, – он прозрел, – думал старик. –
(29)Вместо эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни. (30)Среди яркой и оживлённой мелодии, счастливой и свободной, как степной ветер, и, как он, беззаботной, среди пёстрого и широкого гула жизни, среди то грустного, то величавого напева народной песни всё чаще, всё настойчивее и сильнее прорывалась какая-то за душу хватающая нота.
(31)Казалось, будто удар разразился над толпою, и каждое сердце дрожало, как будто он касался его своими быстро бегающими руками. (32)Он давно уже смолк, но толпа хранила гробовое молчание. (33)Старик всё ниже опускал голову. (34)Он сделал своё дело, он недаром прожил на свете, ему говорили об этом полные силы властные звуки, стоявшие в зале, царившие над толпой…
*Импровизация – создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения. (По В. Короленко)1
Короленко Владимир Галактионович (1853–1921) – писатель, журналист, публицист. Основные произведения – «История моего современника», «В дурном обществе».
СОЧИНЕНИЕ 15.2.
«Старик всё ниже опускал голову. Он сделал своё дело, и он недаром прожил на свете, ему говорили об этом полные силы властные звуки, стоявшие в зале, царившие над толпой…»
Эти строки говорят о том, что педагог смог научить молодое дарование не замыкаться в своём горе. Если раньше музыка слепого музыканта могла оборваться «тревожным, болезненным вопросом», то сейчас «вместо эгоистического страдания» он носил «в душе ощущение жизни» (предложение 30). Импровизация музыканта произвела на слушателей настолько сильное впечатление, что после окончания мелодии «толпа хранила гробовое молчание». Это значит, что слепой прозрел душой (предложения 24-28).
Итак, эта история учит нас преодолевать жизненные трудности, наслаждаться каждыми мгновениями бытия. (102 слова)
ТЕКСТ №3
(1)В тот вечер мы играли в рыцарей. (2)У нас были деревянные мечи и щиты, вырезанные из фанеры. (3)В нашей армии было пять человек, а у противников – шесть. (4)Поэтому договорились, что мы будем укрываться в засадах, прятаться на местности, так как преимущество всегда на стороне тех, кто прячется. (5)По сигналу мы разбежались. (6)Я хорошо знал местность и сразу кинулся в заросший лопухами проход между глухой стеной двухэтажного дома и высоким сараем, из-под крашеной крыши которого торчала толстая жердь. (7)Я взобрался на крышу по рассохшимся от старости брёвнам, ухватился за жердь и повис, ожидая рыцарей чужой армии.
(8)Скоро они появились. (9)Втроём, пригибаясь, они шли гуськом и, конечно, вверх не взглянули. (10)Я разжал пальцы и обрушился на противников как снег на голову. (11)Они и опомниться не успели, как я нанёс
каждому по два удара.
(12)Мы всегда играли честно, без лишних споров: два удара получено – значит, ты убит. (13)Оба рыцаря надулись, но отошли в сторону. (14)Зато третий, ещё не задетый моим мечом, поднял щит и бросился в атаку.
(15)Его звали Толик. (16)Он был из другого квартала и редко играл с нами. (17)Мне раньше казалось, что он слабенький, но сейчас я понял, какой это боец. (18)Ух, как по-боевому блестели его тёмные глаза над верхним краем щита! (19)Он так крепко насел на меня, что мне пришлось отступить и я уже начал сомневаться в своей победе. (20)Но тут со двора кинулся мне на помощь Стёпка Шувалов, вместе с которым мы сразу оттеснили Толика в другой конец прохода, к овражку, что тянется вдоль огородов. (21)Толик отступил на самый край и отбивался изо всех сил. (22)Но что он мог сделать против нас двоих?
(23)– Сдавайся, – крикнул Стёпка.
(24)Наш противник лишь глазами сверкнул из-за щита, на котором были нарисованы скрещённые стрелы, и ещё сильнее замахал мечом…
(25)Наш овражек неглубокий, но к августу он доверху зарастает тёмной, злющей, словно тысяча гадюк, крапивой; падать в него врагу не пожелаешь. (26)А Толик стоял уже на кромке, и было видно, как он тяжело дышит от усталости. (27)И я… в общем, я сделал шаг в сторону и опустил меч. (28)Толик замер на миг, потом сиганул между мной и Стёпкой и отбежал на несколько шагов.(29)Стёпка удивлённо взглянул на меня:
– (30)Ты что?
– (31)Ничего. (32)Он же сорваться мог.
– (33)Ну и что? (34)Сдавался бы.
– (35)Он не сдастся, – сказал я.
– (36)Ну и летел бы тогда!
– (37)Летел бы? (38)Сам попробуй! (39)Думаешь, приятно?
– (40)Ну так что ж… – проговорил растерянный Стёпка. – (41)Это же война…
– (42)Война должна быть честная.
(43)Стёпка тяжело засопел.
– (44)Подумаешь… (45)Он же в длинных штанах и в куртке. (46)Ну и свалился бы…
– (47)А руки? (48)А лицо?
(49)Я оглянулся на Толика. (50)Он не убежал – стоял с мечом наготове. (51)Он не хотел уходить от боя! (52)«Вот это настоящий рыцарь!» – подумал я.
(53)В это время вдалеке загремело пустое ведро – сигнал сбора обеих рыцарских армий. (54)Я подошёл к Толику и сказал:
– (55)А давай завтра, чтоб не друг против друга, а в одной армии...
(56)Он быстро взглянул на меня и, протягивая мне руку, решительно сказал:
– (57)Конечно, давай! (По В. Крапивину*)
СОЧИНЕНИЯ
Образец 1 (автор - Ильина Анна Викторовна, репетитор из Московской обл.)
«Вот это настоящий рыцарь!» - восклицает главный герой произведения. Что мы подразумеваем под понятием «рыцарь»? Это прежде всего воин, защитник, обладающий смелостью, благородством.
В произведении В.Крапивина два рыцаря. Первый - Толик. Хотя он казался «слабеньким», сражался он храбро и самоотверженно, один против двоих (предложения 18,19), и не собирался «уходить от боя», несмотря на то что устал. Второй – рассказчик, который не дал Толику, сражающемуся на стороне противника, упасть в овраг с крапивой, так как считал, что «война должна быть честная». Этот поступок говорит о благородстве рассказчика. Ребята по достоинству оценили друг друга, поэтому на следующий день решили быть в одной армии.
Из данной истории я делаю вывод, что время настоящих рыцарей не прошло. Можно не только играть в рыцарей, но и быть ими.
Образец 2
Рыцарь – самоотверженный, благородный человек. Далеко не каждого юношу можно назвать рыцарем. Настоящего рыцаря можно узнать по поступкам. Ведь поведение говорит многое о человеке.
У настоящего рыцаря должны присутствовать такие качества, как чувство долга, физическая и нравственная сила, смелость, решительность.
Рассказчик называет Толика настоящим рыцарем. В этом мы может убедиться, прочитав 26 предложение. Толик не убежал, как трус, а мужественно стоял и ждал наступления врага.
50-51 предложения также подтверждают то, что Толик – настоящий рыцарь. Даже когда враг сжалился над Толиком, поступив таким образом справедливо, честно, Толик не струсил, а ждал продолжения боя.
Юноша должен быть рыцарем не только в игре, но и в жизни. Ведь настоящие рыцари во все времена нужны!
Образец 3 (автор - Александр)
Смысл предложения № 52 из текста В. Крапивина я понимаю так: настоящим рыцарем, по мнению рассказчика, является Толик. Ведь рыцарь – это самоотверженный, благородный человек.
Толик вёл себя самоотверженно. Эта самоотверженность хоть и проявилась в игре, а не в условиях настоящего боя, тем не менее так всегда должен поступать настоящий рыцарь: стоять до последнего, не сдаваться. Он мог упасть в овраг, заросший крапивой, но никогда бы не струсил, не убежал. «Толик стоял уже на кромке, и было видно, как он тяжело дышит от усталости», - говорится в предложении 26. Рассказчик уверен (предложение 35): «Он не сдастся».
Настоящий рыцарь всегда благороден по отношению к людям. Толик мог зазнаться перед рассказчиком, когда тот подошёл к нему с предложением играть в следующий раз вместе. Предложения 56 и 57 показывают благородство героя.
Таким образом, Толик обладает самоотверженностью и благородством, то есть качествами настоящего рыцаря. Это и вызывает восхищение рассказчика. Эти черты героя проявились в игре, но, я уверен, что Толик и в жизни всегда останется рыцарем.
ТЕКСТ №4
(1)Интересно проследить траекторию неминуемой встречи предназначенных друг другу людей. (2)Иногда такая встреча происходит как будто без особых усилий судьбы, следуя естественному ходу событий, скажем, люди живут в одном дворе или ходят в одну школу. (3)Эти трое мальчишек вместе учились. (4)Илья и Сашка – с первого класса.
(5)Мишка попал к ним позже. (6)Все трое в школе занимали самые низкие позиции – благодаря полнейшей непригодности ни к драке, ни к жестокости.
(7)Сашкино положение было худшим. (8)Он учился в музыкальной школе, играл на пианино, и многие видели, как он с бабушкой следовал по улице Чернышевского – бывшей и будущей Покровке – в музыкальную школу имени Игумнова. (9)В этой школе, не то что в общеобразовательной, Сашкой восхищались – он играл такого Грига, которого не каждый мог осилить. (10)Умилению способствовал и малый рост исполнителя: его принимали за пятиклассника. (11)В общеобразовательной школе по той же причине у Сашки было прозвище Гном. (12)И никакого умиления – одни злые насмешки. (13)Илью Сашка избегал: не столько из-за насмешек одноклассников, сколько из-за унизительной разницы в росте.
(14)Соединил Илью и Саню Мишка, когда появился в классе, вызвав общий восторг: он был идеальной мишенью для всякого неленивого – классическим рыжим. (15.)Коротко стриженная голова, отливающая красным золотом, прозрачные малиновые уши парусами, белизна и веснушчатость. (16)К тому же – очкарик.
(17)Однажды, когда вредные Мурыгин и Мутюкин нарочно подошли к Мишке, чтобы отобрать портфель, из него высунулся котёнок. (18)Котёнка вытащили и стали перекидывать из рук в руки. (19)Зашедший в этот момент Илья – самый высокий в классе! – поймал котёнка над головами волейболистов, и прозвеневший звонок прервал это интересное занятие.
(20)Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в портфель. (21)После уроков Саня вытащил испуганного котёнка и протянул Илье. (22)Тот передал его Мишке. (23)Саня улыбнулся Илье, Илья – Мишке, Мишка – Сане.
(24)Мишка подробно рассказал, как утром, по дороге в школу, вытащил котёнка почти из самой пасти собаки, которая собиралась его загрызть. (25)Но отнести домой он не мог, потому что тётя, у которой он жил с прошлого понедельника, ещё неизвестно как бы к этому отнеслась. (26)Саня гладил бедолагу по спинке и вздыхал: дома у них уже жила кошка, поэтому родители точно не разрешат взять котёнка.
– (27)Ладно, я его возьму, – сказал Илья.
– (28)И дома – ничего? – поинтересовался Саня.
(29)Илья усмехнулся:
– (30)Дома как я скажу, так и будет. (31)У нас с мамой нормальные отношения.
(32)Она меня понимает.
(33)Саня смотрел на длинные пальцы Ильи и восхищался: две октавы возьмёт такими пальцами. (34)Они вышли из школы. (35)Котёнка покормили растаявшим мороженым. (36)Илья с воодушевлением рассказывал, какой фотоаппарат он купит себе на первые заработанные деньги. (37)Саня ни с того ни с сего вдруг открыл свою тайну – руки у него маленькие, для пианиста бесперспективные, и это для исполнителя большой недостаток. (38)Мишка сообщил почти незнакомым мальчишкам, что живёт он у тётки, и если она его у себя держать не станет, то придётся опять в детский дом идти…
(39)Мальчишки брели и болтали, болтали и брели, а потом остановились возле Яузы, замолчали. (40)Почувствовали одновременно – как хорошо: доверие, дружба, равноправие. (41)И мысли нет, кто главней, напротив, все друг другу равно интересны.(42)Что-то важное произошло: такая сцепка между людьми возможна только в юном возрасте. (43)Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается на всю жизнь. (По Л. Улицкой)*
*Улицкая Людмила Евгеньевна – современная писательница, лауреат литературных премий в России и за рубежом. Автор романов, рассказов, очерков, пьес; сценарист, переводчик. Фрагмент взят из нового романа «Зелёный шатёр» – книги о любви, о судьбах, о характерах
СОЧИНЕНИЕ15.2.
В предложении 40 говорится о том, что герои текста в один миг почувствовали сплочение, ощутили себя друзьями, и от этой мысли на душе у них стало тепло и радостно.
Илья, Сашка и Мишка были не похожи на своих своих недружелюбных одноклассников не только внешне (предложения 11, 13, 15, 16), но и отсутствием в характере таких качеств, как жестокость и озлобленность (предложение 6). Поэтому, спасая котёнка, каждый из них проявил милосердие к беззащитному существу и оказал друг другу поддержку. И это выделило их из общей массы бездушных сверстников и объединило. Ребята впервые почувствовали, что они родственные души. Душевное родство заставило мальчиков раскрыться в дружеской беседе и поделиться самым сокровенным (предложения 36-38). Их искренность и доверие положили начало настоящей дружбе.
Таким образом, дружба ребят началась с сопереживания, взаимовыручки, понимания, доверия, искреннего интереса друг к другу. (125 слов)
ТЕКСТ №5
(1)Весь год девятиклассники, изучая литературу, были погружены в девятнадцатый век. (2)Декабристы – сердце русской истории, лучшая её легенда – страшно их увлекали. (3)Илья даже собрал собственную портретную галерею декабристов, переснимал их портреты из книг. (4)В какой-то момент Саня, разглядывая самодельный Илюшин альбом, ткнул пальцем в одного усатого и довольно лохматого и запросто, как вещь незначительную и обыкновенную, сказал:
– (5)Какой-то там прабабки брат был этот Лунин. (6)Бабушка говорит, что он был без страха и упрёка. (7)Двое декабристов было у нас в родне. (8)А второй… деда моего Стеклова какой-то прапра… сами порасспросите бабушку. (9)Она расскажет. (10)У неё даже какие-то письма хранятся.
(11)Мишка с Ильёй остолбенели: как? (12)И немедленно понеслись к Анне Александровне.
(13)Санина бабушка заломила бровь:
– (14)Да, были в родстве.
(15)Как все люди её поколения, она избегала разговоров о прошлом, даже столь отдалённом, и отвечала суховато. (16)Рассказала, что Михаил Сергеевич Лунин был братом её прабабки и что дед Стеклов – потомок Сергея Петровича Трубецкого. (17)Его сын жил на Большой Никитской. (18)Сама она кровного родства с Трубецкими не имеет, а вот Саня – их потомок по женской линии…
(19)Тут Мишка возмутился:
– (20)Саня, и ты молчал? (21)Да всякий бы гордился! – Мишка смотрел на друга изменившимся взглядом.
– (22)Это же про них: (23)«Во глубине сибирских руд…» и всё такое…
(24)Но Саня, которого Анна Александровна с детства перекормила этими историями, был равнодушен к своим земным корням.
(25)Анна Александровна попросила внука поставить чайник, а сама достала из буфета сушки и сухари. (26)Чай пили в молчании. (27)Мишка с Ильёй молчали, переживая открытие, что давно и хорошо знакомые люди
состоят в таком высоком родстве, и даже ощущая свою сиюминутную близость к великой истории.
(28)Анна Александровна тем временем встала и удалилась за ширму. (29)Скрипнула дверца шкафа, и она внесла и поставила на стол объёмную шкатулку, обитую золотистым гобеленом, а из неё достала драгоценную
книгу, изданную в Лондоне, в Вольной русской типографии Герцена в 1862 году, – «Записки декабристов».
– (30)Вот. (31)Руки помойте и листы переворачивайте с осторожностью.
(32)История у нас в России, вне всякого сомнения, непростая, но то время было не самым худшим, в нём было место и благородству, и достоинству, и чувству чести.
(33)Мишка раскрыл книгу на случайном месте и прочитал вслух:
– (34)«Тяжела мысль быть обязанным благодарностью человеку, о котором имел такое худое мнение».
(35)Анна Александровна мельком взглянула на открытую страницу, улыбнулась торжествующе.
– (36)Вот о том я и говорю. (37)Это Сергей Трубецкой пишет после допроса. (38)А допрашивал его сам государь Николай Павлович. (39)Он ужасался, как мог князь более знатной семьи, чем Романовы, пойти против власти царя.
– (40)Анна Александровна, а кто из декабристов самый… – Мишка запнулся, хотел сказать «лучший», но это было бы слишком по-детски, – любимый?
(41)Анна Александровна полистала книгу. (42)В неё было вложено несколько репродукций. (43)Вынула вырезанный откуда-то портрет на пожелтевшей бумаге.
– (44)Вот. (45)Михаил Сергеевич Лунин.
(46)Мальчики склонились над портретом. (47)Они уже видели это лицо – в коллекции Ильи, но там он был молод, а здесь лет на двадцать старше.
– (48)Его не было в Петербурге, когда произошло выступление. (49)Его доставили в Петербург из Варшавы. (50)Он был один из организаторов Северного общества, но к этому времени отошёл от заговорщиков.
(51)Мишка думал о Лунине несколько дней. (52)Написал стихотворение «На смерть героя». (53)Для друзей это была самая красивая, самая героическая страница русской истории. (54)Так ребята под руководством Виктора Юльевича, учителя литературы, тренировали ум и сердце. (По Л. Улицкой)
Улицкая Людмила Евгеньевна – современная писательница, лауреат литературных премий в России и за рубежом. Автор романов, рассказов, очерков, пьес; сценарист, переводчик. Фрагмент взят из нового романа
«Зелёный шатёр» – книги о любви, о судьбах, о характерах.
СОЧИНЕНИЕ 15.2
Смысл последнего предложения текста Л.Е.Улицкой я понимаю так: изучая литературу, девятиклассники не только расширяли свой кругозор ("тренировали ум"), но и вдохновлялись подвигами декабристов ("тренировали сердце").
Учитель литературы Виктор Юльевич сумел пробудить в своих учениках живой интерес к героическим страницам русской истории (предложения № 2, 3, 51, 52). Ребята с увлечением погрузились в изучение этого периода. Знакомство с декабристами производило на них большое впечатление, а ощущение близости к великой истории усиливало это впечатление (предложение 27). Несомненно, героические судьбы людей, движимых благородной целью, не могли не оставить след в душах подростков и не отразиться на формировании их характеров. Так происходило воспитание литературой.
Таким образом, уроки Виктора Юльевича имели не только познавательное, но и воспитательное значение для его учеников. (110 слов)
ТЕКСТ №6.
1)На дворе стоял 1940 год.2)В то время мы учительствовали в селе Карыж Глушковского района Курской области.
3)До полного благополучия было еще далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен. 4)Дети понемногу становились доверчивее, добрее. 5)Потихоньку крепла дисциплина. 6)И все же здесь по-прежнему держались старые порядки.
7)Сижу в учительской. 8)Входит завхоз. 9)Прервав разговор, обращается к завуч:
10- Нина Петровна, дай какую-нибудь девочку. 11)Пусть ко мне домой ведро отнесет.
12)Голос у завхоза тусклый, ровный. 13)Ни волнения, ни сомнения в нем нет. 14)Обычное дело – отнести домой ведро ворованного сахара. 15)Только и всего.
16)То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. 17)Привыкли. 18)Никто не подает голоса. 19)И все-таки смотрю на Нину Петровну. 20)Может быть, хоть на этот раз взволнуется ее сердце. 21)Неужели даже не укорит! 22)Очень живо себе представляю, как встанет у окна и гневно бросит ему в лицо:
23)- Слушай, Владимир Иванович, раз уж тащишь, так тащил бы хотя бы сам. 24)Постыдись.
25)Но Нина Петровна к просьбе завхоза относится с полным пониманием. 26)Ведро-то тяжелое, а годы у человека не юношеский, как не помочь. 27)Она выходит в коридор. 28)Выискивает глазами кого-то и зовет:
29)- Лида, поди сюда. 30)Помоги Владимиру Ивановичу отнести ведро.
31)Девочка покорно берет доверху наполненное ведро и, изогнувшись, волочит его вслед за размеренно вышагивающим завхозом.
32)Никаких продуманных намерений у меня не было. 33)Все вышло само собой. 34)Быстро, словно кто-то толкнул меня, я бросилась вперед и загородила завхозу путь. 35)Задыхаясь, заговорила ему прямо в лицо:
36)- Куда вы сахар потащили? 37)А ну живо несите назад! 38)Совсем обнаглел! 39)Средь бела дня детей обкрадывает. 40)Только попробуй еще.
41)На щеках у меня были красные пятна. 42)Не послушается, вцеплюсь в ведро, драться буду, кусаться, а сахар не отдам.
43)Несколько секунд он смотрит на меня, словно пытаясь понять, какая муха меня укусила. 44)Кажется, понимает. 45)Молча мнется с ноги на ногу, и даже подобие румянца выступает на небритых щеках. 46)Ничего не говорит, берет из Лидиных рук ведро, возвращается назад и подрагивающими руками послушно высыпает сахар назад.
47)Я ждала мести, подвохов, ругательств за своей спиной…48)Получилось совсем иначе. 49)Буквально через несколько дней завхоз подал заявление и по собственному желанию покинул наш детский дом. 50)Словно он только и ждал, пока кто-нибудь напомнит ему, что красть нехорошо.
51)Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! 52)Ни борьбы, ни нервов, ни жертв. 53)Наверное, итог был бы в точности таким же, очутись на моем месте любой другой человек. 54)Почему же воспитатели ничего не замечали? 55)Оглядываясь назад, я и сейчас склонна думать, что молчание - это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. 56)Быть может, и не пропащий он человек. 57)Поймай он хоть раз чей-то укоризненный взгляд, услышь слово осуждения из уст своих коллег, ничего бы такого вообще не случилось. 58)Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия Ф.Соколова
ЗАДАНИЕ. Прочтите текст
Ф.Соколовой и объясните как вы понимаете смысл финала текста(предложение 58): «Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
СОЧИНЕНИЯ 15.2. Вариант 1
1) Пишем вступление (главная задача вступления – подведение к основной проблеме).
Задумываясь над словами Ф. Соколовой: «Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия»,- я поняла, что человеческое равнодушие – это тоже зло, которое сродни соучастию в преступлении. Автор описывает ситуацию из жизни детского дома: учительница заставила завхоза вернуть ворованный сахар, в то время как ее коллеги, прекрасно понимавшие, что на их глазах происходит воровство, промолчали.
2) Следующий этап - основная часть, где мы приводим аргументы.
Действительно, если бы не эта учительница, то завхоз продолжал бы обирать детей – сирот, потому что все знали, что он ворует. Об этом говорится в предложениях 16-18. («То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. Привыкли. Никто не подает голоса»).
Глядя на равнодушное молчание завуча, учительница, несмотря на то что ей было трудно, «задыхаясь» и покрывшись пятнами, перегородила путь завхозу, сказав прямо в лицо: «Куда вы сахар потащили….Средь белого дня детей обкрадывает…». Ее поступка было достаточно для того, чтобы нечестный человек оставил работу: «Как мало надо для того, чтобы пресечь это зло!»
3) И, завершая написанное, делаем вывод.
На примере поступка учительницы можно сделать вывод о том, что многие преступления совершаются с молчаливого согласия равнодушных людей, поэтому не надо бояться пресекать злодеяния, только тогда совесть наша будет чиста.
Вариант 2
Задумываясь над словами Ф. Соколовой: «Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия»,- я поняла, что, остановив преступление, мы совершаем доброе дело.
Во-первых, увидев, что завхоз ворует у детей-сирот сахар, учительница, несмотря на равнодушие коллег, не побоялась его остановить: «Быстро, словно кто-то толкнул меня, я бросилась вперед и загородила завхозу путь». Тот сначала подумал: «Какая муха тебя укусила», а потом «послушно высыпал сахар назад».
Во-вторых, отсутствие равнодушия у учительницы привело к тому, что воришка понял, что он поступает плохо, и не только не стал мстить ей, но и «через несколько дней подал заявление и по собственному желанию покинул» тот детский дом.
Таким образом, могу сделать вывод о том, что, если на ваших глазах совершается преступление, необходимо остановить его, иначе вы невольно станете его соучастником.
1. Текст №7.
(1)0днажды весенним днём пассажирский поезд с грохотом и лязгом нёсся по пригороду Токио. (2)Наш вагон был относительно пуст - в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди.
(3)На очередной станции двери вагона открылись, и неожиданно спокойствие было нарушено мужчиной, который буквально ввалился в наш вагон, выкрикивая ругательства. (4)Он был крупного телосложения, одет в рабочий комбинезон. (5)Выкрикнув что-то, он с воинственным видом направился к женщине с ребёнком.
(б)Поезд тронулся, и находившиеся в вагоне пассажиры замерли от страха. (7)Я почувствовал, что люди в опасности, и встал. (8)Тогда, двадцать лет назад, был я и молод и находился в хорошей спортивной форме. (9)Последние три года я регулярно занимался айкидо- японской борьбой. (10)Мне нравилась эта борьба, но моя выучка не была проверена в настоящем бою.
- (11)Если я быстро не предприму что-нибудь, кто-то может пострадать, - решил я.
(12)Видя, что я встал на ноги, мужчина понял, что ему есть на кого направить свой гнев.
- (13)Ага! - заорал он. - (14)Иностранец! (15)Тебе нужно поучиться японским манерам! (16)Сейчас я проучу тебя! - (17)Он приготовился наброситься на меня.
(18)3а какую-то долю секунды до того, как он двинулся с места, кто-то крикнул: «Эй!» (19)Мы уставились на маленького пожилого японца. (20)Ему явно было за семьдесят; этот небольшого роста джентльмен сидел в своём безукоризненно чистом кимоно. (21)Он не обратил никакого внимания на меня, но его лицо лучилось навстречу работяге, словно у него был какой-то очень важный секрет, которым он собирался, видимо, с ним поделиться.
- (22)Иди-ка сюда, — обратился старик к забияке и помахал ему рукой. - (23)Иди сюда и поговори со мной.
(24)Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расставив ноги, его крик заглушал стук колёс.
- (25)С какой это стати я стану с тобой разговаривать?
(26)Старик продолжал лучезарно улыбаться.
- (27)Ты едешь домой? — спросил он, и его глаза засветились любопытством.
- (28)Тебя это не касается! — прорычал тот в ответ.
- (29)0, это прекрасно, - ответил старик. - (З0)Каждый вечер мы с женой (ей семьдесят шесть) идём в сад и садимся на деревянную скамейку. (31)Мы наблюдаем за закатом и смотрим, как поживает наша хурма. (32)Это дерево посадил ещё мой прадедушка, и жена с удовольствием ухаживает за ним, только беспокоится, оправится ли оно от прошлогодних морозов. (ЗЗ)Однако наше дерево перенесло всё даже лучше, чем я ожидал. (34)Очень приятно наблюдать за ним, и мы с удовольствием проводим вечера на улице, даже если идёт дождь! — (35)Он взглянул на работягу, в глазах его горел озорной огонёк.
(З6)Когда мужчина вслушивался в слова старика, его лицо начало постепенно смягчаться, а кулаки медленно разжались.
- (37)Да, - сказал он. - (38)Я тоже люблю хурму... - (39)Его голос стих.
- (40)Понимаю, - сказал старик, - и я уверен, что у тебя прекрасная жена
- (41)Нет, - ответил трудяга. -(42)Моя жена умерла.- (43)Тихо покачиваясь вместе с поездом, огромный детина начал рыдать. - (44)У меня нет жены, у ь нет дома, у меня нет работы. (45)Мне так горько и стыдно за себя, -(46)по щекам катились слёзы, спазм отчаяния пробежал по телу.
- (47)Да, - говорил старик, -ты действительно оказался в тяже положении.(48)Присядь сюда и расскажи мне всё.
-(49)Поезд подошёл к моей станции, и я вышел из вагона. (50)То, чего я хотел достичь кулаками, было совершено добрыми словами. (По Терри Добсону)
2. Задание
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «То, чего я хотел достичь кулаками, было совершено добрыми словами».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Сочинение
Смысл этой фразы я понимаю так: не всегда в жизни нужно пускать в ход кулаки, а попытаться уладить конфликт при помощи добрых слов. Как и сделал герой-старик.
Во-первых, увидев, что в вагоне назревает драка, он не побоялся заговорить с драчуном. Тот вначале на реплику старикам ответил воинственно: « С какой стати я стану с тобой разговаривать?» Но пожилого джентльмена это не испугало.
Во-вторых, старик настолько умело ведет беседу с мужчиной, что тот на глазах у всех превращается из драчуна в несчастного человека, который, почувствовав взаимопонимание, даже заплакал (предложение 46).
Таким образом, могу сделать вывод, что живое слово, а не драка делает чудеса… (102 слова)
Текст №8.
(1)Мы ехали пароходом до Нижнего Новгорода очень долго, любовались волжскими просторами, и я хорошо помню эти первые дни насыщения красотою.
(2)К счастью, установилась хорошая, не очень ветреная погода. (3)С утра до вечера я с бабушкой на палубе, под ясным небом, между позолоченных осенью, шелками шитых берегов Волги. (4)Не торопясь, лениво и гулко бухая лопастями колёс по серовато-синей воде, тянется вверх по течению белоснежный пароход. (5)Незаметно плывёт над Волгой солнце. (6)Каждый час вокруг всё ново, всё меняется; зелёные горы – как пышные складки на богатой одежде земли. (7)По берегам стоят города и сёла, точно пряничные; золотой осенний лист плывёт по воде, а воздух прозрачен и сух.
(8)Помню детскую радость бабушки, когда она увидела церкви, которые будто летели в небо.
– (9)Ты гляди, как хорошо-то! – говорила бабушка, переходя от борта к борту, и вся сияла. (10)Часто она, заглядевшись на эту красоту, забывала обо мне: стоит у борта, сложив руки на груди, улыбается и молчит, а на глазах блестят слёзы. (11)Я дёргаю её за тёмную цветастую юбку.
– (12)А? – встрепенётся она. – (13)А я будто задремала да сон вижу. (14)Не пугайся, это слёзы радости.
(15)И начинает рассказывать мне какие-то диковинные истории о добрых разбойниках, о святых людях, о всяком зверье и нечистой силе. (16)Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу,
заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце моё силу, приподнимающую меня. (17)Говорит, точно поёт, и чем дальше, тем складней звучат слова. (18)Слушать её невыразимо приятно. (19)Я слушаю, и прошу:
– (20)Ещё!
(21)Вокруг стоят матросы, бородатые ласковые мужики, и они тоже слушают, смеются, хвалят её. (22)И просят:
– (23)А ну, бабушка, расскажи ещё чего! памяти моей, похожие на цветы, ласковые, яркие, сочные. (25)Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы. (26)Несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым. (27)Вся она – тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, весёлым и тёплым светом. (28)Хотя бабушка была сутулая, почти горбатая, очень полная, двигалась она легко и ловко. (29)Точно большая кошка, – она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.(30)До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево. (31)Бабушка сразу стала на всю жизнь
другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком.(32)Её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни. (По М.Горькому)
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868 –1936) – русский писатель, прозаик, драматург. Представленный фрагмент взят из его автобиографической повести «Детство», в которой рассказывается о
становлении личности подростка.
Задание 15.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл 30 предложения текста: «До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сочинение Образец 1 (автор - Крюкова Марина Анатольевна)
На мой взгляд, финальные строки фрагмента автобиографической повести М.Горького "Детство" следует понимать так: бабушка способствовала внутреннему обогащению своего внука. Она научила его оптимизму, стойкости и бескорыстной любви ко всему живому. Попробую это доказать.
Главными чертами характера бабушки были способность с радостью и бескорыстной любовью воспринимать окружающий мир, замечать красоту природы и восхищаться ею до слёз (предложения 8 - 14). Эти качества бабушка передавала своему внуку через удивительные истории, которые она рассказывала мастерски (предложения 15 - 23), через особенную манеру говорить (предложение 24), улыбаться (предложение 25), двигаться во время танца (предложения 28, 29). Любовь освещала бабушку изнутри (предложение 27) и даже делала её моложе (предложение 26). Мальчик постоянно ощущал бабушкину доброту, мягкость и тепло её души (предложение 27).
Таким образом, бабушка сыграла большую роль в формировании личности своего внука. (108 слов)
Образец 2 (автор - Ильина Анна Викторовна)
О ком эти строки? О бабушке автора, которая повлияла на формирование его личности, на его восприятие окружающего мира.
Неслучайно писатель привлекает наше внимание к тому состоянию, в котором он пребывал до встречи с ней, словами « спал я», используя инверсию. Каким образом она вывела его из темноты? Бабушка, будучи очень эмоциональной, любящей весь мир, научила мальчика «насыщаться красотой». Рассказывала невероятные истории, «вливая силу» и « выпевая слова, похожие на цветы, ласковые, яркие, сочные», которые остались в памяти навсегда. Она наделила М.Горького «крепкой силой» слова, в чём мы убеждаемся, читая автобиографическую повесть «Детство». Перед нами предстаёт «разноцветное кружево» в виде эпитетов (предложения № 27, 7), метафор (предложение № 3), сравнений (предложения № 7,24,25,29) при описании природы и любимого человека.
Богатство русского языка, насыщенного изобразительно-выразительными средствами, – вот то наследство, которое осталось в память от бабушки во всех произведениях М.Горького. (115 слов)
Задание 15.2 Напишите сочинение-рассуждение
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки –их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её
душа...»
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сочинение № 1. Автор - Крюкова М.А.
Финальные строки текста имеют переносное значение. Я понимаю их так: человека можно лишить смысла жизни, если бездушно украсть у него самое священное и дорогое. Попробую доказать справедливость своего суждения.
Во время войны Анна Федотовна потеряла своего единственного сына. От горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого женщина ослепла. На память о сыне у неё осталось единственное письмо, полученное с фронта. Анна Федотовна очень дорожила этим письмом, что подтверждает предложение № 14. Каждый вечер перед сном она брала его в руки и вспоминала навечно запечатлённые в сердце строки. Для неё это было настоящее вечернее «священнодействие», которое придавало ей силы и поддерживало в ней жизнь.
Но однажды Анна Федотовна столкнулась с неосознанной детской жестокостью и равнодушием. Это доказывают предложения № 24 и 27. Старательные пионеры пришли к ней в дом и, воспользовавшись доверием хозяйки, украли ее реликвию. То, что было смыслом и содержанием жизни старой женщины, оказалось для них обычным музейным экспонатом. Анна Федотовна потеряла не только память о сыне, но и смысл жизни. Но есть ещё одна причина, по которой душа героини ослепла и оглохла. Женщина, пережившая войну и смерть сына, не смогла пережить и жестокость нашего времени - непонимание, цинизм и равнодушие к чужому горю и памяти.
Таким образом, героиня текста ослепла дважды: в первый раз - потеряв сына, а во второй раз – потеряв смысл жизни и веру в людей.
Сочинение №2. Автор - Самсонова Ольга
Дети своей жестокостью и бессердечием ранили душу Анны Федотовны, обидели ее, лишили ее веры в людей. Она не ожидала такого бесчестного поступка от детей. Как можно это доказать?
Во-первых, Анне Федотовне сразу не понравился тон учеников (24,27). Разговор с детьми «сильно обеспокоил ее, удивил и обидел» (33).
Во-вторых, Анну Федотовну ошеломило то, что дети украли письма сына из шкатулки, пользуясь ее слепотой (51,52).
Таким образом, ученики уничтожили последнее, что осталось у Анны Федотовны ,– память о сыне. От людской черствости и обмана ее сын «погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда». Поэтому-то и «ослепла и оглохла не только она, но и ее душа…»
Бесценные письма сына были для Анны Федотовны знаком незримого присутствия родного человека – голоса в душе матери.
Текст №9.
(1)Он вызывающе зевал на уроках, потом энергично тряс головой, разгоняя сон, смотрел на доску и снова зевал.
(2)- Почему ты зеваешь?! - раздраженно спрашивала Женечка.
(3)Она была уверена, что он зевает от скуки и ему не интересно на её уроках. (4)Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
(5)Он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой.
(6)Все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. (7)Он отнял и снова поставил в воду. (8)Воду он менял каждый день.
(9)И однажды веник зацвел. (10)Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, а из набухших почек прорезались светло-зелёные листочки. (11)А за окном еще поблескивали кристаллики последнего снега.
(12)Все толпились у окна, разглядывали, старались уловить тонкий сладковатый запах. (13)Спрашивали, что за растение.
(14)- Багульник! - буркнул он и пошел прочь.
(15)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (16)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (17)На всякий случай думают, что плохое. (18)Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать клещами.
(19)Когда багульник зацвел, кажется, что все забыли, что Коста молчальник, подумали, что он волшебник. (20)И Женечка стала присматриваться к нему с любопытством.
(21)Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. (22)Она обратила внимание, что каждый раз после звонка с последнего урока Коста вскакивал и сломя голову выбегал из класса. (23) Куда он мчался?
(24)Его видели на улице то с одной, то с другой собакой. (25)Что это были за собаки, не знал никто...
(26)Однажды Женечка не выдержала и бросилась вдогонку Косте. (27)Во дворе она увидела, как он сначала весело дурачится с огромным сеттером, а потом отвёл его хозяину, пожилому человеку с костылём.
(28)До двухэтажного дома с балконом пришлось бежать три квартала. (29)На балконе стоял пес боксер. (30)Коста подбежал к сараю, взял лестницу и потащил ее к балкону. (31)Мальчику стоило больших трудов, чтобы поднять ее. (32)Когда Коста наконец приставил лестницу к балкону, боксер спустился по ней, поджимая лапу, и захромал, она у него болела. (33)Коста достал припасы из портфеля и стал кормить пса. (34)Женечка слышала, как дворничиха сказала кому-то: "Выставили собаку на балкон и уехали, а она хоть помирай с голоду!"
(35)В соседнем доме на первом этаже болел парнишка, был прикован к постели. (36)У него была такса со смешной кличкой Лапоть. (37)Женечка стояла под окном и слышала разговор мальчиков:
(38)- Она тебя ждет.
(39)- Ты болей, не волнуйся...
(40)- Я болею... не волнуюсь...(41)Мать хочет продать Лаптя, ей утром некогда его выгуливать.
(42)- Я и утром приду, - после некоторого раздумья отвечал Коста. (43)- Только очень рано, до школы.
(44)- Тебе не попадет дома?
(45)- Ничего... тяну на тройки... только спать хочется, поздно уроки делаю.
(46)- Если выкарабкаюсь, мы вместе погуляем.
(47)- Выкарабкивайся... ну мы пошли...ты...болей... не волнуйся...
(48)Коста зашагал по тротуару, а рядом семенила смешная такса. (49)Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. (50)Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (51)Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника...
Задание 15.2 Напишите сочинение-рассуждение
Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: "Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника..."
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сочинение-рассуждение
Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю.Я.Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением писатель хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.
Поначалу одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки Коста тоже вызывал неприятные чувства. Это подтверждают предложения № 2 , 15 - 18.
Но однажды ребята и учительница изменили своё мнение о Косте. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 19, 20. Из указанных примеров следует, что это произошло благодаря неожиданно расцветшему багульнику, прутики которого Коста принёс в класс (предложения 5-11).
Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, Женечка сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам (предложения 27 – 48). Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце.
Таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю.Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника. (190 слов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практика: "Создание фотоколлажа с использованием готового шаблона фоторамочки в программе Adobe Photoshop"
Данная цель урока - научить ребят использовать возможности графического редактора AdobePotoshop; сформировать знания, умения и навыки в работе с фоторамочкой, инструментом движения выделенного фраг...
Шаблон математический для оформления презентации MS PowerPoint
В ресурсе представлен шаблон для оформления презентаций MS PowerPoint по математике. matematicheskiy_shablon.jpg...
Шаблон для оформления презентаций MS PowerPoint по алгебре
В ресурсе представлен шаблон для оформления презентаций MS PowerPoint по алгебре. algebraicheskiy_shablon.jpg...
Шаблон для оформления презентаций MS PowerPoint по информатике и ИКТ
В ресурсе представлен шаблон для оформления презентаций MS PowerPoint по информатике и ИКТ. Shablon_po_informatike.jpg...
Шаблон для оформления школьных презентаций MSPowerPoint
В ресурсе представлен шаблон для оформления школьных презентаций MS PowerPoint shablon_shkolnyy.jpg....
Шаблоны для презентаций
Шаблоны на тему: "Детство"...
шаблоны написания письма и эссе для ЕГЭ
шаблоны написания личного письма другу и эссе для ЕГЭ...