Пишем сочинение, задание 15.3
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему

Панфилова Ольга Владимировна

Пишем сочинение, задание 15.3

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pishem_sochinenie_zadanie_15.3.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

КАК НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ?

Часть 3 экзамена по русскому языку в формате ОГЭ  представляет собой творческое задание (15.1), которое проверяет умение учащегося строить собственное аргументированное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение.

Рассуждение – один из основных типов речи, характеризующийся следующими признаками:

  • отличительной функцией рассуждения является изложение хода мыслей;
  • это изложение подчиняется определенной логике и построено на чередовании тезисов (основных мыслей, утверждений, требующих доказательства) и аргументов (доказательств). Аргументом может быть только такой пример, который соответствует высказанному тезису (то есть подтверждает сформулированное суждение) и доказывает его правильность;
  • рассуждение завершается выводом.

Как правило, текст-рассуждение отвечает на вопрос «Почему?..».

Кроме того, выпускник должен помнить, что он пишет именно сочинение, в котором обязательны следующие компоненты:

  • содержание (раскрытие темы, проблемы, идеи);
  • построение (наличие композиционных частей текста (вступление, основная часть, заключение), наличие членения текста на абзацы в соответствии с логикой развития главной мысли);
  • оформление письменной речи (соответствие письменной речи нормам русского литературного языка, использование выразительных средств русской речи).

В тексте любого типа речи информация движется внутри предложения, а также от предложения к предложению. В сочинении-рассуждении движение информации в тексте представляет собой цепочку мыслей, организованную в соответствии с композицией сочинения-рассуждения. Таких композиций может быть две:

Композиция сочинения

Композиция рассуждения

Вариант 1

Вариант 2

1

Вступление

Тезис (проблема)

Аргументы (из текста)

2

Развитие мысли (комментарий к тезису)

Развитие мысли

Основная часть

Аргументы (из текста)

Тезис (проблема)

3

Заключение

Вывод

Вывод

Как видно, сочинение-рассуждение должно состоять минимум из трех частей. Объем сочинения не менее 70 слов, при этом необходимо раскрыть тему сочинения (ответить на вопрос «Почему?..», заявленный в явной или в скрытой форме в теме), используя как аргументы материалы прочитанного текста.

Формат экзаменационного сочинения остается прежним – необходимо создать сочинение-рассуждение, состоящее из трех композиционных частей: тезиса, аргументации и вывода.

Основная задача экзаменуемого – раскрыть смысл высказывания. Понимание смысла не может быть отражено непосредственно в тезисе, потому что затронутая тема очень объемна, поэтому необходимо развернуть комментарий к тезису. Иными словами, недостаточно написать, что говорится, например, о роли (функции, назначении) лексики в языке, необходимо прокомментировать, какова эта роль.

Сложность задания состоит в том, что экзаменуемый должен доказать правильность тезиса, проанализировав языковые  явления из прочитанного текста. Например, анализ слова как лексической единицы предполагает не только приведение его в качестве примера, но и понимание роли слова в тексте. Иначе говоря, экзаменуемому недостаточно написать, что слово, например, употребляется в переносном значении. Важно объяснить в своем сочинении, почему автор использует переносное значение в данном контексте.

Пример сочинения.

Цитата.

Б. Н. Головин: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько удачно отобраны из языка и использованы в речи для выражения мыслей и чувств языковые единицы?»

Сочинение.

Языковые единицы, о которых пишет  лингвист Б.Н. Головин, - это слово, словосочетание, предложение. Именно они, по мнению учёного, при удачном отборе помогают нам сделать вывод о достоинствах речи. Приведу примеры из предложенного текста.

Когда автор рассказывает об отношении Тимофея к Маше, он использует устойчивое словосочетание « в розовом свете» (предложение …). Этот фразеологизм говорит нам о том, насколько изменилась жизнь мальчишки, закалённого улицей, после знакомства с девушкой.

Он «страшно» (предложение 8) гордился тем, что помогает ей в зоопарке. Это разговорное слово (как и слово «тётка» из предложения 27) подчеркивает статус Тимофея – мелкого воришки и хулигана.

После отъезда Маши жизнь  Тимофея потеряла смысл. Это ощущение пустоты передается с помощью лексического повтора глагола с частицей НЕ в предложениях 36, 38,39 («… не будет», «…не будет». «… не будет»).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Б.Н. Головин прав: выразительность речи оценивается по точности выбора языковых средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пишем сочинение-рассуждение

Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку, часть С. Особое внимание уделяется пониманию смысла исходного текста....

Дистанционный курс: "Пишем сочинение-рассуждение (часть С)"

Здесь учащиеся найдут все необходимое, чтобы научиться писать сочинение-рассуждение....

Элективного курса "Пишем сочинение"

Программа спецкурса рассчитана на 35 занятий по 1ч.30 мин. в неделю    в течение года. Цели курса: 1. Создание условий для овладения свободной, уверенной письменной и устной речью ка...

Пишем сочинение. Часть С. 11класс

Данный материал поможет учителю в подготовке учащихся к написанию творческой работы на экзамене. Здесь предложен план работы над сочинением, алгоритм написания....

"Учись у них - у дуба, у березы..." Готовимся к ГИА: пишем сочинение

Перед Вами - конспект урока по русскому языку в 8 классе, главной целью которого является подготовка к ГИА - обучение написанию сочинений (творческих элементов). Подробно расписаны этапы работы, шаги ...

Презентация к уроку: "Подготовка к ГИА: пишем сочинение"

Данная презентация - приложение к конспекту урока по русскому языку в 8 классе "Учись у них - у дуба, у березы..." Готовимся к ГИА" (пишем сочинение) и помогает сделать урок ярче, нагляднее. Также обу...

Задание 27 на ЕГЭ. Пишем сочинение.

В презентации представлен подробный разбор задания 27 (ЕГЭ - 2021): критерии оценивания, рекомендации по написанию, клише и тренировочные упражнения....