Пишем сочинение, задание 15.3
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
КАК НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ?
Часть 3 экзамена по русскому языку в формате ОГЭ представляет собой творческое задание (15.1), которое проверяет умение учащегося строить собственное аргументированное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение.
Рассуждение – один из основных типов речи, характеризующийся следующими признаками:
- отличительной функцией рассуждения является изложение хода мыслей;
- это изложение подчиняется определенной логике и построено на чередовании тезисов (основных мыслей, утверждений, требующих доказательства) и аргументов (доказательств). Аргументом может быть только такой пример, который соответствует высказанному тезису (то есть подтверждает сформулированное суждение) и доказывает его правильность;
- рассуждение завершается выводом.
Как правило, текст-рассуждение отвечает на вопрос «Почему?..». |
Кроме того, выпускник должен помнить, что он пишет именно сочинение, в котором обязательны следующие компоненты:
- содержание (раскрытие темы, проблемы, идеи);
- построение (наличие композиционных частей текста (вступление, основная часть, заключение), наличие членения текста на абзацы в соответствии с логикой развития главной мысли);
- оформление письменной речи (соответствие письменной речи нормам русского литературного языка, использование выразительных средств русской речи).
В тексте любого типа речи информация движется внутри предложения, а также от предложения к предложению. В сочинении-рассуждении движение информации в тексте представляет собой цепочку мыслей, организованную в соответствии с композицией сочинения-рассуждения. Таких композиций может быть две:
Композиция сочинения | Композиция рассуждения | ||
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1 | Вступление | Тезис (проблема) | Аргументы (из текста) |
2 | Развитие мысли (комментарий к тезису) | Развитие мысли | |
Основная часть | Аргументы (из текста) | Тезис (проблема) | |
3 | Заключение | Вывод | Вывод |
Как видно, сочинение-рассуждение должно состоять минимум из трех частей. Объем сочинения не менее 70 слов, при этом необходимо раскрыть тему сочинения (ответить на вопрос «Почему?..», заявленный в явной или в скрытой форме в теме), используя как аргументы материалы прочитанного текста.
Формат экзаменационного сочинения остается прежним – необходимо создать сочинение-рассуждение, состоящее из трех композиционных частей: тезиса, аргументации и вывода.
Основная задача экзаменуемого – раскрыть смысл высказывания. Понимание смысла не может быть отражено непосредственно в тезисе, потому что затронутая тема очень объемна, поэтому необходимо развернуть комментарий к тезису. Иными словами, недостаточно написать, что говорится, например, о роли (функции, назначении) лексики в языке, необходимо прокомментировать, какова эта роль.
Сложность задания состоит в том, что экзаменуемый должен доказать правильность тезиса, проанализировав языковые явления из прочитанного текста. Например, анализ слова как лексической единицы предполагает не только приведение его в качестве примера, но и понимание роли слова в тексте. Иначе говоря, экзаменуемому недостаточно написать, что слово, например, употребляется в переносном значении. Важно объяснить в своем сочинении, почему автор использует переносное значение в данном контексте.
Пример сочинения.
Цитата.
Б. Н. Головин: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько удачно отобраны из языка и использованы в речи для выражения мыслей и чувств языковые единицы?»
Сочинение.
Языковые единицы, о которых пишет лингвист Б.Н. Головин, - это слово, словосочетание, предложение. Именно они, по мнению учёного, при удачном отборе помогают нам сделать вывод о достоинствах речи. Приведу примеры из предложенного текста.
Когда автор рассказывает об отношении Тимофея к Маше, он использует устойчивое словосочетание « в розовом свете» (предложение …). Этот фразеологизм говорит нам о том, насколько изменилась жизнь мальчишки, закалённого улицей, после знакомства с девушкой.
Он «страшно» (предложение 8) гордился тем, что помогает ей в зоопарке. Это разговорное слово (как и слово «тётка» из предложения 27) подчеркивает статус Тимофея – мелкого воришки и хулигана.
После отъезда Маши жизнь Тимофея потеряла смысл. Это ощущение пустоты передается с помощью лексического повтора глагола с частицей НЕ в предложениях 36, 38,39 («… не будет», «…не будет». «… не будет»).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Б.Н. Головин прав: выразительность речи оценивается по точности выбора языковых средств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пишем сочинение-рассуждение
Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку, часть С. Особое внимание уделяется пониманию смысла исходного текста....
Дистанционный курс: "Пишем сочинение-рассуждение (часть С)"
Здесь учащиеся найдут все необходимое, чтобы научиться писать сочинение-рассуждение....
Элективного курса "Пишем сочинение"
Программа спецкурса рассчитана на 35 занятий по 1ч.30 мин. в неделю в течение года. Цели курса: 1. Создание условий для овладения свободной, уверенной письменной и устной речью ка...
Пишем сочинение. Часть С. 11класс
Данный материал поможет учителю в подготовке учащихся к написанию творческой работы на экзамене. Здесь предложен план работы над сочинением, алгоритм написания....
"Учись у них - у дуба, у березы..." Готовимся к ГИА: пишем сочинение
Перед Вами - конспект урока по русскому языку в 8 классе, главной целью которого является подготовка к ГИА - обучение написанию сочинений (творческих элементов). Подробно расписаны этапы работы, шаги ...
Презентация к уроку: "Подготовка к ГИА: пишем сочинение"
Данная презентация - приложение к конспекту урока по русскому языку в 8 классе "Учись у них - у дуба, у березы..." Готовимся к ГИА" (пишем сочинение) и помогает сделать урок ярче, нагляднее. Также обу...
Задание 27 на ЕГЭ. Пишем сочинение.
В презентации представлен подробный разбор задания 27 (ЕГЭ - 2021): критерии оценивания, рекомендации по написанию, клише и тренировочные упражнения....