ПАМЯТКА Как написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему

Панфилова Ольга Владимировна

ПАМЯТКА

Как написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_k_sochineniyu_na_lingvistich_temu.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

Как написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Прежде, чем приступить к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, необходимо вспомнить о композиции текста. Именно эти знания помогут вам написать лаконичное, но информационно-ёмкое, логично построенное сочинение. Как известно, сочинение имеет вступление (введение), основную часть и заключение.

Вступление (введение)

    Целью вступления является подготовка читателя к восприятию написанного вами текста.

    При написании вступления можно использовать следующие приёмы:

   - Небольшое обобщение, в котором необходимо показать, что тема сочинения-

     рассуждения актуальна. Например:

1.      Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, связанных с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного.

2.      В своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье место после имён существительных.

-  Цепь вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание

   на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части сочинения. Например:

1.      Почему писатель А.Югов считает, что «глагол – это самая живая часть речи»? В чём заключается значение глагола в предложении и в тексте? Почему по частоте употребления он занимает второе место после существительного?

2.      Почему в речи мы употребляем местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи? Разве нельзя без них обойтись?

-  Цитата в качестве зачина.  Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.

  1. «Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок» настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета», - так писал о местоимениях известный лингвист А. А. Реформатский.

2.  «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка», - таково мнение писателя А.Югова, и, на мой взгляд, оно является правильным.

  Помните, что вступление должно быть небольшим!!!

Основная  часть

   При написании основной части надо помнить, что вы пишите сочинение-рассуждение и что существует три вида рассуждений.

    Рассуждение-доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса.

 

       Основными языковыми средствами оформления рассуждения-доказательства являются:

    - вводные слова: во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно;

    -   союзы: так что, поскольку, так как, если;

   - речевые обороты: предположим, что…; допустим, что…; об этом свидетельствует…, это позволяет предположить.

     Рассуждение-объяснение имеет целью объяснить содержание тезиса. В нём нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, поскольку заранее известно, что главное утверждение истинно.

     Для обеспечения логической связи между предложениями можно использовать:

  - слова-организаторы логических связей: потому что, поэтому, вот почему;

  -  слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что…; это зависит от…; это является следствием того, что;

  - вводные слова: например, таким образом.

    Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, указать причинно-следственные отношения.  Рассуждение-размышление строится, как правило, в вопросно-ответной форме.  В отличие от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения, оно содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга.

     Основными языковыми средствами оформления рассуждения-размышления являются:

      -  вводные слова: по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно;

      -  речевые обороты:  я  могу с  уверенностью сказать, что…;  я  полагаю, что…;  попытаемся разобраться…;  можно сравнить;  я согласна с тем, что.

   

Все названные виды рассуждений имеют общую схему построения:

   Подведение к вопросу -  тезис -  доказательство тезиса -  выводы.

   Подведение к вопросу обычно реализуется во вступлении. Здесь может быть приведён  и  тезис.  Но чаще тезис даётся в основной части.

     Тезис -  это то, что доказывается или объясняется.

      В основной части обязательно приводятся аргументы.

     Аргументы -  это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса.

      Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания: докажем это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это объясняется следующим, доказательством служит, об этом свидетельствует.  

      Выводы приводятся в заключении сочинения-рассуждения.

Заключение

       Как было уже сказано выше, в заключении приводятся сжато сформулированные выводы.  Для связи доказательств, приведённых в основной части, и выводов можно использовать следующие слова и словосочетания: таким образом, следовательно, обобщим всё сказанное, из этого следует, отсюда заключаем.

      Заключение должно быть небольшим.  При определении его объёма руководствуйтесъ формулой:

        Вступление + заключение = 1/3объёма сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Как написать сочинение-рассуждение" (в помощь 9-класснику)

Данная презентация поможет 9-класснику написать сочинение-рассуждение (С2.2.)...

Методическая работа: "Как самостоятельно написать сочинение-рассуждение по литературе"

В этой работе, я кратко представила свой опыт в обучении школьников написаню сочинения - рассуждения....

Памятка. Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему...

Презентация. Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Как написать сочинение - рассуждение на заданную тему.

В презентации представлен материал  "Готовимся  к написанию  сочинения  ОГЭ 15.2. "   Даны рекомендации, как написать вступление, основную часть,...

Памятка. Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Памятка. Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему  ...