ПАМЯТКА Как написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему
ПАМЯТКА
Как написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_k_sochineniyu_na_lingvistich_temu.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА
Как написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Прежде, чем приступить к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, необходимо вспомнить о композиции текста. Именно эти знания помогут вам написать лаконичное, но информационно-ёмкое, логично построенное сочинение. Как известно, сочинение имеет вступление (введение), основную часть и заключение.
Вступление (введение)
Целью вступления является подготовка читателя к восприятию написанного вами текста.
При написании вступления можно использовать следующие приёмы:
- Небольшое обобщение, в котором необходимо показать, что тема сочинения-
рассуждения актуальна. Например:
1. Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, связанных с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного.
2. В своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье место после имён существительных.
- Цепь вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание
на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части сочинения. Например:
1. Почему писатель А.Югов считает, что «глагол – это самая живая часть речи»? В чём заключается значение глагола в предложении и в тексте? Почему по частоте употребления он занимает второе место после существительного?
2. Почему в речи мы употребляем местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи? Разве нельзя без них обойтись?
- Цитата в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.
1. «Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок» настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета», - так писал о местоимениях известный лингвист А. А. Реформатский.
2. «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка», - таково мнение писателя А.Югова, и, на мой взгляд, оно является правильным.
Помните, что вступление должно быть небольшим!!!
Основная часть
При написании основной части надо помнить, что вы пишите сочинение-рассуждение и что существует три вида рассуждений.
Рассуждение-доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса.
Основными языковыми средствами оформления рассуждения-доказательства являются:
- вводные слова: во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно;
- союзы: так что, поскольку, так как, если;
- речевые обороты: предположим, что…; допустим, что…; об этом свидетельствует…, это позволяет предположить.
Рассуждение-объяснение имеет целью объяснить содержание тезиса. В нём нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, поскольку заранее известно, что главное утверждение истинно.
Для обеспечения логической связи между предложениями можно использовать:
- слова-организаторы логических связей: потому что, поэтому, вот почему;
- слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что…; это зависит от…; это является следствием того, что;
- вводные слова: например, таким образом.
Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, указать причинно-следственные отношения. Рассуждение-размышление строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В отличие от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения, оно содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга.
Основными языковыми средствами оформления рассуждения-размышления являются:
- вводные слова: по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно;
- речевые обороты: я могу с уверенностью сказать, что…; я полагаю, что…; попытаемся разобраться…; можно сравнить; я согласна с тем, что.
Все названные виды рассуждений имеют общую схему построения:
Подведение к вопросу - тезис - доказательство тезиса - выводы.
Подведение к вопросу обычно реализуется во вступлении. Здесь может быть приведён и тезис. Но чаще тезис даётся в основной части.
Тезис - это то, что доказывается или объясняется.
В основной части обязательно приводятся аргументы.
Аргументы - это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса.
Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания: докажем это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это объясняется следующим, доказательством служит, об этом свидетельствует.
Выводы приводятся в заключении сочинения-рассуждения.
Заключение
Как было уже сказано выше, в заключении приводятся сжато сформулированные выводы. Для связи доказательств, приведённых в основной части, и выводов можно использовать следующие слова и словосочетания: таким образом, следовательно, обобщим всё сказанное, из этого следует, отсюда заключаем.
Заключение должно быть небольшим. При определении его объёма руководствуйтесъ формулой:
Вступление + заключение = 1/3объёма сочинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Как написать сочинение-рассуждение" (в помощь 9-класснику)
Данная презентация поможет 9-класснику написать сочинение-рассуждение (С2.2.)...
Методическая работа: "Как самостоятельно написать сочинение-рассуждение по литературе"
В этой работе, я кратко представила свой опыт в обучении школьников написаню сочинения - рассуждения....
Памятка. Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему...
Презентация. Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Как написать сочинение - рассуждение на заданную тему.
В презентации представлен материал "Готовимся к написанию сочинения ОГЭ 15.2. " Даны рекомендации, как написать вступление, основную часть,...
Памятка. Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Памятка. Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему ...