Словарные диктанты, 6 класс
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Словарные диктанты, 6 класс.
Повторение изученного в 5 классе
Словарный диктант № 1. Соревнования по гимнастике, тренер команды, школьный стадион, наклониться набок, ненавидеть ложь, блестеть на солнце, положить в портфель, запереть двери, постелить ковер, расстилаться вдали, понимать задачу.
1. Выделите корни с чередующимися гласными, объясните выбор букв О и А, Е и И.
2. Подчеркните 2-3 слова, правописание которых надо запомнить.
Словарный диктант № 2. Строят здание, пассажирский вагон, мчаться к вокзалу, будьте внимательны, о юбилее известного инженера, офицеры армии, патриотическая молодежь, необъятное раздолье, бирюзовое небо, багряный закат.
1. Выделите окончания существительных, имеющих в косвенных падежах букву Е или И; укажите род, склонение, падеж, число существительного.
Лексика и фразеология. Культура речи
Словарный диктант № 3. Детский шепот, шорох гравия, бирюзовый чайник, старинные ворота, оранжерейное растение, запах ромашек, сочный щавель, фиолетовые чернила, огромный циферблат, поражать товарища.
1. Найдите слова с орфограммой «Буквы Е-О после шипящих в корне слова»; объясните выбор букв.
2. Подчеркните слова с орфограммой «Буквы И, У, А после шипящих».
Словарный диктант № 4. Выросли деревья, сверкает на солнце, расположиться у костра, сучья акации, прилагать усилия, зарастать ежевикой, поздняя ночь, ровная долина, календарь природы, увидеть впереди.
1. Выделите корни с чередованием О-А; укажите, что влияет на выбор той или иной буквы.
2. Найдите слова с непроизносимыми согласными в корне, подберите проверочные слова.
Словообразование и орфография. Культура речи
Словарный диктант № 5. Бархатный сезон, караван в пустыне, багряная осень, писать акварелью, бордовые шторы, перила террасы, торопиться на вокзал, орден на кителе.
1. В первых двух словосочетаниях (1 вариант), в последних двух словосочетаниях (2 вариант) подчерните орфограммы.
2. Найдите 2-3 заимствованных слова; с помощью словаря укажите, из каких языков они заимствованы.
Словарный диктант № 6. Изучать атмосферу Земли, запустить космическую ракету, великое изобретение, неизвестный предмет, сэкономить время, декоративные растения, расположиться на площадке, натирать паркет, обтянуть мебель.
1. Найдите слова с чередующимися гласными в корне; от чего зависит выбор нужной буквы.
2. Выделите приставки, подчеркните в них буквы, не соответствующие звукам.
Словарный диктант № 7. Красивый интерьер, касаться стены, легкое прикосновение, роскошная мебель, богатырский сон, заманчивое предложение, загорать на пляже, вытирать посуду, искусство резьбы по дереву.
1. К словам с чередующимися гласными подберите однокоренные слова с другой гласной в корне.
2. Укажите значения приставки ПРИ-
Морфология и орфография. Культура речи
Словарный диктант № 8. Безымянная улица, картинная галерея, живописное полотно, подытожить результаты, сверхинтересный рассказ, беспрекословно выполнить приказ, непреодолимая преграда, не вступать в пререкания, пирог пригорел.
1. Выделите приставку ПРЕ- со значением, близким приставке ПЕРЕ-.
2. Выделите суффикс –Н- в прилагательных.
Словарный диктант № 9. Устанавливать рекорд, разыскивать путешественников, гигантский корабль, слегка прикоснуться, принести телеграмму, презрительный взгляд, претворять мечту в жизнь, приморский бульвар, старинное предание.
1. Выделите приставку со значением «очень».
2. Разберите по составу слово с непроизносимым согласным.
Словарный диктант № 10. Стоять на рейде, обратный рейс, отвезти дивизию в резерв, адъютант генерала, доблестный лейтенант, избирательная кампания, в студенческой компании, присутствовать на собрании, изложить со всеми подробностями, прикрыть салфеткой стакан.
1. Подчеркните заимствованные слова, с помощью словаря иностранных слов укажите, из какого языка заимствованы 1-2 слова.
2. Объясните выбор буквы Е или И в окончаниях существительных.
Имя прилагательное
Словарный диктант № 11. Приближаемся к станции, едешь по улице, заденешь плечом, ремонт крыш, приехала дочь, внимательный сторож, встретиться на остановке, осветить лучом, поднимаешься на второй этаж, подъехать к гостинице.
1. Укажите спряжение глаголов, данных в личной форме.
2. Объясните правописание Ь после шипящих на конце существительных.
Словарный диктант № 12. Расположиться в долине, загореться от свечи, открывать ключом, вытираешь полотенцем, предупредить об опасности, участвовать в экспедиции, посланцы из соседнего племени, удивительные путешествия, остановиться в нерешительности, чувствовать неприязнь, непреклонность характера.
1. Укажите, в каких случаях НЕ является приставкой, в каких - входит в состав корня.
2. Подберите проверочные слова к словам с непроизносимыми согласными
Словарный диктант № 13. Причина неудачи, небрежность переводчика, прекрасный танцовщик, профессия сборщика, копировщик документов, пушистый бельчонок, неуклюжий медвежонок, шелковая рубашечка, ситцевая блузка, прикусить язычок, серая кукушечка, ветхая одежонка.
1. Выделите слова с орфограммой «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных», объясните выбор букв в каждом случае.
2. Выделите корни, в состав которых входит НЕ.
Имя числительное
Словарный диктант № 14. Нисколько не интересный случай, туристская группа; не веселый, а грустный; непродолжительное ненастье, песцовый воротник, камышовые заросли, лицевой счет, низкий каблучок, дешевый костюм, освещать свечой, искусный мастер, искусственные цветы.
1. Обозначьте орфограммы в суффиксах существительных и прилагательных.
2. Укажите условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными и существительными.
Словарный диктант № 15. Непроглядная темнота, над деревянным крыльцом, ветряная мельница, ветреный человек, под соломенной крышей, на старинной картине, в отечественном искусстве, об оловянном солдатике, в жестяной коробке, экскурсионный маршрут, румяная девушка, обыкновенная тетрадь.
1. Объясните условия выбора букв Н и НН в суффиксах прилагательных.
2. Обозначьте орфограммы «Е и И в падежных окончаниях существительных» и «Безударные гласные в окончаниях прилагательных».
Местоимение
Словарный диктант № 16. Январский мороз, подветренная сторона, ветряной двигатель, в осином гнезде, лебединая песня, у бесструнной балалайки, стеклянные глаза, длинные ресницы, серебряная свадьба, единым росчерком, свинцовые белила.
1. Выделите суффиксы, имеющие одну или буквы Н.
2. Обозначьте орфограмму «Буквы И-Ы после Ц», объясните условие выбора соответствующей буквы.
Словарный диктант № 16. Шерстяной костюм, кожаные туфельки, иссиня-черные волосы, мужественное лицо, невозмутимый вид, безграничный простор, беспредельная равнина, бездонна высь, простираться по степи, расстелить простыню, гигантская территория, колоссальный вулкан.
1. Выделите приставки, имеющие на конце буквы –З(С-), укажите условия выбора буквы.
2. Выделите корни, в которых имеются чередующиеся гласные, укажите условия выбора букв О-А, И-Е.
Глагол
Словарный диктант № 17. Миллиард человек, беспокоишься обо мне, у кого-нибудь, кое у кого, кое-кто запирает дверь на ключ, никого не обидишь, не с кем ссориться, к четырнадцати экземплярам, популярная брошюра, коллекция уникальных инструментов.
1. Объясните условия выбора Е и И в окончаниях глаголов.
2. Пользуясь толковым словарем, объясните значение слова БРОШЮРА (1 вариант); УНИКАЛЬНЫХ ( 2вариант).
Словарный диктант № 18. Ни на что не похожий, о ком-то расспрашивает, с кем-нибудь посоветоваться, темно-коричневый переплет, несложные контуры рисунка, костяной крючок, ни у кого не оказалось, шестьдесят семь рублей, какие-либо комнатные растения, шерстяная пряжа.
1. Объясните условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.
2. Объясните, почему некоторые слова пишутся через дефис.
Словарный диктант № 19. Мне нездоровится, хорошо пахнет, прикоснуться к решетке, возвратиться из поездки, участвовать в состязании, беседовать с чтецом, рассчитывать заранее, танцевать вальс, маршировать по площадке, премировать за победу, гарантийный ремонт, обеспечьте явку.
1. Выделите приставки, укажите в них орфограммы.
2. Объясните правописание безударных букв Е и И в окончаниях существительных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарные диктанты для 10 класса
Словарные орфографические диктанты для учащихся 10 класса. Слова с вопросительным знаком предполагают знание их лексического значения....

Словарный диктант. 10-11 класс
Данный словарный диктант поможет отработать навыки практической грамотности учащихся 10-11 классов при подготовке к ЕГЭ. Представлены слова, где ученики наиболее часто делают ошибки....

Словарный диктант по русскому языку (5 - 6 классы)
В работе представлены словарный диктант с комплексным заданием для 5 класса,литературный диктант для 5- 6 классов, а также контрольная работа по русскому языку для 7 класса....

Презентация для проведения зрительного словарного диктанта "Словарные слова" (животные)
Презентация представляет картинный материал для написания зрительного словарного диктанта по русскому языку. Использовать пособие можно на уроке во 2, 3 или 4 классе.Пособие состоит из 13 слайдов. На ...