материалы по подготовке к итоговому сочинению
учебно-методический материал по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Для слабых учеников, которые не могут анализировать прочитанное, выделять ключевые слова и работать с ними, мною и одиннадцатиклассниками были созданы обучающие карточки, которые помогли готовиться к итоговому сочинению слабым детям.

Все работы были сделаны по стихотворениям, так как прочитать большие произведения, а иногда и маленькие, не по силам некоторым учащимся. Стихотворения же многие из них в состоянии запомнить и пересказать своими словами (пока не требуются цитаты).

Детям были предложены сначала готовые вопросы и предлагалось найти ответы на них, затем работа усложнялась, мы предлагали уже составить вопросы к предложенным стихотворениям и ответить на них. Позднее включала элементы этой работы в  работу над сочинением и объясняла, как эти виды работ связаны.

Для сильных учеников этот вид работы тоже был полезен, как возможность «отточить» уже имеющиеся умения и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_sochinenie.rar102.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Как относится М.Ю.Лермонтов к своему поколению? (по стихотворению «Дума»)

1.  Вступление...

2.  Основная часть

«Печально я гляжу на наше поколенье»

Какова судьба поколения М.Ю. Лермонтова?  -  «...грядущее иль пусто, иль темно...»

Почему М.Ю.Лермонтова печалит судьба его поколения?   -  У этих людей нет будущего.

Какими чертами обладало поколение М.Ю. Лермонтова? (читаем стихотворение и вычленяем черты поколения) 

  • много знаний, но много и сомнений
  • бездействие
  • нет цели  в жизни
  • равнодушие
  • чинопочитание
  • пресыщение
  • нет приложения уму
  • скрываются лучшие порывы души из страха быть осмеянными
  • спрятанные чувства не дают радости от жизни, от искусства
  • не способны на большие чувства, на жертвы ради чувств
  • внешнее благополучие, отсутствие цели быстро приводит к тоске и желанию смерти
  • «пустое» поколение, которому нечего передать потомкам

На каждое утверждение находим и выписываем цитату из стихотворения.

Какие черты осуждает автор?

3.  Заключение (Мое отношение к тому, что пишет поэт, и к поколению, о котором он пишет)

Дума

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.


К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.


И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

 

Тема: Как относится М.Ю.Лермонтов к своему поколению? (по стихотворению «Дума»)

1.  Вступление...

2.  Основная часть

«Печально я гляжу на наше поколенье»

  • Какова судьба поколения М.Ю. Лермонтова?  -  «...грядущее иль пусто, иль темно...»
  • Почему М.Ю.Лермонтова печалит судьба его поколения?   -  У этих людей нет будущего.
  • Какими чертами обладало поколение М.Ю. Лермонтова? (читаем стихотворение и вычленяем черты поколения) 
  •  

На каждое утверждение находим и выписываем цитату из стихотворения.

  • Какие черты осуждает автор?

3.  Заключение (Мое отношение к тому, что пишет поэт, и к поколению, о котором он пишет)

Дума

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.


К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.


И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Материалы для подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Вашему вниманию предлагаются 5 вариантов вступлений и подборка цитат к итоговому сочинению по литературе по тематическим направлениям: Дом, Путь, Время, Любовь, Книга....

Материалы для подготовке к итоговому сочинению в 11 классе

Обзор произведений русской литературы по данным блокам....

Материалы для подготовки к итоговому сочинению (изложению)

Материал будет полезен не только коллегам для подготовки учащихся к итоговому сочинению (изложению), но и для учащихся 10-11 классов....

Материалы к подготовке к итоговому сочинению (изложению) часть 2

Материалы полезны не только педагогам, но и ученикам....

Материалы для подготовки к итоговому сочинению

Образец комплекта тем итогового сочинения...

Материалы для подготовки к итоговому сочинению

Критерии оценивания итогового сочинения...