Опорные конспекты как средство активизации мыслительной деятельности учащихся
статья по русскому языку на тему

Крицкая Марина Александровна

Чем целенаправленнее будет обновляться методика обучения , способствующая выявлению и развитию глубинных потенций детей , тем она станет гуманнее, оптимистичнее и радостнее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРИЦКАЯ   МАРИНА   АЛЕКСАНДРОВНА

Учитель русского языка и литературы школа 455 Санкт-Петербург

                                              ОПОРНЫЕ  КОНСПЕКТЫ   КАК   СРЕДСТВО  АКТИВИЗАЦИИ                                  

                         МЫСЛИТЕЛЬНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   УЧАЩИХСЯ  .

        статья

Современная школа требует обновления её образовательной сферы , её стиля, изменения педагогической технологии учителя и учебной технологии  ученика, мыслимого не объектом, а субъектом  деятельности  . Очевидно, что нормативное обучение ( стиль ,средства , формы организации) далеко не в полной мере соответствует духу времени . Необходимые  изменения в первую очередь коснулись урока – основной формы организации совместной деятельности учащегося и учащего . Очевидно также и то, что , изменяя стиль обучения ,выдвигая на первый план активные его формы , учитель – организатор процесса обучения и носитель цели – свои творческие устремления будет связывать со средствами обучения , помня о выявлении и развитии творческих возможностей ученика , cпособного вместе с учителем пройти новыми путями к знаниям , формируемым как умения. Такие новые пути вытекают из курса на формирование активной личности , предполагающего выбор таких учебных средств и форм организации учения , которые служат задаче положительной мотивации и заинтересовывающей организации деятельности на уроке.

   Какие же учебные средства и формы урока помогут , по моему мнению, учителю учить, а ученику учиться с максимальной пользой  в атмосфере сотрудничества. Зная , что учебные средства наглядности снижают утомляемость учащихся , что предметно-образный характер учебно-познавательной деятельности оказывается всегда более продуктивным, чем вербальный , при разработке мер совершенствования процесса обучения русскому языку следует опираться на данную особенность и создавать на уроке обстановку , позволяющую ученикам в интенсивном игровом поведении повысить умственную активность, равную интеллектуальной инициативе.

   Новые пути можно связать с уроком в форме дидактической игры и наглядности в виде опорных конспектов –  схем и сюжетных картинок, позволяющих управлять познавательной деятельностью ученика через аппарат эмоций.

  Дидактическая игра – форма урока , в основе которой наглядность выступает дидактическим средством , организующим учебную деятельность, композицию занятия и его «драматургию» как бы вокруг себя.

Одной из форм работы , обеспечивающей положительную мотивацию учения, прочность знаний, умений и навыков учащихся , нестандартное построение урока , является работа с опорным конспектом – схемой . Подобные конспекты позволяют излагать материал более крупными блоками , привлекая наглядность в обучении, выделяя главную мысль урока , составляя план пересказа ,приучая самостоятельно работать с книгой ,учебником. В конечном  же итоге схема –  конспект является  базой практического действия , базой выработки на основе систематизации знаний  тех умений и навыков , которые обеспечивают грамотность , способствуют повышению уровня мотивации  самосовершенствования , развитию речи.

  Используемые вслед за В.Ф.Шаталовым учебные листы с опорными сигналами в определённом смысле «разрывают»  рамки обычного урока, рисуя школьникам учебную перспективу нового раздела уже при первичном усвоении знаний. В данном опыте налицо активная деятельность школьников по  освоению блоков знаний , организуемому учителем.

Так например ,  при изучении морфологии , в первую очередь , при проведении уроков обобщающего  повторения используется учебное средства «опорный конспект- сюжетная картинка» . Изменение внешнего вида учебного средства  (не схема , а картинка)  диктуется самим лингвистическим  материалом. Картинка – развёрнутая программа обобщающего  повторения – помогает «зрительно»  в системе увидеть содержание изученного материала , организует урок вокруг себя ;  в ней –образная подсказка изученного. Фактически ,это учебное средство дидактически и социально значимо , так как развивает способность школьников к совместным действиям  в новых условиях  , стимулирует  активное включение учащихся в добровольную  учебную деятельность на уроке , позволяющую выявить и развить их творческий потенциал и приблизиться к максимальному решению поставленной учебной задачи . КПД  конспектов- схем и конспектов – рисунков высок ,поскольку работа с ним позволяет соединить на практике возможности методов , выделяемых по источнику приобретения знаний , и методов , где главной характеристикой является степень самостоятельности , характер умственной деятельности ученика ,что создаёт условия для учёта деятельности учителя ,и для учёта деятельности учащихся ,причём  фиксируется уровень проявления самостоятельности учащихся и вклад учителя в развитие их способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - исследовательская работа: Эксперимент - как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.

Эксперимент является важнейшим элементом процесса обучения физике. Он выполняет несколько дидактических функций: повышает интерес к предмету, активизирует внимание учащихся, способствует политехническ...

Научно - исследовательская работа: Эксперимент - как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.

Эксперимент — как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физикиПопова Л.Л. учитель физикиМБОУ  «СОШ № 14» имени А.М. Мамоноваг. Старый Оскол, Белгородской Области....

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Применение  технологии РКМЧП позволяет ученику развивать навыки работы с текстами любого типа, так как в ней приоритетная роль отводится тексту: его читают, пересказывают, анализируют, трансформи...

Игры на уроках французского языка как средство активизации мыслительной деятельности учащихся

Учителю необходимо постоянно искать такие методы обучения, которые способствуют активизации мыслительной деятельности обучающихся, делают учебный процесс ярким, интересным, качественным, эффективным. ...

Домашний эксперимент — как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики

Творческий проект. Современный учитель физики   может и даже  обязан использовать различные приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и развивающие их познават...