Нетиповые высказывания на лингвистическую тему (9 класс)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8, 9 класс) на тему
Материал содержит ряд нетиповых высказываний на лингвистическую тему с примерным тезисом и аргументами. Предназначен для подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netipovye_vyskazyvaniya_na_lingvisticheskuyu_temu.docx | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема 3. Высказывания, не относящиеся к основным содержательным типам: тезис и аргументы.
№№ | Высказывание | Примерный тезис | Аргументы |
1 | Орфография есть вещь условная и меняющаяся во времени; но широкие круги грамотных людей считали её покоящейся на каких-то незыблемых основаниях (Л. В. Щерба) | Выделяются три принципа русской орфографии, обеспечивающие её устойчивость: фонематический, фонетический и исторический. | 1) Приставки на З-С: выражение фонетического принципа орфографии. 2) Безударная проверяемая гласная в корне – выражение фонематического принципа орфографии. |
2 | Устная фраза, перенесенная на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса (Б.В. Шергин) Некоторые ученые даже предлагают выделять два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью (А.А. Мирошниченко). | Письменная речь отличается от устной своей продуманностью. На письме стараются избегать повторов, неполных предложений, слов-паразитов. Устная речь отличается от письменной рядом особенностей: употреблением неполных предложений, междометий, повторов. Эта форма речи эмоциональна, в ней часто встречаются паузы. | Для аргументов рассматривается речь персонажей в тексте. 1) Употребление полного простого или сложного предложения. 2) Отсутствие излишних, неоправданных повторов. Рассматривается речь персонажей. 1) Присутствие многоточия, которое указывает на паузу в речи. 2) Употребление неполных предложений, междометий. |
3 | В разнообразии приставок таится разнообразие смысла (К.И. Чуковский) Все части, на которые делится слово, имеют значение. «Пустых» морфем практически не бывает (Е.А. Земская). | Каждая морфема (приставка, суффикс) имеет свой особый смысл, помогает выразить лексическое значение слова. | 1) В слове «поднять» приставка выражает значение «движение вверх». 2) В слове «прибежать» приставка имеет значение «приближение». |
4 | Для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать и фонетику (Д.Н. Ушаков) | Знание фонетики позволяет правильно применять орфографические правила. Фонетика также связана с нормами произношения слов. | 1) Правописание приставок на –З-С, которые зависят от глухости или звонкости последующего согласного. 2) В слове «что» по нормам русского языка произносится звук «ш». |
5 | Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, предложение. И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу (М.В. Панов) | Язык представляет собой систему: из звуков строятся морфемы, из морфем – слова, из слов образуются словосочетания и предложения. Каждая единица значима, участвует в выражении смысла. | 1) В слове «испугалась» постфикс «сь» выражает значение «действие, направленное на самого себя». 2) Слова «рыжий» и «кот» образуют словосочетание с видом связи согласование. |
6 | В зависимости от того, что надо выразить, о чем идёт речь, или, говоря научно, в зависимости от целей общения русский язык меняется (Г.Я. Солганик). Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое и уместное (И.В. Арнольд). | В русском языке существуют несколько стилей речи. Каждый употребляется в особой сфере, выполняет определенные функции, имеет свои особенности. | 1) Рассматривается речь автора в тексте, которая относится к художественному стилю (особенности – выразительные средства). 2) Рассматривается речь персонажей, которая относится к разговорному стилю (особая лексика, неполные предложения, паузы). |
7 | Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста (Н.С. Валгина) | Абзацы делят текст на логико-смысловые части, указывает на новую мысль. В художественном тексте абзац может воздействовать на чувства читателя, направлять его восприятие текста, подчеркивать авторскую мысль. | Рассмотреть, какая новая мысль, новое содержание появляются в двух различных абзацах. |
8 | Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено» (А.А. Реформатский). Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые, как «запасные игроки», выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру знаменательные слова. | Местоимения – особая часть речи, которая не называет предметы, признаки и количество, а указывает на них. Смысл местоимение обретает только в соотнесении с другими именными частями речи. | Рассмотреть два местоимения, определить, какую часть речи они заменяют. |
9 | Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое | В конкретном тексте, в конкретном предложении слово часто приобретает особое значение, которое отсутствует в словаре, наполняется авторским смыслом. | Найти два слова, которые в определенном контексте получали бы своеобразное значение. Например, слово «руки» являются символом познания мира, реализации человеческих возможностей. |
10 | Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего (Г.Я. Солганик). | Повтор в тексте подчеркивает особую эмоциональность, помогает в некоторых случаях подчеркнуть авторскую мысль, выделить наиболее значимое по смыслу слово. | 1) Повтор подчеркивает волнение героя, передает его внутреннее состояние. 2) Повтор слов передает наиболее точно мысль автора (например, повтором подчеркивается слово, несущее наибольшую смысловую нагрузку). |
11 | Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью «маленьких» слов, которые принято считать служебными – частиц и союзов. | Союзы и частицы имеют в речи своё особое значение, помогают передать смысловые оттенки. | 1) Союз «когда» передает значение времени. 2) Частица «же» является усилительной, выражает эмоции автора, подчеркивает важность того, о чем говорится. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение на лингвистическую тему.8 класс.
Сочинение на лингвистическую тему. 8 класс....
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 9 класс в рамках ГИА
Работа выполнена в программе POWER POINT со ссылкой на лингвистов, авторов высказываний. В работе использован материал 2012-2013 учебного года:1)•«Высокая культура речи заключается в умении найти не т...
Для подготовки сочинения на лингвистическую тему 9 класс ОГЭ
ОГЭ (ГИА). Цитаты, положенные в основу заданий части С (сочинение на лингвистическую тему) по сборнику типовых заданий экзаменационных вариантов под редакцией В.П.Цыбулько 2013 год. Распределение тем ...
Презентации к написанию сочинения на лингвистическую тему ,9 класс
Предложенные презентации помогут учащимся в написании сочинения на лингвистическую тему...
Шаблон для оформления сочинения на лингвистическую тему 9 класс ГИА .
Шаблон написания сочинения....
Структура сочинения на лингвистическую тему (9 класс)
Данный материал содержит основные требования к структуре сочинения на лингвистическую тему, а также образец сочинения. Предназначен для подготовки к ОГЭ по русскому языку....
Основные типы высказываний на лингвистическую тему (9 класс)
В материале представлены основные типы высказываний на лингвистическую с примерным тезисом и аргументами. Предназначен для подготовки к ОГЭ по русскому языку....