Тесты в форме ОГЭ 9 класс по русскому языку.
тест по русскому языку (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rya_9_klass_attestatsiya.docx | 53.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая аттестация в 9 классе
ВАРИАНТ 1
Часть 1
1.Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2—14.
- Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул в сторону Мерцалова и, слегка дотрагиваясь до шапки, спросил:
- —Вы позволите здесь присесть?
- —Ночка-то какая славная, — заговорил вдруг незнакомец.
- —Морозно... тихо. (5)Что за прелесть — русская зима! (5) Голос у него был мягкий, ласковый, старческий.
- —А я вот ребятишкам знакомым подарочки купил, — продолжал незнакомец. (8)Мерцалов вообще был кротким и застенчивым человеком, но при последних словах незнакомца его охватил вдруг прилив отчаянной злобы. (9)Он резким движением повернулся в сторону старика и закричал, нелепо размахивая руками и задыхаясь:
- — Подарочки!.. (11)Подарочки!.. (12)Знакомым ребятишкам подарочки!.. (13)А я... а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают... (14)А у жены молоко пропало, и грудной ребёнок целый день не ел... (15)Подарочки!..
- Мерцалов ожидал, что после этих беспорядочных, озлобленных криков старик поднимется и уйдёт, но он ошибся. (17)Старик приблизил к нему своё умное, серьёзное лицо с седыми баками и сказал дружелюбно, но серьёзным тоном:
(18)— Подождите... не волнуйтесь! (19)Расскажите мне всё по порядку и как можно короче. (20)Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас. (21)В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю. (22)Он рассказал о своей болезни, о потере места, о смерти ребёнка, обо всех своих несчастиях, вплоть до нынешнего дня.
- — Едемте! — сказал незнакомец, увлекая за руку Мерцалова. (24)Счастье ваше, что вы встретились с врачом. (25)Я, конечно, ни за что не могу ручаться, но... поедемте!
(26) Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал. (27)Елизавета Ивановна лежала на постели рядом со своей больной дочерью, зарывшись лицом в грязные, замаслившиеся подушки. (28)Мальчишки хлебали борщ, сидя на тех же местах. (29)Испуганные долгим отсутствием отца и неподвижностью матери, они плакали, размазывая слёзы по лицу грязными кулаками и обильно проливая их в закопчённый чугунок.
(30)Через две минуты Гришка уже растапливал печку дровами, за которыми чудесный доктор послал к соседям, Володя раздувал изо всех сил самовар, Елизавета Ивановна обворачивала Машутку согревающим компрессом... (31)Немного погодя явился и Мерцалов. (32)На три рубля, полученные от доктора, он успел купить за это время чаю, сахару, булок и достать в ближайшем трактире горячей пищи.
(33)Доктор сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки, который он вырвал из записной книжки. (34)Окончив это занятие и изобразив внизу какой-то своеобразный крючок вместо подписи, он встал, прикрыл написанное чайным блюдечком и сказал:
(35)— Вот с этой бумажкой вы пойдёте в аптеку... давайте через два часа по чайной ложке. (З6)Это вызовет у малютки отхаркивание... (37)Продолжайте согревающий компресс... (38)Кроме того, хотя бы вашей дочери и сделалось лучше, пригласите завтра доктора Афросимова. (39)Это дельный врач и хороший человек.
- Я его сейчас же предупрежу. (41)3атем прощайте, господа!
(42)Дай Бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнёсся к вам, чем этот, а главное — не падайте никогда духом.
(43)Пожав руки Мерцалову и Елизавете Ивановне, всё ещё не оправившимся от изумления, и потрепав мимоходом по щеке разинувшего рот Володю, доктор быстро всунул свои ноги в глубокие калоши и надел пальто. (44)Мерцалов опомнился только тогда, когда доктор уже был в коридоре, и кинулся вслед за ним.
- Так как в темноте нельзя было ничего разобрать, то Мерца- лов закричал наугад:
- — Доктор! (47)Доктор, постойте!.. (48)Скажите мне ваше имя, доктор! (49)Пусть хоть мои дети будут за вас молиться!
- И он водил в воздухе руками, чтобы поймать невидимого доктора. (51)Но в это время в другом конце коридора спокойный старческий голос произнёс:
(52)—Вот ещё пустяки выдумали!.. (53) Возвращайтесь-ка домой скорей!
- Когда он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов...
- В тот же вечер Мерцалов узнал и фамилию своего нежданного благодетеля. (56)На аптечном ярлыке, прикреплённом к пузырьку с лекарством, чёткою рукою аптекаря было написано: «По рецепту профессора Пирогова».
(57)Я слышал этот рассказ, и неоднократно, из уст самого Григория Емельяновича Мерцалова — того самого Гришки, который в описанный мною сочельник проливал слёзы в закоптелый чугунок с пустым борщом. (58)Теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков и слывёт образцом честности и отзывчивости на нужды бедности. (59)И каждый раз, заканчивая своё повествование о чудесном докторе, он прибавляет голосом, дрожащим от скрываемых слёз:
(60)— С этих пор точно благодетельный ангел снизошёл в нашу семью. (61) Всё переменилось. (62)В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казённый счет. (бЗ)Просто чудо совершил этот святой человек.
(По Л. Куприну *)
- Александр Иванович Куприн (1870—1938) — русский писатель.
2.В каком предложении содержится информация, не соответствующая содержанию текста?
- Семейство Мерцаловых жило в подвале.
- Мерцалов был кротким и застенчивым человеком.
- Доктор Пирогов назвал Мерцалову свою фамилию.
- Гриша Мерцалов стал банковским служащим.
Ответ:____________
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
- Он рассказал о своей болезни, о потере места, о смерти ребёнка, обо всех своих несчастиях, вплоть до нынешнего дня.
- Когда он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов...
- Доктор сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки, который он вырвал из записной книжки.
- В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казённый счет.
Ответ:_________________
4.Из предложений 33—34 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
Ответ:______________________
5. Из предложений 54—58 выпишите слово, в котором написание НН в суффиксе не определяется общим правилом (является исключением).
Ответ: __________________________
6.Замените разговорное слово «слывёт» в предложении 58 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: __________________________
7.Замените словосочетание «старческий голос», построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: _______________________________________
8.Выпишите грамматическую основу предложения 2.
Ответ: _____________________________________________________
9. Среди предложений 26—30 найдите предложение с распространённым обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _____________________________
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Счастье ваше,(1) что вы встретились с врачом. Я,(2) конечно,(3) ни за что не могу ручаться,(4) но... поедемте!
Ответ: __________________
11.Укажите количество грамматических основ в предложении 30. Ответ запишите цифрой.
Ответ: _________________
12.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Мерцалов ожидал,(1) что после этих беспорядочных,(2) озлобленных криков старик поднимется и уйдёт,(3) но он ошибся.
Мерцалов опомнился только тогда, (4) когда доктор уже был в коридоре, (5) и кинулся вслед за ним.
Ответ: _________________________
13.Среди предложений 30—40 найдите сложноподчинённое(-ые) предложение(-я) с придаточным определительным. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: _______________________________
14.Среди предложений 45—56 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_____________________
Итоговая аттестация в 9 классе
ВАРИАНТ 2
Часть 1
1.Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2—14.
(1)Глубокая зимняя ночь. (2)Метель. (3)В доме — ни огня. (4) Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. (5)Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой.
(6)Никто не спит. (7)Дети проснулись, полежат молча, широко раскрывши глаза в темноту (8)Прислушиваются, вздыхают...
- Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. (10)Прозвучал и замолк... (11)И ещё раз... (12)И ещё...
(13)—Точно зовёт кто-то, — тревожно шепчет мужчина. (14)Никто ему не отвечает.
(15)— Вот опять... (16)Слышишь?.. (17)Как будто человек...
(18)— Спи, — сурово говорит женщина. (19) — Это ветер.
- — Страшно ночью в лесу...
- — Это только ветер. (22)Ты разбудишь ребёнка...
- Но дитя вдруг подымает голову.
- Я слышу, я слышу. (25)Он кричит: (26) «Спасите!»
- И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздаётся протяжный, отчаянный вопль:
- — Спа-си-те!
- — Мама, может быть, на него напали разбойники?.. (30)Может быть...
- — Не болтай глупостей, — сердито прерывает мать. (32)— Это голодный волк воет в лесу. (33) Вот он тебя съест, если не будешь спать.
- — Спасите!
- — Жалко живую душу, — говорит муж. (36)— Если бы не испортилось моё ружье, я пошёл бы...
(37)— Лежи, дурак... (38)Не наше дело...
(39)В темноте шлёпают туфли... (40)Старческий кашель...
(41)Пришёл из соседней комнаты дедушка. (42)Он брюзжит злобно:
- — Что вы тут бормочете? (44)Спать не даёте никому. (45) Какой такой человек в лесу? (46) Кто в эту погоду по лесам ходит?
- Все дома сидят. (48)И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки... (49)А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.
- Это голос чёрствого благоразумия.
- Мать переносит в свою постель ребёнка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки:
- — Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. (53)Всё у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. (54)Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. (55)В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая...
- — Спа-си-те!
- Молчание...
(ПоЛ. Куприну*)
- Александр Иванович Куприн (1870—1938) — русский писатель.
2.Укажите фрагмент текста, который имеет символическое значение и косвенно характеризует героев произведения.
- Предложения 1 — 12
- Предложения 27—34
- Предложения 43—49
- Предложения 52—55
3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
- Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна.
- Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту.
- Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик.
- Л ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.
Ответ:__________________
4.Из предложений 35—42 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение».
Ответ:__________________________
5.Из предложений 10—17 выпишите глагол, написание безударного личного окончания которого не определяется общим правилом (является исключением).
Ответ:________________________________
6.Замените устаревшее слово «дитя» в предложении 49 современным стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:_________________________________
7.Замените словосочетание «тревожно шепчет», построенное на основе подчинительной связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:___________________________________
8.Выпишите грамматическую основу предложения 46.
Ответ: __________________________________
9.Среди предложений 1 — 10 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________________
10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
- Точно зовёт кто-то,(1) — тревожно шепчет мужчина. Мама, (2) может быть,(3) на него напали разбойники?..
- Лежи, (4) дурак...
Ответ: ________________
11.Укажите количество грамматических основ в предложении 48. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ________________
12.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Всё у них было самое дорогое и лучшее, (1) и жизнь их была разумна и спокойна. Соседи их боялись,(2) уважали и ненавидели,(3) потому что они сами никого не боялись,(4) всех презирали,(5) а уважали только самих себя.
Ответ: ____________________
13.Среди предложений 28—38 найдите сложноподчинённые предложения с придаточным условия. Напишите номера этих предложений.
Ответ: ______________
14.Среди предложений 15—28 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ:______________
Текст изложения
К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей — из определённых чувств, свойств, понятий. Одно из таких чувств — чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь даёт их как устаревшие понятия.
Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному и птичьему сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства...
Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый тест за курс 8 класса по русскому языку
проверка знаний обучающихся за курс 8 класса по русскому языку...
Итоговый тест за курс 8 класса по русскому языку
Итоговый тест за курс 8 класса по русскому языку...
Итоговый тест за курс 6 класса по русскому языку
Итоговый тест ( с ответами) за курс 6 класса по русскому языку....
Итоговый тест за курс 8 класса по русскому языку
Итоговый тест содержит 4 варианта заданий по всем темам, изученным в 8 классе....
Итоговый тест за курс 6 класса по русскому языку
Итоговый тест за курс 6 класса по русскому языку...
Класс: 7 класс Предмет: русский язык Тема: «Загадочное русское наречие: образование, этимология, роль в речи» Тип урока: обобщение и повторение материала; Форма: урок – исследование. Продолжительность: 35 минут. 5 минут самоанализ. Цели урока: - со
Цели урока:- создание условий для исследовательской деятельности учащихся по определению происхождения наречий и функции наречий в речи;- обобщение, расширение знаний о наречии как части речи;- развит...