Моделирование уроков по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Разработки уроков по русскому языку в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_urokov._.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык. 5 класс
«Главные члены предложения. Сказуемое»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: развитие понятия о сказуемом, знакомство с разными способами выражения сказуемого, формирование умения находить грамматическую основу предложения.
Задачи урока:
1. Образовательные:
-развивать умение находить грамматическую основу;
-формировать умение применять на практике знания о структуре простого предложения;
-развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
-обогащать словарный запас учащихся;
-совершенствовать орфографические навыки;
2. Развивающие:
-развивать критическое мышление, внимание;
-формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные);
-развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, обобщать, применять новые знания;
-развивать творческие, речевые способности учащихся;
-формировать логические умения;
-развивать умение опираться на свой субъективный опыт.
3. Воспитательные:
-воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову;
-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
-воспитание умения взаимодействовать в парной работе.
Оборудование: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.
Ход урока
I. Мотивационно-мобилизующий этап.
1. Организационный момент.
-Добрый день, ребята! Наш урок мне хотелось бы начать с пожелания: я желаю вам хорошего настроения и отличных отметок. Пожелайте и вы друг другу что-нибудь доброе. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. И помните о том, что «с малой удачи начинается большой успех!»
2. Актуализация знаний.
-Давайте вспомним тему прошлого урока. (Главные члены предложения. Подлежащее.)
-Задайте своему соседу по парте вопросы по этой теме. (Работа в парах.)
-Кто хочет задать опросы всему классу? (Вопросы учащихся: что такое грамматическая основа предложения? Дайте определение подлежащего. Чем может быть выражено подлежащее? Приведите примеры.)
-За что вы можете похвалить себя после изучения темы «Подлежащее»?
-Какие трудности вызывает у вас эта тема? Какую отметку вы бы себе поставили?
3. Целеполагание.
-А кто сможет догадаться, какой будет тема сегодняшнего урока? («Сказуемое».) (Делаются записи в тетрадях.)
-Чего вы ждете от сегодняшнего урока, чему мы должны научиться? (Мы вспомним, что такое сказуемое, какой частью речи может быть выражено, будем учиться находить грамматическую основу предложения.)
-Как вы думаете, для чего нам нужно изучать эту тему, пригодиться ли она нам?
II. Исследовательский этап.
-Как мы можем получить ответы на поставленные нами вопросы? (Мы будем анализировать предложения, сравнивать, находить грамматическую основу, выполнять упражнения.)
1. Работа с текстом. Словарная работа.
Слайд с текстом:
В сумерках прошла гроза с градом. Круглые градины ложились на дорожках сада, горками у крыльца и террасы. К рассвету гроза утихла.
(Ю.М. Нагибин)
-Прочитайте текст. О чём он? Какие слова вам непонятны? Кто знает, что такое «терраса»?
-Найдите значение слова в словаре. (Один ученик читает определение по толковому словарю, задача остальных - внимательно прослушать и выделить главные слова в определении; второй ученик – работает с этимологическим словарем.)
(Терраса – от фр. «терра» - «земля». 1. Летняя открытая (без стен) пристройка к дому, зданию (Крытая терраса. Застеклённая терраса.) 2. Горизонтальный уступ на поверхности земли (на склонах, скатах) в ряду других подобных, площадка. Берег спускается террасами.)
Делаются соответствующие записи в словарике. Демонстрируются изображения террасы на слайдах.
-В каком значении слово употребляется в тексте? Подберите синонимы (веранда, пристройка). Обращается внимание на правописание слова. Составляются словосочетания и предложения с данным словом.
2. Упражнения в нахождении грамматической основы.
-Найдите в предложениях текста грамматические основы и выпишите их себе в тетрадь. (Гроза прошла. Градины ложились. Гроза утихла.) Объясните, как нашли основы, чем выражены подлежащее и сказуемое? Что же такое сказуемое? Чем чаще всего выражается?
3. Способы выражения сказуемого.
-А как вы думаете, может ли сказуемое быть выражено не только глаголом, но и другими частями речи?
-Перед вами еще один текст. Прочитайте его. Определите его тему, тип речи.
Ранняя осень – прекрасная пора. Я люблю в такие дни пить чай на открытой террасе. Дни тихие, солнечные. Небо над головой голубое. Полдни светлы и погожи. Прозрачен воздух. Даль чиста и светла. Ночи прохладны. Природа осенью – красота и здоровье.
-Найдите грамматические основы предложений. (Учащиеся рассуждают вслух.)
-Почему возникли затруднения? (Нельзя задать вопрос «что делает?», нет глаголов.)
-Найдите подлежащее в предложении. Что нам известно о подлежащем? Какой вопрос можно задать? (Кто? Что?)
-А теперь найдём сказуемое. Что нам известно о подлежащем? Какие вопросы к сказуемому здесь уместны? (Что такое? Каковы? Какие? И т.д.)
-Какой частью речи выражено сказуемое? (Обращается внимание на то, что прилагательное, являющееся сказуемым, стоит после подлежащего.)
-Давайте попробуем самостоятельно составить рассказ о сказуемом. (Далее учащиеся читают теоретические сведенья в учебнике.)
4. Закрепление изученного. Составление таблицы о способах выражения сказуемого. Самостоятельное конструирование предложений.
-Попробуем систематизировать наши знания о способах выражения сказуемого. Как мы можем это сделать? (Составить таблицу или схему.)
-Как можно составить таблицу?
Один из вариантов:
Глагол // Имя существительное // Имя прилагательное
-Попробуем заполнить таблицу самостоятельно составленными предложениями. (Работа в парах или группах.)
-Что было выполнять легко? Какие затруднения встретили? Что нужно сделать, чтобы работа по нахождению сказуемого, выраженного существительным или прилагательным, не вызывала трудностей? (Надо тренироваться, выполнять упражнения.)
5. Самостоятельная работа.
-Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выделите грамматические основы предложений, сверху укажите части речи.
-Какую отметку вы планируете получить за это задание?
Мы прибл…жались (к)лугам. Тайга р…дела. Л…СА сплошь хвойные. (В)одном мест… (на)просеку выдался Буг…рочек (с)черничником. Вкусна черника!
Взаимопроверка (слайд).
-Совпадает ли ваш результат с прогнозируемым? Почему? Что помогло успешно выполнить задание? Что, наоборот, помешало?
III. Контрольно-рефлексивный этап.
-Задайте самые важные вопросы по теме урока. (Что такое грамматическая основа, сказуемое? На какие вопросы отвечает сказуемое? Чем может быть выражено?)
Самооценка.
Продолжите фразы (слайд)
Я хочу похвалить себя за…
У меня сегодня получилось…
Я сегодня узнала…
Мне было интересно…
Мне надо поработать над…
Я ещё не понял…
Я затрудняюсь…
-Удалось ли нам ответить на все вопросы, поставленные в начале урока?
-Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Выставление отметок.
IV. Домашнее задание: выучить теоретические сведения по учебнику.
1 уровень: выполнить упражнение учебника (Вставьте пропущенные глаголы-сказуемые, учитывая ситуации речи, описанные в предложениях.)
2 уровень: дополнить составленную на уроке таблицу. Предложения либо составить самим, либо подобрать из различных источников (не забудьте указать автора.)
3 уровень: составьте небольшой текст (5-7 предложений) на тему «Поздней осенью в лесу (в поле, в саду)», постарайтесь, чтобы сказуемые в предложениях были выражены разными частями речи.
Русский язык. 5 класс.
«Глагол как часть речи»
Тип урока по основной дидактической цели: вводный (повторение пройденного и начало изучения нового материала по теме «Глагол как часть речи»).
Цели урока:
-развивать речь обучающихся, логическое мышление, коммуникативные навыки;
-обобщить и расширить изученные ранее знания по теме «Глагол»;
Задачи:
-развивать умение давать самооценку своей деятельности;
-самостоятельно определять свои знания/незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе;
-повторить материал по теме «Знаки препинания в сложном предложении».
Планируемые результаты обучения (УУД)
предметные | метапредметные | личностные |
Знать, что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает, каким членом предложения является; соотносить действия с теми явлениями, которые обозначает глагол; развивать навыки постановки знаков препинания в сложном предложении | Познавательные УУД: Уметь ставить и решать проблемы; Регулятивные: уметь ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку; Коммуникативные: уметь работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владеть разными формами речи | Осознавать значимость самоуважения, уважения личности человека, его достоинств; воспитывать нравственные качества |
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворный урок русского языка. Что можно делать под эту музыку? (Танцевать, веселиться, плясать, петь, двигаться.)
-Какие части речи вы назвали? (Глаголы.)
-Кто из вас догадался, какую же тему мы сегодня будем изучать на уроке? (Глагол как часть речи.)
Целеполагание. Мотивация
-Прочитаем текст. Это слова русского писателя А.Югова.
Глагол – самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!
-Как вы понимаете их смысл? (Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.)
-Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.
Сформулируйте цель урока. На листочках в первой колонке отметьте галочкой, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.
Мои цели на уроке
Узнать, какие явления, помимо действия, может означать глагол | ||
Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол | ||
Узнать, каким членом предложения может быть глагол | ||
Повторить постановку знаков препинания в сложных предложениях | ||
Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле | ||
Пополнить свой словарный запас | ||
Отдохнуть на уроке |
-Назовите мне те цели, которые вы поставили перед собой. (2-3 ученика зачитывают поставленные цели.)
Актуализация знаний
I. Работа с текстом.
-Я предлагаю вам прочитать текст (на экране.)
Весна голосов…Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках – теньканье, посвисты, невнятное щебетание. Под снегом в лощине течёт, булькает вода.
Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжёлый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь её приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох – оседает под солнцем последний снег.
(В. Песков)
-Определите тему, основную мысль текста. В каком предложении она выражена?
-Какими словами автор передаёт музыку, звуки весны? (Глаголами: кричат, заливается, булькает; существительными: теньканье, посвисты, щебетанье, свист, шорох.)
Запишите эти слова в два столбика:
Существительные Глаголы
-Что общего в их значения и в чём разница? (Обозначают действие, но существительные обозначают действие как предмет.)
-Докажите, что это слова различных частей речи.
-Выпишите из текста глаголы, обозначающие динамику, движение пробуждающейся природы, состояния человека.
-Выделите в словах этого столбика окончания, укажите спряжение глаголов.
-В каких случаях спряжение определяется по окончанию? (Когда окончание находится под ударением.)
-В каких случаях для определения спряжения глагол надо поставить в начальную форму? (Когда окончание находится в безударном положении.)
-Итак, что же такое глагол? Сформулируйте правило. Вспомните, что вы уже знали о глаголе и что узнали сейчас. (Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? Обозначает действие предмета, состояние, процесс речи и мысли, проявление или изменение признака, взаимоотношения, движение, различные звуковые явления и т.д.)
-А теперь давайте прочитаем правило из учебника и посмотрим, правы ли вы были.
Отвечая на вопрос, ученики отмечают, что они сказали больше, чем дано в правиле.
II. Развитие словарного запаса.
Работа в парах.
-На доске записаны только имена существительные. Образуйте от них глаголы, объясните их значение. Как вы будете выполнять задание? Что для этого надо помнить? Что вам поможет?
Гнев-
Улыбка-
Испуг-
Тревога-
Радость-
Стыд-
Смех-
Самопроверка. (Правильный ответ на экране.)
Гнев – гневаться – чувствовать сильное возмущение, негодование;
Улыбка – улыбаться – испытывать радость;
Испуг – испугаться – испытать страх;
Тревога – тревожиться – испытывать тревогу;
Радость – радоваться – ощутить большое душевное удовлетворение;
Стыд – стыдиться – почувствовать сильное смущение от сознания предосудительного поступка;
Смех – смеяться – выражать радость;
Физкультминутка
III. Групповая работа.
Задание: прочитайте текст (на экране). Озаглавьте. Определите тему, идею текста.
(На)ступила ноч… в л…су.
По ств…лам и суч…ям толстых д…рев…ев (по)стукива…т м…ро… хлопьями осыпа…тся лёгкий с…р…бристый ин…й. В тёмн…м высок…м неб… видимо-невидимо рассыпались яркие зимние звёзды.
Тихо, бе…звучно в зимн…м л…су и на л…сных снежныхп…лянах.
Но и в м…розн… зимн… ночи пр…д…лжается в л…су скрытая ж…знь. По алмазной скатерт… сн…гов пр…б…гаю тлё…кие ласки охотятся за мышами хорьки бе…шумно пр…л…тают над снежн… сугробами совы. Как сказочный ч…совой, уселся на гол…м суку г…л…вастый с…венок, в н…чной темноте он один соыш…т и вид…т, как идёт в зимн…м л…су скрытая от людей ж…знь.
(И. Соколов-Микитов)
-Спишите текст. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и обозначьте орфограммы. Как вы это будете делать?
-Найдите в тексте и выпишите несколько примеров метафор, эпитетов, сравнений.
-Определите время глаголов.
-Выпишите из текста выделенное предложение и произведите его синтаксический разбор.
Проверка. Каждая группа оценивает работу другой группы.
Творческое задание с последующей самопроверкой
-Напишите сочинение-миниатюру «Весна идёт!», используя глаголы различных значений. (Лучшие работы зачитываются.)
-Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока. Согласны ли вы с мнением А. Югова? Так что же такое глагол?
Рефлексия
-Возьмите, пожалуйста, листочки. В начале урока в левой колонке вы отмечали свои цели, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. Посмотрите, всё ли у вас получилось сегодня? А может, вы узнали больше, чем намечали? (Несколько обучающихся зачитывают свои результаты.)
-Были ли на уроке положительные эмоции? Покажите свое настроение при помощи мимики.
Домашнее задание
Домашнее задание дается на выбор (разный уровень сложности):
-Прочитать соответствующий § учебника.
-Выписать глаголы из текста, с которыми работали на уроке, и распределить их по тем явлениям, которые они обозначают.
-Написать сочинение-миниатюру «Глагол – знакомый незнакомец», используя всё то, что вы знали и чему научились на сегодняшнем уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по русскомуязыку для 11 класса по программе Н.Г.Гольцовой
КТП по русскому языку для 11 класса составлено на основе программы Н.Г.Гольцовой (34ч.)...
Зачёты по русскомуязыку
Данные самостоятельные работы и зачёты помогут проверить знания учащихся по изученным темам....