Моделирование уроков по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Разработки   уроков по русскому языку в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modelirovanie_urokov._.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 5 класс

«Главные члены предложения. Сказуемое»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: развитие понятия о сказуемом, знакомство с разными способами выражения сказуемого, формирование умения находить грамматическую основу предложения.

Задачи урока:

1. Образовательные:

-развивать умение находить грамматическую основу;

-формировать умение применять на практике знания о структуре простого предложения;

-развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

-обогащать словарный запас учащихся;

-совершенствовать орфографические навыки;

2. Развивающие:

-развивать критическое мышление, внимание;

-формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные);

-развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, обобщать, применять новые знания;

-развивать творческие, речевые способности учащихся;

-формировать логические умения;

-развивать умение опираться на свой субъективный опыт.

3. Воспитательные:

-воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову;

-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

-воспитание умения взаимодействовать в парной работе.

Оборудование: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.

Ход урока

I. Мотивационно-мобилизующий этап.

1. Организационный момент.

-Добрый день, ребята! Наш урок мне хотелось бы начать с пожелания: я желаю вам хорошего настроения и отличных отметок. Пожелайте и вы друг другу что-нибудь доброе. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. И помните о том, что «с малой удачи начинается большой успех!»

2. Актуализация знаний.

-Давайте вспомним тему прошлого урока. (Главные члены предложения. Подлежащее.)

-Задайте своему соседу по парте вопросы по этой теме. (Работа в парах.)

-Кто хочет задать опросы всему классу? (Вопросы учащихся: что такое грамматическая основа предложения? Дайте определение подлежащего. Чем может быть выражено подлежащее? Приведите примеры.)

-За что вы можете похвалить себя после изучения темы «Подлежащее»?

-Какие трудности вызывает у вас эта тема? Какую отметку вы бы себе поставили?

3. Целеполагание.

-А кто сможет догадаться, какой будет тема сегодняшнего урока? («Сказуемое».) (Делаются записи в тетрадях.)

-Чего вы ждете от сегодняшнего урока, чему мы должны научиться? (Мы вспомним, что такое сказуемое, какой частью речи может быть выражено, будем учиться находить грамматическую основу предложения.)

-Как вы думаете, для чего нам нужно изучать эту тему, пригодиться ли она нам?

II. Исследовательский этап.

-Как мы можем получить ответы на поставленные нами вопросы? (Мы будем анализировать предложения, сравнивать, находить грамматическую основу, выполнять упражнения.)

1. Работа с текстом. Словарная работа.

Слайд с текстом:

В сумерках прошла гроза с градом. Круглые градины ложились на дорожках сада, горками у крыльца и террасы. К рассвету гроза утихла.

(Ю.М. Нагибин)

-Прочитайте текст. О чём он? Какие слова вам непонятны? Кто знает, что такое «терраса»?

-Найдите значение слова в словаре. (Один ученик читает определение по толковому словарю, задача остальных - внимательно прослушать и выделить главные слова в определении; второй ученик – работает с этимологическим словарем.)

(Терраса – от фр. «терра» - «земля». 1. Летняя открытая (без стен) пристройка к дому, зданию (Крытая терраса. Застеклённая терраса.) 2. Горизонтальный уступ на поверхности земли (на склонах, скатах) в ряду других подобных, площадка. Берег спускается террасами.)

Делаются соответствующие записи в словарике. Демонстрируются изображения террасы на слайдах.

-В каком значении слово употребляется в тексте? Подберите синонимы (веранда, пристройка). Обращается внимание на правописание слова. Составляются словосочетания и предложения с данным словом.

2. Упражнения в нахождении грамматической основы.

-Найдите в предложениях текста грамматические основы и выпишите их себе в тетрадь. (Гроза прошла. Градины ложились. Гроза утихла.) Объясните, как нашли основы, чем выражены подлежащее и сказуемое? Что же такое сказуемое? Чем чаще всего выражается?

3. Способы выражения сказуемого.

-А как вы думаете, может ли сказуемое быть выражено не только глаголом, но и другими частями речи?

-Перед вами еще один текст. Прочитайте его. Определите его тему, тип речи.

Ранняя осень – прекрасная пора. Я люблю в такие дни пить чай на открытой террасе. Дни тихие, солнечные. Небо над головой голубое. Полдни светлы и погожи. Прозрачен воздух. Даль чиста и светла. Ночи прохладны. Природа осенью – красота и здоровье.

-Найдите грамматические основы предложений. (Учащиеся рассуждают вслух.)

-Почему возникли затруднения? (Нельзя задать вопрос «что делает?», нет глаголов.)

-Найдите подлежащее в предложении. Что нам известно о подлежащем? Какой вопрос можно задать? (Кто? Что?)

-А теперь найдём сказуемое. Что нам известно о подлежащем? Какие вопросы к сказуемому здесь уместны? (Что такое? Каковы? Какие? И т.д.)

-Какой частью речи выражено сказуемое? (Обращается внимание на то, что прилагательное, являющееся сказуемым, стоит после подлежащего.)

-Давайте попробуем самостоятельно составить рассказ о сказуемом. (Далее учащиеся читают теоретические сведенья в учебнике.)

4. Закрепление изученного. Составление таблицы о способах выражения сказуемого. Самостоятельное конструирование предложений.  

-Попробуем систематизировать наши знания о способах выражения сказуемого. Как мы можем это сделать? (Составить таблицу или схему.)

-Как можно составить таблицу?

Один из вариантов:

Глагол // Имя существительное // Имя прилагательное

-Попробуем заполнить таблицу самостоятельно составленными предложениями. (Работа в парах или группах.)

-Что было выполнять легко? Какие затруднения встретили? Что нужно сделать, чтобы работа по нахождению сказуемого, выраженного существительным или прилагательным, не вызывала трудностей? (Надо тренироваться, выполнять упражнения.)

5. Самостоятельная работа.

-Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выделите грамматические основы предложений, сверху укажите части речи.

-Какую отметку вы планируете получить за это задание?

Мы прибл…жались (к)лугам. Тайга р…дела. Л…СА сплошь хвойные. (В)одном мест… (на)просеку выдался Буг…рочек (с)черничником. Вкусна черника!

 

Взаимопроверка (слайд).

-Совпадает ли ваш результат с прогнозируемым? Почему? Что помогло успешно выполнить задание? Что, наоборот, помешало?

III. Контрольно-рефлексивный этап.

-Задайте самые важные вопросы по теме урока. (Что такое грамматическая основа, сказуемое? На какие вопросы отвечает сказуемое? Чем может быть выражено?)

Самооценка.

Продолжите фразы (слайд)

           Я хочу похвалить себя за…

           У меня сегодня получилось…

           Я сегодня узнала…

           Мне было интересно…

           Мне надо поработать над…

           Я ещё не понял…

           Я затрудняюсь…

-Удалось ли нам ответить на все вопросы, поставленные в начале урока?

-Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление отметок.

IV. Домашнее задание: выучить теоретические сведения по учебнику.

1 уровень: выполнить упражнение учебника (Вставьте пропущенные глаголы-сказуемые, учитывая ситуации речи, описанные в предложениях.)

2 уровень: дополнить составленную на уроке таблицу. Предложения либо составить самим, либо подобрать из различных источников (не забудьте указать автора.)

3 уровень: составьте небольшой текст (5-7 предложений) на тему «Поздней осенью в лесу (в поле, в саду)», постарайтесь, чтобы сказуемые в предложениях были выражены разными частями речи.

 

 

Русский язык. 5 класс.

«Глагол как часть речи»

Тип урока по основной дидактической цели: вводный (повторение пройденного и начало изучения нового материала по теме «Глагол как часть речи»).

Цели урока:

-развивать речь обучающихся, логическое мышление, коммуникативные навыки;

-обобщить и расширить изученные ранее знания по теме «Глагол»;

Задачи:

-развивать умение давать самооценку своей деятельности;

-самостоятельно определять свои знания/незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе;

-повторить материал по теме «Знаки препинания в сложном предложении».

Планируемые результаты обучения (УУД)

предметные

метапредметные

личностные

Знать, что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает, каким членом предложения является; соотносить действия с теми явлениями, которые обозначает глагол; развивать навыки постановки знаков препинания в сложном предложении

Познавательные УУД:

Уметь ставить и решать проблемы;

Регулятивные: уметь ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: уметь работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владеть разными формами речи

Осознавать значимость самоуважения, уважения личности человека, его достоинств; воспитывать нравственные качества

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворный урок русского языка. Что можно делать под эту музыку? (Танцевать, веселиться, плясать, петь, двигаться.)

-Какие части речи вы назвали? (Глаголы.)

-Кто из вас догадался, какую же тему мы сегодня будем изучать на уроке? (Глагол как часть речи.)

Целеполагание. Мотивация

-Прочитаем текст. Это слова русского писателя А.Югова.

Глагол – самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!

-Как вы понимаете их смысл? (Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.)  

-Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.

Сформулируйте цель урока. На листочках в первой колонке отметьте галочкой, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.

Мои цели на уроке

Узнать, какие явления, помимо действия, может означать глагол

Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол

Узнать, каким членом предложения может быть глагол

Повторить постановку знаков препинания в сложных предложениях

Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле

Пополнить свой словарный запас

Отдохнуть на уроке

-Назовите мне те цели, которые вы поставили перед собой. (2-3 ученика зачитывают поставленные цели.)

Актуализация знаний

I. Работа с текстом.

-Я предлагаю вам прочитать текст (на экране.)

Весна голосов…Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках – теньканье, посвисты, невнятное щебетание. Под снегом в лощине течёт, булькает вода.

Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжёлый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь её приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох – оседает под солнцем последний снег.

(В. Песков)

-Определите тему, основную мысль текста. В каком предложении она выражена?

-Какими словами автор передаёт музыку, звуки весны? (Глаголами: кричат, заливается, булькает; существительными: теньканье, посвисты, щебетанье, свист, шорох.)

Запишите эти слова в два столбика:

                    Существительные                                                     Глаголы

-Что общего в их значения и в чём разница? (Обозначают действие, но существительные обозначают действие как предмет.)

-Докажите, что это слова различных частей речи.

-Выпишите из текста глаголы, обозначающие динамику, движение пробуждающейся природы, состояния человека.

-Выделите в словах этого столбика окончания, укажите спряжение глаголов.

-В каких случаях спряжение определяется по окончанию? (Когда окончание находится под ударением.)

-В каких случаях для определения спряжения глагол надо поставить в начальную форму? (Когда окончание находится в безударном положении.)

-Итак, что же такое глагол? Сформулируйте правило. Вспомните, что вы уже знали о глаголе и что узнали сейчас. (Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? Обозначает действие предмета, состояние, процесс речи и мысли, проявление или изменение признака, взаимоотношения, движение, различные звуковые явления и т.д.)

-А теперь давайте прочитаем правило из учебника и посмотрим, правы ли вы были.

Отвечая на вопрос, ученики отмечают, что они сказали больше, чем дано в правиле.

II. Развитие словарного запаса.

Работа в парах.

-На доске записаны только имена существительные. Образуйте от них глаголы, объясните их значение. Как вы будете выполнять задание? Что для этого надо помнить? Что вам поможет?

                              Гнев-

                              Улыбка-

                             Испуг-

                             Тревога-

                             Радость-

                             Стыд-

                             Смех-  

Самопроверка. (Правильный ответ на экране.)

Гнев – гневаться – чувствовать сильное возмущение, негодование;

Улыбка – улыбаться – испытывать радость;

Испуг – испугаться – испытать страх;

Тревога – тревожиться – испытывать тревогу;

Радость – радоваться – ощутить большое душевное удовлетворение;

Стыд – стыдиться – почувствовать сильное смущение от сознания предосудительного поступка;

Смех – смеяться – выражать радость;

Физкультминутка

III. Групповая работа.

Задание: прочитайте текст (на экране). Озаглавьте. Определите тему, идею текста.

(На)ступила ноч… в л…су.

По ств…лам и суч…ям толстых д…рев…ев (по)стукива…т м…ро… хлопьями осыпа…тся лёгкий с…р…бристый ин…й. В тёмн…м высок…м неб… видимо-невидимо рассыпались яркие зимние звёзды.

Тихо, бе…звучно в зимн…м л…су и на л…сных снежныхп…лянах.

Но и в м…розн… зимн… ночи пр…д…лжается в л…су скрытая ж…знь. По алмазной скатерт… сн…гов пр…б…гаю тлё…кие ласки охотятся за мышами хорьки бе…шумно пр…л…тают над снежн… сугробами совы. Как сказочный ч…совой, уселся на гол…м суку г…л…вастый с…венок, в н…чной темноте он один соыш…т и вид…т, как идёт в зимн…м л…су скрытая от людей ж…знь.

(И. Соколов-Микитов)

-Спишите текст. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и обозначьте орфограммы. Как вы это будете делать?

-Найдите в тексте и выпишите несколько примеров метафор, эпитетов, сравнений.

-Определите время глаголов.

-Выпишите из текста выделенное предложение и произведите его синтаксический разбор.

Проверка. Каждая группа оценивает работу другой группы.

Творческое задание с последующей самопроверкой

-Напишите сочинение-миниатюру «Весна идёт!», используя глаголы различных значений. (Лучшие работы зачитываются.)

-Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока. Согласны ли вы с мнением А. Югова? Так что же такое глагол?

Рефлексия

-Возьмите, пожалуйста, листочки. В начале урока в левой колонке вы отмечали свои цели, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. Посмотрите, всё ли у вас получилось сегодня? А может, вы узнали больше, чем намечали? (Несколько обучающихся зачитывают свои результаты.)

-Были ли на уроке положительные эмоции? Покажите свое настроение при помощи мимики.

Домашнее задание

Домашнее задание дается на выбор (разный уровень сложности):

-Прочитать соответствующий § учебника.

-Выписать глаголы из текста, с которыми работали на уроке, и распределить их по тем явлениям, которые они обозначают.

-Написать сочинение-миниатюру «Глагол – знакомый незнакомец», используя всё то, что вы знали и чему научились на сегодняшнем уроке.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскомуязыку для 11 класса по программе Н.Г.Гольцовой

КТП по русскому языку для 11 класса составлено на основе программы Н.Г.Гольцовой (34ч.)...

Зачёты по русскомуязыку

Данные самостоятельные работы и зачёты помогут проверить знания учащихся по изученным темам....