Применение технологии проектного обучения на уроках русского языка (Тема «Причастие»)
проект по русскому языку (7 класс) по теме
Применение технологии проектного обучения
на уроках русского языка
(Тема «Причастие»)
Учебный творческий проект—это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя. В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.
Целью применения технологии проектного обучения на уроках русского языка является создание содержательных и организационных условий для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя, своего места в мире, понимания других людей и закономерностей окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota.doc | 225.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
Применение технологии проектного обучения
на уроках русского языка
(Тема «Причастие»)
Шекозешевой Фатимы Бечмизовны
учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ №3 а.Егерухай
Егерухай, 2015г
Оглавление
1.Введение Методическая целесообразность использования технологии проектного обучения на уроках русского языка…………………………………………………………...…
2.Основная часть Описание опыта внедрения технологии проектного обучения в классно- урочную систему.
Методический паспорт учебного проекта по русскому языку для учащихся 7 класса по теме «Причастие» Проблема эффективности реализации проекта
3.Заключение Преимущества и недостатки применения технологии проектного обучения на уроках русского языка.
4.Список литературы
5.Приложения 1-7
Применение технологии проектного обучения на уроках русского языка
1.Методическая целесообразность использования технологии проектного обучения на уроках русского языка.
Технология проектного обучения позволяет обеспечить построение индивидуальных образовательных траекторий как средства формирования готовности учащихся к жизненному самоопределению, способствует решению задачи формирования человека, умеющего жить и успешно взаимодействовать с другими людьми в динамично изменяющемся мире.
Проект в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогом условиях, которые дают ребенку возможность действовать самостоятельно, получать результат, но в безопасных условиях.
Учебный творческий проект—это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя. В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.
Целью применения технологии проектного обучения на уроках русского языка является создание содержательных и организационных условий для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя, своего места в мире, понимания других людей и закономерностей окружающего мира.
Реализовать данную цель в практических условиях помогает решение следующих педагогических задач:
- развитие самостоятельного, персонифицированного мышления школьника посредством интерактивного включения учащегося в образовательный процесс;
- включение ребенка в культурную среду, созданную человечеством, овладение языком культуры;
- формирование умений, полезных в социальном общении, создание благоприятных условий для развития креативности детей;
- воспитание ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в современной социокультурной ситуации;
- формирование мотивации школьника к саморазвитию;
- развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую и исследовательскую деятельность.
Одной из наиболее сложных для изучения тем по орфографии в курсе русского языка для 7 класса является «Причастие». Многолетний опыт работы показывает, что учащиеся испытывают огромные трудности при освоении данной темы. Материал заучивается, воспроизводится, однако вскоре «бесследно выветривается из детских голов», и практически каждый год приходится изыскивать возможности дублирования этой темы.
Эту задачу успешно можно решить при помощи технологии проектного обучения. Однако возникает целый ряд вопросов:
- как встроить проектную деятельность в жесткие рамки классно-урочной системы?
- Как определить критерии оценивания деятельности учащихся во время проекта?
- Как замотивировать учеников на выполнение проекта?
- Индивидуальные проекты или групповые дадут наибольший эффект?
Внешней мотивацией участия в проекте «Причастие» для учащихся 7 класса послужило то, что проект был использован в качестве нетрадиционной формы подготовки к контрольному зачету по окончании изучения одноименной темы по предмету. Наиболее целесообразно дробление курса на 2 части:
- дидактоцентрическую (традиционное освоение знаний),
- личностно-деятельностную (закрепление умений и навыков через реализацию проекта).
Для того чтобы работа была более продуктивна, перед началом проектной деятельности был проведен анализ проблемных зон по теме. Учащимся было предложено заполнить следующую таблицу:
№п/п | Темы, которые я понимаю | Перспективы успеха |
1. | НЕ с причастием | Получу 5 за зачет, может, и в четверти |
2. | Причастный оборот | Обрадую родителей, что-нибудь подарят |
3. | Причастие как часть речи | Приятно быть грамотным |
№п/п | Темы, которые я не понимаю | Ожидаемые угрозы |
1. | Н/НН в причастии | Получу 2 за зачет, испорчу все оценки |
2. | Краткое причастие/прилаг. | Родители расстроятся, будут злиться |
3. | Строение причастия | Кое-кто будет смеяться, неприятно |
Анализ помог определиться с темами, вызывающими наибольшее затруднение у ребят, и выявить проблемные зоны в усвоении теоретического материала (см. приложение №1). После анализа заполненных таблиц стало понятно, что наиболее эффективно можно построить работу в группах, реализуя принцип взаимопомощи: 2 ученика, хорошо усвоившие учебный материал, + 2 ученика, слабо разобравшиеся в теме. В рамках сотрудничества «сильные» помогают «слабым» восстановить пробелы в знаниях. В ходе 1 урока по реализации проекта «Причастие» учитель сообщает учащимся результаты анализа, предлагает в качестве закрепления материала и подготовки к зачету выполнить следующий проект, объясняет тему, цели и общий план работы.
Проектная деятельность направлена на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, определение и анализ способов решения проблемы, постановка цели, планирование деятельности. Перечисленные способы деятельности являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для формирования ключевых компетенций учащихся по разрешению проблем.
Оформление результатов деятельности проводится в домашних условиях из-за ограниченности временного ресурса. Однако это имеет свои положительные стороны: позволяет выполнить проект на высоком качественном и оформительском уровне и получить при необходимости дополнительную консультацию или доступ к дополнительным информационным ресурсам (библиотека, интернет).
На 2 уроке организуется презентация творческих работ учащихся. Выступающий член команды во время презентации должен объяснить аудитории изученную проблему, задачи работы, содержание схемы и выводы по теме, а слушатели – заполнить карты (каждый ученик самостоятельно). Очередность выступлений была оговорена предварительно и зависела от темы выступления группы:
- Причастие как часть речи;
- Строение причастия;
- Отличие краткого причастия от краткого прилагательного;
- Причастный оборот;
- Не с причастием;
- Н/НН в причастии.
За доклад выставляется индивидуальная оценка, которая при условии успешной защиты может быть засчитана в качестве зачетной. Учащимся было предложено также определить внутри группы ученика, которого можно рекомендовать освободить от зачета в качестве поощрения. Это стало дополнительным стимулом для продуктивной работы команд.
Коллективная дискуссия была организована на основе анкеты участника проекта (см. приложение №2), которая была выдана учащимся предварительно, и анализа реализации группового плана действий . Структура и регламент дискуссии были заранее четко определены:
- Самоанализ группы на основе анкеты участника проекта, предварительное оценивание процесса и результатов собственной деятельности. Деятельность каждого участника группы оценивается индивидуально. Выступает один человек от группы, регламент – 2 минуты.
- Выступление представителя группы, выбранной (самостоятельно) в качестве эксперта: вопросы, комментарий к самоанализу и докладу, итоговое оценивание. Регламент – 1 минута.
Оставшиеся в резерве 9 минут урока используются для подведения общих итогов проектной деятельности учителем и инструктажа по выполнению домашнего задания (подготовка к теоретическому зачету, исправление ошибок и недочетов проекта).
Подводя итоги по работе над проектом, можно сказать, что внедрение проектной деятельности в образовательный процесс помогло повысить уровень информационной культуры и усилить мотивацию учащихся к процессу обучения.
Проект по русскому языку по теме «Причастие- «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»»
В.И.Даль «Толковый словарь
живого великорусского языка»
Предмет: русский язык
Класс: 7
Типология проекта: информационно-исследовательский (двухчастный)
Резюме: проект направлен на формирование системы знаний учащихся по теме «Причастие», обучение навыкам социальной деятельности (самостоятельной работы, планирования и прогнозирования, поиска, обработки и создания информационного материала), развитие коммуникативных навыков, повышение познавательной активности через использование технологии проектного обучения.
1 часть.
Основополагающий вопрос:
«В чем заключается проблема определения причастия как части речи»?
Педагогические проблемы и потребности: сложность и неоднозначность информационного поля по теме, недостаточный уровень навыков самостоятельной работы учащихся, слабая обеспеченность учебного процесса наглядными пособиями.
Цели.
Образовательные:
обобщающее повторение изученного по теме «Причастие» материала, закрепление полученных теоретических знаний;
развивающие:
активизация исследовательского и логического мышления; развитие информационной культуры, коммуникативных навыков; повышение мотивации к изучению темы;
воспитательные:
формирование интеллектуально-познавательной компетентности, навыков командной работы; воспитание бережного отношения к русскому языку.
Количество часов: 2
Структура проекта:
Проблемный вопрос | Темы исследования |
1.Как определить причастие? | Причастие как часть речи (кластер) |
2.Как образуется причастие? | Строение причастия (кластер) |
3.Как отличить причастие от отглагольного прилагательного? | Правописание -нн- в причастиях (кластер) |
4.Как писать не с причастием? | Правописание НЕ с причастием (кластер) |
5.Как отличить краткое причастие от полного? | Две формы причастия (кластер) |
6.Как отличить краткое причастие от краткого отглагольного прилагательного? | Краткая форма причастия и прилагательного (кластер) |
Этапы реализации проекта:
Прблема эффективности реализации проекта
Разработка критериев для оценки результатов деятельности учащихся – один из самых важных аспектов планирования и организации учебного проекта. Важность его определяется не только тем, что они являются инструментом измерения соответствия результатов проекта его целям, задачам и, в конечном счете, определяют эффективность проекта. А в большей степени тем, что являются инструментом управления деятельностью учащихся, теми ориентирами, которые позволяют направлять эту деятельность и достигать максимальной эффективности исследования.
Критерий – это признак, на основании которого производится оценка, суждение. Основные этапы работы по формированию критериев.
1. Постановка цели проекта.
2. Определение формируемых компетентностей.
3. Постановка дидактических задач.
4. Определение ключевых положений представления исследования (выделение уровней компетентностей, в том числе представлений, знаний, умений, а так же соответствие полученного результата цели и задачам проекта).
5. Формализация ключевых положений и определение требований.
6. Формулирование критериев.
7. Оформление критериев оценки.
Каждый учитель, приступая к реализации проектной деятельности сам определяет оптимальное соотношение времени, отводимого на традиционную классно-урочную и на проектную деятельность. Но независимо от вариантов, роль системообразующего фактора всегда сохраняется за уроком.
Список литературы
1.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - 13 изд. – М.: Просвещение, 2006 .
2.Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы.-1995.-№6
3.Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М: Народное образование, 2001.-128с.
4.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - Москва, 1996.
5.Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование.-2001. -240с.
6..Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - Москва: «Гном и Д», 2001.
7.Шматуха В.А.,Швецова С.В. Личностно-ориентированное обучение как средство оптимизации взаимодействия в системе «Педагог-Учащийся» // Учебный год.-2005.-«2.-С.3-
Нормативные документы:
1. СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
www.ed.gov.ru
- 2. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ www.ed.gov.ru
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. О преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования. www.ed.gov.ru
Приложение №1
№ Урока | Поурочное планирование по теме «Причастие» по русскому языку в 7 классе | ||
1. | Причастие как часть речи | ||
2-3. | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | ||
4. | Причастный оборот, выделение причастного оборота запятыми | ||
5. | Действительные и страдательные причастия | ||
6. | Краткие и полные страдательные причастия | ||
7-8. | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | ||
9. | Действительные причастия прошедшего времени | ||
10-11. | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | ||
12. | Страдательные причастия прошедшего времени | ||
13. | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях | ||
14-15. | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных | ||
16-17. | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных | ||
18. | Морфологический разбор причастия | ||
19-20. | Слитное и раздельное написание не с причастиями | ||
21. | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий | ||
22-23. | Проектная деятельность. Реализация проекта по теме «Причастие»: урок-исследование и урок-презентация | ||
24. | Теоретический зачет по теме «Причастие» в виде проекта «Научное сочинение» | ||
25. | Контрольный тест | ||
26. | Работа над ошибками, допущенными в контрольном тесте | ||
27. | Контрольный диктант |
Приложение №2Анализ проблемных зон по теме «Причастие» (7 класс)
№п/п | Тема | Усвоили хорошо | Испытывают трудности | Сложно сказать |
1. | Причастие как часть речи | Батышева Д Енамукова З | Бжецева С | |
2. | Строение причастия | Дагужиева Д Хапиштова | Кучмезов Н. | |
3. | Краткая форма причастия и прилагательного | Брафтова М. | Болокова С. | Дачев М. |
4. | Не с причастием | Воркожоков А., | Тхаркахов Д. | Айтеков А. |
5. | Н/нн в причастии | Пухов Д. Чужева Д. | Айтеков К., Канокова С. | |
6. | 2 формы причастия | Чужева Д | Пухова Д. |
Приложение№3
Групповой план действий
№п/п | Действия | Комментарий |
1. | Распределение обязанностей | |
2. | Формулировка проблемного вопроса | |
3. | Определение источников информации | |
4. | Обобщение информации в схеме | |
5. | Оформление работы | |
6. | Подготовка выступления | |
7. | Самоанализ | |
8. | Вопросы, трудности |
Приложение №4
Анкета участника проекта
- Что нового вы узнали во время работы над проектом?
- Какие рекомендации вы могли бы дать другим участникам проекта?
- Какие сложности возникли во время выполнения проекта?
- Кто в группе выступил в роли лидера?
- Случались ли во время выполнения проекта конфликтные ситуации в группе?
- В чем заключается опасность конфликтов в условиях командной работы?
- Удалось ли использовать все возможности группы?
- Легко ли вам было оценивать работы товарищей?
- Какую оценку вы бы рекомендовали поставить своей группе? Аргументируйте свой ответ.
- Что бы вы назвали своим успехом, достигнутым в ходе проекта?
- Слаженно ли работала ваша группа?
- Как распределялись обязанности в вашей группе?
- Хотелось ли кому-то поменять свои обязанности, пробовал ли он это сделать?
- Должны ли в команде все действовать и рассуждать одинаково?
- Всегда ли команда лучших друзей наиболее эффективна?
- Члены команды соперничали или сотрудничали друг с другом?
- Что вам понравилось в выступлениях одноклассников?
- Сложно ли было выступать перед аудиторией?
- Что бы вы изменили в своей презентации?
- Какой вопрос аудитории показался вам наиболее интересным?
Приложение №5
Плана самоанализа урока-проекта
1.Каковы цели и задачи урока, насколько они были реализованы?
2.К какому типу относится проект, почему?
3.На сколько уроков был рассчитан проект, почему?
4.Какие этапы проект были представлены на уроке?
5.Насколько четко была структурирована деятельность учащихся?
6.Какие исследовательские методы использовались в работе, на каких этапах?
7.Какова степень самостоятельности учащихся?
8.Как учитывались индивидуальные особенности учащихся?
9.Какие межпредметные связи удалось реализовать в ходе проекта?
10.Использовались ли современные информационные технологии?
11.Какова актуальность и значимость проблемы, лежащей в основе проекта?
12.Насколько грамотно были сформулированы гипотезы проекта?
13.Достаточна ли глубина анализа проблемы учащимися?
14.В чем продвинулись учащиеся в ходе реализации проекта?
15.Достигнуты ли в ходе выполнения проекта поставленные цели?
16.Преимущества и недостатки использования технологии проектного обучения при изучении данной темы?
17.Какой из этапов проекта оказался наиболее трудным для ребят и почему?
18.Что в следующий раз стоит сделать по-другому и почему?
Приложение №6
Работа в ходе реализации
проекта по русскому языку
1.Причастие как часть речи
2.Строение причастия
3.Правописание -нн-/-н- в причастиях
4.Не с причастиями
5.Две формы причастия
6.Краткая форма причастия и прилагательного
Приложение №6
Контрольный тест по русскому языку по теме «Причастие» в 7 классе
1.Цель: проверить усвоение базовых понятий и умений по теме «Причастие».
2.Время выполнения: 45 минут
3. Структура теста:
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Уровень | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Баллы | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 |
4.Содержание теста:
- грамматические признаки причастия;
- гласные перед –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных;
- краткие причастия и краткие прилагательные;
- морфемика причастий;
- н- и –нн- в отглагольных прилагательных и причастиях;
- не с причастиями и прилагательными;
- знаки препинания при причастном обороте;
- употребления причастий в речи;
- различие отыменных, отглагольных прилагательных и причастий.
5.Норма оценки:
Отметка | «3» | «4» | «5» |
Обязательная часть | 6 баллов | 7 баллов | 9 баллов |
Дополнительная часть | _ | 5 баллов | 6 баллов |
1 вариант
Обязательная часть
1.Найдите словосочетание причастие + существительное (главное слово):
А. Ледяное поле
Б. Грохочущие волны
В. Причудливые горы
Г. Живая природа
2.Укажите словосочетание причастие (главное слово) + существительное:
А. Успокоившиеся волны
Б. Ломающиеся глыбы
В. Просыпающийся мир
Г. Озаренные солнцем
3.Укажите суффиксы страдательных причастий настоящего времени:
А. –нн-,-енн-
Б. –ш-,-вш-
В. -ом-,-им-
Г. -ащ-,-ущ-
4.В каком случае следует писать суффикс –ащ-?
А. Рису…щий ребенок
Б. Леч…щий врач
В. Стел…щийся дым
Г. Кол…щий предмет
5.В каком случае следует писать Е?
А. Нач…тый рассказ
Б. Увеш…нная орденами грудь
В. Бор…щийся народ
Г. Удосто…нный награды ветеран
6. В суффиксе какого слова не следует писать –НН-?
А. Купле…ный календарь
Б. Пушка заряже…на
В. Слома…ный карандаш
Г. Невымоще…ная улица
7. В каком сочетании НЕ пишется слитно?
А. (Не)прекращающийся дождь
Б. (Не)покрытая снегом земля
В. Комната (не)освещена
Г. (Не)исследованная, а дикая тайга
8. Для какого из подчеркнутых слов в словосочетаниях А-Г верно указаны грамматические признаки?
А. Расклеенные афиши – страдательное причастие прошедшего времени
Б. Гуляющий по бульвару – имя прилагательное
В. Путаный след – действительное причастие настоящего времени
Г. Улетевшие птицы – действительное причастие
настоящего времени
9. Найдите слово, в суффиксе которого пишется Е:
А. Лиш…нный
Б. Шапч…нка
В. Камыш…вый
Г. Морж…вый
10. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?
А. Я смотрел на пруд, залитый лунным светом.
Б. Кое-где виднеются брошенные в яркую зелень черные зеркала воды.
В. По степи, не успевшей остыть за ночь, уже тянет опять теплый ветер.
Г. Обширна и многообразна, родившая нас степь.
Дополнительная часть
11. (2 балла) От какого глагола можно образовать страдательные причастия прошедшего времени?
А. Сидеть
Б. Вырасти
В. Сгореть
Г. Гнать
12. (2 балла) В каких предложениях нарушены литературные нормы? Запишите переделанные предложения.
А. Мы вышли на лужайку, поросшую камышами и осокой.
Б. Состав играющих хоккеистов за «Динамо» сегодня несколько изменен.
В. Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на высоте «830».
13. (3 балла) Спишите, расставляя знаки препинания.
А. Жителям села пострадавшим от наводнения была оказана помощь.
Б. На вопрос заданный мною я получил исчерпывающий ответ.
В. Размытая и разрушенная плотина мельницы представляла жалкое зрелище.
14. (2 балла) Перестройте предложение: распространенное определение поставьте после определяемого слова. Запишите полученное предложение.
По установившейся традиции в нашей стране 1 сентября отмечается День знаний.
2 вариант
Обязательная часть
1.Найдите словосочетание причастие + существительное (главное слово):
А. Колеблющийся свет
Б. Небесный свод
В. Мерцающие звезды
Г. Сверкающий снег
2. Укажите словосочетание причастие (главное слово) + существительное:
А. Грохочущие волны
Б. Желтеющие нивы
В. Затихшие дети
Г. Возмущенные обманом
3. Укажите суффиксы действительных причастий прошедшего времени:
А. –нн-,-енн-
Б. –ш-,-вш-
В. -ом-,-им-
Г. -ащ-,-ущ-
4. В каком случае следует писать суффикс –ящ-?
А. Ненавид…щий взгляд
Б. Сверка…щий снег
В. Сгуща…щиеся облака
Г. Колыш…щийся камыш
5. В каком случае следует писать Е?
А. Брош…нный дом
Б. Уход…щий год
В. Рассказ…нный эпизод
Г. Сража…щийся воин
6. В суффиксе какого слова не следует писать –НН-?
А. Пече…ный в золе картофель
Б. Стекла выставле…ны
В. Непогаше…ная известь
Г. Прочита…ная книга
7. В каком сочетании НЕ пишется слитно?
А. (Не)греющее солнце
Б. (Не)смолкающие до ночи сверчки
В. (Не)замерзшая, а по-прежнему бегущая девочка
Г. Рабочие (не)сокращены
8. Для какого из подчеркнутых слов в словосочетаниях А-Г верно указаны грамматические признаки?
А. Потерявший книгу – страдательное причастие настоящего времени
Б. Тающий снег – имя прилагательное
В. Вязаный платок – действительное причастие настоящего времени
Г. Забытая книга – действительное причастие прошедшего времени
9. Найдите слово, в суффиксе которого пишется О:
А. Лавч…нка
Б. Ландыш…вый
В. Освещ…нный
Г. Луч…вой
10.В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?
А. Траву скошенную, но еще не высушенную, сгребли в копны.
Б. Каждый звук, шорох птицы, шелест упавшего листа кажется громким.
В. Окруженное легкой мутью, показалось багровое солнце.
Г. Огни, мерцавшие в окнах, слабо освещали дорогу.
Дополнительная часть
11. (2 балла) От какого глагола нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени?
А. Сказать
Б. Решить
В. Читать
Г. Видеть
12. (2 балла) В каких предложениях нарушены литературные нормы? Запишите переделанные предложения.
А. Ветер свирепствовавший срывал всю ночь с деревьев сухие листья.
Б. Между колесами телег, полузавешенных коврами, горит огонь.
В. По независящим причинам от центрального телевидения мы не можем продолжить передачу.
13. (3 балла) Спишите, расставляя знаки препинания.
А. В домике стоящем на окраине Клина находится музей Петра Ильича Чайковского.
Б. Материалы собранные в музее говорят об огромной напряженной работе Чайковского.
В. Созданные великим композитором оперы знают и любят во всем мире.
14. (2 балла) Перестройте предложение: распространенное определение поставьте после определяемого слова. Запишите полученное предложение.
Борющийся с бурей пловец приближался к берегу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы "Применение технологии проектного обучения на уроках истории и во внеурочное время"
В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков а также опыт самостоятельной де...
Формирование универсальных учебных действий через применение технологии проектного обучения на уроке ОБЖ в образовательном учреждении
В материале раскрывается тема формирования УУД на уроках ОБЖ...
Применение технологии проектного обучения на уроках Искусства (МХК), литературы
Материал представляет собой отчёт о применении на занятиях дисциплин "Искусство (МХК)", "Литература" технологии проектного обучения (метода проектов)....
Применение технологии проектного обучения на уроках русского языка (Тема «Причастие»)
Применение технологии проектного обученияна уроках русского языка...
Описание опыта работы. Применение технологии проектного обучения на уроках истории и обществознания
Технология проектного обучения на уроках истории и обществознания...
Практика применения технологии проектного обучения на уроках физической культуры.
В ситатье представлен опыт применения проектной технологии в физкультурной деятельности на примере урока физической культуры по теме "Гимнастика"....
Применение технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей
В данной статье представлен опыт применения технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей...