Части речи в таблицах. ОЧЕНЬ УДОБНО!
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему
Из таких таблиц состоит учебное портфолио моих учеников. Очень удобно, если нужно повторить какую-нибудь тему, не рыться в учебнике, а открыть удобную папку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagol.docx | 29.11 КБ |
mestoimenie.docx | 17.93 КБ |
sushchestvitelnoe.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Глагол
(Обозначает действие предмета, явление, состояние.)
Постоянные морфологические признаки глагола
Спряжение
1 спряжение 2 спряжение
(НЕ на ИТЬ + (на ИТЬ + 11 брить, стелить исключений:
зиждиться) Гнать, держать, дышать, слышать.
Смотреть, видеть, ненавидеть,
терпеть, зависеть, обидеть,
вертеть.
Возвратность (есть –СЬ, -СЯ)
Вид
Совершенный Несовершенный
(Что Сделать?) (Что делать?)
Переходность
Переходный Непереходный
( глагол+Кого? Что?) (невозможно поставить
Вопрос Кого? Что?)
Непостоянные морфологические признаки глагола
Наклонение
Изъявительное
Повелительное
Условное
Изменяется по временам
Образуется с помощью суффикса И. Изменяется по числам (рубИ , рубИ те )
глагол + БЫ (сделал бы)
Настоящее
Только у глаголов НСВ
(прыгаю, поднимаю, мечтаю)
Будущее
Простое у глаголав СВ
Составное у глаголов НСВ
(Полечу, буду летать, обниму, буду обнимать)
Прошедшее
Образуется с помощью суффикса Л или без суффикса
летаЛа, готовиЛа , складываЛ
Изменяются по ЛИЦАМ и числам
(я лечу, ты летишь, он летит, мы летим, вы летите, они летят)
Изменяются по числам и РОДАМ
Порядок морфологического разбора
прилагательного
Часть речи, значение.
- Начальная форма (что делать? Что сделать?)
- Пост. призн.: спряжение, вид, переходность, возвратность.
Непост.призн: число, род (прош.вр.), лицо (наст., буд.время)
- Синтаксическая роль.
Ошибкоопасные формы.
- Образование личных форм:
Ошибочно!!! | Правильно |
попробоваем, полоскаю, махаю, хочут | попробуем, полощу, машу, хотят |
- Образование возвратных форм:
Ошибочно!!! | Правильно |
встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся | встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся, а -сь), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом - грубая ошибка!!!). |
3. Образование форм повелительного наклонения:
Ошибочно!!! | Правильно |
ехай, едь, поехай, поедь, махай, разъехайтесь, высыпь, поклади, положь, покупи, ляжь | поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, высыпи, положи, купи, ляг. |
4. Образование формы 1 лица от глаголов, этих форм не имеющих:
Ошибочно!!! | Правильно |
победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду. | не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч. |
4. Склонение глагола ВЫЗДОРОВЕТЬ.
Ошибочно!!! | Правильно |
Выздоровлю, выздоровим выздоровишь, выздоровите, выздоровит, выздоровят. | Выздоровею, выздоровеем, выздоровеешь, выздоровеете, выздоровеет, выздоровеют |
Предварительный просмотр:
Местоимение
предмет (он, некто)
Значение указывает на признак (мой, этот)
Количество (столько, несколько)
Разряды местоимений и их морфологические признаки
1.Личные местоимения
(изменяются по падежам и числам, местоимение ОН – по родам)
1л. –Я(меня, мной, обо мне) 1л. –МЫ(нас, нам, нами,)
2л. – Ты (тебя, тебе, тобой) 2л. –ВЫ(вас, вам, вами)
3л. - Он, ОНА,ОНО (ему, 3л. –ОНИ(их, им, ими, о них)
его, о нём, её, ей, о ней)
2.Возвратное
СЕБЯ – не имеет им. падежа.
(собой, себе, о себе)
3.Вопросительные Кто хорошо учится? Что вы купили? Какой костюм красивее? Чей это велосипед? Сколько он стоит? Который час? Каков будет ваш ответ? | 4.Относительные (Служат для связи двух предложений в составе сложного) В лагерь поедет тот, кто хорошо учится. Я не знаю, что вы купили. Трудно определить, какой костюм красивее. Непонятно, чей это велосипед. Скажите, сколько он стоит. Посмотрите, который час. | 5.Притяжательные Мой, твой, наш, ваш, свой (изменяются по родам, числам, падежам) Его, её, их Не изменяются!!! |
6.Неопределённые (относительные+-то,-либо, -нибудь, кое-, не) Кто-то, кое-кто, что-либо, по что-нибудь что-то, кое-что, падежам сколько-то, сколько-нибудь некто, нечто – не изменяются, какой-то, кое-какой, по родам, какой-либо, кое-чей, числам и чей-либо, падежам | 7.Отрицательные (относительные+ не, ни) Никто, ничто, нисколько – изменяются по падежам. Некого не имеют Нечего Им. падежа Никакой, изменяются по ничей, родам, числам падежам | 8.Указательные Тот, этот, такой – изм-ся по падежам, родам и числам Таков – не изм-ся по падежам. Столько – по падежам |
9.Определительные Весь, всякий, каждый, сам, самый, иной, любой, другой (Изменяются по родам, числам, падежам.) |
Морфологический разбор местоименя
Часть речи
1.Начальная форма (им.п, ед.ч)
2. Пост.призн – разряд,
Непост. призн. – падеж, род (если есть), число (если есть)
3. Синтаксическая роль.
Предварительный просмотр:
Имя существительное
Предмет : часы, книга, кот
Значение
Явление: снег, бег, вьюга
Вопрос: кто? Почтальон Печкин что? Деревня Простоквашино
Морфологические признаки
Постоянные
Нарицательные: Собственные –
Общие названия однородных предметов: название отдельных предметов,
деревня, собака, журнал, мальчик лиц: Простоквашино, Шарик, «Мурзилка», Фёдор.
Одушевлённые (кто?) Неодушевлённые (что?)
Во мн.ч совпадают Р.п и В.п Во мн.ч. совпадают В.п. и Им.п.
Вижу (кого? Что?) мальчиков Вижу (кого? Что?) автомобили
Нет (кого? Чего?) мальчиков Едут (кто? Что?) автомобили
Род
Мужской (он) | Женский (она) | Средний(оно) | общий |
Хвост, дом, дядя, | Мартышка, бабушка, пуговица | Солнце, дерево, зеркало, море. | Забияка, трудяга, врач, |
Склонение
1 скл | 2скл | 3скл | разносклоняемые | несклоняемые |
Ж.р и М.р на –а,-я | Ср.р и М.р. на –о,-е,- | Ж.р. - Ь на конце | Все на МЯ, путь | Шоссе, какаду, кофе, пюре |
Непостоянные
Падеж:
И.п(кто?что?)
Р.п(кого?чего?)
Д.п(кому?чему?)
В.п.(кого?что?)
Тв.п(кем?чем?)
П.п(о ком? о чем?)
Число
Единственное Множественное
Только
Единственное Множественное
(молоко, дружба, (каникулы, джинсы, чернила,
Москва, молодёжь) Альпы, сани, ножницы)
Разбор имени существительного
1.Часть речи.
2.Начальная форма (И.п.,ед.ч)
3. Постоянные признаки:собств./нариц., одуш./неодуш.,род, склонение. Непост.: падеж(задать вопрос от слова к слову), число.
4.Определить синт.роль (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство)
«Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова, и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». В.Г.Ветвицкий.
Запомни!
Образование мн.ч.:
инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры;
возрасты, выборы, порты, кремы, торты;
директора, инспектора, профессора, повара, сторожа;
округа, ордера, катера, отпуска.
Образование форм Р.п. мн.ч.:
помидоров, апельсинов, мандаринов, гольфов, носков;
пара полотенец, чулок, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, гольфов, валенок, яблок;
отряд солдат, гусар, партизан;
сто ампер, ватт, вольт;
много башен, басен, блюдец, раздумий.
Употребление существительных разного рода:
хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду;
стремительная гну (антилопа), страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь);
старый (город)Тбилиси, Сухуми, красивый евро;
широкая (река) Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ;
новое метро, кашне, пальто.
Употребление несклоняемых имён собственных:
Не изменяются:
На-ых, -их (Долгих),
На е, и, о, у, ы, э, ю (Пилипенко, Дюма)
Женские на согласный (Чех, Войнич)
Изменяются
Мужские на согласный (Чеху Максиму, Войничу Ивану)
издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко.
Роль существительнго в речи
-С. играет важную роль в речи, потому что именно оно называет предметы, которые нас окружают, лиц, явления. Без них невозможно создать полноценный текст. Именно на существительных чаще всего держится смысл текста;
-С. часто входит в грамматическую основу предложения и является подлежащим или сказуемым, а именно в грамматической основе заключён главный смысл предложения.
-С.можно назвать дирижёром грамматического оркестра, так как оно управляет формой слов: прилагательные, например, согласуются с ним в роде, числе и падеже. Сказуемое тоже «подстраивается под подлежащее, выраженное существительным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Части речи (таблицы)
Удобные в использовании таблицы, содержащие материал обо всех частях речи русского языка...
Обобщающие таблицы по частям речи
Обобщающие таблицы по частям речи и таблицы по орфографии....
Таблица "Не с различными частями речи"
Таблица "Не с различными частями речи"...
Таблицы-памятки в словарик по темам "Части речи", "Члены предложения"
Таблицы-памятки в словарик по темам "Части речи", "Члены предложения"...
Геохронологическая таблица в удобном формате для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
Учащимся трудно запомнить эры и периоды, а также соотносить складчатости с формами рельефа. Таблица выполнена в удобной форме: определяется состав геологических эпох и время горообразований. Цвет помо...
Таблица "Части речи в русском языке"
Таблица включает в себя сведения о всех частях речи русского языка....
Обобщающие таблицы по теме "Части речи"
Данные таблицы представляют собой обобщенный материал по частям речи. Вся необходимая информация представлена на двух страницах: на первой странице представлен материал о самостоятельных частях ...