Работа с текстом
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Работа с текстом. 5 класс
Цели: научиться правильно понимать текст,
находить тему и основную мысль,
выделять главную информацию в тексте.
Ход урока
- Оргмомент
На данном этапе ученики вместе с учителем пытаются сформулировать цель урока, обсуждают актуальность предложенной темы.
- Знакомство с текстом
Ученики получают карточки с текстом и заданиями. Первые 4 задания ученики выполняют устно, все вместе, остальные задания ребята делают письменно в тетрадях. В конце урока сдают выполненные задания.
(1) Вежливые сл…ва являются пр…обретением цивилизации. (2) Можно ли пре…ставить дикаря, с…дящего у костра и жующего полусырое мясо, который обращает…ся к соседу со словами: «Будьте так любезны, дайте мне, пожалуйста, вон ту большую кость. Благ…дарю вас, извините за беспокойство!» (3) Нет, нельзя. (4) Но если совреме(н, нн)ый человек не уп…требляет в своей речи вежливых слов, он тоже становится п…хожим на настоящего пещерного человека. (Г.Богданова, Г.Кириченко)
- Задания по тексту
- О чём этот текст? Какова его тема?
- Ребята, как мы определяем тему текста? Какой вопрос нам в этом поможет?
- В чём заключается основная мысль данного текста?
- Для начала давайте вспомним, что такое основная мысль? Чем она отличается от темы текста?
- Каков тип этого текста?
- Какие типы речи вы знаете? Расскажите про каждый тип речи. С какими видами искусств мы можем их соотнести? А бывают ли смешанные типы речи?
- В каком предложении есть этикетные слова? Назовите их.
- Что такое этикет? Для чего нужно соблюдать правила этикета? Нужно ли их соблюдать? Приведите примеры этикетных слов, которые вы используете в повседневной жизни.
- Сделайте синтаксический разбор предложения (1).
- Сделайте фонетический разбор слова являются.
- Разберите слово современный по составу.
- Сделайте морфологический разбор слова приобретением.
- Озаглавьте текст.
- Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните орфограммы.
- Подведение итогов. Рефлексия
«Дерево чувств»: в начале урока ученики получили по 3 листочка разного цвета (белый – ничего не понял, зелёный – всё усвоил, урок понравился, жёлтый – не всё понял, усвоил). В конце урока каждый ребёнок вешает один листок соответствующего настроению цвета на дерево.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)
Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...
Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"
Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).
Предложенная разработка может использована для подготовки одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....
Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"
Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...